kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Лекция по философии по теме: "Общество как система. Основные сферы жизни общества"

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕтодическая разработка соотвествует ФГОС СПО

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Лекция по философии по теме: "Общество как система. Основные сферы жизни общества"»

Философия

Урок № 17.

Раздел: Систематический курс.

Тема: Общество как система. Основные сферы жизни общества.

Цель: Изучить основы философских определений природы, её отличие живой от неживой природы.

Задачи:

(Образовательная) Рассмотреть основные понятия и направления общественной жизни;

(Развивающая) Определить и научить выявлять различия между основными сферами общества;

(Воспитательная) Способствовать воспитанию чувства патриотизма и причастности к своей Родине.

(Оборудование): учебник, тетрадь, маркер, доска, карта.

Тип урока: Комбинированный урок.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (3 минуты)

  2. Проверка домашнего задания: (20 минут)

-Понятие природы?

- Специфика философского подхода к исследованию природы?

- Роль природы в жизни общества?

3. Изучение нового материала. (50минут)

План

  1. Сущность сфер общества.

  2. Ценность жизни.

3. Природа и общество.

1. Сущность сфер общества.Общество — система деятельности и жизни людей, объединенных территорией проживания, эпохой, традициями и культурой.

Общество — форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

В обществе осуществляются различные по своему характеру и содержанию виды общественной деятельности: производственно-экономическая, социально-бытовая, политическая, религиозная, эстетическая и другие, которые имеют свое социальное пространство. В результате складываются различные сферы жизни общества: экономическая, социальная, политическая, духовная.

Экономическая сфера включает в себя производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Она выступает как экономическое пространство, в котором организуется хозяйственная жизнь страны, осуществляются взаимодействие всех отраслей экономики, а также международное экономическое сотрудничество.

Социальная сфера — это сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, а также происходит взаимодействие различных общностей людей.

Речь идет о создании условий производственной деятельности, об обеспечении необходимого уровня жизни, о решении проблем здравоохранения, народного образования и социального обеспечения, соблюдении социальной справедливости при реализации каждым членом общества своего права на труд, при распределении и потреблении создаваемых в обществе материальных и духовных благ.

Политическая сфера жизни общества — сфера отношений между нациями и другими большими социальными группами по поводу государственной власти и государственного устройства внутри данного общества, а также отношений между государствами на международной арене.

Духовная сфера — это сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества. Здесь возникают и реализуются духовные (познавательные, нравственные, художественные, религиозные и т. д.) потребности людей.

2. Ценность жизни.В переводе с греческого «аксиос» означает «ценность». Соответственно аксиология — это учение о ценностях.

Человек самим своим существованием выделен из мира более резко, чем его «меньшие собратья», животные, и тем более неживые объекты. Это означает, что человек вынужден относиться к фактам своего бытия дифференцированно. Бодрствуя, человек почти всегда находится в состоянии напряженности, которое он пытается разрешить ответом на знаменитый вопрос Сократа «Что есть благо?»

Человека интересует не просто истина, которая бы представляла объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения его потребностей. В этой связи человек оценивает факты своей жизни по их значимости, реализует ценностное отношение к миру. Специфика человека как раз и состоит в ценностном отношении к миру. Ценностью является для человека все, что имеет для него определенную значимость, личностный или общественный смысл. С ценностью мы имеем дело там, где речь идет о родном, святом, предпочтительном, дорогом, совершенном, когда мы хвалим и ругаем, восхищаемся и возмущаемся, признаем и отрицаем.

Общепризнанным фактом является различная оценка людьми, казалось бы, одних и тех же фактов и ситуаций. Одни считают Павлика Морозова героем, другие подлецом. Одни наслаждаются поп-музыкой, другие затыкают уши, не находя! себе места. Все люди обладают ценностями, но не всегда одинаковыми. О возможности их согласования мы поговорим ниже.

3. Природа и общество.В наше время отношения человека и природы радикальным образом изменились. Ведь современный человек - это существо, обладающее колоссальным энергетическим потенциалом и ведущее активную и широкомасштабную деятельность. Реальностью нашего времени стал глобальный (всемирный) экологический кризис, выражающий острые противоречия между человеком и окружающей природой.

В науке под экологическим кризисом принято понимать негативные и даже необратимые изменения структуры и качества природной среды, равновесия в ней, что ставит под вопрос само существование сложившихся на нашей планете форм жизни, включая и самого человека. Кратко говоря, экологический кризис - это деградация и упадок биосферы, что связано с вытеснением естественного в мире искусственным,чужеродным для природы (например, выбросы в атмосферу ядовитых веществ). К сожалению, именно это явление и характеризует в первую очередь особенность отношений между обществом и природой во второй половине XX и в начале XXI века. Назовем и проиллюстрируем важнейшие проявления этого негативного процесса, который уже обрел в наше время глобальный (планетарный) характер.

Прежде всего, происходит интенсивное загрязнение окружающей среды - воздуха, водных ресурсов, почвы.

Стремительно истребляются леса - основной источник атмосферного кислорода («зеленые легкие»). Ежегодно исчезает около 11 млн. га леса, что равно четырем территориям таких стран, как Бельгия. Наша планета все больше «лысеет», меняет свой ландшафт (внешний облик) под воздействием человека.

Из-за интенсивного развития промышленности происходит потепление климата на Земле.

современного экологического кризиса является резкое возрастание антропогенной нагрузки на природную среду. Эта нагрузка связана с развитием техники, промышленности и городов.

Итак, социальная философия считает основной причиной современного экологического кризиса широкомасштабную экспансию (вторжение) человека в природную среду. Это может привести к гибели биосферы, включая и самого человека, Возможно ли остановить этот губительный процесс? Что нужно сделать на практике для спасения природной среды?

Во-первых, необходимо отказаться от «психологии покорения», т.е. преодолеть крайности антропоцентризма как мировоззрения, которое несет в себе завышенную самооценку человека, эгоизм и устремленность к власти над природой. Человек должен осознавать, что всякие его дальнейшие «победы» над природой будут неизбежно порождать негативные по следствия для него самого. Учитывая остроту современной глобального экологического кризиса, нужно осваивать принципкоэволюции, т.е. совместного (партнерского) существования человека и природы, равенства всех форм жизни на планетеравновесия в системе «общество - природа».

Коэволюция есть, следовательно, биоцентризм, т.е. сознательная установка человека на сохранение и воспроизводство всех форм и проявлений жизни на Земле.Биоцентризмпред-полагает ответственность человеческого рода за порядок в Кос-мосе, как в своем Доме. Эту идею ранее высказывали В.С. Соловьев в своем учении о всеединстве, Н.Ф. Федоров в идее общего дела людей. П. Тейяр де Шарден и В.И. Вернадский разрабатывали учение о биосферно-ноосферной функции человечества. Принцип коэволюции все более активно осмысливается и в современной социальной философии. Тенденция усиления роли знаний в существовании современного общества позволяет на-деяться на то, что благородная миссия спасения жизни будет сполна реализована мыслящим и ответственным человечеством. Тем самым утвердится новый - диалогичный - тип взаимоотношений человека и природы, отвечающий запросам нашего времени.

Во-вторых, для решения экологической проблемы от человечества требуется решительно изменить модель (тип, способы, приемы) своей хозяйственной деятельности.Летом 1992 года в Рио-де-Жанейро (Бразилия) состоялась конференция Организации Объединенных Наций по окружающей сре-де и развитию человечества. На ней вопрос был поставлен радикально: или согласованными действиями будет спасена природа или же погибнет вся цивилизация. Конференция подчеркнула, что характер современного производства и потребления в промышленных странах мира подрывает основы жизни на нашей планете. До сих пор использование природных ресурсов происходит в стихийных, неуправляемых формах, недальновидно и безответственно. Этому активно способствует и частная собственность, которая порождает установку на получение прибыли любой ценой и безудержный эгоизм собственника. Взрывоопасный рост населения (ежедневно примерно на 250 тыс. человек, в основном в экономически слаборазвитых странах «третьего мира») тоже увеличивает антропогенную нагрузку на природную среду. Философы и ученые говорят о необходимости умеренного человека, который смог бы контролировать свои потребности и хозяйственно-экономическую деятельность.Конференция пришла к выводу, что требуется устойчивое развитие человечества, т.е. управляемый характер его деятельности. Очевидно, что прав был Маркс, пророчески писавший еще в 1868 году: «Культура, если она развивается стихийно, а не направляется сознательно... оставляет после себя пустыню...» Вот почему основным делом современного человека должна стать упомянутая выше биосферная функция. Дальнейший прогресс - только через сохранение жизни на планете - так кратко можно сформулировать основную идею концепции устойчивого развития человечества.

В-третьих, назрела острая потребность в новой экологической политике на всех уровнях ее проявления (регион - страна-человечество). В России этот вопрос не менее злободневен, чем в иных странах мира. Распад Советского Союза как единого государства, межнациональные конфликты, разрушение прежнего экономического пространства, политическая нестабильность и слабость власти - все это усложняет и обостряет экологическую ситуацию в нашей стране. В настоящее время настоятельно требуются жесткое экологическое законодательство, совершенствование деятельности органов государственного контроля за состоянием природной среды и соблюдением экологических стандартов субъектами хозяйственной деятельности. Очень нужны целевые государственные программы по созданию заповедных зон, поощрение безотходных и закрытие грязных производств, ограничение военной деятельности, подготовка специалистов в области экологии и многое другое. Более активную роль в решении экологических проблем могла бы сыграть и общественность в лице «зеленого движения».

Известный русский философ В.С. Соловьев говорил: «Возможно троякое отношение к природе: страдательное подчинение её в том виде, как она существует, затем деятельная борьба с ней покорение ее и пользование ею как безразличным орудием и наконец, утверждение ее идеального состояния - того, чем она должна стать через человека».

В-четвертых, для преодоления глобального экологического кризиса необходима экологическая этика, т.е. высоконравственное отношение к природе, своеобразный экологический кодекс человека и гражданина. В основе такой этики должна лежать, по словам А. Швейцера, безгранично расширенная ответственность по отношению ко всему живому. Нужен экологический императив как обязательное для всех правило, которое можно сформулировать следующим образом: «Относись к природе так, как желаешь, чтобы относились к тебе». Или, кратко говоря: «Не навреди!» Современному человеку требуется осваивать новую экологическую культуру, т.е. иметь прочные знания о природе, проявлять гуманное отношение к ней, соблюдать разумную меру в хозяйственной деятельности. Экологический императив призван стать, стержнем этой культуры, ориентируя человека не на насилие по отношению к при-роде, на поиск гармонии в отношениях с ней. Впрочем, будем смотреть на все это значительно шире: речь идет об освоении культуры выживания человечества. По-видимому, прав был Ф. Бэкон, изрекая внешне парадоксальную (и на первый взгляд неприемлемую для европейского человека) мысль: «Природа побеждается только подчинением ей».

Формирование экологической культуры следует начинать с самого раннего возраста человека. Неоценимую услугу в этом благородном деле могут и должны оказать семья и школа. Большой нравственный потенциал содержит в себе искусство, особенно художественная литература. Произведения наших соотечественников ФА. Абрамова, С.П. Залыгина, АП. Платонова, Л.М. Леонова, В.Г. Распутина напоминают нам о бессмысленности и недальновидности уничтожения природы во имя некоего «светлого будущего», предупреждают об опасности утраты человеком человечности в ходе этого и о неизбежности расплаты за разрушение своих естественных корней и среды своего обитания.

В отношениях человека с природой рано или поздно должен взять верх принцип биофилии - любви к жизни и благоговения перед ней, сохранения ее органического единства и многообразия.

Вывод. Человеческий род и каждый человек в отдельности находятся в естественной и органической взаимосвязи с окружающей природой. Все, что имеет человек и чем он пользуется в своей жизни, взято им, в конечном счете, из природы, которая есть не только среда нашего обитания, но и многое другое. Связь человека с природой является естественной и вечной, и ее нельзя разрушать, если человек хочет и дальше жить и творить в этом мире.

3. Подведение итогов. (10 минут)

4. Домашнее задание. А.Г.Спиркин, Стр.654-657 (7 минуты)


3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Лекция по философии по теме: "Общество как система. Основные сферы жизни общества"

Автор: Полякова Анастасия Вячеславовна

Дата: 20.06.2018

Номер свидетельства: 473894

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Эволюция и развитие современных интерактивных форм обучения"
    ["seo_title"] => string(66) "evoliutsiia_i_razvitie_sovremennykh_interaktivnykh_form_obucheniia"
    ["file_id"] => string(6) "565854"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1607342122"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства