Просмотр содержимого документа
«Консультация для воспитателей»
Консультация для воспитателей
Условия обеспечения и преемственности
здоровьесберегающего и здоровьеформирующего
образовательного процесса в детском саду и семье.
Подготовила и провела:
Воспитатель группы «Капитошка»:
ЗавгородняяМА
27.11.2018
В настоящее время большинство родителей не являются субъектами педагогического процесса детского сада. Это связано с интенсивным образом жизни молодых мам и пап. В глазах родителей современный детский сад - это надежный помощник в воспитании и развитии детей. В связи с этим одной из актуальных проблем педагогического коллектива становиться включение семьи в процесс воспитания здорового ребенка-дошкольника.
Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения их педагогической культуры - одно из направлений деятельности дошкольного учреждения. Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов коллектива дошкольного учреждения и членов семей воспитанников. К этой деятельности привлекается весь педагогический персонал учреждения, а также специалисты иного профиля (психолог, врач, медсестра, логопед, руководители кружков и секций дополнительного образования) .Проблему воспитания, развития и формирования здорового ребенка невозможно решить в полной мере без активного участия в этом родителей.
Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги).
В своей группе мы стараемся создать единое здоровьесберегающеее пространство ДОУ и семьи.
Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителями; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Задачи, которые мы поставили для достижения главной цели, это:
• Разработать дорожную карту здоровья воспитанников старшей группы в теоретическом и практическом плане.
• Формировать у всех участников образовательного процесса осознанное отношение к своему здоровью.
• Внедрить наиболее эффективные формы сотрудничества с семьями воспитанников по вопросам оздоровления.
• Определить единые требования к режиму дня воспитанников для полноценного развития детского организма.
• Разработать рацион питания в семье на основе меню детского сада.
Мы хотим познакомить вас с содержанием дорожной карты здоровья группы в теоретическом плане, вот что он собой подразумевает:
1. Группа здоровья детей
2. Антропометрия
3. Режим дня ДОУ и семьи.
4. Правила здорового образа жизни.
5 Меню ДОУ и семьи
6. Режим двигательной активности в семье и в ДОУ
На основании анализа собранной информации по дорожной карте раскрывающей вопросы взаимодействия семей и ДОУ в организации режима дня, сходства меню здорового питания детей, двигательной деятельности, а также физиологического развития детей, их здоровья мы пришли к выводу, что необходимо разработать действующую, эффективную совместную деятельность с семьями воспитанников. Дорожная карта под названием «Путь к здоровью» представлена в практическом плане.
Единство детского дошкольного учреждения и семьи должно быть во всех вопросах, касающихся воспитания и развития ребенка. Однако, наиболее обсуждаем и значим вопрос о сохранении и укреплении здоровья детей.
По данным официальной статистики, наиболее часто в дошкольном возрасте встречаются такие отклонения, как сколиоз, нарушения осанки, зрения, дефекты речи. При анализе состояния здоровья дошкольников, проведенного в рамках научных исследований, установлено, что здоровыми можно считать только 5% детей в возрасте 5—6 лет (1-я группа здоровья), имеют те или иные нарушения (2-я группа) — 42, страдают хроническими болезнями (3-я и 4-я группы) 53%.
ВОЗ констатирует: «Проблема сохранения жизни и здоровья детей в возрасте до 5 лет является важнейшей стратегической задачей сохранения жизни и здоровья населения в целом; инвестиции в здоровье детей на ранних этапах развития предполагают получение большой отдачи на следующих этапах их жизни и полезны для всего населения».
Выдающийся педагог, реформатор воспитания, автор «Педагогики Сердца» Я. Корчак писал: «Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье… Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать».
Как же нужно воспитывать ребенка, чтобы он понимал значимость здоровья и умел бережно к нему относиться? Эту задачу педагогам и родителям нужно начинать решать с самых ранних лет жизни ребенка, системно и сообща.
Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка.
Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, решает главные задачи: сохранение, поддержание и обогащение здоровья педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов, родителей.
Условно можно выделить два вида технологий:
1.Физкультурно-оздоровительные технологии (ФОТ):
Физическое развитие является одним из ведущих компонентов деятельности детей. Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности, поэтому так важно привить интерес к физкультуре и спорту.
Компоненты ФОТ:
-утренняя гимнастика (с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка)
-подвижные игры
-физкультминутки (пальчиковая, артикуляционная, дыхательная гимнастика, а также гимнастика для глаз) .
-двигательный режим ( с учетом возрастных особенностей)
-оздоровительный режим (с учетом индивидуальных особенностей)
-закаливание ( «тропа здоровья», длительные прогулки на свежем воздухе)
-спортивные праздники и развлечения ( в том числе и на улице)
-Дни здоровья ( с вовлечением родителей ребенка)
-квалифицированная работа персонала детского сада в процессе физического воспитания
-создание условий в группе и на улице для занятий физкультурой (оборудованные спортивным инвентарем и тренажерами детская площадка, спортивный зал, спортивный уголок в группе)
-консультации для родителей (требования к развитию движений ребенка в домашних условиях)
Благодаря этим мероприятиям решаются следующие задачи задачи : профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки, происходит развитие двигательной активности и физической выносливости, а также закладываются основы культуры , формирующие здоровый образ жизни.
2.Медико-профилактические технологии (МПТ)
Компоненты МПТ:
-рациональное питание (соблюдение норм потребления продуктов, витаминизация пищи, соблюдение питьевого режима, культура организации питания)
-режим дня
-соблюдение длительности занятий (с учетом возрастных особенностей)
-чередование активных и малоактивных видов деятельности детей в режиме дня
-мониторинг здоровья ( проф.осмотры специалистами)
-работа с родителями по совместной заботе о здоровье детей (информация на стендах, стенгазеты агитирующие к здоровому образу жизни)
-просветительская и методическая работа с воспитателями, направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения по проблемам охраны и укрепления здоровья детей (лекции, семинары, круглые столы, обеспечение научно-методической литературой)
Ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется совместно с семьей, если в ДОУ не создано детско-взрослое сообщество (дети — родители — педагоги). Поэтому, организуя сотрудничество с семьей по воспитанию здорового ребенка, необходимо уделять особое внимание следующим положениям:
-систематичность и последовательность работы в течение всего года и всего периода пребывания ребенка в детском саду;
-индивидуальный подход к каждому ребенку и каждой семье на основе учета их интересов и способностей;
-взаимное доверие и взаимопомощь педагогов и родителей на основе доброжелательной критики и самокритики. Укрепление авторитета педагога в семье, а родителей в детском саду.
В соответствии с этими основными положениями система работы с семьей должна включать:
— ознакомление родителей с результатами диагностики состояния здоровья ребенка и его психомоторного развития;
— содержанием физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, направленной на физическое, психическое и социальное развитие ребенка, обучение конкретным приемам и методам оздоровления (ЛФК, дыхательной гимнастике, самомассажу, разнообразным видам закаливания и т.д.);
— лечебно-профилактическими мероприятиями, проводимыми в ДОУ, обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления детского организма (фито-, ароматерапии и т.д.);
— участие в составлении индивидуальных программ оздоровления детей;
—целенаправленную санитарно-просветительскую работу, пропагандирующую общегигиенические требования, необходимость рационального режима и полноценного сбалансированного питания, закаливания, оптимального воздушного и температурного режима и т.д.
Комплексная работа с семьями воспитанников может проводиться с привлечением специалистов и использованием различных методов:
— воспитателей с родителями (индивидуальные беседы, консультации, памятки, приглашение на совместные экскурсии, праздники и т.д.);
—педагогов-психологов (информационные листы, тренинги, индивидуальные консультации, беседы и т.д.);
—медперсонала: медсестры (семинары-практикумы по укреплению детского здоровья, обучение приемам массажа).
Вся работа должна планироваться на учебный год с конкретизацией на каждый месяц.
С родителями была организована следующая работа: • Участие в спортивных мероприятиях. • Вооружение родителей основами психолого – педагогических знаний через психологические тренинги, консультации, семинары. • Оформлен стенд по валеологическому просвещению родителей в создании экологической и психологической среды в семье. • Включение родителей в воспитательно – образовательный процесс. • Оформлены папки-передвижки «Здоровое питание», «Зимние(летние) виды спорта». • Оформлен фотостенд «Спортивная семья»
Наиболее эффективная форма работы с родителями в ДОУ — занятия в семейных клубах, тематика которых определяется по итогам анкетирования и опросов родителей.
По итогам проводится анализ проведенной работы, планируются дальнейшие формы взаимодействия с семьями воспитанников. Осуществляются анкетирование родителей с целью выявления степени удовлетворенности работой ДОУ. Также проводится наблюдение за динамикой показателей здоровья детей для анализа эффективности проведенных мероприятий. Такая комплексная, целенаправленная и многокомпонентная работа детского сада с семьями воспитанников может дать реальные эффективные результаты.
Результаты работы: 1.Снижено количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний. 2.У детей сформированы навыки личной гигиены, желание вести здоровый образ жизни (быть на свежем воздухе, заниматься спортивными играми, улучшать свои результаты по освоению основных видов движений, испытывать чувство радости и удовольствия от состояния быть здоровым) 3.Улучшили психоэмоциональное состояние дошкольников. 4.Произошло коренное совершенствование системы физического воспитания в ДОУ. 5.Повышено заинтересованность работников детского сада и родителей в укреплении здоровья дошкольников.
Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания.
Литература
1. Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М., 2001.
2. Глебова С.В. Детский сад — семья. Аспекты взаимодействия. Воронеж, 2007.
3. Деркунская В.А. Диагностика культуры здоровья дошкольников. М., 2005.
4. Зверева О.Л. Методическая помощь воспитателям в подготовке к общению с родителями // Управление ДОУ. 2002. № 4.
5. Кулик Г.И., Сергиенко Н.Н. Школа здорового человека. М., 200