Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по черчению на тему: "Получение сечений, изображение и обозначение их на чертежах"»
Тема: Получение сечений, изображение и обозначение их на чертежах.
Цель: Ознакомить учащихся с сечением как изображением, применяющимся при выполнении технических чертежей.
Задачи:
Развитие пространственного мышления, умственных способностей, творчества, смекалки, рациональной мысли.
Учить читать, понимать чертежи, владеть графическими навыками, углубить знания по выполнению сечений, использовать полученные знания и умения в жизни.
Воспитывать аккуратность, прилежность, терпение.
Оборудование:
Для учителя:Учебная таблица, демонстрационная динамическая модель образования сечения, чертежные инструменты, примеры домашнего задания.
Для учащихся:Рабочая тетрадь, учебник и чертёжные инструменты.
Тип уроков: обучение умениям и навыкам.
План урока:
Организационная часть – 6 минут.
Изложение нового материала – 8 минут.
Выполнение заданий по таблицам -7 минут.
Самостоятельная работа учащихся – 20 минут.
Подведение итогов урока и задание на дом – 4 минуты.
Ход урока:
1. Сообщение темы, цели, задач урока. Выборочная проверка выполнения домашнего задания.
2. Для чего применяют сечения? (Для выявления поперечной формы). В практике встречается целый ряд предметов, форму которых не всегда можно определить только с помощью видов. На доску вывешивается учебная таблица (рис.1а), (рис.1б) содержащая чертёж шатуна – детали кривошипного механизма в двух видах.
Рис.1а Рис. 1б Рис. 1в
Демонстрируется так же модель паровой машины, в число деталей которой входит и шатун (рис.1в). Из таблицы учащиеся узнают, что два вида этой детали не дают полного представления о форме рычага шатуна. Если бы чертёж был дополнен третьим видом, форма рычага осталась бы по-прежнему малопонятной. Остаётся предположить, что здесь необходимо ещё какое-то изображение. Таким изображением является сечение.
Процесс образования сечения удобно продемонстрировать на динамической модели (рис. 2).
Рис.2
Мысленно провести секущую плоскость в том месте детали, где необходимо определить форму внутреннего контура
2.Мысленно удаляем одну из частей детали.
3.Мысленно представляем фигуру сечения.
4.Представленную фигуру изображаем на чертеже.
С её помощью можно подвести учащихся к выводу, что называется сечением, и установить каким целям оно служит.
Запомни:
На сечениях показывают только то, что находится непосредственно в секущей плоскости.
Сечение – это не действие, а изображение.
Рассмотрим другой пример (демонстрация вынесенного и наложенного сечений) (рис.4)
Рис.4.
Учитель: Чем они отличаются друг от друга? (Расположением)
По расположению на чертеже сечения разделяют на вынесенные и наложенные.
- Дайте определение: какое сечение называют вынесенным, а какое наложенным? (Вынесенными сеченияминазываются такие, которые располагаются вне контура изображений.
Наложенными сеченияминазываются такие, которые располагаются непосредственно на видах чертежа).
- Как обозначают такие сечения? (Контур вынесенного сечения обводят сплошной толстой линией такой же толщины, как и линия, принятая для видимого контура. Фигуру сечения на чертеже выделяют штриховкой, которую наносят тонкими линиями под углом 45).
- Как же показывается положение секущей плоскости?
(Чтобы показать в каком месте проходит секущая плоскость, ее обозначают так: проводят разомкнутую линию – два утолщенных штриха (толщиной 1…1,5*s, длиной 10-12мм). Стрелки (длиной 10-12мм), указывающие направление взгляда. Их располагают у внешних концов разомкнутой линии. С внешней стороны стрелок наносят одинаковые прописные буквы русского алфавита. Над сечением пишут те же буквы через тире, например, А-А).
- Скажите, почему во втором случае сечение не обозначают?
(Если вынесенное сечение представляет собой симметричную фигуру и расположено на продолжении линии сечения, то стрелок и букв не наносят.)
- Какое предпочтительнее? Почему? (Вынесенные сечения предпочтительнее, т.к. не загораживают вид линиями)
Преимущество выполнения сечений заключается в том, что применение сечений освобождает от необходимости вычерчивать виды детали сверху, слева; позволяет ограничиться лишь главным видом и сечением, сохраняя при этом полное представление о форме предмета.
3. 1-е задание: Многие детали имеют различные конструктивные элементы: отверстия, пазы, прорези, засверловки, буртики и др. (По таблице - рис.5.)
Рис.5.
Найдите по таблице сечение, выявляющее размеры сквозного цилиндрического отверстия, засверловки, шпоночной канавки, окна.
2-е задание: На доске даны сечения и есть габариты главного вида. Необходимо смоделировать форму, отделите части валика проточками. Одно вынесенное заменить наложенным (рис.6)
Рис. 6.
4. 3-е задание:
Сейчас мы говорили о деталях, используемых в машиностроении, но есть еще и инструменты, с помощью которых обрабатываются, монтируются эти детали. На уроках трудового обучения вы использовали их. Перед вами стамеска, отвертка, напильник. Сконструируйте к любому из этих предметов такую ручку, чтобы было удобно держать, не скользила и не уставала рука т.е. придумать рациональную форму, подобрать материал. За основу взять форму цилиндра, конуса или их сочетание. Выполните эскиз с применением сечений. (Пример выполнения - рис.7)
Рис.7.
Самостоятельная работа. Защита эскизов.
6-е (домашнее) задание:
В заключение учащиеся формулируют определение сечения как изображения и дают объяснение, с какой целью применяют сечение на технических чертежах.
Сечение- это изображение фигуры, полученной при мысленном рассечении предмета.
Даёт возможность выполнить меньшее количество изображений на чертежах.
Помогает получить более чёткое представление о предмете.
Итак, закрепим пройденную информацию, ответив на вопросы:
- какое изображение называют сечением?
- для чего применяют сечения?
- какое сечение называют вынесенным?
- линиями какой толщины выделяют контур вынесенного сечения?
- как изображают сечения?
Известный конструктор А.С. Яковлев говорил: “Нужно уметь конструировать экономно, находить простейшие решения, что, как известно, самое сложное. Необходимо воспитывать в себе волю, терпение, я бы даже сказал, долготерпение”.
Изучая форму деталей, встречающихся в машиностроении, мы не всегда задумываемся о форме предметов нас окружающих. Всегда ли они удобны, достаточно ли эстетичны и современны?
1 вариант: Выявите поперечную форму предмета, встречающуюся в обиходе человека. Например, ручка чайника или сковороды, ножа, фоторамка и др. (рис.8)
Рис.8.
2 вариант(усложненный): Выполните эскиз предмета, несколько изменив его форму, материал (рис.9.)