kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по казахской литературы на тему " Тема природы в лирике великих поэтов "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная цель данного урока : изучение и анализ стихотворений Абая в сравнении с произведениями русских и алтайских классиков,объяснение этнографических понятий Воспитательная цель? эстетическое и экологическое воспитание . Привитие любви к поэзии .Приобщение молодежи к высокому, духовному, нравственному, всему тому, что дарит добро и красоту; воспитание интереса к познанию творчества великих казахских, русских и алтайских великих поэтов Развивающая цель? совершенствование сопоставительного анализа текстов,культуры речи, развитие творческих способностей обучающихся , развитие у учащихся готовности и способности к ведению диалога культур (т.е. формирование социокультурной компетенции);
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по казахской литературы на тему " Тема природы в лирике великих поэтов " »

МБОУ « Кош-Агачская средняя общеобразовательная школа имени В.И.Чаптынова»





















Интегрированный урок казахской литературы в 10 классе

« Тема природы в лирике великих поэтов»







Учитель казахского языка и литературы

Битуганова Токжан Мудиновна















Кош-Агач

2013 год

Тема природы в лирике великих поэтов

Образовательная цель׃ изучение и анализ стихотворений Абая в сравнении с произведениями русских и алтайских классиков,объяснение этнографических понятий

Воспитательная цель׃ эстетическое и экологическое воспитание . Привитие любви к поэзии .Приобщение молодежи к высокому, духовному, нравственному, всему тому, что дарит добро и красоту; воспитание интереса к познанию творчества великих казахских, русских и алтайских великих поэтов

Развивающая цель׃ совершенствование сопоставительного анализа текстов,культуры речи, развитие творческих способностей обучающихся , развитие у учащихся готовности и

способности к ведению диалога культур (т.е. формирование социокультурной компетенции);

Тип урока׃ интегрированный
Методы и приемы׃ объяснение,сравнение,анализ, ассоциация, синквейн
Межпредметная связь׃ русская литература,история , природоведение, устное народное творчество, музыка
Оборудование ׃ компьютер, слайды

Ход урока׃ I. Организационный момент

Психологическая подготовка: звучит песня Абая «Желсіз түнде жарық ай»

II. Повторение пройденного.
Методом кластера повторяем что вы узнали об Абае

Ұлы ақын

Аудармашы Философ

ойшыл Сыншы

сазгер

великий поэт

философ

переводчик

мыслитель

композитор

критик



  1. Когда родился Абай? ( 1845 года 10 августа.)

2. Место рождения ( Семей облысы, Шыңғыстау)
3. Настоящее имя Абая? ( Ибраһим.)
4. Как зовут бабушку Абая? ( Зере.)
5. Как зовут деда, прадеда Абая? ( Өскенбай, Ырғызбай. )
6. Имя его матери?( Ұлжан.)
7. У отца сколько жен было? ( 4 жены)
8. Русский друг? ( Михаэлис.)
9. До скольки лет учился? ( 13 жас.)
10. Как называется медресе в котором Абай обучался? ( Ахмет- Риза.)
11. Из какого он рода? ( Тобықты.)

III. Изучение новой темы

На слайдах картины природы, разных времен года. Догадайтесь, о чем мы сегодня будем говорить?

Какие ассоциации возникают когда вы слышите слово «природа»?

« Табиғатқа немкетті қарау, онымен санаспау - ана сүтін ақтамағанмен бірдей»

« Природа - это источник поэзии»

Мухтар Ауезов

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик;

В ней есть душа, ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык

В.Белинский

Природа - всеобъемлющая, главная стихия творчества поэтов.Природа и человек связаны друг с другом. Абай Кунанбаев очень любил родную природу. Он написал много стихотворений, посвященных описанию природы ,казахской степи в разное время года: «Қыс» ( «Зима»), «Жазғытұры» ( « Весна»), «Күз»(« Осень), «Жаз» («Лето»), « Қараша , желтоқсан, сол бір- екі ай» ( « Ноябрь,декабрь ...») Столь глубоко раскрыть красоту природы смог Абай . Эти стихотворения Абай написал в течение 1886-1890 годов.
В своих стихах Абай восхищается не только природой, но и восхваляет труд простых граждан. Одушевлению природы Абай научился у русских классиков. В стихотворении

« Кыс» он применяет средство выразительности – олицетворение. Зиму он представляет в виде старика с белой бородой.

Двое учащихся наизусть читают стихи Абая « Жаз» и « Күз» .

Словарная работа

Жалаң – отдельный

Жамыраңқы – многогранный

Дарып – внедряться

Көкорай шалғын – луг

Бүріккен – брызгать

Әсерленеміз – вдохновиться

Самалы – ветерок

Сағымы – мираж

Үскірігі – лютый мороз

Сравнительная таблица

«Жаз»өлеңі

«Күз» өлеңі

1. ашық аспан

2.көкорай шалғын, бәйшешек

3. тойынған мал

4.көңілді қыз келіншектер

5.жайлаудағы сән салтанат

6.құстар сайраны

7.мамыражай жаз

8.алаңсыз тіршілік

9.жадыраған шілде айы

1. бұлтты аспан

2.сыйдиған ағаш, қурай

3.жонтиып, семірген мал

4. малма сапсыған жүдеу әйел

5.үй жамаған кедей тұрмысы

6.қайтқан құстар

7.қырдың қара суығы

8.тіршілік қамымен

9.тозған күзеу көрінісі

Вопросы:

1. Что такое малма ? Малма сапсу ?
2. Что за веревка шуда . Как его изготавливают?.
3. Что такое шом, шомшы ?
4. Что значит күзеу ?
5. Как выглядит шестистенная юрта? Из каких частей состоит юрта?
6. Шидем деген не?
7. Кого называют ене ? Кайын ата, кайын ага, нагашы, жезде ?
8. Кто такой кұда ?
Ответы :

1. Малма-тері илейтін ашытқы, иге салатын теріні асты-үстіне шығарып, араластыруды малма сапсу деген.
1. Түйенің шудасынан иірілген жіпті айтады. Оны әжелер ұршықпен иірген.
2. Шом- түйенің беліне жүк батпас үшін салынатын жұмсақ нәрсе. Шомшы -түйемен жүк тасушы адам.
3. Күзеу-малшылардың күзде отыратын қонысы, жайылымы.
Қысқы қоныс-қыстау,жазгы-жайлау делінген.
4. Киіз үйлер керегесінің санына байланысты 5, 6, 7, 12 қанат болып келеді.Ол мынадай бөліктерден тұрады: кереге,уық,шаңырақ,сықырлауық,түндік,іргелік,туырлық ,үзік,басбау,бау.т.б.
5. Шидем-қойдың жабағысынан тігіп ,сыртын маталап қаптаған киім.Оны күпі деп те атаған.Қазақта сондай-ақ тон,ішік,тымақ,бөкебай,түлкі тымақ,құлақшын,пима ,байпақ. т.б. киімдер бар.
6. Келіндер күйеуінің шешесін ене деп атаган.Туыстық атаулар: апа,көке,ата,әже,жезде, аға,жеңге,балдыз,абысын,келін,құда, құдағи, құда бала,құдаша,бөле,нағашы,жиен,жиеншар,сіңілі,қарындас,қайын сіңілі.
7. Қыз алысып,қыз беріскен адамдар құдалар деп аталады."Құда мың жылдық, күйеу – жүз жылдық" , "Құдаңды құдайыңдай сыйла"

Времена года занимают одно из особых мест в произведениях и русских поэтов. Так врят ли можно обойти стороной не взглянув, как меняется облик леса от лета к осени, когда с верхушки до оснований деревья осыпывает осенняя позолота листьев, врят ли не заметишь, как преображается пейзаж берегов реки, очищаясь от зимнего сна к весеннему теплу, когда с треском ломается лед и вдоль берега проплывают подтаявшие льдины. А как преображается природа летом, цветут сады, растут травы и благоухают цветы, наполняя воздух пряностями. К примеру лишь несколько произведений великих русских поэтов:

Александр Сергеевич Пушкин

«Болдинская осень», «Теперь моя пора» ,«Волшебный край! очей отрада!» ,«Туча», «Еще дуют холодные ветры», «Зимнее утро» ,«Какая ночь! Мороз трескучий», «Осеннее утро»

Михаил Юрьевич Лермонтов

« Горные вершины» ,«Утёс», « Весна», «На севере диком стоит одиноко», « Осень»,

« Вечер после дождя», «Выхожу один я на дорогу», « Гроза», « Дары Терека», « Дубовый листок оторвался от ветки родимой "Когда волнуется желтеющая нива..." "На севере диком стоит одиноко"

Сергей Есенин

«Берёза», «Даль подернулась туманом» ,«Отговорила роща золотая» ,«Снежная замять крутит бойко» ,«Еду. Тихо. Слышны звоны», « Зима», «Восход солнца»

(Ф.И.Тютчев, А.А.Фет, Я.П.Полонский т.б.).

Пушкин и Абай!…

Эти два имени, как мост, перекинутый меж двух культур – русской и казахской.

Пушкин и Абай – это феноменальный пример духовного родства двух выдающихся личностей. Уникальное созвучие их поэзии, выражающее целостность мира и человека, есть блестящее подтверждение тому. По мысли Р. Тагора “Нация обязана сделать всеобщим достоянием то, что у нее есть”.

Эти два великих имени – наше достояние, которое должно стать фактором образованности и культуры нашего молодого поколения, мы должны дружить с произведениями великих поэтов.

Не суждено было встретиться при жизни двум великим поэтам – А.С. Пушкину и Абаю Кунанбаеву.

Друг другу чужды по судьбе,

Они родня по вдохновенью.

(А.С. Пушкин)

Издревле сладостный союз

Поэтов меж собой связует:

Они жрецы единых уз;

Единый пламень их волнует…(А.С. Пушкин)



Ученик наизусть читает стихотворение Абая « Қыс»

Второй « Зимнее утро» А.Пушкина,

Третий « По горам две хмурых тучи» Я.П.Полонского

«Қыс»

Ақ киімді, денелі, ақ сақалды,

Соқыр, мылқау, танымас тірі жанды.

Үсті-басы ақ қырау, түсі суық,

Басқан жері сықырлап келіп қалды...

« Зимнее утро»

Мороз и солнце, день чудесный,

Еще ты дремлешь друг прелестный?

Пора ,красавица,проснись,

Открой сомкнуты негой взоры,

На встречу северной Авроры,

Звездою севера явись...

« По горам две хмурых тучи»

По горам две хмурых тучи

Знойным вечером блуждали

И на грудь скалы горючей

К ночи медленно сползали...

Грянул гром- по дебрям влажным

.А скала таким протяжным

Стоном жалобно сказалась,

Так вздохнула, что не смели

Повторить удара тучи

И у ног скалы горючей

Улеглись и обомлели...


Какие средства выразительности использованы в данных стихотворениях ?

Кейіптеу - олицетворение



«Зимнее утро»

« Қыс»

« По горам две хмурых тучи»

Вечор, ты помнишь… (обращение в вечеру)

Ақ киімді, түсі суық шал, кәрі құда деп көрсетуі

Басқан жері сықырлап келіп қалды.

Эхо засмеялось, тучи ссорятся, скала вздохнула


Эпитеты

«Зимнее утро» «»

« Қыс»

« По горам две хмурых тучи»

Чудесный день

Прелестный друг

Мутное небо

Бледное пятно

Тучи мрачные

Голубые небеса

Прозрачный лес

Ақ киімді,

ақ сақалды

соқыр мылқау

түсі суық

кәрі құда

ақ орда

жас балалар

кәрі шал

Две хмурых тучи

Знойным вечером

Горючей скалы

Дебрям влажным

Протяжным стоном

Яркой молнии


Комплексный анализ стихотворения « Қыс»

1. Автор--- А.Құнанбаев--- қазақ халқының ұлы ақыны,ойшыл--- философы, композитор әрі аудармашы,реформатор.

2. Тема----- қыс мезгілінің ерекшелігі,ащы аяз,долы боран кезіндегі ауыл,ел өмірі.

3. Жанр - өлең.Бұл өлең табиғат лирикасына жатады.Себебі,.ақын табиғаттың қытымыр қаталдығына қарсы тұруын өз көңілі,сезімі арқылы білдіреді.

4. Идея дегеніміз----- ақынның айтар ойы мен мақсаты.Өлеңнің идеясы---қыс сипатын күшейтіп суреттеп,адамдарды табиғаттың долы күшіне қарсы тұра білуге шақырады.

5 Столбцы дегеніміз----- аяқталған синтаксистік біртұтас ойды білдіреді. Өлең 5 шумақтан тұрады.

6 .Строчка дегеніміз---өлеңнің әр жолы.22 тармақты

7. Бунақ дегеніміз---белгілі дауыс ырғағымен бөлінуі.2-3,3-3 бунақты

8. Слоги--- дауысты дыбыс санына байланысты. Өлең 11 буынды.

9.Рифма.Ұйқас дегеніміз-өлеңнің бітім,мазмұнымен тамырлас келіп,оған әуен,ерекше сөз беріп тұратын өлең тармақтарындағы сөздердің үндестігі екендігін айтып кетеді.Бұл өлең қара өлең (а-а-б-а) және кезекті ұйқаспен жазылған (а-б-в-б)

10. Литературно- теоретические понятия:

Троп немесе құбылту түрлері

Эпитеты---ақ киімді,денелі ақ сақалды,ақ қырау,кәрі құда,ақ орда,жас балалар,қайран жылқы,кәрі шал.

Олицетворение --- Ақ киімді денелі ақ сақалды,

Соқыр,мылқау, танымас тірі жанды

Үсті-басы ақ қырау,түсі суық

Басқан жері сықырлап келіп қалды.

Демалысы----үскірік аяз бен қар

Кәрі құдаң қыс келіп әлек салды.

Сравнение ----ұшпадай,бұлттай.

11. Воспитательное значение стихотворения -Шидем мен тондарын қабаттап кисе де,долы боранға тура қарай алмаса да,мал соңында қар жамылып,мұз жастанған жылқышылардың ерлігіне риза боласың,үлгі аласың. Суықтан,аштықтан әлі құрыған жылқыларды ауыз салмақ болған аш қасқырларға жем қылмай,сақтанып, елге сойып беруге ақыл етеді.

Творческая работа

Написать прозой стихотворение«Жазғытұрым»

В 1780 году немецкий поэт Гете написал стихотворение « Ночная песня путника». Через 60 лет в 1840 году его на русский язык перевел М.Ю.Лермонтов и назвал его

« Горные вершины» . А в 1892 году через 52 года это стихотворение Лермонтова на казахский язык перевел Абай Құнанбаев и его назвал « Қараңғы түнде тау қалғып» Қараңғы түнде тау қалғып, Горные вершины

Ұйқыға кетер балбырап, Спят во тьме ночной

Даланы жым жырт, делсал қып, Полны свежей мглой;

Түн басады салбырап. Не пылит дорога,

Шаң шығармас жол дағы, Не дрожат листы...

Сілкіне алмас жапырақ. Подожди немного,

Тыншығарсың сен дағы, Отдохнешь и ты.

Сабыр қылсаң азырақ.

Тему природы в своих произведениях отразили не только казахские лирики, но и поэты Горного Алтая.

Все величие, красоту нашей республики Алтай воспели такие поэты, как Аржан Адаров,Эркемен Палкин,Бронтой Бедюров и многие другие.

Вся живая природа Алтая в представлении его обитателей, так же как и человек, растет, живет, умирает. Птицы и звери, как и люди, имеют семьи, воспитывают детей, обучают их уму- разуму и выпускают в самостоятельную жизнь. Они способны мыслить и радоваться и гневаться, петь и плясать, любить и ненавидеть. Поэтому алтайцы считали, что к природе нужно относиться очень бережно. Они не позволяли без надобности срезать или ломать ветки, считали, что дереву больно, срывать цветы- они должны украшать природу, доставлять радость человеку, в красивой природе человек становится мягче, нежнее. Так же берегли реки, источник питьевой воды, не бросали в нее мусор, не сливали в реку грязную воду. В почитании земли, гор, лесов, и рек, появлялась экологическая культура народа. Алтайцы считали за грех в лесу рубить деревья, чтобы развести костер, для этого они собирали сушняк. По этой же причине алтайцы не запасали дрова на зиму в виде полениц из “живых” деревьев, а даже в зимнюю пору для дров подбирали сушняк- высохшие деревья.

Заранее детям было задано выучить по своему желанию стихотворения Б.Укачина, Э.Палкина, А.Адарова, П.Самык

Б. Укачин

“Наш мир прозрачный, как ручей,

И пестрый, как цветы,

Не пожалеет для людей

Добра и красоты.

Нерасчетлив и не скрытен,

Видит вглубь, безбрежен вверх, Мир природы беззащитен, -

Помни это, человек!”

А.Адаров

В любой травинке сыщется душа,

И не бездушны кедры-исполины…

Земля родная, как ты хороша

И дорога от кочки до вершины!

****

И видится милый мне край,

Нет в мире прекраснее края!

Трехгранный встает Хан Алтай,

На солнце холодном сверкая.

Словно бросили факел

В предгорья Алтая:

Над разливами трав –

Огоньки, огоньки…

Я повторяю, что Алтай прекрасен –

Деревья, горы, солнце, облака!

Паслей Самык:

Алтай мой таинственный,

Древняя, чистая даль –

Ты богом мне подаренный

Волшебный и чистый хрусталь!

Эркемен Палкин:

Где б ни был, всюду слышу я

Твой клич призывный,

Отчизна вечная моя,

Алтай мой дивный!

Эркемен Палкин

Хребты, прошитые

Охотничьими тропками,

Леса, обжитые

Пичугами неробкими,

Потоки дикие,

Вершины седоглавые,

Туманы тихие,

Молочные, кудрявые.

И склоны плавные,

И кедры крепкоствольные,

И в песнях славные,

В долинах – кони вольные.

И лето красное

С кукушкою пронзительной –

Земля прекрасная,

Алтай мой удивительный!

Особая гордость Алтая – это люди, имена которых вписаны в историю золотыми буквами. В селе Сростки на Чуйском тракте появился на свет В.М.Шукшин. Алтай – родина космонавта №2 Германа Степановича Титова, создателя известного на весь мир стрелкового оружия Михаила Тимофеевича Калашникова, известного поэта Роберта Рождественского. Здесь провел детство и закончил жизненный путь любимый народом Михаил Сергеевич Евдокимов


Итог урока в виде


Синквейн

Абай Пушкин Адаров

IV .Обобщение

Природа и человек едином союзе. Наши предки говорили : «Земля – богатство, вода – золото»

« Жер — қазына, су — алтын, мал-байлық» , поэтому мы должны защищать свою землю, природу, окружающий мир.

V. Домашнее задание: сочинить два- три куплета про природу

VI. Оценивание

























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по казахской литературы на тему " Тема природы в лирике великих поэтов "

Автор: Битуганова Токжан Мудиновна

Дата: 20.01.2015

Номер свидетельства: 158421

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "конспект урока на тему "Люблю Отчизну я..." "
    ["seo_title"] => string(44) "konspiekt-uroka-na-tiemu-liubliu-otchiznu-ia"
    ["file_id"] => string(6) "156854"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421498345"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства