образовательная: Формирование гласных в высокой певческой позиции.
развивающая:Развивать навыки пения в унисон.
воспитательная: Прививать основы художественного вкуса и высокую требовательность к себе, как к исполнителю, любовь к вокальному искусству.
Тип занятия:закрепление полученных знаний, выработка умений и навыков
Форма организации деятельности воспитанников: групповая с использованием личностно – ориентированного подхода.
Методы: - наглядный (слуховой и зрительный); - словесный (рассказ, объяснение, диалог) - эмпирический метод ( метод практического, опытного поиска понятных для учащегося слов, определения вокальных приемов).
Используемые педагогические технологии на занятии: технология личностно – ориентированного развивающего обучения (Я.С. Якиманская), технология индивидуализированного подхода (Инге Унта), групповые технологии, здоровье сберегающие технологии (А.Н.Стрельникова)
Методические приёмы: творческие задания и вопросы, побуждающие мыслительную деятельность, побуждение к самоконтролю (оценка своего исполнения), поощрение (с целью закрепления полученных навыков). Психологические условия на уроке: - психологически-комфортная атмосфера, личностно-ориентированное общение, учёт уровня музыкального развития, учёт индивидуальных особенностей, дифференцированный подход.
Оборудование и материалы: - просторное помещение актового зала, аккордеон, магнитофон, фонотека, микрофоны, видеозапись.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
Организационный
Задача: Подготовка детей к работе на занятии. Настрой обучающихся на работу, организация внимания
Педагог: Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас сегодня на занятии в добром здравии, сейчас это очень актуально. Приготовьтесь к занятию и плюс хорошее настроение!
Повторение пройденного материала
Задача: Проверка знаний предыдущих занятий
Актуализация знаний:
Педагог: Ребята, кто скажет мне, как называлась тема, пройденная нами на прошлом занятии? Давайте вспомним, о чём же мы говорили?
Правильно, мы говорили о том, что такое «Унисон» и как петь гласные звуки и добиваться единой манеры звукообразования.Кто мне расскажет,что такое «Унисон».
Ответы детей: Унисон – это пениеодновременно,вместе, как один человек.
Педагог: Хорошо, а что необходимо для формирования одинакового звучания,расскажите, пожалуйста.
Ответы детей: Надослушать друг друга и округлять рот при пении.
Педагог: А теперь, как надо держать корпус при пении.
Ответы детей: Ровно, не сутулиться.
Педегог:И самое главное, как мы берем дыхание, и что нам помогает петь на опоре.
Ответы детей: Диафрагма, вдох берем в живот и нижние ребра.
Подготовительный
Педагог: Сегодня мы будем с вами продолжать изучение темы«Работа над гласными звуками» и закреплять наши знания и навыки по этой теме.
Постановка учебной задачи:
А теперь, попробуем определить цель нашего занятия.
А цель нашего урока такова:Закрепить навыки формирования единой манеры звукообразования гласных звуков. Петь в высокой певческой позиции.
Основная часть
Закрепление полученных знаний
Задача: Подготовка голосового аппарата к развивающим фонопедическим упражнениям и исполнению музыкальных произведений.
1.Сейчас мы приступим к разминке на дыхание.
Начинаем наше занятие выполнением комплекса упражнений дыхательной гимнастики по А. Н. Стрельниковой, «Насос», «Китайский болванчик», «Малый маятник», «Обними плечи».
Эти упражнения способствуют развитию дыхания и увеличению обьема и силы легких.
А сейчас выполняем ряд упражнений, выполняющих функцию разогрева, расслабления и подготовки голосового аппарата к работе
1. «Надуй шарик»
Вы делаете вдох в животик и набираете воздух, задерживаете дыхание, а затем, согнув ручки и поставив ладошки перед собой, сдвигаете их с усилием, представляя, что вы сдуваете надутый воздушный шарик, выпускаете воздух со звуком «С-С-С».
2. «Надуваем шину»
Вы делаете вдох в животик и набираете воздух, задерживаете дыхание, а затем, согнув ручки в локтях и поставив кулачки перед собой, двигаете их с усилием вниз, представляя, что вы надуваете насосом спустившееся колесо у велосипеда, выпуская воздух со звуком «Ш», «Ч».
Эти упражнения способствуют развитию«опоры» дыхания и увеличению обьема и силы легких.
Специфика произношения гласных в пении заключается в их единой округлой манере формирования. Петь необходимо в высокой певческой позиции.Для обеспечения тембральной ровности звучания и достижение унисона выравнивание гласных достигается путём перенесения вокальной правильной позиции с одной гласной на другую с условием плавного перехода от одной ноты к другой.Исполнение этих упражнений направлено на выработку кантилены, выравнивания звучания, для развития подвижности и беглости голоса, способствуют расширению диапазона и развитию дыхания.
Прежде чем начатьфонопедические упражнениямы делаем «Певческий зевок».Он необходим для стабилизации голосового аппарата, его моментальному раскрепощению и расслаблению.
3.Упражнение на звук «М» (мычание) - тянем, словно «резиновый», направляем не «в себя», а к передним стенкам зубов. Губы мягко сомкнуты. Это упражнение помогает ощутить «опору дыхания» и работу резонаторов.
4. Поем гласные «И, Э, А, У». Следим за ровностью звука (соединять «вливать» одну гласную в другую, не толкая звук), чистой интонацией, правильно формируя (округляя) гласные (закрепляем навыки вдоха и выдоха, выравнивая гласные на одной ноте),не забываем, что мелодию нужно пропевать. Работают диафрагма и губы. Кантиленное пение. Кантилена - непрерывно льющийся звук, когда последующий звук является продолжением предыдущего, как бы «выливается» из него).
5. Подвижению звуков вверх и вниз - «Ми-рэ-ми-рэ–ми-рэ-ми». Задействованы мышцы губ и языка. При пении необходимо следить за чётким произнесением согласных звуков, но чтобы гласные звуки не укорачивались. Также следует обращать внимание на использование дыхания – выдох не должен быть сильным.
Педагог: Молодцы, ребята! После того как мы подготовили наш голосовой аппарат, приступим к работе над нашей песней. Ребята, на предыдущем занятии мы работали над песней«Родина моя»
Работали над приемами звукоизвлечения и звуковедения песни. Работали над дыханием, фразировкой, дикцией и ритмом. Добивались слитности звучания.
И сегодня перед нами стоит задача продолжить работу и закрепить наши навыки и знания.
Начнем с «Речетатива», по моей руке проговариваем слова четко, ясно, ритмично, все вместе. Добиваемся четкости и ритмичности произношения.
Молодцы, а теперь поем под музыку.
Хорошо.Теперь поем первый куплет и стараемся петь спокойно прикрытым звуком, округляя гласные звуки «А» и «О», как буд-то у нас во рту горячая картошка, но она уже не обжигает.Поем слитно, переливая слово в слово. Не забываем правильно брать дыхание.
Молодцы, а теперь поем всю песню сначала соблюдая фразировку и дыхание, а также певческую позицию и округлые гласные не забываем.
Педагог:А теперь давайте немного отдохнем:
Физкультминутка: «Наши эмоции» (лицо закрыто ладошками, убирая ладошки изображаем грусть или радость и т.д.)
Элементы игры и театрализации способствуют раскрепощению и выражению эмоций.
Педагог: Следующей будет работа над песней«Мы такие разные»
На прошлом занятии мы говорили о характере песни, ее содержании вы узнали,что такое толерантность.Работали над фразировкой, текстоми дикцией.А сегодня мы сначалапрохлопаем ритм песни и посчитаем.
Теперь поем первый куплет и добиваемся одновременного начала пения и снятия по моей руке педагога.
Сначала работа над фразировкой, текстом, дикцией. Добиваться одновременного начала пения и снятия по руке педагога.
Заключительная часть.
Рефлексия. Подведение итогов.
Задача: Мобилизация детей на самооценку.
Педагог: Давайте подведем небольшой итог. Над чем сегодня мы работали на занятии?
Ответы детей:Над унисоном, прикрытием гласных звуков. Высокой певческой позицией в упражнениях и вокальных произведениях.
Педагог: Сегодня мы большое внимание уделили развитию голосового и речевого аппарата, артикуляции, дикции (речетатив). Работали над гласными звуками в упражнениях и песнях, работали над дыханием, звуковедением. Педагог: Ребята, как вы думаете, удалось ли вам справиться с заданиями на сегодняшнем занятии? Что было для вас наиболее сложным?
Обучающиеся анализируют свою работу на занятии.
А теперь ответьте, с каким настроением вы уходите ссегодняшнего занятия?
А теперь поднимите руки, кто считает, что хорошо поработал на занятии, а кто считает, что не очень, руки не поднимает.
Информационный этап
Домашнее задание:
Дома, пожалуйста, обратите внимание на:
Перед зеркалом выразительно проговаривайте текст песни с хорошей дикцией.
Учите тексты песен.
Педагог: Ребята, вы сегодня большие молодцы! А на следующем занятии мы продолжим работать над этими произведениями и обратим особое внимание на чистое интонирование.
Спасибо за занятие. До встречи!
Список использованной литературы:
1.Лобанов, Е.А Возможности урока, как средства реализации здоровьесберегающих технологий. Музыка в школе – 2005-№3
2. Емельянов В.В. Развитие голоса. Координация и тренинг. – СПб.,2010.
3. Дмитриева, Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. Учебное пособие. - М.: Просвещение, 2010.
4. Щетинин, М. Н. Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой продолжает творить чудеса / М. Н. Щетинин. – М. : АСС – Центр : ЮНИВЕСТ, 2009.
5. Развитие детского голоса / под редакцией В. Н. Шацкой. – М. : Педагогика, 2003.