Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Старобешевская школа искусств»
Разработка урока
по декоративно прикладному творчеству
Тема: Знакомство с Донецкой росписью.
Подготовила преподаватель
Класса «Живопись»
Михайлова Л.В.
п.г.т. Старобешево 2022 г.
Тема: Знакомство с Донецкой росписью.
Цель:
- знакомство и изучение основных элементов Донецкой росписи.
- воспитание у детей интереса к народному творчеству
- формирование нравственной личности, знающей историю, искусство и природу родного края.
Задачи:
Образовательные:
-Формирование практических умений и навыков рисования с образца.
-Учить детей составлять узор по мотивам Донецкой росписи.
Развивающие:
- Расширение культурно-художественного кругозора учащихся.
Воспитывающие:
- Воспитывать любовь к родному краю.
-Формировать интерес к истории своего края.
Зрительный ряд: видео мастер-класс «Роспись деревянной лопаточки по мотивам Донецкой росписи»
Литературный ряд: Легенда «КОВЫЛЬ И ТИПЧАК»
Материалы: (принадлежности) гуашевые краски, кисти, палитра, банка для воды, бумага.
План занятия:
1.Организационный момент. Проверка готовности к занятию.
2. Теоретическая часть.
-истоки развития Донецкой росписи.
-элементы и последовательность росписи.
-мотивы и композиции Донецкой росписи.
3.Практическая часть.
4. Заключительная часть. Подведение итогов.
Ход занятия:
Теоретическая часть.
Что такое народная роспись? Роспись является частью декоративно-прикладного искусства и носителем традиций народного творчества, связывающим поколения мастеров и умельцев. Такими промыслами занимались уже не отдельные мастера-умельцы и их семьи, а целые отдельные местности и деревни, благодаря которым они и получили свое название, известность и признание не только у себя на Родине, но и далеко за её пределами. Роспись имеет глубокие народные корни и традиции, связана с жизнью, нравами и обычаями предков. Так было всегда, но времена меняются и меняются предпосылки появления того или иного творчества.
Каждый без труда сможет назвать хохлому и гжель.
Вологодская хохлома родилась совсем недавно. Этот стиль возник на предприятии Художественное объединение «Надежда». Предприятие, возникшее в 1976 году.
Сохраняя старое — искали новые стили. Однажды, появилась идея попробовать расписать по серебряному фону. Получилось красиво. Но не просто было доказать многочисленным художественным советам, что это — не уход от традиций, а поиск нового на основе их.
Существует роспись ещё моложе! Это ордынская роспись. Жительница Ордынки создала и запатентовала новый вид росписи — о нём теперь знают не только в России
Синяя лучезарная краска, белые морозные завитки, охра летних пейзажей — это ордынская роспись, самая молодая в России; ей всего около 20 лет. Но и за этот короткий срок она получила признание на международных фестивалях. Её изучают в изостудиях и Домах детского творчества, а иностранцы узнают Сибирь на ордынских сувенирах и без подписи.
Автор ордынской росписи — Нина Мухлынина, преподаватель Ордынской детской школы искусств и руководитель студии для взрослых и детей.
Художественная роспись это искусство декорирования поверхности при помощи красок.
Даже в 21 веке роспись не теряет свою актуальность. Расписные изделия - это не просто часть интерьера. Многие из них имеют широкую функциональную нагрузку и активно используются в повседневной жизни. Например, нарезка продуктов на украшенной разделочной доске или же хранение хлеба в хлебнице, которая расписана мастером своего дела, все так же актуальны.
Расписные изделия внесут свой колорит даже в скромное помещение, сделав его уникальным.
С 2015 года возникла острая необходимость заявить о нашей республике. Что бы у нас тоже были свои узнаваемые бренды.
Донецкая роспись-это роспись гуашевыми красками по различным поверхностям.
Мотивы для этой росписи берутся из природы Донецкого края. Синее небо и море, черная плодородная земля и богатые недра каменным углем, полевые цветы и ковыль, золотая пшеница, ягоды и царица цветов -роза, ставшая с 70 годов символом Донецка.(Приложение 4)
Владимир Остапко, доктор биологических наук, профессор, заведующий отделом природной флоры и заповедного дела Донецкого ботанического сада считает, что символом Донбасса является ковыль.
Существует красивая легенда о ковыле и типчаке.
КОВЫЛЬ И ТИПЧАК
В далекие-далекие от нас времена в нашей степи жили два племени, кочевавшие по ней от края до края. Могущественны и богаты были те племена. Славились они по всей бескрайней степи своими быстрыми, как ветер, конями, красивыми, как утренняя заря, девушками и славными юношами-богатырями. У одного из этих племен была в то время самая красивая девушка в степи по имени Ковыль, а у другого – могучий и статный красавец-богатырь Типчак. Красавица Ковыль была из богатого и знатного рода, и Типчак – из бедной семьи. Но как-то раз они встретились на границе своих владений в степи и сразу же полюбили друг друга. Много раз, тайком от всех, встречались они далеко в степи, вели неспешный разговор, любовались то восходом, то закатом солнца, раскрывая свои души друг перед другом, делясь своими сокровенными мыслями. – Переходи к нам жить, Типчак, – говорила красавица Ковыль, – тогда наш род будет непобедим. – Нет, – отвечал ей Типчак, – переходи ты к нам жить. Тогда наш род будет непобедим. Сколько ни звали они друг друга к себе жить, так никто из них и не согласился на это, не захотел покинуть и предать свой род, свое племя. Однажды красавица Ковыль сказала, что ее сватают за богатого юношу из их рода. Но она не хочет выходить за него замуж, потому что полюбила мужественного и славного богатыря Типчака и только за него пойдет замуж. Стали Ковыль и Типчак думать, что же им делать, как быть. И надумали бежать. Узнали об этом родственники красавицы Ковыль и бросились за беглецами в погоню. Долго длилась погоня, однако преследователи стали настигать беглецов. Солнце слепило глаза, жара обжигала лицо и губы, травы исхлестали ноги и грудь коней, и те стали медленнее бежать по бескрайней степи. Вот-вот догонят их безжалостные родичи. Молили Ковыль и Типчак своих древних Богов, просили спрятать от погони, желая всегда быть вместе. Зная об их огромной и чистой любви, Боги превратили влюбленных в два обычных степных растения – ковыль и типчак. С тех пор они растут всегда вместе. Поэтому, если вы увидите в нашей степи ковыль, то знайте, что рядом где-то растет типчак.
Ковыленки и типчак - именно эти элементы связывают всю картинку в единую.
Для росписи нужны только значимые элементы, которые всё время на виду, узнаваемы.
Отличительной чертой донецкой росписи является двухцветный фон, состоящий из синего и черного цвета. Роспись выполняется красным цветом, для нарядности и изображения, например колосьев, используется золотой, а для оживки белый цвет.
Что бы работа получилась гармоничной, каждую композицию уравновешивают по части заполнения листа крупными и мелкими элементами. Целостность наблюдается и в заполнении работы цветовыми пятнами.
Теперь давайте ознакомимся с элементами Донецкой росписи. (Приложение 1, 2)
Давайте сравним некоторые росписи. (Приложение 3)
Все они состоят из мазков, но различие на лицо!
Все они уникальны, у всех свой путь развития.
Видео мастер-класс «Роспись деревянной лопаточки по мотивам Донецкой росписи»
Практическая работа.
Самостоятельная работа.
Итог занятия.
Тысячелетиями люди живут рядом с природой. Натура человека такова, что у него есть внутренняя потребность творческого отображения жизни: так появляется народное творчество с его неповторимыми растительными мотивами, сочными цветами и яркой стилизацией.
Донецкая роспись не имеет четких правил, не ограничена в выборе композиции и расположении рисунка, каждый рисует свои картины, придерживаясь лишь стиля и техники. Возможно, в процессе её становления её ждут новые открытия!
Выставка работ.
Список литература:
Путешествие по родному краю: Хрестоматия для учащихся 8 классов основной школы / Сост. Панкина В.Е. – Донецк: Истоки, 2017. – 152 с.
Шендель, В. С. Да, скифы — мы : Альбом / Владимир Шендель . — Донецк : Национальный Союз писателей Украины, журнал «Донбасс», 2005 . — 91 с. : ил. — 966-107-14-8
Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. М., 1965, с. 129.
Искусствоведческое краеведение Донбасса: Взгляд сквозь тысячелетия (Древнейшие виды искусства). 2-е издание, дополненное и переработанное / Сост. Лобынцева С.Н., Минасян Н.Г. - Донецк, 2016. – 230 с.