kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Черчение. Геометрические тела, проекция многогранников.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вспомнить известные геометрические тела. Дать анализ о понятии формы предмета. Изучить правила построения проекций геометрических фигур. Систематизировать правила построения чертежей основных геометрических тел. Развивать пространственное мышление, умение анализировать геометрическую форму предмета. Воспитывать трудолюбие, умение сотрудничать при работе в группе, развивать любовь к предмету.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Черчение. Геометрические тела, проекция многогранников. »

Поурочные планы по черчению № 19.

Дата______________________


Тема урока:_Геометрические тела, проекция многогранников.

Цели урока: Вспомнить известные геометрические тела.

Дать понятие об анализе формы предмета.

Изучить правила построения проекций геометрических тел.



Задачи урока

Образовательная: Систематизировать правила построения чертежей основных геометрических тел.


Коррекционное – развивающая: Развивать пространственное мышление, умение анализировать геометрическую форму предмета.


Воспитательная: Воспитать трудолюбие, умение сотрудничать при работе в группах, интерес к предмету.



Оборудование урока : чертежные инструменты , рабочие тетради, доска, мел, изображения геометрических фигур.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: рассказ с демонстрацией.

Организационный этап:

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Определение отсутствующих проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания учащихся.



Проверка домашнего задания:

Выявление уровня знаний учащихся заданного на дом материала, определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления, ликвидация обнаруженных недочетов.



Подготовка учащихся к усвоению нового материала:

Приветствие «Солнечный круг». Учащиеся и учитель встают в круг, берутся за руки и говорят друг другу комплименты либо пожелания, затем все садятся по своим местам. Сообщение учащимся темы, целей и задач изучаемого материала.

Сообщение нового материала:

Очень важно в процессе черчения умение определить геометрическую форму  изображенного предмета в целом и каждого его элемента в отдельности. Для этого надо знать, какими проекциями изображаются на чертеже основные геометрические тела и тогда сопоставляя проекции одного и того же предмета, можно представить его форму.

Прежде чем приступить к построению проекций, вспомним известные вам геометрические тела и их основные элементы.

Я буду показывать вам по одному геометрическому телу, а вы назовите каждое из этих тел. Готовы?

Демонстрация различных геометрических тел. Учащиеся называют известные им геометрические тела и знакомятся с новыми .

При этом все тела надо разделить на две группы: тела вращения и многогранники.

 

Ребята, вы заметили, что я разделил все тела на две группы. Почему? Что можно сказать о каждой группе?

Ответы учащихся.

Итак, сделаем вывод, что геометрические тела делятся на две группы: тела вращения и многогранники.

Рассмотрим некоторые тела подробнее.

Многогранники.

Бывают различные виды многогранников: призма, прямоугольный параллелепипед, куб, пирамида.

Призма- геометрическое тело, у которого основания –равные и параллельные многоугольники, а боковые грани- четырехугольники.

Демонстрация.

Прямоугольный параллелепипед- это неправильная четырехугольная призма. Делятся на прямой прямоугольный параллелепипед и куб ( правильный шестигранник).

Демонстрация.

Пирамида- многоугольник у которого основание- многоугольник, а боковые грани- треугольники, имеющие общую вершину.

Демонстрация.


Алгоритм построения:

-анализ геометрической формы предмета.

-определение видов.

-построение.



Закрепление полученных знаний:

Учащиеся должны выполнить проецирование данных им геометрических тел без соблюдения необходимых размеров. Проверка выполненных заданий. Ответы на вопросы страница 52.




Подведение итогов:

Выставление оценок за выполненное задание:


5 –

4 –

3-

2 -

Рефлексия:

С какими геометрическими телами вы сегодня познакомились?

Где можно применять данные знания?

Что на уроке понравилось?


Домашнее задание:  в рабочей тетради начертить чертеж геометрического тела, который вы выполняли на уроке без соблюдения размеров. Параграф 22, 23 чертеж.




Провела: Соколова Е.В.

Проверила: Вейисова Е.Г.













Демонстрация различных геометрических тел. Учащиеся называют известные им геометрические тела и знакомятся с новыми .

При этом все тела надо разделить на две группы: тела вращения и многогранники.









Многогранники.

Призма.

Демонстрация.




Прямоугольный параллелепипед.

Демонстрация.





Пирамида

Демонстрация




























Раздел: Проекционное черчение

1. Прямые не перпендикулярные ни одной плоскости проекций называются

а) горизонталью б) горизонтально-проецирующей

в) прямой общего положения г) фронталью

2. Назовите основные плоскости проекций

а) фронтальная б) вертикальная

в) изометрическая г) горизонтальная

3.Как спроецируется отрезок на горизонтальную плоскость, если он расположен параллельно горизонтальной плоскости

а) в точку б) с искажением

в) в натуральную величину г) уменьшится в 2 раза

4. Как спроецируется плоскость треугольника на горизонтальную плоскость, если она расположена параллельно горизонтальной плоскости

а) в точку б) с искажением

в) в натуральную величину г) уменьшится в 2 раза

5. Как спроецируется отрезок на горизонтальную плоскость, если он расположен перпендикулярно горизонтальной плоскости

а) в точку б) с искажением

в) в натуральную величину г) в линию

6. Как спроецируется плоскость треугольника на горизонтальную плоскость, если он расположен перпендикулярно горизонтальной плоскости

а) в точку б) с искажением

в) в натуральную величину г) в линию

7. К аксонометрическим проекциям относятся

а) изометрические б) горизонтальные

в) профильные г) горизонтальные

8. Отметьте виды проецирования, применяемые в инженерной графике

а) прямоугольное б) изометрическое

в) центральное г) косоугольное

9. В изометрической проекции оси расположены под углом

а) 900 б) 70

в) 410 г) 1200

10. В диметрической проекции ось Х расположена к горизонту под углом

а) 900 б) 70

в) 410 г) 1200

11. В диметрической проекции ось У расположена к горизонту под углом

а) 900 б) 70

в) 410 г) 1200

12. Размеры по оси У в изометрической проекции откладываются

а) увеличиваются в 2 раза б) с искажением

в) в натуральную величину г) уменьшаются в 2 раза

13. Размеры по оси У в диметрической проекции откладываются

а) увеличиваются в 2 раза б) с искажением

в) в натуральную величину г) уменьшаются в 2 раза

14. Размеры по оси Х в изометрической проекции откладываются

а) увеличиваются в 2 раза б) с искажением

в) в натуральную величину г) уменьшаются в 2 раза

15. Размеры по оси Х в диметрической проекции откладываются

а) увеличиваются в 2 раза б) с искажением

в) в натуральную величину г) уменьшаются в 2 раза





Поурочные планы по черчению № 20.

Дата______________________


Тема урока: Проекция тел вращения.

Цели урока: Вспомнить известные геометрические тела вращения.

Дать понятие об анализе формы предмета.

Изучить правила построения проекций геометрических тел вращения.



Задачи урока

Образовательная: Систематизировать правила построения чертежей основных геометрических тел вращения.


Коррекционное – развивающая: Развивать пространственное мышление, умение анализировать геометрическую форму предмета.


Воспитательная: Воспитать трудолюбие, умение сотрудничать при работе в группах, интерес к предмету.



Оборудование урока : чертежные инструменты , рабочие тетради, доска, мел, изображения геометрических фигур.

Тип урока: изучение нового материала, закрепление раннее изученного материала

Методы: комбинированный.

Организационный этап:

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Определение отсутствующих проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания учащихся.



Проверка домашнего задания:

Выявление уровня знаний учащихся заданного на дом материала, определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления, ликвидация обнаруженных недочетов.



Подготовка учащихся к усвоению нового материала:

Приветствие «Солнечный круг». Учащиеся и учитель встают в круг, берутся за руки и говорят друг другу комплименты либо пожелания, затем все садятся по своим местам. Сообщение учащимся темы, целей и задач изучаемого материала.

Сообщение нового материала:

Прежде чем приступить к построению проекций, вспомним известные вам геометрические тела вращения и их основные элементы.

Я буду показывать вам по одному геометрическому телу, а вы назовите каждое из этих тел. Готовы?

Демонстрация различных геометрических тел. Учащиеся называют известные им геометрические тела и знакомятся с новыми.

Тела вращения, образованы путем вращения плоского тела вокруг оси.

Это:  цилиндр, конус и шар.

Цилиндр- образован путем вращения прямоугольника вокруг одной из его сторон.

Демонстрация.

 

Конус- образован путем вращения треугольника вокруг одного из его катетов.

Демонстрация.

Шар- образован вращением круга вокруг оси, проходящей через его центр.

Демонстрация.



Алгоритм построения:

-анализ геометрической формы предмета.

-определение видов.

-построение.



Закрепление полученных знаний:

Учащиеся должны выполнить проецирование данных им геометрических тел без соблюдения необходимых размеров. Проверка выполненных заданий.




Подведение итогов:

Выставление оценок за выполненное задание:


5 –

4 –

3-

2 –


Рефлексия:

С какими геометрическими телами вы сегодня познакомились?

Где можно применять данные знания?

Что на уроке понравилось?


Домашнее задание:  в рабочей тетради начертить чертеж геометрического тела, который вы выполняли на уроке без соблюдения размеров. Параграф 23, страница 53 рисунок 112.




Провела: Соколова Е.В.

Проверила: Вейисова Е.Г.



































Демонстрация различных геометрических тел. Учащиеся называют известные им геометрические тела и знакомятся с новыми.


Цилиндр.

Демонстрация.


Конус

Демонстрация.


Шар

Демонстрация.

































Поурочные планы по черчению № 21.

Дата______________________


Тема урока: Нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей, составляющих форму тела.

Цели урока: Вспомнить известные геометрические тела.

Дать понятие о чертеже вершин, ребер и поверхностей, образующих и поверхностей, составляющих форму тела.

Изучить правила построения проекций геометрических тел.



Задачи урока

Образовательная: Систематизировать правила нахождение на чертеже вершин, ребер, образующих и поверхностей, составляющих форму тела.


Коррекционное – развивающая: Развивать пространственное мышление, умение анализировать геометрическую форму предмета.


Воспитательная: Воспитать трудолюбие, умение сотрудничать при работе в группах, интерес к предмету.



Оборудование урока : чертежные инструменты , рабочие тетради, доска, мел, изображения геометрических фигур.

Тип урока: изучение нового материала.

Методы: рассказ с демонстрацией.

Организационный этап:

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Определение отсутствующих проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания учащихся.



Проверка домашнего задания:

Выявление уровня знаний учащихся заданного на дом материала, определение типичных недостатков в знаниях и причин их появления, ликвидация обнаруженных недочетов.



Подготовка учащихся к усвоению нового материала:

Приветствие «Солнечный круг». Учащиеся и учитель встают в круг, берутся за руки и говорят друг другу комплименты либо пожелания, затем все садятся по своим местам. Сообщение учащимся темы, целей и задач изучаемого материала.

Сообщение нового материала:

Геометрическое тело — это замкнутая часть пространства, ограниченная плоскими или кривыми поверхностями.

Все геометрические тела можно разделить на две группы: многогранники (куб, призма, параллелепипед, пи-рамида) и тела вращения (цилиндр, конус, шар). Форма каждого тела имеет свои характерные признаки.
Каждое гранное геометрическое тело имеет грани, ребра и вершины (рис. 18).



Процесе получения изображения геометрических тел можно рассматривать как процесс отображения каждого элемента его формы на плоскостях проекций.

Рассмотрим получение изображения куба на трех плоскостях проекций. Куб расположим перед плоскостью V так, чтобы передняя и задняя (от наблюдателя) грани оказались ей параллельными. Тогда боковые, верхняя и нижняя грани будут перпендикулярны к плоскости V.

Чтобы построить проекцию куба на плоскости, надо через вершины, обозначенные цифрами 1, 2, 3, 4 и 5, 6, 7, 8, провести проецирующие лучи перпендикулярно к плоскостям V, Н, W. Точки пересечения проецирующих лучей с плоскостью проекций дадут точки, которые являются проекциями вершин куба (рис. 119, а). Некоторые проекции точек при проецировании «сливаются», например: 1' с 5', точка 21 — с точкой 6', точка 3' — с точкой Т, точка 4" — с точкой 3", точка 2 — с точкой 3. Если соединим фронтальные проекции вершин куба, то получим фронтальную проекцию куба. Куб на плоскость V отобразится в видеквадрата. Стороны квадрата будут являться проекциями ребер и граней, а сам квадрат — проекциями двух граней. Мы получили метрически определенный чертеж. Это означает, что по чертежу можно определить форму и размеры предмета (рис. 119, б). Для нанесения размеров куба используют условный знак квадрата — □, указывающий на то, что в основании изображенного предмета находится квадрат. Рядом со знаком ставится число, соответствующее размеру (в миллиметрах) стороны квадрата.

Чертежи геометрических тел представлены в таблице 11.


Рассмотрим, как изображаются тела вращения в системе трех плоскостей проекций. Для простановки размеров цилиндра и конуса используют знак диаметра — , уточняющий, что в основании изображенного предмета находится круг. Высота знака диаметра равна высоте числа, проставленного рядом с ним, например, 26. Эта запись означает, что в основании находится круг диаметром 26 мм. Использование этого знака позволяет сократить количество изображений на чертеже (см. таблицу 12).




Закрепление полученных знаний:

Вопросы и задания
1. Какие две группы геометрических тел вы знаете?
2. Какие геометрические тела относятся к
 телам вращения?
3. Какие геометрические признаки характеризуют многогранники?
4. Составьте кроссворд, используя названия геометрических тел.

Отвечать на вопросы страница 60.



Подведение итогов:

Выставление оценок за выполненное задание:


5 –

4 –

3-

2 -

Рефлексия:

С какими понятиями вы сегодня познакомились?

Где можно применять данные знания?

Что на уроке понравилось?


Домашнее задание:  Параграф 24, страница 61 выполнить задания.



Провела: Соколова Е.В.

Проверила: Вейисова Е.Г.



Выполнение чертежа начинают карандашами Т, 2Т, нанося линии построений, а обводят чертеж карандашами М, 2М.

Оттачивают карандаш с того конца, где нет надписи. Это позволяет сохранить его маркировку. Качество проводимых линий зависит от того, как заточен грифель карандаша. На рис. 8, а, б показаны варианты подготовки карандашей к работе. Коническую заточку стержня производят для твердых карандашей. Затачивание грифеля в виде лопаточки осуществляется для мягких карандашей. При работе графитовый стержень стачивается, изменяя толщину линий чертежа, поэтому его необходимо подтачивать на наждачном оселке (рис. 8, в).



Подготовка карандаша к работе


Проводить линии надо не спеша, сохраняя один и тот же нажим. Не следует проводить линии длиннее, чем требуется. При проведении линий нельзя наклонять карандаш над линейкой или от нее, так как линия получится неровной.

Положение рук при проведении линий показано на рис. 9.


Положение рук при проведении линий


Резинка (ластик) используется для удаления ненужных изображений, надписей. Ластик должен быть мягким и иметь острые края. Острым краем удобно удалять линии, не затрагивая соседние.

Готовальней называется набор чертежных инструментов и принадлежностей, уложенных в футляр.Готовальни в зависимости от их назначения бывают разных типов и отличаются друг от друга количеством и качеством входящих в них инструментов. Рассмотрим содержимое готовален.


В готовальне хранятся циркули. Они бывают различными по форме и назначению.

Циркуль-измеритель применяется для измерения, откладывания и деления отрезков. Он имеет две шарнирно соединенные ножки с иглами (рис. 10).


Циркуль-измеритель


Перед работой циркулем-измерителем необходимо иглы выставить на одном уровне. Все действия циркулем-измерителем выполняются одной рукой.


Круговой циркуль применяется для проведения окружностей средних и больших диаметров. В одной из ножек он имеет карандашную вставку, в другой — иглу (рис. 11, а).


Стержень карандашной вставки должен выходить наружу на 5-7 мм. В круговом циркуле ножка с грифелем должна быть несколько длиннее ножки с иглой, что облегчает проведение окружностей (рис. 11, б, в).

Кронциркуль — малый циркуль для проведения окружностей малого диаметра от 0,5 до 8 мм.

Центрик — кнопка с углублением для иглы циркуля. Используется для проведения нескольких окружностей или их дуг из одного центра. Центрик вкалывается в центр окружностей, что предотвращает появление порывов бумаги.

Готовальня также может содержать инструменты, предназначенные для работы тушью.


Линейка — простейший чертежный инструмент, служащий для проведения прямых линий и измерения размеров. В работе удобнее использовать тонкие прозрачные линейки (рис. 12).


Приступая к работе, необходимо проверить рабочую сторону линейки (грань, на которой штрихами нанесена измерительная шкала). Для этого вдоль рабочего ребра проводят тонкую линию. Перевернув линейку, совмещают ее рабочую сторону с проведенной линией и проводят вторую линию. Если обе линии слились в одну, то край линейки прямолинеен.


Линейки


Рейсшина — чертежная линейка для проведения параллельных линий. Состоит из линейки с поперечиной, прижимаемой к кромке чертежной доски рукой. Обычно одна из планок поперечины делается подвижной для проведения параллельных линий под любым углом к кромке доски (рис. 13).

В настоящее время используются и другие виды рейсшин, например, инерционные, которые сочетают в себе свойства универсальной линейки, прибора для штриховки и транспортира.

Чертежная доска с рейсшиной


Все горизонтальные параллельные линии проводятся с помощью рейсшины простой (рис. 14) или инерционной линейки.



Угольники


В практике выполнения чертежей используются два угольника с углами 90°, 45°, 45° и с углами 90°, 30°, 60° (рис. 15, а). Удобен в работе и раздвижной угольник (рис. 15, б).


Перед использованием угольников необходимо проверить прямолинейность его сторон (осуществляется тем же способом, что и проверка прямолинейности линейки) и наличие прямого угла угольника. Способ проверки угольника на наличие прямого угла изображен на рис. 16.

Проверка наличия прямого угла


Для проведения вертикальных и наклонных параллельных линий можно использовать рейсшину с угольником (рис. 17), два угольника или линейку с угольником.


Способы проведения параллельных линий



Транспортир — инструмент для градусного измерения и вычерчивания углов, изготавливаемый из жести или пластмассы (рис. 18).


Лекало — тонкая пластинка с криволинейными кромками, служащая для вычерчивания кривых (лекальных) линий, которые нельзя провести с помощью циркуля. Разновидности лекал представлены на рис. 19.



Лекала


Лекала используются для обводки лекальных кривых, ранее проведенных от руки по точкам (рис. 20). Для обводки линии подбирают лекала с такими кромками, чтобы можно было обвести как можно больший участок кривой.

Чертежная доска — доска, изготовленная из мягких пород древесины, к которой прикрепляют лист чертежной бумаги с помощью кнопок.









Стандарт (ГОСТ 2.307-68) устанавливает правила нанесения размеров на чертежах. Линейные размеры на чертежах проставляются в миллиметрах без обозначения единиц измерения (мм). При других единицах измерения (сантиметрах, метрах) размерные числа записываются с обозначением единиц измерения (см, м). Угловые размеры указывают в градусах, минутах, секундах с обозначениемединиц измерения. Общее количество размеров на чертежах должно быть минимальным, но достаточным для изготовления и контроля изделия.

Нанесение линейных размеров


Существуют строго определенные правила нанесения размеров. При нанесении размера прямолинейного отрезка размерную линию проводят параллельно этому отрезку, а выносные линии — перпендикулярно размерным (рис. 40, б). Выносные линии выходят за размерные на 1-3 мм. Расстояние от размерной линии до контура изображения должно быть не менее 10 мм, а расстояние между двумя близлежащими размерными линиями — не менее 7 мм (рис. 40, б).


На концах размерных линий наносят стрелки. Форма и размеры стрелки показаны на рис. 40, а. Величина стрелок должна быть одинаковой на всем чертеже. Стрелки при недостатке места могут заменяться засечками или точками (рис. 41, б, в). Допускается проставлять размеры так, как показано на рис. 41, г.


Размерные числа наносят над размерной линией ближе к середине (рис. 42).



При нанесении нескольких параллельных или концентрических размерных линий размерные числа над ними располагают в шахматном порядке (рис. 43).


На чертежах необходимо избегать пересечения размерных и выносных линий. Если для нанесения размерного числа недостаточно места над размерной линией, то размеры проставляются так, как показано на рис. 44.





В местах нанесения размерного числа осевые, центровые линии и линии штриховки прерывают (рис. 45, а, б).При нанесении размеров дуг перед размерным числом помещают знак радиуса — R. Высота знака радиуса и размерного числа должна быть одинаковой (рис. 46, а). При проведении нескольких радиусов из одного центра размерные линии любых двух радиусов не располагают на одной прямой (рис. 46, б). При большой величине радиуса центр разрешается приближать к дуге. В таких случаях размерную линию показывают с изломом (рис. 46, в).

При нанесении размеров окружностей перед размерным числом ставят знак диаметра (рис. 47). При недостатке места на чертеже размеры диаметра проставляют так, как показано на рис. 47, б.

Размеры нескольких одинаковых элементов изделия наносят один раз с указанием их количества на полке-выноске, рис. 48. Размеры квадрата или квадратного отверстия наносятся, как показано на рис. 49.

Толщина плоской детали обозначается буквой S с последующим указанием размерного числа (рис. 50). Длина изделия обозначается малой буквой латинского алфавита — l (рис. 51).


Нанесение размеров фаски — скошенной кромки стержня, бруска, отверстия — осуществляется либо простановкой двух линейных размеров (рис. 52, б), либо линейным и угловым размерами (рис. 52, в, г).



Если на чертеже встречается несколько одинаковых фасок, то размер наносят один раз так, как показано на рис. 52, в. Эта надпись означает, что снято две фаски размером 2 мм под углом 45°.


На чертежах необходимо проставлять габаритные размеры.Габаритными размерами называют размеры, определяющие предельные величины внешних очертаний изделий. К габаритным размерам относятся размеры длины, ширины, высоты изделия.




Габаритные размеры всегда больше других, поэтому их на чертеже располагают дальше от изображения, чем остальные.

На рис. 53, а — габаритные размеры 52 мм, 30 мм, 15 мм.

На рис. 53, б — габаритными являются размеры 75 мм и 40 мм.

На рис. 53, в — к габаритным относятся размеры 80 мм, 50 мм.

На чертежах иногда наносят справочные размеры. Размеры, нанесенные на чертеже, но не подвергающиеся контролю, называют справочными. На чертеже они отмечаются знаком * (рис. 54). На месте расположения технических требований (над основной надписью) делают запись: * — размер для справок.

Вопросы и задания
1. В каких единицах выражают линейные размеры на машиностроительных чертежах?
2. На сколько миллиметров должны выступать выносные линии за концы стрелок размерных линий?
3. Чему равно минимальное расстояние между параллельными размерными линиями?
4. Какими знаками обозначаются толщина и
 длина изделия?
5. Какие размеры называются габаритными?
6. Каким знаком обозначаются размеры для справок?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Черчение. Геометрические тела, проекция многогранников.

Автор: Соколова Елена Викторовна

Дата: 10.12.2014

Номер свидетельства: 141848

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "внеклассное мероприятие "Удивительный мир черчения""
    ["seo_title"] => string(55) "vnieklassnoiemieropriiatiieudivitielnyimirchierchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "291150"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1455087520"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства