Просмотр содержимого документа
««Античный стиль. Архитектура Древней Греции».»
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр детского творчества» г. Брянска.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ
объединения «Юный художник»
Тема «Античный стиль.
Архитектура Древней Греции».
Разработала педагог
дополнительного образования
Новикова Раиса Алексеевна
Брянск 2020
Содержание.
1.Пояснительная записка.
2.Планирование занятия.
3.План- конспект занятия.
4.Литература.
5.Приложения.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Архитектура-искусство проектировать и строить. Это самый сложный вид изобразительного искусства. Оно служит человеку не только в плане эстетического наслаждения, а и функционально. Архитектура является важной составной частью культуры человечества.
Архитектура – самое близкое человеку искусство. Связана с декоративно-прикладным, монументальным искусством, дизайном. Поэтому важно научить детей понимать, чувствовать архитектуру. Этому способствует знание её истории, представление о богатстве и разнообразии архитектуры разных народов и стран, эпох. Знание архитектуры расширяет кругозор, обогащает интеллект приобщением к этой замечательной области человеческого творчества, даёт возможность видеть историю зодчества как закономерный процесс его развития и укрепляет веру в прогресс, силу разума и творческого гения человечества.
Неоценимый вклад в мировое искусство внесли древнегреческие архитекторы.
Введение в программу «Юный художник» тем, связанных с изучением культуры Древней Греции необходимо уже потому что каждый человек должен знать:
античная Греция была колыбелью европейской цивилизации;
на достижениях древних греков основана вся европейская цивилизация;
в античной Греции возникли основы архитектуры, дошедшие до современности;
именно здесь были заложены материальные, эстетические ценности, которыми люди пользуются до сих пор;
занятия архитектурным моделированием развивает у детей воображение и творческое начало;
вырабатывает терпение и усидчивость;
развивает художественный вкус;
развивает пространственное мышление и моторику.
Работы по архитектурному моделированию выполняются в объединении «Юный художник» в программе 3-го года обучения.
Планирование занятия.
Тема: Античный стиль. Архитектура Древней Греции.
Цель: Изучить особенности стиля и выполнить полуобъёмную модель древнегреческого храма.
Задачи:
Обучающие
ознакомить учащихся с истоками и основными элементами ордерной системы как основы архитектуры прошлого и настоящего;
обобщить знания о культуре Древней Греции, её вкладе в мировую культуру.
Развивающие
формировать навыки владения образным языком архитектуры и её основной терминологией, умение изображать архитектурные элементы ордеров в рисунке и бумагопластике;
-изображения архитектурных памятников и элементов античной архитектуры;
-запись греческих мелодий;
Для учащихся:
-белая бумага;
-ножницы;
-клей;
-тряпочка.
План занятия
1. Организационная часть.
1.1. Контроль посещаемости.
1.2 .Объявление темы, цели занятия.
1.3.Проверка готовности к занятию.
2. Теоретическая часть.
2.1.Беседа.
2.2.Изложение нового материала.
3.Предварительный анализ изделия.
4.Практическая часть.
4.1.Правила безопасной работы.
4.2.Практическая работа учащихся.
5.Подведение итогов занятия.
6.Задание на перспективу.
7.Уборка рабочих мест.
План-конспект занятия
1.Организационная часть.
1.1.Контроль посещаемости.
1.2.Объявление темы занятия.
На предыдущих занятиях мы ознакомились с истоками и первоэлементами архитектуры, постройками древних Египта и Месопотамии. Сегодня рассмотрим достижения ещё одной древней цивилизации, особенности её стиля.
Тема занятия: «Античный стиль. Архитектура Древней Греции»
Цель: Изучить особенности античного стиля и выполнить полуобъёмную модель древнегреческого храма.
1.3. Проверка готовности к занятию.
2.Теоретическая часть.
2.1. Беседа.
-Ребята, посмотрите и скажите, где в Брянске вы видели здания подобного образца? (Приложение №1)
(Дворец культуры БМЗ, здание драмтеатра, Дома Советов и т. д.)
Все эти здания в нашем городе выглядят так, как выглядели в Древней Греции храмы.
2.2.Изложение нового материала.
От времени расцвета древнегреческого искусства нас отделяют 2,5 тысячи лет. Всё в мире с тех пор неузнаваемо изменилось. Но сила и слава античного искусства оказалась вечной. Термин «Античность» происходит от латинского слова (antiquus - древний). Им принято называть особый период развития древних Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием с 11-9вв. до н.э. до 5 в. н.э.
Античная Греция была колыбелью европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были заложены материальные, духовные, эстетические ценности, которые нашли развитие почти у всех европейских народов. В Греции возникла поэзия, театр, литература, история, скульптура, мифология, вазопись.
Неоценимый вклад в мировое искусство внесли древнегреческие архитекторы. Они создавали ансамбли городов с правильной планировкой.
Ведущими архитектурными сооружениями были храмы, театры, общественные здания. Главные из них - храмы. Эпоха архаики-800-500г.г. до н.э. – время становления греческой архитектуры. Храмы посвящали богам или героям. В храмах не собирались молящиеся, ибо культовые церемонии совершались перед жертвенником под открытым небом. В храм входили только жрецы. Храм был центром агоры или акрополя, господствовал над городом. В нём хранили городскую казну и художественные сокровища. Главным фасадом храм всегда был обращён на восток, к солнцу.
Простейшим и древнейшим типом архаического храма был «храм в антах ». Он состоял из небольшого помещения - наоса, прямоугольного в плане, имел 2х – скатную крышу. На его фасаде между « антами», т.е. выступами боковых стен, были помещены две колонны. Такой храм был рассчитан на восприятие с одной стороны. (Приложение №2).
Более совершенным типом греческого был «простиль», на переднем фасаде которого размещены 4 колонны. В «амфипростиле» колоннада украшала как передний-пронаос, так и задний фасад – апистодом. (Приложение№3).
Классическим типом греческого храма стал «периптер» - оперённый, храм прямоугольный в плане и окружённый со всех сторон колоннадой - перистелем, с двойной колоннадой в интерьере главного помещения - целлы, где стояла культовая статуя. Художественный строй периптера отмечен торжественной строгой простотой. (Приложение №4).
Основные элементы храма просты и связаны с конструкцией здания. Они происходят от деревянных построек с глинобитными стенами. Отсюда идут: двухскатная крыша, балочные перекрытия. Прообразом колонны были деревянные столбы.
В результате длительной эволюции в Греции сложилась ясная и цельная архитектурная система, которую римляне назвали «ордер»- строй, порядок соотношения стоек-колонн и лежащих на них балок перекрытия-антаблемента. В эпоху архаики греческий ордер возник в двух вариантах - «дорическом» и «ионическом». Последний тип ордера - «коринфский», появится позднее - в эпоху классики.
Дорический ордер, по мнению греков, воплощал идею мужественности, гармонию силы и строгости. Возник он в области материковой Греции, населённой племенами воинов-дорийцев. Рассмотрим элементы устройства этого ордера. (Приложение №5). Весь ордерный строй делится на три части:
Опора-стереобат (ступенчатое основание)
Несущая часть (колонны, стены)
Несомая часть (балки перекрытий, антаблемент)
Колонна массивная, толстая, базы не имеет, украшена крупными каннелюрами - продольными желобками и капителью. По форме капители сразу узнаётся ордер. У дорической колонны она состоит из эхины и абаки. Впоследствии, иногда, в дорическом ордере колонны заменялись или дополнялись мужскими фигурами- атлантами. Например, крышу входа в Эрмитаж поддерживают на своих плечах мраморные атланты.
Антаблемент делится на архитрав, фриз и карниз. (Приложение №5а).
Фриз дорического ордера украшен триглифами - вертикальными бороздками и метопами - квадратными плитами с барельефами. (Приложение №5б).
Примеры: храмы - Парфенон, Аполлона в Коринфе, Посейдона в Пестуме.
(Приложения№5в,5г,5д).
Ионический ордер был лёгок, строен и наряден, Воплощал идею женственности.- Приложение №5е. Колонна более тонкая, имеет базу, узкие каннелюры. Капитель имеет завитки-волюты. В этом ордере колонны иногда заменялись женскими фигурами-кариатидами. Примеры: портик храма Эрехтейон, Ники Аптерос (Приложения№5ж,5з), храм Артемиды Эфесской, Аполлона в Дидимах (Приложения№5и,5к).
Коринфский ордер - лёгкий, пышный, зрелищный, - символ юности.
Колонна имеет базу, мелкие каннелюры, капитель вдвое выше других ордеров и напоминает цветочную корзину, оформленную резными листьями аканта. Сравним изображения этих трёх ордеров, найдём разницу в устройстве антаблемента. Он везде разный. (Дети описывают разницу).
Греческие храмы хоть и строились из мрамора, но не были белыми. Шедевры античной архитектуры блистали разноцветием красок: красной, синей, зелёной, золотой. Раскраска треугольного поля фронтона, фона метоп, триглифов, скульптуры придавали более праздничный вид храму подчёркивая архитектонику его частей. Колонны, постамент и архитрав оставляли белыми.
В античной эстетике главенствовали такие категории, как мера и размеренность, симметрия, ритм и гармония. Они на века определили европейские каноны красоты. Чувство порядка и меры – важнейшие для античности.
3.Предварительный анализ изделия.
-А теперь давайте выполним из бумаги макет древнегреческого храма. Для этого понадобятся белая бумага, ножницы, клей. Тип храма – простиль, будет иметь на переднем фасаде 4 колонны. Они будут склеены в виде цилиндров, капитель возьмём ионическую. Оформим антаблемент. Здание также будет иметь фронтон и стереобат. (Демонстрация образца)
4.Практическая часть.
4.1.Инструктаж по охране труда при работе с ножницами:
Храните ножницы в указанном месте.
Не работайте тупыми ножницами и с ослабленным шарниром.
При работе внимательно следите за направлением резания.
Не держите ножницы лезвиями вверх.
Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями
Не режьте ножницами на ходу
Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
С клеем обращайтесь осторожно. Клей ядовит.
Наноси клей на поверхность только кистью.
Остерегайся попадания клея на пальцы, лицо, глаза.
При попадании клея в глаза надо немедленно промыть их в большом количестве воды.
По окончании работы обязательно вымыть руки и кисть.
При работе с клеем пользуйтесь салфеткой.
4.2.Практическая работа учащихся.
Пользуйтесь технологической картой и инструкцией педагога. Начало работы выполняем фронтально:
4.Верхние углы формата отогнуть вниз на себя до совмещения их по средней линии.
5.От верхней точки отмерить вниз 1,5см и вдоль наклонных сторон провести параллельные линии.
6.Для получения антаблемента от нижней линии фриза вниз отложить 1,5см и от засечки нижнюю часть листа отогнуть от себя.
7.Для получения ниши под колонны от линии сгиба отложить ещё 1,5см и по этой линии верхнюю часть листа отогнуть на себя.
8.Изготовим фриз из триглифов и метоп: для этого отрезать от остатка бумаги полоску по всей длине шириной 1см и от левого края 1см согнуть от себя. Далее по 3-5мм сгибаем в виде гармошки, так чтобы получилось 3 зубчика - триглиф. Потом снова 1см-метопа. Повторять триглифы и метопы до конца полоски.
9.Приклеить фриз на антаблемент. Начало и конец - метопа.
10.Для выполнения стереобата от нижнего края заготовки по 1см 6 раз согнуть в виде гармошки.
11.Для основания колонны от последней верхней линии ступеней отступить вверх 1,5см и отогнуть вверх от себя.
12. Изготовление колонн: измерить высоту стены между антаблементом и стереобатом.
13. Измерить и отрезать 4 полоски бумаги на 1см больше этой высоты и шириной 2см.
14.От верхнего и нижнего краёв полоски, отступив по5мм, сделать сгибы.
15.Надсечь края бумаги до сгибов.
16.Склеить заготовки-колонны в трубочки.
17.Изготовление капители: отрезав 4 полоски длиной 2см и шириной 1см, лезвием ножниц подкрутить концы-волюты.
18.Отогнуть надсечки на колоннах в стороны, смазать их сверху и снизу клеем и установить в нишу, не забыв между верхом колонны и антаблементом заложить капитель завитками вниз.
Наша работа готова!
5.Подведение итогов занятия.
Выставка и обсуждение работ. Рефлексия.
6.Задание на перспективу.
Наблюдать и запоминать внешний вид и устройство крыш зданий, церквей.
7.Уборка рабочих мест.
Наше занятие окончено. Тщательно убираем рабочие места
Литература:
Алпатов М.В. Художественные проблемы искусства Древней Греции. М. 1987.
Блаватский В.Д. Архитектура Античного мира. М. 1966.
Брунов Н.И. Очерки по истории архитектуры. М.1935.
Глачычев В.П. Зарождение зодчества. М. 1983.
Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М. 1984.