Просмотр содержимого документа
«Значение наблюдательности в работе с дошкольниками»
Значение наблюдательности в работе с дошкольниками
Маркешина О.А.воспитатель
мбцрр – детский сад №31 г.Орёл
Взрослым, проводящим весь день с маленькими детьми, приходится заниматься целым рядом дел. Сама работа, получаете ли вы за это деньги или же заботитесь о собственном ребёнке, требует как физических, так и умственных усилий. Вполне вероятно, что даже знающие опытные взрослые настолько увлекутся сиюминутным уходом за ребёнком, что забудут выбрать время пристальнее взглянуть на детей как на личности.
Взрослые, отвечающие за детей, обычно заняты весь день. При этом основная часть времени расходуется на физическую деятельность. Если взрослый будет придерживаться той точки зрения, что добросовестная работа с детьми – это прежде всего его личная активность, постоянное движение, он может не заметить важных перемен в ребёнке. Некоторым взрослым, если они постоянно не делают что-то или не двигаются, кажется, что они стали ленивыми. К сожалению, эти взрослые не понимают, как важно просто смотреть на детей, правильно их слушать или наблюдать за тем, на что они способны.
Если взрослые не научатся внимательно смотреть, они не заметят какие – то перемены, происходящие с ребёнком; если не научатся правильно слушать. Что говорит ребёнок. Могут пропустить нечто важное или нечаянно оставить без внимания само обращение ребёнка. Необходимо, чтобы взрослые научились быть внимательными к детям. Это должна быть не пассивная и отвлечённая осведомлённость или же обычный присмотр. Активно смотреть и слушать – значит действительно обращать внимание на то, что дети делают и говорят, что пытаются сделать, что уже усвоили и что пока ещё выше их способностей или понимания. Активное внимание взрослого в процессе бесед и игр имеет для детей решающее значение. Дети, не чувствующие уважения или внимания, вряд ли в свою очередь научатся быть внимательными – у них ведь нет образца и нет стимула учиться.
Наблюдения взрослых за детьми наиболее эффективны, если они вызваны интересом к детям или подкреплены знаниями о развитии ребёнка. Знания помогают взрослому осмыслить, что он видит, а внимание к тому, чему учится ребёнок, делает время, проведённое с детьми, интереснее.
Смотреть и слушать важно и для того, чтобы лучше узнать отдельных детей. Питая истинный интерес к способностям детей, вы заметите, что ребёнок уже почти достиг, а что может освоить с небольшой помощью. Вы можете заметить, на что смотрит ребёнок или что заставляет его остановиться и прислушаться. Всё это позволяет взрослому заглянуть во внутренний мир малыша и наилучшим образом распределить своё время ради его интересов и способностей.
Внимательное наблюдение за ребёнком поможет переключить внимание с одного проявления детского поведения на другое.
Чуткость к детям и желание наблюдать за ними могут намного повысить отдачу для взрослых, которые за них отвечают.