Просмотр содержимого документа
«Взаимодействие концертмейстера с хореографом»
Взаимодействие концертмейстера с хореографом.
Работа концертмейстера-аккордеониста в классе народного танца требует глубоких знаний музыки и хореографии.
В том, как пользоваться несметным богатством музыкальной культуры, как выбирать музыкальный материал для целей и задач каждого отдельного урока, как научить детей воспринимать музыку всем сердцем и душой – лучший советчик и помощник педагогу-хореографу – концертмейстер. Именно концертмейстер знает все, что касается музыкального произведения: относительно темпов и характера исполнения музыки. Он помогает хореографу находить правильные, вытекающие из характера музыки решения.
Концертмейстеров хореографии народного танца не готовят ни в одном учебном заведении. А ведь у хореографического искусства свои специфические требования, которые приходиться постигать на практике.
Работа концертмейстера заключается в подборе и освоении музыкального материала, связанного с народным танцем и его хореографической спецификой, а также с возрастными особенностями детей. Освоение музыкальной специфики народной хореографии возможно только при параллельном изучении специфики хореографического искусства, как классического, так и народного танца, понимании их родственных связей и отличий.
Концертмейстеру, во-первых, необходимо изучить основную танцевальную терминологию, чтобы знать - о каком упражнении идет речь. Музыкальные термины итальянского происхождения, а хореографические – французского. Поэтому концертмейстер должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению.
Во-вторых, необходимо знать, как то или иное упражнение исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное – научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом – уметь ориентироваться в нотном тексте, в том числе по памяти, соотнося музыкальный материал с начинающимся движением танца. Дело в том, что педагог может остановить упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок упражнения отдельно. Также надо быть готовым к импровизационным моментам, вариативности исполнения при разучивании нового элемента.
А еще знание исполнения всех хореографических упражнений, которые воспитанники овладевают на уроках нужно для того, чтобы провести полноценное занятие в отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также и педагогические функции.
В-третьих, особенность работы концертмейстера народного танца заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом этапе обучения танцевальному искусству.
В-четвертых, концертмейстер работает в ансамбле с танцорами. Правильная работа в ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество. Концертмейстер должен способствовать развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс сотворчества.
Концертмейстер вместе с хореографом проходит путь от самого первого занятия до репетиций, когда на смену его игре на инструменте приходит фонограмма. Но это не значит, что работа как концертмейстера закончилась, он - помощник хореографа, значит должен до конца вместе с педагогом проходить путь от создания образа танца до выступления на сцене.
Большинство (свыше 90%) фонограмм, использующихся для постановки танцев, разыскивается, подготавливается, записывается, изменяется концертмейстером. У хореографа, помимо своей непосредственной работы, еще есть огромная дополнительная нагрузка, связанная с шитьем костюмов, организацией концертов, ведением документации и пр. Кроме того, на уроках при работе хореографа с фонограммами тратится достаточно много времени урока на поиск нужной фонограммы или нужного фрагмента фонограммы при разучивании конкретных движений.
Необходимо наладить работу с концертмейстером таким образом, чтобы время урока использовалось максимально эффективно, а педагог-хореограф мог работать над постановкой танцев, не думая и не отвлекаясь на поиски нужной фонограммы или постоянно бегать к магнитофону и тратить время на поиск нужного фрагмента.