Просмотр содержимого документа
««Воспитание патриотизма обучающихся через знакомство с региональным компонентом»»
Караваева Наталья Борисовна
педагог-организатор,
руководитель музея истории учреждения МБОУ ДО «Центр творчества и досуга
«Воспитание патриотизма обучающихся через
знакомство с региональным компонентом»
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание.
Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у обучающихся любви к своей Родине. Любовь к Родине - это активная гражданская позиция. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Многое связывает человека с местом, где он родился и вырос. Родной край, его люди, природа, пройдя через сознание, становятся частью человеческой судьбы.
Привить любовь к большой и малой Родине, любовь к людям – вот два основных направления в работе музейной деятельности. Патриотизм очень тесно связан с понятием «Родина» и «народ». Они составляют единое неразделимое целое. Любовь к Отечеству, Родине сравнима лишь с любовью к своим родителям. Потеря Родины означает потерю человеком личного достоинства и счастья. Воспитание на делах и свершениях земляков – это не только приобщение молодёжи к традициям старших поколений, но и сохранение в максимальном объёме материалов по историческому прошлому наших людей. Младший школьный возраст—это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществлённых каждым ребёнком на данном возрастном этапе. Если в данном возрасте ребёнок не почувствует радость познания, не приобретет умения трудиться, не научиться любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат. Кроме того, социальный опыт ребёнка - это не то, что он знает и помнит, потому что прочитал, выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки. Интегрированные занятия с краеведением являются эффективным средством, способствующим формированию знаний обучающихся, основанных на восприятии окружающего мира, развития и укрепления у детей чувства любви к родному краю и малой Родине; формированию нравственной личности гражданина и патриота России. Через краеведческую направленность происходит расширение и углубление содержания образования и воспитания младших школьников, границ их познавательной и исследовательской активности. Академик Д. Лихачёв, говоря о значении краеведения и истории в воспитании граждан страны, отмечал, что чувство любви к Родине нужно заботливо взращивать, прививая духовную оседлость, так как если не будет корней в родной местности, в родной стороне – будет много людей, похожих на иссушенное растение перекати - поле. «Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой.
Это – самый массовый вид науки». Изучая родной край, обучающиеся открывают для себя величие своего края, учатся его любить и гордиться им. Исходя из возрастных особенностей, главной задачей работы музея по изучению родного края является воспитание у детей устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу. Формирование и развитие этих качества у обучающихся, это наиболее эффективный путь воспитания достойных граждан России. Мы решаем такие основные задачи, как:
-активизация познавательной деятельности обучающихся; -развитие творческих способностей; -воспитание гражданственности и патриотизма у обучающихся; -формирование представления об историческом прошлом и настоящем нашего края, о личностях, оставивших заметный след в истории края, о вкладе, который внесли жители города в историко-культурное наследие региона.
Для реализации этих задач используются разнообразные формы. С помощью музейных уроков и занятий внеурочной деятельности, обучающиеся не только получают предметные знания, но и знакомятся с историей города Черногорска, с природой Хакасии, узнают интересные биографические сведения о своих земляках. Для осуществления принципа наглядности и активизации познавательной деятельности к каждому занятию создается презентация. На таких мероприятиях дети заметно оживляются, им хочется поделиться своими познаниями или узнать что-то новое о родном городе. В этот момент открывается большая возможность вовлечь обучающихся в проектную или исследовательскую деятельность. Одна из активных форм изучения исторического краеведения – виртуальные экскурсии по родному краю. С помощью презентации обучающиеся совершают виртуальную экскурсию по городу, республике, стране. Сначала изучаем прошлое, затем переносимся в настоящее. Ребята узнают о природе края, об экологических проблемах. Когда мы говорим о культурном наследии, то вспоминаем достопримечательности родного края. Попутно изучаем географическое положение, рельеф, климат, водоёмы, экологию нашей республики. Я привела лишь некоторые примеры изучения краеведческого материала на базе нашего музея. Описанная мной работа по формированию патриотического отношения к малой Родине у обучающихся является частью работы музея по данной проблеме и отличается заметными результатами.
У обучающихся меняется: -отношение к себе; -отношение к окружающим людям – семье, школьным товарищам, педагогам, другим людям; -отношение к природе; -отношение к традициям; -отношение к поступкам людей; -отношение к нравственным понятиям – любовь к Родине, гордость за свою Родину, способность к поступкам, направленным на улучшение окружающего мира.
Итак, из всего изложенного можно сделать вывод, что стержнем всего гражданского воспитания являются любовь к себе, любовь к семье и любовь к своей малой Родине. Патриотическое отношение формируется в процессе обучения с помощью разнообразных форм работы, создания таких ситуаций, в которых бы обучающиеся переживали чувства любви, гордости за свою Родину, восхищались её славной историей, мужеством и храбростью патриотов. Мы не воспитаем любви к Родине, не пробудив у ребенка любви к деревьям, цветам, не наполнив их души переживаниями красоты родных мест. Любовь к Родине начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чем он любуется, во что вкладывает частицу своей души. История нашей Родины и родного края, национальная культура, русская старина и бытовой уклад жизни наших предков – важная область знаний, которую дети познают через ряд мероприятий в музее учреждения.