kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ВИДЫ РАБОТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ (с глухими)

Нажмите, чтобы узнать подробности

С 1976/77 учебного года в коррекционных школах был внесён в учебный план новый предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произноше­ния». В настоящее время он называется «Развитие речевого слуха.» С введением этого предмета в школе для проведения работы по развитию слухового восприятия на общеобразовательных уроках классы должны быть оборудованы стационарной звукоусиливающей аппа­ратурой. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ВИДЫ РАБОТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ (с глухими)»





ВИДЫ РАБОТ,

ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ (с глухими)


С 1976/77 учебного года в коррекционных школах был внесён в учебный план новый предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произноше­ния». В настоящее время он называется «Развитие речевого слуха.» С введением этого предмета в школе для проведения работы по развитию слухового восприятия на общеобразовательных уроках классы должны быть оборудованы стационарной звукоусиливающей аппа­ратурой.

Кабинеты для индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и

формированию произноше­ния также должны оборудованы стационарной

звукоусиливающей аппа­ратурой. На индивидуальных занятиях используются различные виды работ по РРС. Один из самых распространенных видов работы, используемых на индивидуальных занятиях, — это работа с табличками. На табличках записывается весь речевой материал, предусмот­ренный программой: фразы, предложения, поручения, вопросы, слова и словосочетания, тексты. Материал на табличках предлагается детям с тяжёлой потерей слуха слухо-зрительно. Постепенно, в ходе слуховой тре­нировки, таблички убираются, и речевой материал предлагается только на слух. Развитие слухового восприятия начинается у глухих со 2-ой четверти подготовительного класса. Сначала предъявляются слова с табличками картинками, начиная с трёх слов разной слоговой структуры: слова состоящие из 1-го, 2-ух, 3-ёх слогов (например: дом , собака, авто).

Учитель раскладывает таблички с этими словами, произносит, первое слово, показывает его на табличке и дактилирует, подкладывает игрушку или картинку к табличке. Такая работа проводится со следующими словами. Затем эти слова предъявляются в следующем порядке:

- слово произносится на слухозрительной основе с дактилированием;

- слово произносится на слух с показом на табличку;

-слово произносится на слух без опоры на табличку;

-слово произносится в ряду с другими словами.

(методика работы на самых первых занятиях по РРС с глухими на стр.167, кн «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха» под редакцией Л.П.Назаровой)

В процессе слуховой тренировки используем таблички сле­дующим образом:

а) таблички с фразами (словами, словосочетаниями) раскла­дываются на столе; учитель произносит эти фразы за экраном;
ученик должен их повторить;

б) учитель произносит фразу (слово, словосочетание), (без опоры на табличку) не показывая табличек; если после 2—3 повторений ученик не может ее воспроизвести, учитель показывает соответствующую табличку и снова повторяет фразу за экраном;

в) ученик выбирает одну из табличек и, не заглядывая в неё, передает учителю, который читает ее за экраном; если после 2-3 повторений ученик не воспринимает содержание таблички на слух, то оно предъявляется слухо-зрительно, а потом опять на слух.

Очень распространенным видом работы является выполне­ние поручений. Поручение дается на слух, но если после 2—3 повторений ученик не воспринимает его, оно предлагается слухо-зрительно.(если не распознаёт фразу, дают прочитать Например, ученику предлагается на слух выпол­нить поручение типа: «Возьми ручку (тетрадь, книгу)», «Попроси чашку (вилку, ложку, тарелку)», «Открой окно (дверь, книгу)», «Прочитай рассказ (предложение)» и т. д. Ученик выполняет по­ручение и отчитывается: «Я взял ручку», «Я открыл окно», «Я про­читал рассказ» и т. д. Нужно требовать от детей естественной реакции на предлагаемый материал, следить за тем, чтобы они не повторяли за учителем текст поручения, а сразу выполнили его и после этого отчитывались. Если у ребёнка тяжёлая потеря слуха, необходимо попросить ученика прочитать поручение на табличке, выполнить его и отчитаться.

Этот вид работы учащиеся очень любят, внимательно вслу­шиваются, стараются услышать сказанное учителем и товарищами.

Очень важно научить ребенка на индивидуальных занятиях различать на слух речевой материал, связанный со счетом и ре­шением задач. Это необходимо и для уроков математики, и для дальнейшей практической жизни.

На занятиях с учениками 1—2-х классов предъявляется прой­денный речевой материал: названия чисел от 1 до 10, решение примеров решение задач по демонстрации дей­ствий и по тексту. Например, предлагаем сразу на слух задачу типа: «Возьми два карандаша. Попроси еще три карандаша. Сколь­ко стало карандашей?» Если после 2—3 повторений ученик не воспринял на слух текст задачи, то он предлагается для слухо-зрительного восприятия. Ученик должен или повторить условие' задачи и дать ответ, или сразу дать ответ. Иногда ученик за­писывает условие задачи, решает ее и дает ответ.

Широко используется такой вид работы, как ответы на в о п р о с ы. Вопрос задается сразу на слух. Если после 2—3 повто­рений вопрос не услышан учеником, то мы предлагаем его слу­хо-зрительно.

Интересным видом работы является дополнение фраз. Услышав знакомый по звучанию ма­териал Белка живёт……,нужно дополнить фразу на вопрос «Где живёт?», ученик определяет новое слово на слух, догадывается по ситуации, например, по картинке ( перед ребёнком несколько картинок с местом жительства животных). Если после 5 повторений незнакомая фраза или слово не восприни­маются учеником, то они предъявляются слухо-зрительно.

Большое внимание на индивидуальных занятиях мы уделяется работе с текстом. В 3-ей четверти первого класса начинается работа по восприятию текстов глухими. Вначале работы с тексты состоят из знакомого по звучанию материала. Большое значение в работе по восприятию глухими текстов имеет правильный подбор дидактического материала, чтобы ученик мог конструировать своё высказывание в соответствии с содержанием текста –это составление аппликации, выбор картинки, работа с макетом, раскрашивание и др. Эта работа проводится так: текст предъяв­ляется ученику сразу на слухо-зрительной основе (методика НазаровойЛ.П., 2001г) 2 раза, после чего ученик должен воспроизвести то, что он услышал. Точное восприятие всех слов в тексте не является обязательным, ученик должен передать ос­новное содержание текста. Затем он читается по фразам. Ученик должен точно повторить фразу и показать соответ­ствующую картинку и найти табличку. Когда ученик научится распознавать данный текст на слух, ему предлагается ряд вопросов. Отвечая на них, ученик смотрит на картинку или на текст. Если после 2 повторений вопрос не понят, он предлагается слухо-зрительно. Постепенно мы вводим в текст отработанные слова, звуковой образ которых незнаком учащимся. Интересно проходит работа с деформированным текстом. Перед учеником рассыпной текст на табличках. Учитель предъявляет предложения в правильной последовательности (для восстановления последовательности рассказа), ребёнок находит это предложение на табличке и выкладывает текст по порядку. Затем текст прочитывается учеником. Предъявление целых абзацев из текста и соотнесение их с иллюстрацией к тексту (картинки лежат перед учеником). Текст считается усвоенным по содержанию, если ребёнок воспринимает на слух фразы, предъявленные вразбивку, отвечает на вопросы по содержанию, различает любые словосочетания и слова из текста. Тексты можно подбирать самому учителю, т.к. в программе даются примерные тексты. С каждым годом работа с текстом усложняется. Если в 1, 2 классе используются иллюстрации к текстам, то позже используют макеты составление аппликаций. Составление диалога, работа по серии сюжетных картинок к тексту.

На занятиях по слуховому восприятию мы используем и та­кой вид работы, как слуховые диктанты. Сначала эти дик­танты небольшие по объему, в основном состоящие из знакомых по звучанию фраз и слов. По мере изучения программного ма­териала по различным темам фразы усложняются. воспри­нял предлагаемый материал, он дается слухо-зрительно. Ученик пишет воспринятые фразы, вопросы к картинкам в тетрадь.

Слуховые диктанты наиболее эффективно способствуют раз­витию слухового восприятия учащихся, так как при их проведе­нии дети приучаются сосредоточиваться, с особым вниманием вслу­шиваться в речевой материал. Учитель сразу же исправляет их ошибки и оценивает работу.

Нравится учащимся и работа по открытой или за­крытой картинке, которая заключается в следующем. Уче­ник рассматривает картинку. Затем ему предъявляется на слух название изображенного на картинке предмета, действия или со­стояния. Ученик смотрит на картинку и повторяет услышанное.

Вариант этой работы: учитель не показывает картинку ученику, а предъявляет на слух фразы, составляющие ее содержание.

Ученик по данным ему вопросам задаёт их учителю по закрытой картинке. Учитель отвечает, не показывая содержание картинки, ребёнок повторяет услышанное, либо находит табличку с этим ответом. Когда ученик определит содержание картинки, ее показывают ему и ра­бота продолжается.

Следующий вид работы — отгадывание картинок, ко­торое проводится как при повторении пройденного материала, так и при закреплении нового. Перед учеником лежит ряд картинок. На слух предлагаются фразы, соответствующие содержанию од­ной из картинок. Ученик должен показать эту картинку. Напри­мер, перед учеником лежат картинки: «Семья обедает», «Лет­ние каникулы», «Класс», «Семья», «Дежурные», «Ребята собира­ют грибы» и др. Учитель предлагает ученику на слух фразы: Мама наливает суп; Папа читает газету; Мальчик плавает; Дети со­бирают грибы; Девочка убирает класс и т. д. Ученик должен показать соответствующую картинку. Если фраза не воспринята после 2—3 повторений, она предъявляется слухо-зрительно.

На индивидуальных занятиях мы часто проводим игру «В е р н о - н е в е р н о»: показываем ученику предмет, например карандаш, и за экраном спрашиваем: «Это ручка?» Ученик должен дать утвердительный или отрицательный ответ. Для более старших предлагаются высказывания типа Луна больше солнца? Ученик отвечает: «Луна больше солнца — это неверно. Луна меньше солнца».

Аналогичную работу мы проводим и с картинкой. Показываем ребенку картинку, на которой изображен читающий мальчик, спра­шиваем за экраном: «Мальчик рисует?» Ученик должен дать ут­вердительный или отрицательный ответ.

Все используемые нами виды работ служат одной основной задаче — формированию устной речи учащихся. В процессе рабо­ты учитель постоянно следит за произношением учащихся: слит­ностью речи, выделением ударного слога, автоматизацией звуков.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: ШОШИНА Валентина Леонтьевна

Дата: 17.05.2022

Номер свидетельства: 607079

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(244) "Вы загрузили файл: Развитие разговорной речи по принципу формирование речевого общения на уроках предметно-практического обучения. "
    ["seo_title"] => string(153) "vy-zaghruzili-fail-razvitiie-razghovornoi-riechi-po-printsipu-formirovaniie-riechievogho-obshchieniia-na-urokakh-priedmietno-praktichieskogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "169327"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423398382"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства