ВИДЫ РАБОТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ (с глухими)
ВИДЫ РАБОТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ (с глухими)
С 1976/77 учебного года в коррекционных школах был внесён в учебный план новый предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения». В настоящее время он называется «Развитие речевого слуха.» С введением этого предмета в школе для проведения работы по развитию слухового восприятия на общеобразовательных уроках классы должны быть оборудованы стационарной звукоусиливающей аппаратурой.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ВИДЫ РАБОТ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ (с глухими)»
ВИДЫ РАБОТ,
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ НА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО РАЗВИТИЮ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ (с глухими)
С 1976/77 учебного года в коррекционных школах был внесён в учебный план новый предмет «Развитие слухового восприятия и формирование произношения». В настоящее время он называется «Развитие речевого слуха.» С введением этого предмета в школе для проведения работы по развитию слухового восприятия на общеобразовательных уроках классы должны быть оборудованы стационарной звукоусиливающей аппаратурой.
Кабинеты для индивидуальных занятий по развитию речевого слуха и
формированию произношения также должны оборудованы стационарной
звукоусиливающей аппаратурой. На индивидуальных занятиях используются различные виды работ по РРС. Один из самых распространенных видов работы, используемых на индивидуальных занятиях, — это работа с табличками. На табличках записывается весь речевой материал, предусмотренный программой: фразы, предложения, поручения, вопросы, слова и словосочетания, тексты. Материал на табличках предлагается детям с тяжёлой потерей слуха слухо-зрительно. Постепенно, в ходе слуховой тренировки, таблички убираются, и речевой материал предлагается только на слух. Развитие слухового восприятия начинается у глухих со 2-ой четверти подготовительного класса. Сначала предъявляются слова с табличками картинками, начиная с трёх слов разной слоговой структуры: слова состоящие из 1-го, 2-ух, 3-ёх слогов (например: дом , собака, авто).
Учитель раскладывает таблички с этими словами, произносит, первое слово, показывает его на табличке и дактилирует, подкладывает игрушку или картинку к табличке. Такая работа проводится со следующими словами. Затем эти слова предъявляются в следующем порядке:
- слово произносится на слухозрительной основе с дактилированием;
- слово произносится на слух с показом на табличку;
-слово произносится на слух без опоры на табличку;
-слово произносится в ряду с другими словами.
(методика работы на самых первых занятиях по РРС с глухими на стр.167, кн «Методика развития слухового восприятия у детей с нарушением слуха» под редакцией Л.П.Назаровой)
В процессе слуховой тренировки используем таблички следующим образом:
а) таблички с фразами (словами, словосочетаниями) раскладываются на столе; учитель произносит эти фразы за экраном; ученик должен их повторить;
б) учитель произносит фразу (слово, словосочетание), (без опоры на табличку) не показывая табличек; если после 2—3 повторений ученик не может ее воспроизвести, учитель показывает соответствующую табличку и снова повторяет фразу за экраном;
в) ученик выбирает одну из табличек и, не заглядывая в неё, передает учителю, который читает ее за экраном; если после 2-3 повторений ученик не воспринимает содержание таблички на слух, то оно предъявляется слухо-зрительно, а потом опять на слух.
Очень распространенным видом работы является выполнениепоручений. Поручение дается на слух, но если после 2—3 повторений ученик не воспринимает его, оно предлагается слухо-зрительно.(если не распознаёт фразу, дают прочитать Например, ученику предлагается на слух выполнить поручение типа: «Возьми ручку (тетрадь, книгу)», «Попроси чашку (вилку, ложку, тарелку)», «Открой окно (дверь, книгу)», «Прочитай рассказ (предложение)» и т. д. Ученик выполняет поручение и отчитывается: «Я взял ручку», «Я открыл окно», «Я прочитал рассказ» и т. д. Нужно требовать от детей естественной реакции на предлагаемый материал, следить за тем, чтобы они не повторяли за учителем текст поручения, а сразу выполнили его и после этого отчитывались. Если у ребёнка тяжёлая потеря слуха, необходимо попросить ученика прочитать поручение на табличке, выполнить его и отчитаться.
Этот вид работы учащиеся очень любят, внимательно вслушиваются, стараются услышать сказанное учителем и товарищами.
Очень важно научить ребенка на индивидуальных занятиях различать на слух речевой материал, связанный со счетом и решением задач. Это необходимо и для уроков математики, и для дальнейшей практической жизни.
На занятиях с учениками 1—2-х классов предъявляется пройденный речевой материал: названия чисел от 1 до 10, решение примеров решение задач по демонстрации действий и по тексту. Например, предлагаем сразу на слух задачу типа: «Возьми два карандаша. Попроси еще три карандаша. Сколько стало карандашей?» Если после 2—3 повторений ученик не воспринял на слух текст задачи, то он предлагается для слухо-зрительного восприятия. Ученик должен или повторить условие' задачи и дать ответ, или сразу дать ответ. Иногда ученик записывает условие задачи, решает ее и дает ответ.
Широко используется такой вид работы, как ответы на в о п р о с ы. Вопрос задается сразу на слух. Если после 2—3 повторений вопрос не услышан учеником, то мы предлагаем его слухо-зрительно.
Интересным видом работы является дополнение фраз. Услышав знакомый по звучанию материал Белка живёт……,нужно дополнить фразу на вопрос «Где живёт?», ученик определяет новое слово на слух, догадывается по ситуации, например, по картинке ( перед ребёнком несколько картинок с местом жительства животных). Если после 5 повторений незнакомая фраза или слово не воспринимаются учеником, то они предъявляются слухо-зрительно.
Большое внимание на индивидуальных занятиях мы уделяется работес текстом. В 3-ей четверти первого класса начинается работа по восприятию текстов глухими. Вначале работы с тексты состоят из знакомого по звучанию материала. Большое значение в работе по восприятию глухими текстов имеет правильный подбор дидактического материала, чтобы ученик мог конструировать своё высказывание в соответствии с содержанием текста –это составление аппликации, выбор картинки, работа с макетом, раскрашивание и др. Эта работа проводится так: текст предъявляется ученику сразу на слухо-зрительной основе (методика НазаровойЛ.П., 2001г) 2 раза, после чего ученик должен воспроизвести то, что он услышал. Точное восприятие всех слов в тексте не является обязательным, ученик должен передать основное содержание текста. Затем он читается по фразам. Ученик должен точно повторить фразу и показать соответствующую картинку и найти табличку. Когда ученик научится распознавать данный текст на слух, ему предлагается ряд вопросов. Отвечая на них, ученик смотрит на картинку или на текст. Если после 2 повторений вопрос не понят, он предлагается слухо-зрительно. Постепенно мы вводим в текст отработанные слова, звуковой образ которых незнаком учащимся. Интересно проходит работа с деформированным текстом. Перед учеником рассыпной текст на табличках. Учитель предъявляет предложения в правильной последовательности (для восстановления последовательности рассказа), ребёнок находит это предложение на табличке и выкладывает текст по порядку. Затем текст прочитывается учеником. Предъявление целых абзацев из текста и соотнесение их с иллюстрацией к тексту (картинки лежат перед учеником). Текст считается усвоенным по содержанию, если ребёнок воспринимает на слух фразы, предъявленные вразбивку, отвечает на вопросы по содержанию, различает любые словосочетания и слова из текста. Тексты можно подбирать самому учителю, т.к. в программе даются примерные тексты. С каждым годом работа с текстом усложняется. Если в 1, 2 классе используются иллюстрации к текстам, то позже используют макеты составление аппликаций. Составление диалога, работа по серии сюжетных картинок к тексту.
На занятиях по слуховому восприятию мы используем и такой вид работы, как слуховые диктанты. Сначала эти диктанты небольшие по объему, в основном состоящие из знакомых по звучанию фраз и слов. По мере изучения программного материала по различным темам фразы усложняются. воспринял предлагаемый материал, он дается слухо-зрительно. Ученик пишет воспринятые фразы, вопросы к картинкам в тетрадь.
Слуховые диктанты наиболее эффективно способствуют развитию слухового восприятия учащихся, так как при их проведении дети приучаются сосредоточиваться, с особым вниманием вслушиваться в речевой материал. Учитель сразу же исправляет их ошибки и оценивает работу.
Нравится учащимся и работа по открытой или закрытой картинке, которая заключается в следующем. Ученик рассматривает картинку. Затем ему предъявляется на слух название изображенного на картинке предмета, действия или состояния. Ученик смотрит на картинку и повторяет услышанное.
Вариант этой работы: учитель не показывает картинку ученику, а предъявляет на слух фразы, составляющие ее содержание.
Ученик по данным ему вопросам задаёт их учителю по закрытой картинке. Учитель отвечает, не показывая содержание картинки, ребёнок повторяет услышанное, либо находит табличку с этим ответом. Когда ученик определит содержание картинки, ее показывают ему и работа продолжается.
Следующий вид работы — отгадывание картинок, которое проводится как при повторении пройденного материала, так и при закреплении нового. Перед учеником лежит ряд картинок. На слух предлагаются фразы, соответствующие содержанию одной из картинок. Ученик должен показать эту картинку. Например, перед учеником лежат картинки: «Семья обедает», «Летние каникулы», «Класс», «Семья», «Дежурные», «Ребята собирают грибы» и др. Учитель предлагает ученику на слух фразы: Мама наливает суп; Папа читает газету; Мальчик плавает; Дети собирают грибы; Девочка убирает класс и т. д. Ученик должен показать соответствующую картинку. Если фраза не воспринята после 2—3 повторений, она предъявляется слухо-зрительно.
На индивидуальных занятиях мы часто проводим игру «В е р н о - н е в е р н о»: показываем ученику предмет, например карандаш, и за экраном спрашиваем: «Это ручка?» Ученик должен дать утвердительный или отрицательный ответ. Для более старших предлагаются высказывания типа Луна больше солнца? Ученик отвечает: «Луна больше солнца — это неверно. Луна меньше солнца».
Аналогичную работу мы проводим и с картинкой. Показываем ребенку картинку, на которой изображен читающий мальчик, спрашиваем за экраном: «Мальчик рисует?» Ученик должен дать утвердительный или отрицательный ответ.
Все используемые нами виды работ служат одной основной задаче — формированию устной речи учащихся. В процессе работы учитель постоянно следит за произношением учащихся: слитностью речи, выделением ударного слога, автоматизацией звуков.