Эта проблема очень актуальна для современного общества. Все реже можно встретить человека, который все свои внутренние силы отдает работе, а уж тем более получает удовольствие от этого. Действительно, нет ничего приятней чем с головой окунуться в омут рабочих будней, отдавая самого себя любимой работе. Таким образом, трудолюбие должно стать одной из неотъемлемых частей человека, который хочет стать успешным. Одним из важных качеств которое должно быть развито и сформировано у ребенка является трудолюбие. Трудолюбие – это базовое качество личности, которое проявляется в различных аспектах развития ребенка: познавательном, культур образующем, мотивационно- потребностном, ценностном, адаптивном и органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей - ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей - коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированной старательности, настойчивости, целеустремленности. Труд развивает умственные способности человека, его сообразительность, творческую смекалку, делает человека физически здоровым, нравственным и является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом и общую воспитанность дошкольника.
Трудолюбие – это:
- качество, которое отражает развитие личности в целом;
- готовность доводить начатое дело до конца;
- проявление эмоциально-положительного отношения к труду;
- аккуратность;
- старательность;
- бережное отношение к средствам и продуктам труда;
- стремление оказывать посильную помощь взрослым;
- заинтересованность в результатах труда;
- представления о необходимости труда в жизни;
-привычка к трудовому усилию;
- осознание личной и общественной значимости трудовой деятельности;
- осознание нравственной пользы труда;
- осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении;
- адекватная оценка результатов деятельности;
-потребность в созидательно-трудовой деятельности и ее здоровые социальные и личные мотивы;
- понимание пользы труда для себя и убеждение в его нравственной благотворительности;
- наличие трудовых умений и навыков и их постоянное совершенствование;
- достаточно сильная воля личности;
Правила трудолюбия
1. Уважать личность ребенка.
2. Учитывать возрастные особенности и потребности детей в самореализации, общении, одобрении, проявлении инициативы.
3. Бережно относиться к интересам дошкольника.
4. Взрослым подавать личный пример трудолюбия.
5. Сохранять единство действий воспитателей и родителей.
6. Включать детей в посильный и полезный труд уже в дошкольном возрасте.
7. Возбуждать у ребенка интереса к семейному хозяйству.
8. Систематически включать ребенка в трудовую деятельность дома и в детском саду.
9. Создавать трудовую атмосферу в семье и детском саду.
10. Давать детям даже младшего возраста не разовые поручения, а постоянные задания, рассчитанные на месяцы и даже годы.
11. Стимулировать ребенка на выполнение трудовых действий.
12. Оказывать помощь и поддержку ребенку в процессе его трудовой деятельности.
13. Рационально организовывать индивидуальную и коллективную работу.
14. Предварительно планировать труд.
15. Обеспечивать нравственно ценную мотивацию деятельности в процессе труда.
16. Требовать от ребенка качества труда.
17. Использовать этнические и семейные традиции воспитания трудолюбия.
18. Создавать условия для удовлетворения потребности самого ребенка или окружающих его людей результатами его труда.
19. Воспитывать привычку к труду и привычку к тем удовольствиям, которые труд всегда доставляет.
20. Воспитывать трудолюбие на основе связи с потребностью дошкольников в движении, действии, общении, самореализации, одобрении.