kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Трудный» подросток и его семья»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самая сложная задача учителя, воспитателя и родителей – найти ключик к пониманию трудного ребенка. Умение педагога и родителя видеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к вам – вот шаги, позволяющие принять «трудного» ребенка таким, какой он есть.

Чаще всего мы сталкиваемся с феноменом понятия «трудный» именно по отношению к подростку.

         Во-первых, в его психологических особенностях. Этот возраст сам по себе очень трудный, но интересный.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Трудный» подросток и его семья»»














«Трудный» подросток и его семья»
































Самая сложная задача учителя, воспитателя и родителей – найти ключик к пониманию трудного ребенка. Умение педагога и родителя видеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к вам – вот шаги, позволяющие принять «трудного» ребенка таким, какой он есть.

Чаще всего мы сталкиваемся с феноменом понятия «трудный» именно по отношению к подростку.

Во-первых, в его психологических особенностях. Этот возраст сам по себе очень трудный, но интересный. С одной стороны, подросток старается казаться взрослым, а с другой стороны – сохраняет детские черты, обнаруживает неумение к самостоятельным действиям и решениям. Предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, проявляет к ним критичность, а сам не умеет владеть собой. Уж не говоря о том, что подростку характерно соответствие между процессами возбуждения и торможения. В общем, ему присущ целый клубок противоречий. Это кризис возраста.

Во-вторых, «трудный» подросток и «трудные» семьи – понятия неразделимые. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Многие социальные пороки: преступность, алкоголизм, наркомания и другие, присущие подросткам, вырастают из семьи.

Дети – зеркало образа жизни отцов и матерей.

«Трудных» подростков порождают зримые и незримые педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их процессов и потребностей, чрезмерное попустительство или жесткость наказания за совершенные проступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных контактов, распад семьи.

Поведение подростков – это эмоционально-нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Классному руководителю и воспитателю приходится находить свои подходы и свои слова к каждой семье. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой семьи они свои, но есть и сходные черты.

Семья делится на пять типов:

Семьи, в которых «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить свою личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного контакта.

Для достижения контакта с такой семьей

классный руководитель и воспитатель должны:

- расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется настороженно, не спешить обижаться;

- попробовать посмотреть на себя глазами этой матери – это поможет лучше понять и контролировать свое к ней отношение;

- заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, будущее;

- деликатно, тактично, прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному желанию матери устроить свою личную жизнь, пробудить в ней потребность в душевном контакте с ребенком, в обмене мыслями, совместным решением повседневных жизненных проблем, посоветовать попробовать открыться ребенку, рассказать о своих планах.

2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.

Задача классного руководителя и воспитателя:

- терпеливо без назидания и упреков, доказать родителям пагубность их образа жизни, на растущую личность; обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. Самого подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддерживать, установить контроль.

3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителя.

Задача классного руководителя и воспитателя:

- сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение в систематическую методическую работу школы с родителями учащихся. Очень важно пробудить у отцов и матерей интерес к самообразованию. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.

4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях, как правило, дети растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.

Задача классного руководителя и воспитателя:

- изменить ориентацию родителей на материальные ценности, заинтересовать духовным миром подростка. Хорошо помогает «дипломатический» подход; при встречах с родителями дома, в школе, использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, приводя при этом примеры из жизни других семей; на служение людям, доброту, благородство поступков.

5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

Задача классного руководителя и воспитателя:

- доказать родителям, что с ребенком необходимо общаться бережно, отказываться от действий с позиции силы, относиться к нему, как к человеку, который имеет права на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку – главные средства воспитания.


Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретения ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.



ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ


1. Методика и технология работы социального педагога. Под редакцией: М.А.Галагузовой, А.В. Мердахаева, Москва 2002 г.


2. Социальная работа общеобразовательных учреждений и семей.

Под редакцией: В.И.Гурова. Педагогическое общество России 2006 г.


3.Социальная педагогика. А.В.Мудрик. Издательский центр «Академия» 2002 г.



4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Трудный» подросток и его семья»

Автор: Мирошина Екатерина Владимировна

Дата: 21.11.2022

Номер свидетельства: 617951

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Семья  как фактор, провоцирующий  отклоняющее  поведение  подростков "
    ["seo_title"] => string(80) "siem-ia-kak-faktor-provotsiruiushchii-otkloniaiushchieie-poviedieniie-podrostkov"
    ["file_id"] => string(6) "237704"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1444379046"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Лекция: "Как помочь ребенку пережить горе?""
    ["seo_title"] => string(41) "lektsiia_kak_pomoch_rebenku_perezhit_gore"
    ["file_id"] => string(6) "569618"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1610220480"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Разработка родительского собрания "Подросток в мире вредных привычек" "
    ["seo_title"] => string(75) "razrabotka-roditiel-skogho-sobraniia-podrostok-v-mirie-vriednykh-privychiek"
    ["file_id"] => string(6) "169336"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423398823"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "" Возрастные кризисы пубертатного периода""
    ["seo_title"] => string(39) "vozrastnye_krizisy_pubertatnogo_perioda"
    ["file_id"] => string(6) "510142"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1557813664"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(174) "Родительское собрание в 1 классе « Формирование культурных навыков привычек у ребенка в семье»"
    ["seo_title"] => string(80) "roditelskoe_sobranie_v_1_klasse_formirovanie_kulturnykh_navykov_privychek_u_rebe"
    ["file_id"] => string(6) "498981"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1549631526"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства