Самая сложная задача учителя, воспитателя и родителей – найти ключик к пониманию трудного ребенка. Умение педагога и родителя видеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к вам – вот шаги, позволяющие принять «трудного» ребенка таким, какой он есть.
Чаще всего мы сталкиваемся с феноменом понятия «трудный» именно по отношению к подростку.
Во-первых, в его психологических особенностях. Этот возраст сам по себе очень трудный, но интересный.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Трудный» подросток и его семья»»
«Трудный» подросток и его семья»
Самая сложная задача учителя, воспитателя и родителей – найти ключик к пониманию трудного ребенка. Умение педагога и родителя видеть себя глазами ребенка, поставить себя на его место, задуматься не только о своих чувствах, но и о его чувствах к вам – вот шаги, позволяющие принять «трудного» ребенка таким, какой он есть.
Чаще всего мы сталкиваемся с феноменом понятия «трудный» именно по отношению к подростку.
Во-первых, в его психологических особенностях. Этот возраст сам по себе очень трудный, но интересный. С одной стороны, подросток старается казаться взрослым, а с другой стороны – сохраняет детские черты, обнаруживает неумение к самостоятельным действиям и решениям. Предъявляет завышенные требования к учителям и родителям, проявляет к ним критичность, а сам не умеет владеть собой. Уж не говоря о том, что подростку характерно соответствие между процессами возбуждения и торможения. В общем, ему присущ целый клубок противоречий. Это кризис возраста.
Во-вторых, «трудный» подросток и «трудные» семьи – понятия неразделимые. Неблагополучный ребенок неразрывно связан с неблагополучной семьей. Многие социальные пороки: преступность, алкоголизм, наркомания и другие, присущие подросткам, вырастают из семьи.
Дети – зеркало образа жизни отцов и матерей.
«Трудных» подростков порождают зримые и незримые педагогические причины. Среди них можно выделить такие, как отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет, незнание их процессов и потребностей, чрезмерное попустительство или жесткость наказания за совершенные проступки, безнадзорность, отсутствие внимания, потеря эмоциональных контактов, распад семьи.
Поведение подростков – это эмоционально-нравственная атмосфера, которая складывается в семье. Классному руководителю и воспитателю приходится находить свои подходы и свои слова к каждой семье. Но для этого надо знать причины, порождающие неблагополучные семьи. У каждой семьи они свои, но есть и сходные черты.
Семья делится на пять типов:
Семьи, в которых «трудные» родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить свою личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного контакта.
Для достижения контакта с такой семьей
классный руководитель и воспитатель должны:
- расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется настороженно, не спешить обижаться;
- попробовать посмотреть на себя глазами этой матери – это поможет лучше понять и контролировать свое к ней отношение;
- заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его и ее, матери, будущее;
- деликатно, тактично, прикоснуться к сокровенным чувствам, естественному желанию матери устроить свою личную жизнь, пробудить в ней потребность в душевном контакте с ребенком, в обмене мыслями, совместным решением повседневных жизненных проблем, посоветовать попробовать открыться ребенку, рассказать о своих планах.
2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
Задача классного руководителя и воспитателя:
- терпеливо без назидания и упреков, доказать родителям пагубность их образа жизни, на растущую личность; обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд и обиду за отца и мать, ведущих аморальную жизнь. Выяснить, кто из родителей пользуется наибольшим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни. Самого подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддерживать, установить контроль.
3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителя.
Задача классного руководителя и воспитателя:
- сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение в систематическую методическую работу школы с родителями учащихся. Очень важно пробудить у отцов и матерей интерес к самообразованию. Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях.
4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях, как правило, дети растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
Задача классного руководителя и воспитателя:
- изменить ориентацию родителей на материальные ценности, заинтересовать духовным миром подростка. Хорошо помогает «дипломатический» подход; при встречах с родителями дома, в школе, использовать косвенное воздействие, опираясь на их здоровые интересы, приводя при этом примеры из жизни других семей; на служение людям, доброту, благородство поступков.
5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.
Задача классного руководителя и воспитателя:
- доказать родителям, что с ребенком необходимо общаться бережно, отказываться от действий с позиции силы, относиться к нему, как к человеку, который имеет права на самостоятельность и уважение, что терпение и снисходительность к ребенку – главные средства воспитания.
Эффективный педагогический результат для всех типов семей дает прием включения отцов и матерей в воспитательную работу класса. Деятельное участие родителей в педагогическом процессе способствует приобретения ими навыков сотрудничества с детьми и, в частности, со своим ребенком.
ЛИТЕРАТУРА И ССЫЛКИ
1. Методика и технология работы социального педагога. Под редакцией: М.А.Галагузовой, А.В. Мердахаева, Москва 2002 г.
2. Социальная работа общеобразовательных учреждений и семей.
Под редакцией: В.И.Гурова. Педагогическое общество России 2006 г.
3.Социальная педагогика. А.В.Мудрик. Издательский центр «Академия» 2002 г.