kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Триединая задача использования ЭВМ на уроке

Нажмите, чтобы узнать подробности

ЭВМ как средство повышения эффективности труда педагога

ЭВМ как объект изучения на занятиях

ЭВМ как средство  выполнения профессиональных задач выпускниками

При всей многогранности своего содержания учебно-воспитательная деятельность включает в себя научно-исследовательскую, творческую сферу. Это, в свою очередь, остро ставит проблему информационного обеспечения творческой деятельности. Конкретная реализация данного направления деятельности подробно раскрыто в п.4. Назначение компьютера в этом случае связано с созданием информационных баз данных, систематизацией, классификацией и оценкой информации, её оперативной обработки и оперативное предоставление по запросам пользователей.

 Иными словами в этой сфере деятельности компьютер выступает как мощное средство повышения эффективности исследовательского, творческого труда, выступает как интеллектуальный усилитель, способствующий оптимизации результатов творческого труда. При этом речь идёт не только об  использовании сугубо вычислительных способностей компьютера, но и о качественных преобразованиях в творческой деятельности человека, усилении творческих компонентов его труда.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Триединая задача использования ЭВМ на уроке »

Триединая задача использования ЭВМ на уроке


1.Компьютер как объект и средство изучения.

Все занятия данного раздела предполагают работу учащихся с ЭВМ. Содержание учебного материала, а также подбор заданий в лабораторных работах осуществлялось преподавателем на основе личного опыта работы с базами данных и многолетнего педагогического опыта. Данные лабораторные работы это очередное поколение работ по этой тематике. В них учтены все недостатки и достоинства работ предыдущих поколений.

Своеобразие проблемы использования компьютера в учебно-воспитательной деятельности состоит в том, что, выступая в качестве средства повышения эффективности труда педагога, направленного на воспитание, обучение и развитие творческих задатков учащихся, он одновременно выступает и как объект изучения. При этом речь идёт не только об ОИВТ и других специальных предметах в системе профессиональной подготовки кадров. Педагогические возможности компьютера позволяют использовать его в качестве эффективного средства обучения практически по любой учебной дисциплине. При этом учащиеся, выступая в качестве пользователей, овладевают главным образом практическими знаниями, умениями и навыками работы с компьютером, изучая, таким образом, его возможности для решения тех или иных задач.

На следующем уровне обучения, в процессе использования компьютера для решения поставленных перед учащимися конкретных задач – задачи по своему характеру, несомненно, творческой, - они существенно расширяют свои знания, овладевают не только практическими, но и интеллектуальными умениями и навыками и, несомненно, творческими, учатся диалоговому общению с компьютером, поиску оптимальных решений соответствующих задач на определённом предметном материале. Таким образом в сфере учебно-воспитательной деятельности компьютер выступает и как средство обучения, воспитания, развития творческих возможностей учащихся и как объект изучения, а общая социально-философская проблема “человек компьютер” фактически сводится к выявлению взаимоотношений “учитель-компьютер”, “ученик-компьютер” и, что следует отметить особо, “ученик-ученик” в условиях компьютеризации обучения.

Ставя перед собой цели по развитию творческих способностей учащихся с использованием компьютеров, следует всегда иметь в виду, что мышление, разум, интеллект, творчество – это процессы и продукты человеческой деятельности.

Что же касается так называемых “человеческих способностей” компьютера, какими бы они впечатляющими ни были, их проявление при любых обстоятельствах обусловлено специализированной инженерной деятельностью людей. В машинном “мышлении” не содержится мотивационных, целевых, смысловых и других субъективно- личностных компонентов. Они вынесены за пределы компьютера, и машинная логика представляется, таким образом, особой пристройкой к человеческому мышлению.

“Машина – какой бы совершенной и “разумной” она ни была, - писал выдающийся психолог А.Н.Леонтьев, - лишь опосредствует деятельность человека, преобразующего природу, и в этом смысле в принципе ничем не отличается от орудия”. Тем ни менее, этот подход к компьютеру никоим образом не отделяет от использования его от развития человека, его творческих сил и способностей.


2.Компьютер – мощное средство повышения эффективности работы.


При всей многогранности своего содержания учебно-воспитательная деятельность включает в себя научно-исследовательскую, творческую сферу. Это, в свою очередь, остро ставит проблему информационного обеспечения творческой деятельности. Конкретная реализация данного направления деятельности подробно раскрыто в п.4. Назначение компьютера в этом случае связано с созданием информационных баз данных, систематизацией, классификацией и оценкой информации, её оперативной обработки и оперативное предоставление по запросам пользователей.

Иными словами в этой сфере деятельности компьютер выступает как мощное средство повышения эффективности исследовательского, творческого труда, выступает как интеллектуальный усилитель, способствующий оптимизации результатов творческого труда. При этом речь идёт не только об использовании сугубо вычислительных способностей компьютера, но и о качественных преобразованиях в творческой деятельности человека, усилении творческих компонентов его труда. Речь, в сущности, о том, что компьютер не только пробуждает творческие способности, но и позволяет их реализовать, делает творческий труд объектом важнейшей человеческой потребности.


3.Распределение функций учащегося и компьютера в процессе взаимодействия.

Предпринимая попытку распределения функций самого учащегося и компьютера в процессе их взаимодействия в сфере творческой деятельности, следует учитывать, что в нестандартных, непредвиденных, экстремальных по своему содержанию ситуациях, требующих определённого эмоционального отношения, проявления интуиции и импровизации, функции учащегося, принимающего с данной ответственностью соответствующие решения, остаются главенствующими.

Но в то же время именно в таких ситуациях резко возрастает нагрузка на распознающие, интерпретирующие, оценивающие и прогностические механизмы человеческого мышления. Здесь мы то же видим, что компьютер, с одной стороны, пробуждает творческие способности, позволяет их реализовать, беря на себя рутинную часть творческой деятельности, а именно, распознающую, прогностическую и т.д. части. С другой стороны, к компьютеру предъявляются человеком высокие требования. Эти требования находят своё наиболее концентрированное выражение в созданных именно человеком пакетах прикладных программ для компьютера. Иными словами, знания человека, его творческие способности выступают в качестве источника интеллектуального потенциала компьютера и компьютерных систем.

Но во взаимоотношениях “человек-компьютер” связь, как уже отмечалось, не может быть односторонней. Диалектика этих взаимоотношений такова, что компьютер, включённый в структуру интеллектуальной деятельности человека, в свою очередь, активно стимулирует продуктивные, творческие функции мышления, способствует формированию и росту интеллектуальных способностей человека. Именно этот аспект взаимоотношений человека с компьютером представляется особенно важным для выявления возможностей использования компьютерной техники в сфере образования, когда компьютер рассматривается в качестве эффективного средства повышения продуктивности творческого мышления. Очевидно, что оценка реальной отдачи компьютера в каждом отдельном случае его взаимодействия с учащимся должна быть соотнесена с теми конкретными задачами, которые предполагается решить с помощью компьютера. В любом случае, однако, использование компьютера не должно приводить к снижению активности учащегося, его стремления к осознанному принятию оптимальных решений, выдвижению гипотез, обоснованию самостоятельных оценочных суждений.


II.Опыт1. Развитие творческой самостоятельности учащихся.


1.Психолого – педагогическое обоснование занятия.


При подготовке занятий в компьютерной лаборатории, стараюсь использовать следующие важные аспекты психолого-педагогического обоснования

На первых занятиях с компьютером новизна работы с компьютером вызывает у учащихся повышенный интерес к работе и усиливает мотивацию учения.

Цвет, мультипликация, звуковая речь расширяет возможности предоставления информации. С помощью компьютера реализуется личностная манера общения, что создает более благоприятную обстановку; это особенно важно для учащихся с замедленным темпом обучения.

Компьютер позволяет сосредоточить внимание на наиболее важных аспектах изучаемого материала, не торопит с решениями, у него всегда хватает терпения, он никогда не повышает голоса.

За счет быстродействия компьютера расширяются наборы учебных задач; компьютер дает учащимся возможность наглядно убедиться в том, к чему приводят их решения, быстро изменить исходные предпосылки и снова посмотреть результат, что ускоряет процесс такого аспекта творческой деятельности как моделирование.

Ведь полноценная учебная деятельность предполагает не только выработку у учащихся систему знаний о предмете, но и осознание своей деятельности, осознание результатов этой деятельности, т.е. личностной рефлексии. Компьютер помогает овладеть своей деятельностью, анализировать условия задачи, оптимизировать стратегию поиска решения задачи (в частности, через смену исходных предпосылок). У учащихся вырабатывается рефлексивный механизм саморегуляции. Все это позволяет формировать целостное представление о самом себе как о личности, становления устойчивого “образа Я”.

С другой стороны, описанное (а именно, поиск методов решения и т.д.) есть не что иное, как творчество, т.е. учащиеся работают на творческом уровне, стараясь применить ранее полученные знания.


2.Краткое описание задачи и целей занятия.


Данная работа это первое занятие с СУБД “Ребус”. Учащиеся уже работали с базами данных. Использовали систему управления базами данных WORKS. С помощью WORKS они научились разрабатывать простые базы данных, изменять, модифицировать базу. Также умеют использовать базу данных на уровне составления отчетов, на основе информации из базы данных.

Такие же задачи стоят перед учащимися в новой для них СУБД “Ребус”. Основные принципы работы с базой данных остаются прежними. Строение и форма, а также состав базы данных неизменны при пользовании любой СУБД. Но в каждой СУБД свой инструмент, свои методы создания базы данных и работы с базой данных. Вот на этом и базируется основные цели данного и других занятий по этой теме. Поэтому, кроме учебной (освоить первоначальные навыки по работе с базой данных) цели, основной целью также является: самостоятельно, используя “справку” СУБД “Ребус”, а также основываясь на знаниях, полученных при работе с базами данных с помощью СУБД WORKS, освоить и усвоить начальные действия по созданию базы данных с помощью нового инструментария, новых методов СУБД “Ребус”.

Достигая цель учебную, назовем ее локальной, а именно, создать базу данных новыми средствами, методами, учащийся (может быть незаметно для себя) достигает и другой, более общей цели, а именно, развивающей. Это позволит, в дальнейшем, уже выполняя свои профессиональные обязанности на работе, легко осваивать, а затем применять в своей работе новые программные продукты. Причем самостоятельно, без посторонней помощи.

На занятии учащийся, изучая техническую документацию (справку) по этому вопросу (теме), находят нужную для себя информацию по работе с базой данных. Сравнивают, определяют отличия и сходства новых методов работы с базой данных с уже известными им методами. И как итог этой деятельности - создание начальной простейшей базы данных (учебные цели каждого учащегося). Учащийся также осваивает навыки работы с литературой, в частности, с технической литературой.


3.Некоторые итоги занятия.


Думаю, что здесь прослеживаются многие аспекты деятельности: педагогические, обучающие, творческие и как применение компьютера не снижает творческой деятельности учащегося. Сам компьютер выступает как объект изучения и как техническое средство, позволяющее достигнуть цели обучения, творческого элемента деятельности учащегося. Прослеживается стремление к осознанной деятельности учащихся. Решаются задачи общего воспитательного характера, профессиональные задачи, охватывающие особенности мотивации работы со средствами электронно-вычислительной техники, учитывающие индивидуальные, творческие навыки интеллектуальной работы. Широта задач требует усиления психолого-педагогического обоснования каждого акта взаимодействия учащихся с компьютером как в процессе реализации задач основного обучения профессии, так и использование компьютера в качестве средства научно-исследовательской творческой деятельности. Это требует, в свою очередь, включения компьютера как средства обучения в кружковую работу учащихся, в работу творческих объединений учащихся и студентов.

Такое обоснование означает необходимость тщательного изучения функций учащегося и компьютера при решении той или иной задачи. Речь идет, в сущности, о методической интерпретации четырех компонентов при использовании компьютера в обучении: содержание выдвигаемой учебной деятельности, функций учащегося в решении этой задачи, функций компьютера и оценки результатов деятельности.

Очевидно, что такое методическое обоснование не может быть шаблоном: все зависит от содержания и характера задачи, тех целей, которые должны быть достигнуты, возрастных и психофизиологических особенностей учащихся и, наконец, от собственно технических возможностей используемой компьютерной техники. Учитывая все это, можно прогнозировать и достигнуть конечной эффективности результатов педагогической деятельности преподавателя и творческой деятельности учащихся.


III.Опыт2. Развитие творческих способностей учащихся в творческом объединении.


Одна из тем, предложенная учащимся в творческом объединении “Программируемый контроль. Способы подготовки тестов на ЭВМ”.

По содержанию задача многоцелевая. Для решения задачи учащиеся изучают теорию составления тестов, виды тестов. Более глубоко анализируют ранее изученный материал, на основе которого будут разрабатываться тесты. Знакомятся с программой, с помощью которой на ЭВМ будет производиться программируемый контроль. Разрабатывают тесты, подготавливают их на ЭВМ. Проводят тестирование учащихся по выбранной теме ( в частности по учебной теме “Применение ЭВМ”).

Содержание выдвигаемой учебной деятельности включает в себя не только знания, но также способы выполнения действий с ними. Это позволяет дать учащимся научно - обоснованную широкую ориентировку в предмете и определить принципы построения тех действий, способами осуществления которых предстоит овладеть учащимся.

Понятия в данной области образуют систему, построенную в соответствии с принципом “восхождение от абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному”. Это является основой функций учащихся, их деятельности в процессе решения проблемы.


Концептуальная деятельность учащихся:

Анализ - это мысленное разложение целого на части, выделение в нём отдельных признаков и свойств. Анализ сводится к следующему (1):

  • выделить в объекте составные части,

  • выявить отдельные существительные стороны объекта,

  • изучить каждую часть (сторону) в отдельности и рассматривать её как элемент единого целого,

  • соединить часть объекта в единое целое.


Синтез - это мысленное соединение частей, предметов или явлений, мысленное сочетание их признаков, свойств или сторон. Усвоение операций синтеза позволяет производить перенос (трансформацию) основных законов с одним объектом на другие, на решение подобных проблем.

Для переноса знаний необходимо:

  • найти подобие между имеющимися знаниями и новой проблемой,

  • выявить возможность переноса знаний на новую проблему,

  • осуществить перенос основных законов и принципов,

  • сделать вывод по новой проблеме.

Высшая ступень усвоения синтеза – обобщение.


Обобщение – это мысленное выделение общего в предметах и явлениях действительности и основанное на этом мысленное объединение их друг с другом.

Для обобщения необходимо:

  • зафиксировать первое впечатление об объектах, подлежащих обобщению;

  • найти отличие объектов друг от друга;

  • найти сходные признаки объектов;

  • сопоставить сходные и отличительные признаки;

  • определить существенные признаки;

  • выделить существенные общие признаки объектов;

  • сформулировать вывод или определение понятия.

Точное и многообразное сопоставление разных предметов,

а также выявление изменений, происходящих в одном предмете, осуществляется посредством сравнения.


Сравнение – это сопоставление предметов или явлений с целью определения сходства или различия между ними. Оно требует:

  • ознакомиться с объектами сравнения;

  • определить признаки сравнения;

  • выбрать определённую последовательность сравнения;

  • сопоставить и выделить наиболее существенные признаки сходства;

  • сопоставить и выделить наиболее отличительные признаки;

  • установить зависимость между объектами;

  • сформулировать выводы.

Классификация или систематизация предметов, явлений – мысленное распределение их по группам или подгруппам в зависимости от сходства или различия друг с другом.

Алгоритмическое предписание выполнения классификации и систематизации:

  • выбрать признаки классификации;
    - на основании анализа произвести деление всего множества объектов, входящих в объём данного понятия соответственно общности признаков;

  • построить иерархию классификационной системы.


Абстрагирование – это мысленное выделение существенных свойств и признаков предметов и явлений при одновременном отвлечении несущественных признаков и свойств.

Сочетание выполнения различных операций мышления позволяет говорить о приёмах творческой деятельности.

Приём задаёт лишь общее направление деятельности учащихся по выполнению задания и этим отличается от алгоритма. Освоение таких приёмов создаёт для учащегося возможность гибкого управления собственной учебной деятельности, так как носит обобщающий характер.

Приём может быть перенесён из учебных ситуаций, в которой он выработан, в новые ситуации, сходные с первыми. Овладение обобщенными приёмами учебной работы и их системой, наряду с развитием мышления учащихся, повышает организованность, сознательность, активность учения, способствует развитию познавательных и профессиональных интересов.

К приёму формирования обобщённых умений относятся приёмы установления пространственных отношений, раскрытия причинных связей, разностороннего анализа предмета, абстракции и обобщения, которые включают в себя ряд действий, состав которых, в зависимости от конкретного материала задачи, может меняться.

(M.П. Сибирская)


Проводя мониторинг качества знаний учащихся, следует выделить следующие проявившиеся особенности результата педагогической деятельности преподавателя и качества знаний учащихся:

на хорошем уровне запоминание материала. На недостаточном- применение. Одной из причин, конечно, является состав учащихся в группах. На недостаточном уровне такие акцепты как синтез и оценка.

Функции компьютера при решении данной задачи. Компьютер является, с одной стороны, как объект изучения. С другой стороны, как средство, с помощью которого достигается цель, со всеми его функциями и ролью в развитии творчества у учащихся, названными в основной части данной работы.

Конечный итог этой работы это создание учащимися тестов по учебной теме “Применение ЭВМ”. Реализация их на компьютере и практическое применение их – это тестирование учащихся, изучающих эту тему.

Таким образом, только сочетание интеллектуальных возможностей человека и компьютера, гармоническое взаимодействие непрерывно совершенствуемого “искусственного интеллекта” компьютера и развивающегося человеческого мышления может привести к качественно новому этапу интенсификации и оптимизации многоплановой педагогической деятельности и творческому развитию обучающихся.

Литература


  1. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии М., 2000

  2. Сибирская М.ППедагогические технологии :теоретические основы и проектирование.-СПб.,1998






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Триединая задача использования ЭВМ на уроке

Автор: Дианов Валерий Павлович

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 165795

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "План-конспект урока по теме "Системы счисления. Магия чисел" "
    ["seo_title"] => string(68) "plan-konspiekt-uroka-po-tiemie-sistiemy-schislieniia-maghiia-chisiel"
    ["file_id"] => string(6) "223069"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1437195761"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства