Просмотр содержимого документа
«Тренинговая игра как средство социализации обучающихся учреждения дополнительного образования детей»
ТРЕНИНГОВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К.Д. Ушинский, П.П. Блонский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин, в зарубежной – 3. Фрейд, Ж. Пиаже и другие. В их трудах исследована и обоснована роль игры в онтогенезе личности, в развитии основных психических функций, в самоуправлении и саморегулировании личности, в процессах социализации – в усвоении и использовании человеком общественного опыта. Игровые технологии занимают важное место в образовательном процессе образовательного учреждения дополнительного образования детей.Одна из функций игры – социокультурное назначение игры.Игра – сильнейшее средство социализации ребѐнка, включающее в себя социальноконтролируемые процессы целенаправленного воздействия их на становление личности, усвоение знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу или группе сверстников. Согласноклассификации игр по Г.К. Селевко, выделяютсяследующие группы игр: а) по области деятельности: физические, интеллектуальные,трудовые, социальные, психологические; б) по характеру психологического процесса:обучающие, тренинговые, контролирующие, обобщающие;познавательные, воспитательные, развивающие;репродуктивные, продуктивные, творческие;коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические.
Таким образом, игра одновременно может быть: психологическая и тренинговая, познавательная и тренинговая, коммуникативная и тренинговая. Приведѐм примерытренинговых игр, разработанных автором статьи и апробированных в ходе тренинговых занятий с обучающимися детских коллективов Белгородского областного Дворца детского творчества. Игра «Зеркало молчащее и зеркало говорящее».
По области деятельности – психологическая игра. По характеру психологического процесса – тренинговая игра, коммуникативная игра.
Цель:развитие лидерских качеств личности: навыков понимать друг друга вербальными средствами (словесно описывая характеристику своего товарища) и невербальными средствами (при помощи мимики и пантомимики).
Ход. Ребята выбирают: участника игры – «зеркало молчащее», участника игры – «зеркало говорящее», участника игры (кого загадали), участника игры (кто отгадывает). Далее участник игры, который отгадывает, отгадывает участника игры (кого загадали) по описанию «зеркал»: «зеркало молчащее» показывает особенности загаданного человека при помощи мимики и жестов, а «зеркало говорящее» называет особенности человека.
Таким образом, проигрываются несколько составов участников игры. Игра «Выражение мысли другими словами».
По области деятельности – интеллектуальная игра, психологическая игра. По характеру психологического процесса – тренинговая игра, развивающая игра, коммуникативная игра.
Цель: развитие коммуникативных умений и навыков детей и подростков: умения быстро и правильно строить речевые сообщения.
Ход. Ведущий предлагает каждому участнику игры несложную фразу. Необходимо эту фразу сказать другими словами, но чтобы мысль первоначальной фразы была сохранена. Игра совмещается с действиями с мячом: тот, к кому попадает мяч, должен сказать свой вариант фразы.
Материал. Нынешнее лето будет тѐплым. (Примерный ответ:«В самые длинные каникулы каждый день будет жарким»). Девочка гуляет по улице. Я прочитал интересную книгу. Ракета улетела далеко от Земли. Родители похвалили сына за пятѐрку. Я рассердился на свою младшую сестру. Ученица опоздала в школу. Я очень боюсь темноты. Ты должен выполнить моѐ поручение. Мне так трудно заставить всех понимать меня. Список литературы.
Воспитание лидера: секреты эффективной педагогики: тренинги с подростками, организация работы с педколлективом[Текст] / авт.-сост. Г.С. Чеснокова и др. – Волгоград: Учитель, 2009. – 168 с.
Григорьева, Т.Г. Основы конструктивного общения: Методическое пособие для педагогов-психологов [Текст] / Т.Г. Григорьева, Л.В. Линская, Т.П. Усольцева. – Новосибирск: Издательство Новосибирского университета, 1999. – 173 с.
Осипова, И. Личностно-ориентированные способы конструктивной коммуникации с учащимися [Текст] / И. Осипова //Воспитание школьников. – 2006. – № 8. – С. 26 – 31.
Развитие культуры общения в подростковой среде: программа, разработки занятий, рекомендации [Текст] / авт.-сост. О.Н. Рудякова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 151 с.
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие [Текст] / Г.К. Селевко. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.