Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности обучающихся
Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности обучающихся
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат, но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Театрализованная деятельность как средство развития креативной личности обучающихся»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дом детского творчества»
ПРОЕКТ
«Развитие творческих способностей у обучающихся посредством театрализованной деятельности»
Разработала:
педагог высшей квалификационной категории
театрально - игровой студии «Забияки»
Таксанова Светлана Владимировна
Бийск 2023
Тема
«Развитие творческих способностей у воспитанников через театрализованную деятельность»
Актуальность
Ориентация современной педагогики на гуманизацию образования, развивающее обучение, личностно-ориентированный подход предлагает создание условий для развития личности каждого воспитанника, его способностей, интересов, творческого самовыражения в различных видах деятельности. Выявление и развитие творческого потенциала личности каждого ребенка является одним из приоритетных направлений современной педагогики.
Современные психологи и педагоги рассматривают творчество как самоценность ребенка и его личностное качество, как деятельность естественную и необходимую для развития способностей каждого воспитанника (Н.А. Ветлугина, Л.С. Выготский, А.В.Запорожец, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Теплов и др.).
Несмотря на значительный вклад исследователей в изучении проблемы развитии творчества воспитанников многие ее аспекты остаются недостаточно изученными. В частности, не раскрыты возможности развития творчества в условиях взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельности.
Взаимосвязь этих видов деятельности должна быть не формальной, а логической, что способствует творческому осмыслению музыкального материала и творческому его преобразованию на уровне детского экспериментирования. Это дает ребенку большую самостоятельность в выборе средств выражения для воплощения своего замысла (Н.Н Поддьяков). Поэтому исследование данной проблемы является актуальным.
Анализ теоретических исследований и состояния изучаемой проблемы в практике позволил выявить ряд противоречий. К числу наиболее существеных, на наш взгляд, можно отнести противоречиям между:
Имеющимися научными данными об эффективности развития обучающегося в различных видах художественной деятельности и недостаточной теоретической разработанностью проблемы развития творчества в условиях взаимосвязи музыкальной и театрализованной деятельности;
Наличием интереса педагогов-практиков к развитию детского творчества и отсутствием научно-обоснованных методических рекомендаций по созданию педагогических условий для реализации творческого поте6нциала детей в музыкально-театрализованной деятельности.
Назначение проекта
Обеспечить условия для реализации творческого потенциала детей в музыкально-театрализованной деятельности.
Идея проекта
Использование музыкально-театрализованной деятельности является эффективным средством развития творческих способностей.
Цель
Создание условий для развития творческих способностей через музыкально-театрализованную деятельность.
Задачи
Теоретически обосновать проблему развития творческих способностей через музыкально-театрализованную деятельность.
Выявить уровень развития творческих способностей обучающихся.
Разработать перспективный план по развитию творческих способностей посредством музыкально-театрализованной деятельности.
Выявить трудности по развитию творческих способностей у обучающихся.
Теоретическая база опыта
«Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока»/В.А. Ивлев
«Воспитание ума и сердца». /Д.Б. Кабалевский
«Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников» /Э.Г. Чурилова
Особенности театрального искусства
С древних времен различные формы театрального действа служили самым наглядным и эмоциональным способом передачи знаний и опыта в человеческом обществе.
Позднее театр как вид искусства стал не только средством познания жизни, но и школой нравственного и эстетического воспитания подрастающих поколений. Преодолевая пространство и время, сочетая возможности нескольких видов искусств – музыки, живописи, танца, литературы и актерской игры, театр обладает огромной силой воздействия на эмоциональный мир ребенка. Занятия сценическим искусством не только вводят детей в мир прекрасного, но и развивают сферу чувств, будят соучастие, сострадание, развивают способность поставить себя на место другого, радоваться и тревожится вместе сообща.
Все вопросы этого подраздела могут быть рассмотрены во время обсуждения спектакля, в работе над пьесой. Необязательно пользоваться словом «синтез», достаточно выяснить с детьми, что театр использует и объединяет другие виды искусства – литературу, живопись, музыку, хореографию, но главное в театре – это игра актеров. Можно использовать высказывание В.И. Немировича- Данченко: «Вы можете построить замечательное здание, посадить великолепных директоров и администраторов, пригласить музыкантов, и все же театра не будет; а вот выйдут на площадь три актера, постелют коврик и начнут играть пьеску даже без грима и обстановки – и театр уже есть. Ибо актер – царь сцены».
На практике дети познают, что театральное искусство коллективное, т.к. создается усилиями всех участников творческого коллектива. И наконец, в отличие от произведений живописи, литературы, музыки, которые создаются художником единожды, театральное искусство творится каждый раз заново в присутствии и при поддержке зрителей, эта особенность театра может быть понятна детьми только при условии неоднократного повторения спектакля в присутствии разных зрителей (обучающиеся, педагоги, родители).
Искусство как средство формирования духовно развитой личности.
Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы. Общение с произведениями искусства отражает действительность во всей гамме ее проявления. Это не только способствует формированию органов чувств, установленных на восприятие отдельных видов искусства, но и активизирует эстетическое сознание, т.е. позволяет человеку от психофизического отношения к произведениям искусства перейти к аналитическому отношению к нему. Общение с искусством совершенствует эстетический вкус, позволяет корректировать свой эстетический идеал, соотносить ценностные ориентиры разных эпох и народов.
Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству в человеке активизируется творческий потенциал, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление в приобщении к художественным ценностям мировой культуры.
Искусство - целостный духовный мир, дающий ребенку представление о действительности, о ее закономерностях, о нем самом. Искусство не только средство, с помощью которого осуществляется целенаправленное развитие личности обучающегося, но и духовный объект наслаждения, объект, в котором ребенок ищет и находит для себя соответствия и несоответствия, гармонию и дисгармонию, правду и правдоподобие.
Искусство, данное нам в системе видов искусства, специфически отображающих действительность через знаковые символы, составляющие их язык, являет собой единство этих видов, ибо единый материальный мир, в силу своей многогранности, может быть отражен только через единый духовный образ, каковым является искусство.
Выражение как средство развития творческой деятельности
По своей природе искусство произошло от игры, от подражания. Следовательно, искусство близко ребенку как форма адаптации в жизни именно своей игровой природой, когда реальность и реальность для обучающегося, весьма относительны, а вера в вымысел - защитная реакция от агрессии окружающей действительности. Таким образом, парадигмальность мышления, которое является основой соотношения жизни и искусства реальности и игры, становится стержнем, на который нанизываются знания обучающегося о мире, об искусстве, о себе. Если расчленение искусства на отдельные виды является метафизическим процессом, помогающим понять соединение знаний об отдельных видах искусства в единый сплав - поможет создать у ребенка представление об образе мира в его вечности и бесконечности, в его нерасчлененности. Успех такого подхода – формирование целостной, самодостаточной личности, обладающей широким кругозором, запасом необходимых ценностей ориентиров, без которых невозможно органичное существование человека в окружающем нас мире. Психологические исследования показали, что творческий потенциал, таящийся в природе каждого человека, не проявляется сам собой, а требует для своей реализации воспитательного воздействия специально организованной деятельности.
Выделяя основные направления, в целом, обеспечивающие формирование творческой личности обучающегося. Н.Н. Поддьяков отмечает формирование у обучающихся разнообразных форм и видов мышления и их тесное взаимодействие. «Высокий интеллектуальный уровень развития обучающегося является важным условием его творческого развития, в связи, с чем развиваются все виды мышления детей: наглядно-действенное, наглядно-образное, бескорыстное, целостное, интуитивное, релятивное, опирающееся на воображение и служащее средством порождения новых оригинальных идей. Творчество формируется теми же средствами, что и воображение (игра, творческие задания, игровые ситуации, общение и др.), поэтому воображение составляет основу творчества. Оно рождается и развивается, прежде всего, в игре. Так как игра направлена на познание мира, и воображение выступает в своей познавательной функции. Воображение стремиться стать творческим, т.е. действенным, активным, преображающим то, на что направлена ею деятельность. Так, JI.C. Выготский отмечал, что обучить творческому акту искусства нельзя, но можно содействовать развитию художественного воображения, тем самым, способствуя развитию творческой деятельности.
Развитие речи обучающихся посредством музыкально-театрализованной деятельности.
Процесс развития речи предполагает освоение, не только содержательной, но, и образной, эмоциональной стороны языка. Психолог и философ С.Л. Рубинштейн в труде «К психологии речи» писал: «Чем выразительнее речь, тем более она речь, а не только язык, потому что чем выразительнее речь, тем больше в ней выступает говорящий, его лицо, он сам». Выразительность он рассматривал как качественную характеристику речи, которая тесно связана с проявлением индивидуальности человека. Соответственно использование обучающимися разнообразных средств выразительности речи - важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.
Для развития выразительной стороны речи необходимо создание таких условии, в которых каждый обучающийся мог бы проявить свои эмоции, чувства, желания и взгляды, причем не только в обычном разговоре, но и публично, не стесняясь присутствия посторонних слушателей. К этому важно приучить еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с богатым духовным содержанием, с выразительной речью оказываются замкнутыми, стеснительными, избегают публичных выступлении, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Привычку к выразительной публичной речи можно воспитать в человеке только путем привлечения его с малолетства к выступлениям перед аудиторией. В этом огромную помощь могут оказать театрализованные занятия в дошкольных образовательных учреждениях. Они всегда радуют детей и пользуются у них неизменной любовью.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней обучающиеся знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски. звуки, а умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказывании незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи ее интонационный строй. Исполняемая роль, произносимые реплики ставятобучающегося перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться; у него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
Развитие социальных навыков через театрализованную деятельность
Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это - конкретный, зримый результат, но не менее важно, что театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. «В процессе этого сопереживания, - как отмечал, психолог и педагог академик Б.М. Теплов (1896-1965) - создаются определенные, отношения и моральные оценки, имеющие несравненно-большую принудительную силу, чем оценки, просто сообщаемые и усваиваемые».
Таким образом, театрализованная деятельность - важнейшее средство развития у обучающихся эмпатии (способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия). «Чтобы веселиться чужим весельем и сочувствовать чужому горю, нужно уметь с помощью воображения перенестись в положение другого человека, мысленно стать на его место», - утверждал Б.М. Теплов.
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность. смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания, и отождествления. Именно способность обучающегося к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать, позитивное влияние на детей, известный композитор Д.Б. Кабалевский в книге «Воспитание, ума и сердца» так писал о значении искусства для детей: «Оставляя неизгладимое впечатление на всю жизнь, оно уже в эти ранние годы дает нам уроки не только красоты, но и уроки морали и нравственности. И чем богаче и содержательнее эти уроки, тем легче и успешнее идет развитие духовного мира обучающихся, качество и количество этих уроков в первую очередь зависят от педагога, родителей, общества в целом. Как правило, дети активно относятся к тому, что вызывает их интерес».
Театрализованная деятельность позволяет обучающемуся решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Принципы работы
развивающего и воспитывающего характера обучения направлены на всестороннее развитие личности и индивидуальности обучающегося;
научности содержания и методов учебного процесса отражает взаимосвязь с современным научным знанием и практикой демократического устройства общества;
систематичности и последовательности придает системный характер воспитательно-образовательной деятельности;
наглядности, единство конкретного и абстрактного, рационального и эмоционального, репродуктивного и продуктивного как выражение комплексного подхода;
рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов вос- питательно-образовательной работы.
Совместная деятельность по развитию артистических навыков осуществляется через следующие формы:
Игры.
Воспитывают готовность к творчеству, расширяют кругозор, активизируют воображение обучающегося.
Упражнения.
Способствуют совершенствованию двигательных способностей обучающегося, развивают речевой аппарат, улучшают дикцию, развивают воображение и веру в сценический вымысел.
Беседы.
Знакомят с устройством зрительного зала, сцены. С видами театрального искусства, воспитывают культуру поведения в театре.
Работа по изготовлению наглядного материала, атрибутов.
Развивает умение общаться с людьми в разных ситуациях, активизирует познавательный процесс, развивает коммуникабельность.
Подготовка спектакля к показу. Умение держаться на сцене естественно, добиваться взаимодействия с партнером, умению слышать и слушать друг друга и соответственно менять свое поведение.
Показ спектакля.
Учит на практике понимать, что такое коллективность музыкально театратьного искусства, как от внимания и ответственности каждого исполнителя зависит успех спектакля. формирует смелость публичного выступления, готовность в любую минуту выйти на сцену и продемонстрировать свою задумку, умение сосредоточить внимание на поставленной задаче.
Выступление на конкурсах.
Максимально активизирует творческий потенциал и применение полученных знаний и навыков. Учит получать удовольствие от контакта со зрителями, доставлять людям радость, приносит в жизнь праздничность, помогает раскрыть индивидуальные способности обучающихся их родителям.
Обсуждение спектакля.
Дети учатся оценивать искренность и правдивость поведения на сцене, отмечать выразительность и находчивость отдельных исполнителей.
9.Совместный просмотр спектаклей.
Воспитывает культуру поведения в театре, обогащает духовный мир.
Работа с родителями.
Консультации, беседы, родительские собрания, анкетирование, оформление информационного стенда, акцентирует внимание на важность творческого развития, создание условий для активизации у детей эстетических установок, способствует гармонизации отношений ребенка с окружающим миром. Обучение родителей конкретным методам и приемам работы с воспитанником по театрализованной деятельности, приобщает родителей к миру детского творчества.
Работа с педагогами.
Участие в педагогических советах, семинарах, методических конкурсах, конкурсах профессионального мастерства. Посещение открытых занятий, индивидуальные консультации, участие в методических объединениях. Эти формы сотрудничества способствуют приобщению участников учебно-воспитательного процесса к коллективному творчеству.
Участники проекта
Коллектив Театрально-игровой студии «Забияки»
Педагоги
Родители
Условия реализации проекта
Готовность педагога и коллектива Театральной студии к осуществлению проекта.
Видоизменение и совершенствование развивающей среды.
Использование вариативных программ.
Адекватное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Этапы и сроки реализации проекта
Проект долгосрочный. Реализуется по следующим этапам:
1 этап – подготовительный
Проблемное обобщение опыта работы с обучающимися.
Подбор и изучение литературы по теме «Двигательная активность обучающихся»
Изучение программного материала по реализации проекта.
Определение способов и методов (наблюдение, диагностика, тесг, измерение, опросные методы), позволяющие оценить эффективность полученных результатов проекта.
этап - основной
Создание условий необходимых для реализации проекта.
Подготовка учебно-методической базы для реализации проекта.
Диагностика двигательной активности обучающихся (на каждом возрастном этапе).
Здоровье (диагностика)
этап - итоговый
Диагностика уровня двигательной активности обучающихся
Здоровье (диагностика)
Определение эффективности работы по формированию двигательных навыков.
Обработка методических и практических материалов, соотнесение поставленных и прогнозируемых результатов с полученными.
Оценка эффективности проекта: измерение полученного результата и соотнесение его с поставленной целью.
Обобщение материалов проекта.
Ресурсы проекта
Информационные:
специальная литература;
иллюстративный материал;
методическое и технологическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
Технические:
техническое обеспечение;
развивающая среда в группе;
Кадровые:
Педагоги, ориентированные на реализацию проектной деятельности.
Определение способов и методов (наблюдение, диагностика, тест, измерение, опросные методы), позволяющие оценить эффективность полученных результатов проекта.
Методы оценки эффективности проекта
Наблюдение
Диагностика
Тестирование
Измерение
Опросные методы
При условии реализации данного проекта можно предположить следующие результаты:
создание в коллективе необходимых и эффективных условий для организации двигательной активности обучающихся:
как сказалось на здоровье обучающихся активное участие родителей в реализации воспитательных задач.
Адресная направленность
Данный опыт могут использовать музыкальные руководители студий, педагоги дополнительного образования данной направленности, проявившие к этой работе интерес.
Диагностика
«Готовность к творчеству» (автор Н.Т. Шамонаева)
Цель. Выявить творческий потенциал обучающихся.
Слуховое внимание - способность удерживать в памяти заданную тему, быть выдержанным, умение точно передавать авторский текст, сохраняя интонацию, логическое ударение, диапазон, силу голоса, теми речи.
5. Находчивость, воображение, фантазия, умение изменять свое отношение к предмету, месту действия или партнерам, меняя соответствующим образом свое поведение,
Оправдывая условное превращение, умение представить то, о чем говорится.
- игра «превращение предметов»
Критерии оценок
Низкий уровень – 1 балл – обучающийся не справляется с заданием;
Средний уровень – 2 балла – выполняет задание при помощи педагога, на выполнение задания требуется дополнительное время;
Высокий уровень – 4 балла – обучающийся справляется с заданием.
Результативность
Исследования слухового внимания на начало учебного года показали, что только …..% детей способны удерживать в памяти заданную тему, могут точно передавать авторский текст. Наконец учебного года показатели повысились на ….%.
Исследования зрительного внимания, наблюдательности на начало учебного года показали, что только ….% детей владеют произвольной зрительной памятью, могут запомнить заданные мизансцены. Наконец учебного года показатель повысился на….
Исследования ритмопластики на начало учебного года показали, что только детей имеют хороший уровень пластической выразительности. Наконец … учебного года показатель повысился на …..
Исследования речевого дыхания и артикуляции показали, что на начало учебного года только детей могут четко произносить слова, имеют правильное речевое дыхание. Наконец учебного года показатель повысился на ……
Исследования находчивости, воображения, фантазии у обучающихся на начало учебного года показали, что только обучающихся могут изменять свое отношение к предмету. меняя соответствующим образом свое поведение, могут представить то, о чем говориться. На конец учебного года показатель повысился на 35%.
Список используемой литературы
Белякова А. «Музыкальная предметно-развивающая среда ДОУ» //Музыкальный руководитель № 12, 2006, с. 14-15
Гераскина Л. «От этюда к спектаклю» //Музыкальный руководитель.
№3,2006. с. 13-23
Зацепина М.В. «Музыкальное воспитание». [Текст]: Программа и методические рекомендации. М.. Мозаика-синтез, 2003