Просмотр содержимого документа
««Сценическая речь, как фактор развития творческого потенциала ребёнка»»
«Сценическая речь, как фактор развития творческого потенциала ребёнка»
Наш голос – это физический инструмент, который подобно музыкальному инструменту требует хорошей настройки, постоянной игры с ним, настоящей заботы о его технической сохранности. Только тогда он, как и любой музыкальный инструмент, готов будет порадовать и самого обладателя, и слушателей благозвучием.
Красивая речь – это единый поток, в котором соединяется всё: правильное дыхание (речевой аппарат «настроен»); умелый переход из одного уровня звучания в другой диапазон голоса; сила голоса и его тембр (звуковая окраска); ровность и устойчивость звука.
В работе с детским коллективом нужно уделять много времени технике сценической речи. Занятия по формированию тренировочно – речевой осанки, регулированию речевого дыхания формируют у детей правильную дикцию, силу и тембра голоса, чистоту и выразительность произношения.
Занятия по технике речи дают возможность разработать речевой аппарат, позволяют услышать и полюбить красоту звучащего слова.
Правильное дыхание предохраняет голос от переутомления, преждевременного изнашивания и позволяет надолго сохранить лучшие его качества.
Процесс дыхания имеет особое значение в связи с голосовой и речевой деятельностью человека. Это один из самых существенных и важных элементов воспитания речевого голоса и правильного произношения звуков речи. От того, как дышит маленький актёр, т.е. как он умеет пользоваться своим дыханием, зависят красота, сила и лёгкость голоса, музыкальность и мелодичность его речи.
Для овладения навыками правильного дыхания необходимо знать хотя бы основные моменты процесса дыхания и образования звуков.
Основной орган дыхания – лёгкие. Кроме того, в процессе дыхания участвуют дыхательные пути, которые соединяют лёгкие с наружным воздухом, грудная клетка (точнее, межрёберные мышцы), грудобрюшная преграда (диафрагма) и косые мышцы живота (брюшной пресс).
Поскольку речь и чтение происходит на вдохе, его организация имеет решающее значение в постановке дыхания и голоса. Прежде всего, необходимо следить, чтобы во время чтения в лёгких всегда был запас воздуха, слабая струя воздуха непроизвольно компенсируется опасным для связок излишним их напряжением.
Не менее вреден излишек воздуха в лёгких. При излишне полном вдохе воздух стремится сразу же вырваться наружу и чтобы его удержать опять-таки непроизвольно включаются голосовые связки, в них возникает вредное перенапряжение, нередко приводящее к неточному, фальшивому звучанию голоса, к образованию на связках, так называемых мозолей, а иногда к потере голоса.
Суть постановки дыхания заключается не в умении набирать, возможно, больший запас воздуха, а в умении набрать нормальный, оптимальный запас и его расходовать рационально.
Дыхание формируем постепенно. Начинать следует с простых упражнений, которые знакомят детей с самим принципом правильного дыхания; стараясь зафиксировать сознание ребенка на смысле термина «вдох вниз живота», который мы используем для облегчения процесса понимания технологии вдоха. Внимательно следим за тем, чтобы ребенок понял принцип такого дыхания. От понимания принципа правильного дыхания зависит результат.
Упражнения на речевое дыхание выполняются в течение 5- 7 минут, в положении сидя или стоя, в удобной расслабленной позе, без напряжения. Не допускайте переутомления, достаточно 3-5 повторений.
Упражнения нужно выполнять плавно, легко. Стремиться в них к тому, чтобы во время дыхательного комплекса упражнений дети испытывали самые приятные ощущения, так как любое насилие над своим организмом ведет к возникновению мышечных зажимов.
На занятиях мы тренируем полное смешанно-диафрагматическое дыхание, в котором работают диафрагма, мышцы грудной клетки и брюшного пресса.