Просмотр содержимого документа
«Школьная библиотека - творческая лаборатория в образовании, общении, досуге детей.»
«Школьная библиотека – творческая лаборатория в образовании, общении, досуге детей».
Главной задачей школьной библиотеки является обеспечение участникам общеобразовательного процесса доступ к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях: бумажном, магнитном, цифровом и на иных носителях. Из главной задачи библиотеки вытекают и основные функции современной школьной библиотеки:
• комплектование универсального фонда библиотеки учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях;
• пополнение фонда информационными ресурсами сети Интернет, базами и банками данных других учреждений и организаций;
• осуществление размещения, организации и сохранности всех этих документов;
• организация и ведение картотек.
Понятие «информационная культура личности» в последние годы существенно потеснило привычные ранее «библиотечно-библиографические знания», «культуру чтения», и это не случайно. Современная трактовка информационной культуры предполагает синтез старой, преимущественно книжной, библиотечной культуры и культуры, связанной с новыми информационными технологиями. Информационная культура личности – это одна из составляющей общей культуры человека. Её важнейшим компонентом, наряду с системой информационных знаний и умений, является информационное мировоззрение – это система взглядов, характеризующих сознательное отношение человека к информации и информационным ресурсам, понимание их роли и места в жизни современного общества, осмысленное отношение к необходимости получения специальной информационной подготовки. В целом информационная культура сейчас обоснованно трактуется как важнейший фактор успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности, а также социальной защищённости личности в информационном обществе.
С этой целью мною был составлен сборник «Уроки информационной культуры». Материал пособия рассчитан на то, чтобы каждый школьник испытывал потребность в систематическом чтении. Был знаком со структурой книги, умел определять примерное содержание книги при беглом ее просмотре. Умел самостоятельно проводить поиск и выбор литературы, используя книжные выставки, рекомендательные библиографические указатели, каталоги, картотеки, полки открытого доступа. Научился использовать в учебных целях научно-популярную, общественно-политическую, критическую, справочную литературу, периодические издания. Умел применять знания информационной культуры при изучении научных дисциплин, в процессе самообразования. Весь материал сгруппирован по классам, с учетом возрастных особенностей учащихся.
По мере пополнения библиотеки компьютерной техникой проведение данных уроков стало обязательно сопровождаться презентациями. Использование красочных иллюстраций, музыки, видео позволяет повысить эмоциональное воздействие предоставляемой информации.
И вот тут свою миссию, свою роль выполняет школьная библиотека. Иными словами, речь идёт об особой роли школьной библиотеки в деле формирования информационной культуры подрастающего поколения. Действительно, где, как не в школьной библиотеке, юные граждане могут получить систематическую информационную подготовку, уяснить неразрывную связь учёбы, образования с многообразными современными источниками информации: от книги до Интернета? Где, как не в школьной библиотеке им предстоит убедиться в истинности старинной, но не устаревшей поговорки: «Без чтения нет учения»? Где, как не в школьной библиотеке, им приоткроется истина о том, что овладение знаниями невозможно без упорного труда по разысканию, анализу и синтезу, осмыслению информации?
Конечно, школьный библиотекарь сталкивается с серьёзными проблемами, решение которых сегодня – это перспективное видение будущего развития образования в целом. Для получения реальных качественных изменений в развитии школьных библиотек необходимо пополнять ресурсную базу, потому что без богатых информационных ресурсов, как и без новых информационных технологий, школьная библиотека будет ассоциироваться со скучным, убогим, архаичным и малоинтересным для учащихся местом. На современных юных потребителей информации вовсе не действуют лозунги и призывы, им подавай Интернет и персональный компьютер.
Многие думают, что в библиотеку, пусть даже она очень хорошая, идут в основном по заданию. Много ли есть в школе детей, которые сами пойдут за дополнительным материалом просто для себя? И так все перегружены.
На самом деле именно в школьную библиотеку часто идут совсем за другим. Это единственное место в школе, где нет строго регламентированного режима жизни. Здесь можно полистать журналы на переменке, пошептаться с подружкой в тихом уголке, нечаянно, зайдя за компанию с приятелем, увидеть что-то такое, зачем захочется вернуться. Часто это единственная возможность сменить обстановку, перевести дух от заорганизованности школьного дня. Даже интерьер библиотеки, какая бы маленькая она ни была, в принципе отличается от всех других в школе. Это место релаксации и неформального общения.
И ещё одно. В библиотеке работает человек, с которым у ученика нет официальных отношений учебного процесса. За отношениями с библиотекарем не стоят не сделанные вчера задания (здесь о них не спросят!) или сегодняшняя двойка. Библиотекарь не знает что ты в классе самый слабенький или самый толстый, что тебя считают занудой или ты подрался с ненавистным Вовкой. Ты пришёл - и ты здесь такой же единственный, как и все другие. Вот почему библиотека в школе зачастую приют именно тех, кому трудно в классе. Развить творческий потенциал учащихся помогают различные массовые мероприятия.
Здесь «неожиданно» становятся лидерами застенчивые, лучшими помощниками и консультантами - троечник
Вспоминается подготовка к городскому «Празднику книги», который прошел в ГШДТ.
Во время его подготовки участникам пришлось переработать большой материал, узнать много нового, раскрыть себя с неожиданной стороны. Мероприятие представляло собой театрализованное путешествие по казахским сказкам. Ведущие, Козы-Корпеш и Баян- Сулу, путешествовали по музею сказок от одной к другой. Каждый переход сопровождался инсценировкой на фоне соответствующей музыки, видео. Подготовка и проведение очень сплотили участников. Репетиции проходили с энтузиазмом, само шоу на участников произвело неизгладимое впечатление. Но самое важное, что для многих это стало хобби. Несколько человек принимают участие в самодеятельных театрах, а один (Иржасов Самрат) теперь постоянный ведущий городских мероприятий, участник различных шоу, член команды КВН. Было очень приятно услышать от него: «Это Вы меня вывели на большую сцену!»
То, что библиотека - место психологической разгрузки и изменения социальной роли, это всем известно. И любой профессиональный библиотекарь скажет вам, что своими, библиотечными, средствами может немало помочь ребятам в преодолении их проблем. Конечно, главное его «орудие труда» - книга, которая вовсе не только источник знания. Она источник той самой общей культуры, которой часто так не хватает в школе.
Библиотека - совершенно особое место в школе. Наши читатели всегда могут познакомиться с книжными новинками, периодическими изданиями, а учителя - с методической литературой. Но, кроме этого, библиотека это совершенно особый мир - мир книг. В библиотеке создается особенная атмосфера, настраивающая читателя на работу с книгой и на чтение, которое приносит удовольствие. В библиотеке учащиеся имеют возможность почитать газеты, поработать с энциклопедиями и справочниками. Так же есть возможность взять домой почитать понравившуюся книгу. В нашей библиотеке имеется большая подборка справочной литературы и энциклопедий и многое-многое другое. Эти книги помогают учащимся пополнить свою копилку знаний, написать реферат, выполнить домашнее задание.
Воспитанию патриотизма способствуют мероприятия о Казахстане, истории, культуре, обычаях народа. Мною они собраны в электронный сборник «Под стягом независимости». Все мероприятия здесь удобно структурированы для упрощения работы с ними. Материал сгруппирован по классам и разделен на три категории: 1-4 классы, 5-8 классы, 9-11 классы. Помимо сценариев сборник так же содержит красочные презентации для визуализации и эмоциональной окраски. Сборник использует мультимедийные возможности компьютера, что позволяет создать во время мероприятия живую эмоциональную атмосферу. В презентации включен богатый иллюстративный материал, видеофильмы, музыкальные произведения. Отличительной особенностью мероприятий, представленных в сборнике, является, использование в их проведении игровых форм, что способствует усилению их развивающего и воспитательного потенциала.
Я считаю, что наша библиотека является информационным и культурным центром школы, творческой лабораторией в общении, досуге детей непосредственно участвующим в учебном процессе, а не только обеспечивающим учебными пособиями и текстами конкретные запросы. Ребята любят приходить сюда, иногда даже просто посидеть, обсудить свои проблемы. Им здесь комфортно. Попадая в библиотеку, общаясь со сверстниками, с библиотекарем, подростки развиваются, приобретают знания и умения, а без них, в свою очередь, невозможно творчество. Можно просто выразить себя, решить свои проблемы грамотно, получив новое знание, которое поможет в этом. Для моих читателей библиотека сегодня — настоящий информационный центр, где создаются все условия для творческой и научной работы.
По окончании учебного года работа библиотеки с читателями не заканчивается.
Для школьной библиотеки каникулы – уникальная возможность продолжить работу по пропаганде книги и чтения. Атмосфера в библиотеке летом отличается от обычной. Организация полезного досуга детей в период школьных каникул отличается от школьного периода. В это время библиотека может создать пространство для творчества и общения на основе книги. Читательские конкурсы подведут итоги чтения за год. Цель – стимулирование активного чтения школьников, помощь учителям и родителям в воспитании потребности читать и культуры чтения. Учить умению разнообразить досуг путем чередования отдыха, творческой, читательской и физической деятельности.
Работа с детьми в летний период является гармоничным продолжением образовательного процесса и деятельности педагогического коллектива школы по развитию каждого обучающегося, его способности к заполнению досугового пространства общественно-полезной, музыкальной деятельностью, формированию вкуса к активному отдыху.
Лето - не «мертвый» сезон в работе с читателями, а время творчества,
фантазии, активизации всех форм индивидуальной и массовой работы.
Организация летнего отдыха детей, подростков, юношества – традиционное
направление деятельности нашей школьной библиотеки.
Библиотека работает летом по плану, который позволяет разнообразить досуг детей и подростков, выявлять и развивать их способности, формировать и поддерживать читательскую активность.
Мероприятия, проводимые библиотекой в летний период, отличает большое тематическое разнообразие, охватывающее различные области знаний: литературоведение, экология, география, история, краеведение и т.д., так как здесь ставятся задачи, кроме заполнения досуга детей и привлечение к чтению, еще и получение новых знаний по различным темам.
Особой популярностью пользуются такие формы библиотечной работы как: театрализованные представления, игры-обзоры, литературные круизы, географические путешествия, искусствоведческие расследования.
И в заключении хочется отметить, что с приходом ребенка в школу перед библиотекарями стоит задача приобщить его к миру литературы, а в современных условиях это сделать всё сложнее.