kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Самоопределение личности как фактор реализации успешного специалиста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность проблемы профессиональной ориентации учащейся молодёжи в современных условиях обусловлена постоянно изменяющимися социально-политическими, экономическими и психологическими факторами общественного развития. На современном этапе развития общества для достижения результативности и успешности в профессиональной деятельности, будущим специалистам, необходимо обладать не только высокими знаниями, умениями, навыками, но и также быть готовыми осознать значение мобильности профессиональных качеств, адекватно самоопределиться в жизненном, личностном и профессиональной плане.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Самоопределение личности как фактор реализации успешного специалиста»

САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ УСПЕШНОГО СПЕЦИАЛИСТА

Чертоляс Сергей Викторович

ОГАПОУ «Алексеевский агротехнический техникум»,

г. Алексеевка, Белгородской области

Научный руководитель: Валуйских А.А.


Актуальность проблемы профессиональной ориентации учащейся молодёжи в современных условиях обусловлена постоянно изменяющимися социально-политическими, экономическими и психологическими факторами общественного развития. На современном этапе развития общества для достижения результативности и успешности в профессиональной деятельности, будущим специалистам, необходимо обладать не только высокими знаниями, умениями, навыками, но и также быть готовыми осознать значение мобильности профессиональных качеств, адекватно самоопределиться в жизненном, личностном и профессиональной плане.

Самоопределение личности является центральным механизмом становления личностной зрелости, состоящем в осознанном выборе человеком своего места в системе социальных отношений. Появление потребности в самоопределении – это свидетельство о достижении личностью довольно высокого уровня развития с целью стремления занять собственную, достаточно независимую позицию в структуре информационных, идеологических, профессиональных и прочих связей с другими людьми.

Выделяют: жизненное, личностное, профессиональное самоопределение. Давайте более подробно разберемся в этих понятиях.

Как известно, для жизненного самоопределения характерны следующие особенности: 1) глобальность, всеохватность того образа и стиля жизни, которые специфичны для той социокультурной среды, в которой обитает данный человек; 2) зависимость от стереотипов общественного сознания данной социокультурной среды; 3) зависимость от экономических, социальных, экологических и других объективных факторов, определяющих жизнь данной социальной и профессиональной группы.

В свою очередь, для личностного самоопределения характерно: 1) невозможность формализации полноценного развития личности; 2) более сложные обстоятельства и проблемы. В современном обществе, когда основную часть времени люди проводят на работе, личностное самоопределение в большей степени связано с профессиональным самоопределением.

Что же касается профессионального самоопределения, то это процесс формирования личностного отношения к профессионально-трудовой деятельности и способ самореализации человека, согласование внутриличностных и социально-профессиональных потребностей.

Не секрет, что у учащейся молодёжи не сформировано профессиональное самоопределение по причине отсутствия осознанного, самостоятельного выбора будущей профессии ещё со школы. Не сформированность профессионального самоопределения ведёт к тому, что после окончания школы у молодёжи возникают трудности при выборе дальнейшей сферы обучения. Поэтому с учащейся молодёжью необходимо постоянно проводить профориентационную работу.

Важнейшими направлениями профориентационной работы, на мой взгляд, со студентами являются:

- профессиональная информация – ознакомление с образовательными учреждениями более высокого уровня, состоянием рынка труда, потребностями хозяйственного комплекса в квалифицированных кадрах, содержанием и перспективами развития рынка профессий, формами и условиями их освоения, требованиями, предъявляемыми профессиями к человеку, возможностями профессионально-квалифицированного роста и самосовершенствования в процессе трудовой деятельности;

- профессиональная диагностика – исследование индивидуально-психологических особенностей, выявление способностей, определение склонности, направленности личности студентов с целью самоопределения в профессиональной сфере;

- профессиональная консультация – оказание помощи в профессиональном самоопределении с целью принятия осознанного решения о выборе профессионального пути с учетом его индивидуально-психологических особенностей, способностей, возможностей, а также потребностей общества.

Таким образом, профориентационная работа даёт возможность им самоопределиться в жизненном, личностном, профессиональном плане и стать в будущем востребованными специалистами, имеющими не только среднее, но и высшее профессиональное образование.

Ключевая характеристика современного этапа цивилизационного развития – резкое возрастание человека в системе факторов производства, а это диктует необходимость глубокой социальной переориентации экономических приоритетов. Человек ставится в центр социально-экономической системы, возможно более полное удовлетворение всего спектра его потребностей, включая потребность в самореализации, становится одновременно конечной целью производства и условием его устойчивого развития. Первостепенной задачей является обеспечение возможно более полного развития и реализации человеческого потенциала, который представлен как инициирование перспективных потребностей, задающих стимулы и направленность экономического развития. Уровень образования, состояние здоровья, нравственность, организованность, гражданская активность, профессионализм, творческий потенциал и предпринимательские способности, в конечном счете, определяют результаты экономической деятельности, как для отдельной личности, так и для компании, государства в целом.

Не следует забывать о существенных потерях, связанных с возможностями самореализации личности, упрощением мотивационных механизмов в сфере труда и формированием «стратегий выживания». Серьезную угрозу представляет подрыв принципа равенства стартовых возможностей в связи с сокращением масштабов и качества бесплатного образования. Резкое снижение социальной защищенности населения сопровождается ощущением несправедливости происходящего, утратой веры в себя и доверия к государству.

Устойчивое экономическое развитие присуще стабильному обществу, когда самые различные противоречия, наблюдаемые в общественной жизни, разрешаются благодаря особому управлению на основе рациональности и противоречия между природой и обществом, экологией и экономикой, развитыми и развивающимися странами, богатыми и бедными, между существующими стереотипами потребностей людей и разумными потребностями могут быть разрешены эволюционным способом.

Важную роль в формировании устойчивого развития играет не только государство, определяющее цели, задачи и направления развития, но и предпринимательское сообщество, которое является реализатором идей общества. Экономическое развитие в этом случае опирается на актуализированный человеческий потенциал – личностную и предпринимательскую активность.

В современных условиях конкурентные преимущества экономики и социально-экономического развития модернизируются в значительной степени за счет накопленного и реализованного человеческого капитала. Растущая ценность человеческого потенциала предопределяет рост государственных расходов на здравоохранение, образование, науку и социально-экономическое развитие.

Библиографический список:

  1. Батаршев А.В. Базовые психологические свойства и профессиональное самоопределение личности: Практическое руководство по психологической диагностике. – СПб.: Речь, 2005. – 208 с.

  2. Выбор профессии: оценка готовности школьников: 9-11 классы / С.О. Кропивянская, П.С. Лернер, О.Д. Пало и др.; под ред. С.Н. Чистяковой. – М.: ВАКО, 2009. – 160 с.

  3. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 304 с.

  4. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников: методическое пособие для профильной ориентации и профильного обучения школьников / С.Н. Чистякова. – 2-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 128 с.

  5. Корчагин Ю. Циклы развития человеческого капитала как драйверы инновационных волн. Воронеж: ЦИРЭ, 2010.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Самоопределение личности как фактор реализации успешного специалиста

Автор: Алексей Александрович Валуйских

Дата: 17.12.2024

Номер свидетельства: 662034

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Самоопределение личности как фактор реализации успешного специалиста"
    ["seo_title"] => string(72) "samoopredelenie_lichnosti_kak_faktor_realizatsii_uspeshnogo_spetsialista"
    ["file_id"] => string(6) "595963"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1640278071"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Проблема социализации воспитанников детского дома: миф или реальность."
    ["seo_title"] => string(73) "probliema_sotsializatsii_vospitannikov_dietskogho_doma_mif_ili_rieal_nost"
    ["file_id"] => string(6) "407201"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1491483511"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства