kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие творческой одарённости детей на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Одарённость - это сложное и  многогранное явление, которое природа дарует человеку. И одновременно оно настолько редкое, настолько удивительное, что трудно понять, почему именно этот человек удивляет своими непревзойдёнными успехами в той или иной отрасли науки, искусства, литературы.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Просмотр содержимого документа
«Развитие творческой одарённости детей на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования»

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Станция юных техников» города Каменск-Шахтинский










Развитие творческой одарённости детей на занятиях в творческих объединениях дополнительного образования









Выполнил: педагог дополнительного

образования Никонов М.А.






2019 год



Одарённость - это сложное и многогранное явление, которое природа дарует человеку. И одновременно оно настолько редкое, настолько удивительное, что трудно понять, почему именно этот человек удивляет своими непревзойдёнными успехами в той или иной отрасли науки, искусства, литературы.

Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

К личностным характеристикам одаренных детей относят:

- высокие интеллектуальные способности;

- высокие творческие способности;

- способность к быстрому усвоению и отличную память;

- любопытство, любознательность, стремление к знаниям;

- высокую личностную ответственность;

- самостоятельность суждений;

- позитивную Я-концепцию, связанную с адекватной самооценкой.

Признаки одаренности проявляются в реальной деятельности ребенка и могут быть выявлены на уровне наблюдения за характером его действий. Об одаренности ребенка следует судить в единстве категорий «могу» и «хочу», поэтому признаки одаренности охватывают два аспекта поведения одаренного ребенка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный характеризует способы его деятельности, а мотивационный - отношение ребенка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект одаренности характеризуется следующими признаками:

• наличие специфических стратегий деятельности, которые обеспечивают ее своеобразие и продуктивность и отражаются в таких особенностях ее осуществления, как быстрота освоения, использование новых способов и решений, необычное видение ситуации и неожиданное ее решение;

• особый стиль деятельности, желание все делать «по-своему», уникально, необычно;

• способность видеть в сложном простое, а в простом – сложное, легко переходить от единичных фактов к обобщению и уметь его интерпретировать;

• особый тип обучаемости, который проявляется в высокой скорости и легкости обучения.

Мотивационный аспект поведения может быть охарактеризован следующими признаками:

• ярко выраженный интерес к определенным занятиям или предметам действительности, высокая увлеченность, пытливость и погруженность в то или иное дело;

• высокая избирательность, сензитивность и чувствительность к окружающей среде и предметной действительности (знаки, звуки, цветовая палитра, форма), сопровождающиеся глубокими эмоциональными переживаниями;

• повышенная познавательная потребность и необычайная любознательность, выходящая за пределы исходных требований деятельности;

• неприятие стандартных заданий, готовых ответов, предпочтение парадоксальной, противоречивой информации;

• высокая требовательность к результатам собственной деятельности;

• склонность ставить сверхтрудные цели, оригинальность и изобретательность в поисках их решений и стремление к совершенству.

Никто не станет отрицать, что научно-технический прогресс страны, да и благополучие общества во многом зависит от интеллектуального потенциала людей. Одарённые и талантливые люди нужны во всех отраслях науки, техники, искусства, культуры.

Проблема одарённости в наше время стаёт всё более актуальной. Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых и талантливых детей является одной из главных задач дополнительного образования.

Существует мнение, что одарённые дети не нуждаются в помощи взрослых, не ощущают потребности в особом внимании и руководстве. Но на самом деле такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности. Одарённые дети склонны к критичному отношению не только к себе, но и к окружающим. Поэтому педагоги, которые работают с детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и к себе в частности.

Дополнительное образование сегодня рассматривается как одно из звеньев непрерывного образования в системе воспитания всесторонне развитой личности, наиболее полного развития её задатков и наклонностей.

Известно, что в дополнительном образовании особенно ярко раскрываются природные потребности младших школьников в активной деятельности и самоутверждении. Дополнительное образование даёт возможность детям выступить в роли новых социальных амплуа, примерять роли, которые отличаются от роли ученика, т.е. это особая сфера. В которой школьники могут удовлетворять личные потребности в самопроверке, самооценке собственного «Я». Это так сказать зона активного общения, в которой удовлетворяются потребности в контактах.

Дополнительное образование предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, профиля программ, времени их освоения, включения в разнообразные виды деятельности с учетом его индивидуальных склонностей. Личностно-деятельностный характер образовательного процесса позволяет решать одну из основных задач дополнительного образования – выявление, развитие и поддержку одаренных и талантливых детей. Индивидуально-личностная основа деятельности учреждений этого типа позволяет удовлетворять запросы конкретных детей, используя потенциал их свободного времени.

Одаренные дети — это особые дети, и задача педагогов - понять их, направить все усилия на то, чтобы передать им свой опыт и знания. Педагог должен понимать, что эти дети нуждаются в поддержке со стороны взрослых, которые призваны научить их справляться с непомерно завышенными ожиданиями в отношении своих способностей. Каждый ребенок одарен по-своему, и для педагога важнее не выявление уровня одаренности, а качества одаренности.

Можно выделить следующие виды одаренности:

В практической деятельности, в частности, можно выделить одаренность в ремеслах, спортивную и организационную.

В познавательной деятельности — интеллектуальную одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (одаренность в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.).

В художественно-эстетической деятельности - хореографическую, сценическую, литературно-поэтическую, изобразительную и музыкальную одаренность.

В коммуникативной деятельности - лидерскую и аттрактивную одаренность.

И, наконец, в духовно-ценностной деятельности — одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей и служении людям.

В становлении и развитии детской художественной одаренности, в соответствии с ее моделью, мы выделяем три главных направления, которые определяют основные педагогические задачи:

1) развитие личностных свойств и качеств, позволяющих ребенку эстетически познавать и осваивать окружающий его мир;

2) развитие способностей к творческому преобразованию эстетической действительности в художественные образы;

3) развитие способностей и качеств, необходимых для воплощения художественных образов в материале различных видов искусства в законченной форме, благотворно воздействующей на окружающую действительность, делающей ее лучше и совершенней.

Педагог, развивающий детскую художественную одаренность, должен обладать рядом характеристик и владеть набором специфических умений. Перечислим основные из них:

-должен быть профессионально грамотным, увлечённым своим делом, способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

-владеть современными педагогическими технологиями, быть умелым организатором учебно-педагогического процесса;

-любить ребенка, стремиться понять его и принять сердцем и разумом, защитить от деструктивных воздействий, разрушающих его личность;

-любоваться и восхищаться красотой мира, природой, произведениями искусства и заражать детей своей любовью и восхищением;

-обладать чуткостью в выявлении художественных интересов ребенка, образной сферы и средств ее выражения, которые его привлекают;

-уметь увлечь детей творческой идеей, разжечь их воображение и включить в работу художественное мышление;

-уметь вызвать у ребенка эмоциональный резонанс выразительным предметом или явлением, ассоциативный ряд, порождающий художественный образ;

-владеть различными технологиями создания художественного образа и художественной формы в материале одного или различных видов искусства;

-побуждать ученика уважительно относится к творчеству других детей и критически относится к своему творчеству;

-морально поддержать ученика в трудные периоды его жизни, помочь преодолеть кризисы и неудачи.

Основные элементы педагогических технологий, применяемых в системе дополнительного образования для работы с одаренными детьми:

- деятельностный подход (между обучением и развитием стоит деятельность);

- формирование внутренней мотивации;

- предоставление “веера выбора”, что создает возможности каждому обучающемуся возможности для развития;

- рефлексия;

- возможность индивидуализации темпов прохождения образовательных программ, их обогащение и углубление;

- соблюдение принципов: «право на ошибку», «ситуация успеха», «не сравнивать с другими» и т.д., которые создают благоприятный морально-психологический климат;

- интегративный подход;

- проектное обучение;

- модульная технология;

- технология полного усвоения;

- инновационные компьютерные технологии.

Деятельность многих учреждений дополнительного образования детей сегодня является базой для внедрения прогрессивных педагогических технологий, поскольку именно в этих учреждениях ныне имеются особые возможности для развития социальных качеств, интеллектуальных и творческих способностей детей. Успешность применения новой технологии зависит не от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей.

Каждый человек – талантлив. Добьется ли он успеха – зависит от того, будет ли выявлен этот талант, помогут ли родители и общество в целом развить его и применить во взрослой жизни. От этого зависит и успех самого общества.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Никонов Михаил Анатольевич

Дата: 07.02.2020

Номер свидетельства: 538740

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ  НА УРОКАХ  МАТЕМАТИКИ "
    ["seo_title"] => string(59) "priiomy-raboty-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "232943"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1442945111"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Курсы ПК и ППК для учителей!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства