Просмотр содержимого документа
««Развитие системы дополнительного образования детей как отражение преемственности поколений»»
Доклад
Тема: «Развитие системы дополнительного образования детей как отражение преемственности поколений»
Выполнила: Преподаватель ДШИ г. Новотроицка
Шарабакина И.И.
12 сентября 2024 г.
Профессиональное образование в области искусства и культуры в настоящее время функционирует в общероссийской системе высшего и среднего профессионального образования и является особенным.
Система художественного образования в России зарекомендовало себя в мировом образовательном пространстве, как одно из уникальных и неповторимых явлений. Взрастившая целую плеяду деятелей культуры и искусства, это система складывалась не одно столетие. В течении полутора веков образовательные учреждения в области искусства создавались всё чаще в недрах театров, музыкальных и других творческих сообществ.
В XIX – начале XX века именно театры и творческие сообщества определяли уровень компетенций специалистов, качество их подготовки, а во многом – и саму структуру образовательных учреждений.
Исследователи выделяют временные периоды, в которых наиболее ярко прослеживаются особенности развития внешкольного образования и особенности становления дополнительного образования.
Основа теории дополнительного образования была заложена на рубеже XIX – XX веков. Тогда были сформулированы основные принципы системы дополнительного образования:
1. Учет индивидуальных наклонностей, возрастных особенностей воспитанников.
2. Свобода выбора детьми нужного им учреждения или детского объединения.
3. Открытость, доступность системы внешкольного образования.
Выделяются три этапа развития внешкольного образования:
I. Дореволюционный – период зарождения внешкольного образования (конец XIX – начало XX века).
II. Советский – период становления, зрелости внешкольного воспитания (1917 – 1991).
III. Современный – период трансформации, развития дополнительного образования детей (1992 г. – по настоящее время).
В конце XIX – в начале XX века прогрессивные деятели – энтузиасты создавали в разных городах России клубы для детей, летние колонии на средства местных педагогических обществ. В это время появляется термин «внешкольная работа». Сюда входили детские клубы, мастерские, детские библиотеки и так называемая детская трудовая колония.
В 20-30 годы внешкольная деятельность развивает свои формы. Первые годы после Октябрьской революции стали временем расцвета внешкольного образования. Тогда стали входить в жизнь интересные педагогические начинания, стали появляться оригинальные формы организации детской жизни, шло становление научно-методической базы, велись серьезные научные исследования за развитием самодеятельности, творческих способностей личности, ее интересов и потребностей, изучались коллективные и групповые формы работы. Идёт интенсивное развитие теории воспитания, где определяющим был целостный подход к личности воспитанников. Основная теория – это человек не воспитывается по частям.
К 1940-му году в СССР насчитывалось 1846 внешкольных учреждений, находящихся в ведении разных министерств: просвещения, культуры, путей сообщений, речного и морского флота, профсоюзов, добровольных спортивных обществ и других организаций и ведомств.
Периодом наивысшего развития внешкольных учреждений явились 70–80-ые годы ХХ века. Именно в этот период определились главные направления социально-педагогической деятельности и сложилась уникальная система работы с детьми, не имеющая аналогов в мире, включающая четко определенные задачи, содержание, и формы внешкольной работы.
В конце 90-ых годов внешкольные учреждения становятся одним из основных воспитательных институтов социума, усиливается их методическая роль в распространении педагогических знаний. Усиливается их роль в координации всей воспитательной работы в социуме.
2008 год был годом 90-летия отечественной системы дополнительного образования детей. Она прошла большой путь развития от отдельных кружков до целой системы учреждений, в которых обучаются дети всех возрастов от дошкольников до молодежи.
Исследуя процесс становления системы дополнительного образования детей в России, отметим преемственность процесса, каждый новый этап дополняет предыдущий. Основные принципы, заложенные в XIX веке, проходят красной нитью через все этапы становления и развития системы дополнительного образования. Выделяется гуманистический характер отечественного дополнительного образования.
Историческими предпосылками возникновения и становления российской системы дополнительного образования детей послужили теория и практика внешкольного образования, общественного воспитания, детского движения, попечительской и благотворительной деятельности в России.
Отечественная система музыкального образования является важнейшей частью общего дополнительного образования. Она уникальная и признана во всем мире своими достижениями. Основывается она на вертикальной трёхступенной системе (Школа – Училище (Колледж) – Вуз). Функционирование этой системы базируется на преемственности образовательных программ детской школы искусств, музыкального училища (колледжа) и вуза.
Старейшие авторитетные профессиональные музыкальные учебные заведения являются центрами музыкальной культуры и исполнительского мастерства. Осуществляют культурно-просветительскую деятельность в области академического искусства, проводят крупнейшие акции государственного значения по сохранению и развитию традиций в области искусства (международные и всероссийские конкурсы, фестивали, смотры, научные конференции).
Среди высших музыкальных учебных заведений особый статус имеют консерватории. Первый из которых была Санкт-Петербургская консерватория им. Н.А. Римского-Корсакого, открытая в 1862 году по инициативе Антона Рубинштейна. Чуть позже в 1866 году Николай Рубинштейн, продолжая традицию брата, основал консерваторию в Москве. Именно эти первые две консерватории положили начало русскому музыкальному профессиональному образованию. Их продолжением явились другие уникальные учебные заведения: Российская Академия музыки им. Гнесиных (Москва), Саратовская государственная консерватория им. Л.В. Собинова. Также Нижегородская, Новосибирская, Уральская, Казанская, Ростовская, Петрозаводская консерватории. Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова и Академия хорового искусства.
Средние специальные музыкальные учебные заведения задают тон всей системе профессионального музыкального образования. Это музыкальные училища (колледжи) при консерваториях, где как правило контингент обучающихся состоит на 70% из лауреатов и дипломантов международных, всероссийских конкурсов, а преподавательский состав более чем на 50% состоит из представителей консерваторий.
Детским школам искусств и музыкальным школам целое столетие принадлежало особая роль в развитии склонностей и способностей подрастающего поколения, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи. Кроме обще-эстетического воспитания, духовного становления детские школы искусств давали возможность освоить начальные навыки в области профессионального музыкального, хореографического, и изобразительного искусства.
Сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования детей, именно детских школ искусств, как одной из трех важных составляющих образовательного пространства – есть первоочередная задача как федеральных органов исполнительной власти, так и субъектов РФ. Очевидно, что исключение одного из звеньев в трехступенной модели художественного образования приведет к утрате завоеванных позиций отечественного образования в области культуры и искусства, признанного в всем мире.
В настоящее время подготовка специалистов по образовательным программам в области искусства в России базируется на многовековых традициях. В последние десятилетия многие страны перенимают опыт России, убедившись в том, что, во-первых, искусство – особая область культуры со своими законами, психофизическими и интеллектуальными условиями обучения. Во-вторых, что имеющаяся у них система двухуровневой подготовки специалистов (бакалавриат – магистратура) не даёт желаемых результатов, тогда как существующая в России более ста лет система трехуровневого образования в области музыкального и изобразительного искусства (школа – училище – вуз) неоднократно демонстрировала свои преимущества. Основная причина преимуществ трехуровневой системы состоит в том, что в России выбор конкретной специализации (например – в системе музыкального исполнительства – это выбор инструмента) осуществляется уже на уровне детской музыкальной школы. Бакалавриат же подразумевает только общую подготовку обучающегося, а главное – выбор специализации идёт, как «довесок».
Одним из важнейших условий успешного обучения (по специализации) в музыкальной школе является сознательность ученика, без понимания нет полноценной эмоциональной отзывчивости, без целенаправленного внимания и самоконтроля нет и должного качества воспроизведения художественных образов. Ведущую роль в музыкальном обучении играет формирование музыкально-слуховых представлений. В процессе их формирования развиваются все музыкальные способности и профессиональные навыки:
1. Скорость восприятия, глубина и осознанность. Научится не только чувствовать и ощущать музыку, но и думать, анализировать.
2. Работоспособность, дисциплина, память, образное мышление и уверенность в себе.
Музыкальное исполнительство, являясь огромной школой труда и высоких эстетических переживаний, воспитывает у детей стремление к совершенству, к постижению прекрасного. Художественные образы будят в детях эстетическое чувство, заставляют звучать самые сокровенные струны души.
Музыка – как искусство, которое основывается на слуховом опыте человека, использует музыкальный звук для воплощения эстетического смысла произведения, духовного воздействия на слушателя, на всё общество в целом. В ее развитии участвует вся культура, как и она, входя в контакт с другими видами искусств, усиливает их влияние: театра, кино, телевидения. Самым главным личностным качеством, которое влияет на развитие творческих способностей, является развитие общей культуры, духовного мира ученика, становление его, как творческой личности.
Наш общий долг – сохранить преемственность уникальной системы непрерывного образования в области культуры и искусства, поднять значимость и престиж профессии преподавателя – музыканта. Это путь продолжительный, на долгие годы.