Развитие навыков точного интонирования на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ
Развитие навыков точного интонирования на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ
Цель работы - раскрыть некоторые приемы развития навыков чистого интонирования младших учащихся Детской Музыкальной школы. Методический доклад основывается на собственном опыте работы в классах сольфеджио и младшего хора и подразделяется на подпункты:
работа над певческим дыханием;
программные упражнения - попевки и их сольфеджирование.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков точного интонирования на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ»
Методический доклад (из опыта работы)
преподавателя теоретических дисциплин
Кансковой Юлии Васильевны
Развитие навыков точного интонирования на уроках сольфеджио в младших классах ДМШ.
Интонация – с латинского - произношу нараспев, запеваю. Интонирование - музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков, верное попадание в тон, нефальшивое пение. Это основа музыкального языка, основной навык, приобретаемый на уроках сольфеджио.
Сольфеджио только называется теоретическим предметом, является же оно практической дисциплиной, в основе которой лежит пение. Правильное пение – залог чистой интонации. Научить детей петь, слушать себя при пении, анализировать свое– первостепенная задача педагога сольфеджио.
Цель данной работы – раскрыть отдельные приемы развития навыков точного интонирования на начальном этапе обучения в классе сольфеджио ДМШ.
Работу над интонацией начинаю с дыхания! За годы преподавания сольфеджио, обратила внимание на то, что дети, у которых певческое дыхание не организованное, не могут удержать нужную высоту звука, мышцы у них быстро ослабевают и «отпускают» звук. Первое упражнение - дыхательная гимнастика - заключается сначала в долгом выдохе на гласную «о», а затем в активном выдохе парных согласных: «б, б – п, п» и «в, в – ф, ф». Демонстрирую как работают мышцы грудной клетки на вдохе. Подбираю для группы упражнения дифференцированно. Нравятся детям, эффективны и я использую в работе элементы методики В.В. Емельянова. Ученый – исследователь В.В. Емельянов в своем труде «Фонопедический метод развития голоса особое внимание уделяет именно гимнастике, и не только дыхательной, но и всего певческого аппарата. Параллельно объясняю детям важную роль дирижерского жеста: «внимание - вдох – задержка», во время которого организуется физическая работа мышц, а музыкальный слух настраивается на необходимое акустическое звучание. Учимся делать вдох в нужный момент и задерживать его.
Затем, предлагаю детям декламировать стихи, объясняю значение выдоха, о роли гласных и согласных. Стихами для декламации являются слова первоначальных попевок, так ребятам легче сравнивать «разговор» с пением. Основатель и методический лидер детского вокально – музыкального воспитания и образования Д.Е. Огороднов рекомендует опираться на речевые навыки ребенка, которые значительно опережают вокальное развитие, поэтому обязательно в работе использую скороговорки. Они направленны на активизацию мышц губ – «От топота копыт пыль по полю летит»; на четкое произношение согласной «р» и длинный выдох – «На горе, на пригорке стоят 33 Егорки». Скороговорки исполняем поначалу в медленном темпе на одном звуке, что помогает услышать долгие гласные, короткие согласные.
Таким образом, на первом этапе работы, на примере ярких контрастов чередования: дыхательная гимнастика - попевка, попевка – скороговорка, я нарабатываю у ребят навык певческого дыхания, одновременно решаю артикуляционные задачи, которые тоже играют не последнюю роль в приобретении навыка чистого интонирования.
А теперь об интонационных упражнениях. Музыкант, педагог А. Менабени предлагает ряд рекомендаций при отборе интонационных упражнений:
простота мелодии;
эмоциональность в исполнении;
мажорный лад;
секвенция в исполнении, преимущественно по полутонам вверх и вниз;
спокойный темп разбора;
поддержка аккомпанементом с последующим пением и без него;
опора на примарные звуки.
Все эти рекомендации я использую в своей практике.
По – моему мнению, в младшем звене, интонационные упражнения могут быть программными. Дети хорошо принимают яркий, понятный текст, такой встречается в устном народном творчестве. Самые первые из попевок – это задорная «Андрей – воробей» и протяжная «Небо синее, роща в инее» (принцип контрастности необходим, как смена деятельности в младших классах). Разноплановые по своему характеру, данные попевки не позволяют ребятам устать. Поются на одном звуке, начиная с примарной зоны учащихся.
Однако многие дети затрудняются надолго концентрировать внимание на звучании одной ноты. Им тяжело удерживать мышцы брюшного пресса, привыкшего к пассивному состоянию. Поэтому, часто свою работу начинаю с упражнений, построенных на поступенном нисходящем движении, например: «я пою, ми – ре – до». Объясняю и показываю как нужно открыть рот, потянуть гласную, чтобы услышать фонему «а» вместо буквы «я», фонему «у» вместо «ю». Подобное задание стараюсь направить в русло игры, чтобы дети услышали «превращение» музыкального звука.
Вокально – интонационные упражнения, песни, разучиваемые на уроке, подчиняются, вытекают из темы занятия, подвергаются тщательному планированию. Стараюсь придерживаться последовательности в работе по развитию навыков интонирования, следую выработанному мною алгоритму приобретения навыков чистого, воспитания вокальных приемов и музыкальности.
Основным правилом в приобретении навыка интонирования считаю принцип от простого к сложному. Например,
к уже знакомым согласным добавляю шипящие, более сложные в произношении;
закрепляю гласные звуки, обогащаю их постепенным введением различных комбинаций.
А также увеличиваю количество музыкальных ступеней в мелодических оборотах:
к упражнениям, построенным на приме добавляю всевозможные секунды «Динь – дон, загорелся кошкин дом»;
за нисходящей терцией «Я пою» идут квартовые скачки «Ой, звоны звонят, злого волка гонят»;
потом следует поступенное квинтовое движение «Вот иду я вверх – вот иду я вниз»;
секста – «В погреб лезет Жучка»;
потом в работе появляются упражнения, построенные на звуках развернутого тонического трезвучия, например, «Бьют часы на башне»;
простые тонические каноны типа «Братец Яков»;
и, наконец, гамма во всех ее вариантах.
Механизм действия упражнения нарабатываем до автоматизма, подробно описанный В.В. Емельяновым и другими педагогами, по принципу повторяемости.
Хорошо укрепляет интонацию, развивает слух чередование пения со словами с интонированием того же задания только уже сольфеджио: «соль – фа – ми – ре – до, вот иду я вниз». Ребенок связывает полученные теоретические сведения строения мелодии, движение ее звуковысотной линии с практическим применением, во – первых, а во – вторых, фонемы латинского языка помогают правильному звукообразаванию певческой артикуляции. Полезно сопровождать такие упражнения аккомпанементом, а затем отказаться от него, т.е. петь а каппелла, что способствует успешной выработке чистой интонации.
На данном этапе работы ввожу наглядные приемы, такие как интонирование по столбице, лесенке, по ручным знакам. Особенно нравится использовать нотный стан – кисть (как говорится «всегда под рукой»). Этот метод раскрыт в пособии «Хоровое сольфеджио» педага Г.А. Струве. Использование наглядностей подобного плана возможно при осознанном овладении навыка интонирования, когда дети понимают правила и способы выполнения упражнений, тогда, с помощью этих наглядных средств, ученика легко и интересно направлять в таких разделах теории как освоение лада, тональностей, интервалов.
Список литературы:
Альбова Е. и Шереметьева Н. Вокально – хоровые упражнения для начальной школы. Л, М: Государственное Музыкальное издательство, 1949. – 36с.
Вахромеев В.А. Вопросы методики преподавания сольфеджио в ДМШ. М: 1978 – 88с.