kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие навыков профессиональной деятельности специалиста механика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка Павловой Л.А. преподавателя

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие навыков профессиональной деятельности специалиста механика»

Развитие навыков профессиональной деятельности специалиста механика

Павлова Людмила Александровна, преподаватель, государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение «Волжский политехнический техникум»


Воспитывает ребенка каждая минута жизни и

каждый уголок земли, каждый человек, с которым

формирующаяся личность соприкасается.

В.А.Сухомлинский

Динамично изменяющаяся современная жизнь предъявляет образованию возрастающие требования, напрямую связанные с социализацией студентов. Если в недавнем прошлом основной задачей, стоящей перед преподавателем, была передача студентам определенной суммы знаний, то в настоящее время на первый план выдвигается задача развития творческого мышления студентов в процессе обучения, умение ими самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке современной научной информации, развивать их способность адаптироваться к постоянно меняющимся жизненным ситуациям, искать пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем.

Студенты бывают с разным интеллектуальным уровнем и иногда низкой мотивацией к познавательной деятельности. Поэтому, учитывая индивидуальные особенности студентов необходимо создавать условия, при которых в процессе обучения каждый студент мог овладеть знаниями, навыками и умениями по профессии, и в дальнейшем появилась заинтересованность в совершенствовании профессиональных навыков.

Чтобы научить студентов самостоятельно мыслить, принимать решения, работать в группах, развивать коммуникативные, творческие способности, брать ответственность на себя, преподавателю приходится изучать и использовать новые методики.

Инновация —это не всякое новшество или нововведение, а только такое, которое серьѐзно повышает эффективность действующей системы. Развитие инновационных методов — способ обеспечения модернизации образования, повышения его качества, эффективности и доступности.

Преподавателю необходимо обеспечить молодых специалистов нашей страны прочными знаниями материала и навыков по программе с одновременным осуществлением разноаспектного развития и формирования личности каждого студента – исходя из индивидуальных способностей и возможностей.

На занятиях, в которых применены методы инновационной технологии удается достичь самых разных целей методического, педагогического и психологического характера, которые можно суммировать следующим образом:

-осуществляется контроль знаний, умений и навыков обучающихся по определенной теме;

-обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение обучающихся к уроку;

-предусматривается минимальное участие на уроке мастера производственного обучения;

-формируется профессионально значимые качества личности;

-развивается творческая активность, инициатива обучающегося, что позволяет повысить эффективность практического обучения.

Естественно, что инновационные уроки больше нравятся студентам в силу их необычности по замыслу, методике организации и проведения, отсутствия жесткой структуры, наличия условий для самореализации и т.д. Поэтому такие уроки должны быть у каждого преподавателя. Педагогу необходимо определить место нетрадиционных уроков в своей работе.

На своих занятиях я стараюсь учить студентов самостоятельно работать, высказывать и роверять собственные предложения, догадки; формировать умения делать обобщения изучаемых факторов, творчески применять знания в новых ситуациях.

Стремлюсь к тому, чтобы уроки были новыми - и по форме, и по содержанию. Стараюсь умело организовать свой труд и труд студентов во время работы, воспитывать интерес к своей специальности и любовь к выбранной профессии в связи с тем что их профессия всегда востребована в рынке труда нашей родины и во всем мире в том числе.

К. Д Ушинский говорил: «Внимание есть именно та дверь, через которую проходит все, что только входит в душу человека из внешнего мира». А Аристотель еще в свое время сказал, что мышление начинается с удивления.Для того, чтобы активизировать внимание, мышление, память студентов, сегодня без инновационных технологий,интерактивного обучения обойтись практически не возможно.

Слова великого китайского философа Конфуция:

То, что яслышу, я забываю. То, что я вижу и слышу, я немного помню. То, что я слышу, вижу и обсуждаю, я начинаю понимать. Когда я слышу, вижу, обсуждаю и делаю, я приобретаю знания и навыки. Когда я передаю знания другим, я становлюсь мастером.

В учебниках для технических специальностей отсутствуют задания, требующие поиска новой информации, использования воображения, т.к. чаще всего они насыщены необходимым минимумом по теме, формулами, схемами и принципами работы оборудования. В целом, делается упор на воспроизведение и повторение содержания.

Поэтому главная задача образования в наше время –поддержать исследовательские способности студентов, т.к. в этот момент у них формируется мотивация к обучению и интерес к выбранной профессии. Они должны осознать что для того чтобы быть конкурентными на рынке труда им мало просто обладать информацией. Они должны уже сейчас быть готовыми продолжать обучение и совершенствовать свои профессиональные навыки на протяжении всей трудовой деятельности, а не только в стенах учебного заведения. Поэтому очень важно развивать творческий потенциал и поощрять креативность в процессе обучения.

Для развития творческих способностей в учебном заведении есть все условия:

-обучающиеся испытывают потребность в новизне, открыты для нового опыта, т.к. именно за этим они и пришли –получать профессию;

-ищут стимулы и находят для себя проблемы;

-обладают широким восприятием, богатым воображением;

-легко и гибко меняют идеи, способы мышления;

-испытывают интерес и увлечены своими действиями.

Говоря о креативности, не стоит забывать, что она не обладает природой и не свойственна личности от рождения. Креативность не является энергией сама по себе – это присущий человеку потенциал, связанный с личностью, зависящий от нее и проявляемый в мышлении и деятельности, приводящий к появлению нового, новаторского продукта.

Вопрос о том, как воспитывать творческое отношение и способности,

–трудный и сложный. Образование, направленное на развитие креативности,

–это не просто обретение как можно большего количества идей в возможно более короткое время; оно имеет дело с личностью в целом и всем личностным развитием.

Для развития творческих способностей условия могут быть следующими:

-создание свободных условий для работы, позволяющих обучающимся проявлять максимум инициативы, экспериментировать;

-принятие и поощрение оригинальных идей;

-использование материала, вызывающего интерес к учебе;

-одобрение и положительная оценка исследовательского поведения, поиск проблем, а также направленное на их разрешение мышление;

-обеспечение условий, при которых студент не отделяет себя от учебной деятельности, что достигается благодаря поощрению, ответственности за работу, развитию положительной самооценки;

-приобщение к социальному творчеству во время групповых занятий и благодаря общим проектам с добровольно выбранными партнерами;

-увлеченность задачей благодаря высокой мотивации к самостоятельно выбранной теме;

-создание атмосферы, свободной от беспокойства и боязни не успеть;

-обеспечение психологического комфорта, открытости и свободы. На основе этих условий можно сформулировать некоторые положения для успешного воспитания креативности.

Один из способов развития творческого мышления обучающихся на занятиях - включение в содержание учебного процесса заданий творческого характера. К задачам творческого характера относят проблемные задачи, проблемные вопросы, ситуации и задания дивергентного типа, главная особенность которых состоит в том, что они допускают множество правильных ответов. Именно с такими задачами чаще всего сталкивается человек в профессиональной деятельности, в научном поиске, в руководящей работе, –здесь разрабатываемые проблемы имеют не один, а множество способов решения и множество правильных ответов. Творческие задачи требуют от обучающихся большой самостоятельности мышления. По содержанию творческие задания подразделяют на познавательные и нестандартные задачи, экспериментально-исследовательские и конструкторские задачи; задачи, развивающие логические и комбинаторные способности; задания с изюминкой, требующие помимо знания предмета нестандартного логического подхода.

Выбор методов организации творческой деятельности осуществляется в зависимостиот целей, уровня сложности содержания, уровня развития креативных способностей обучающихся, конкретных условий, сложившихся при выполнении творческого задания: осведомленности обучающихся в поставленной проблеме, степени проявления интереса, личного опыта применения способов решения поставленной задачи. Творческие задания предполагают применение обучающимися активных методов для организации самостоятельной творческой деятельности. Получая новую информацию, студенты должны научиться рассматривать ее с различных точек зрения, делать выводы относительно ее точности и ценности. Если конкретнее обратиться к практике применения творческих заданий при изучении технических дисциплин стоит отметить проблемные ситуационные задачи. Такая задача чаще всего формулируется наиболее близко к производственной ситуации, но не ставятся ограничения в выборе правильного решения. Например, в процессе изучения МДК 01.02. «Организация ремонтных работ промышленного оборудования и контроль за ними» дается задание по обработке конкретной поверхности детали с определенными размерами, но не ставятся условия по применению инструмента и оборудования. Решая поставленную задачу, студент может предложить нестандартные инструменты, но должен отстоять и аргументировать свой выбор. Условия рациональности в расчет не берется. На занятиях по дисциплине «Технологическое оборудование» студентам дается творческое практическое задание. Им предоставляется набор изображений множества деталей, различных по выполняемым функциям и размерам. Обучающиеся должны самостоятельно принять решение, какой механизм должен получиться в итоге. Условие только одно –лишних деталей остаться не должно. Это задание является командным, благодаря чему ребята развивают не только креативность, но и умение работать в команде и смелость выдвигать свои идеи.

Пусть эти ситуационные задачи немного далеки от реальных условий работы на предприятии где выбор методов обработки, инструментов и деталей всегда ограничен реальной экономической ситуацией и рациональностью. Мы стараемся не ограничивать фантазию студентов, которые получая полный карт-бланш, предлагают достаточно интересные идеи. И даже то, что на современном этапе развития машиностроения эти идеи не возможно реализовать обучающихся не останавливает, а это не может не радовать, ведь именно такие люди с фантазией и иногда безумными идеями совершали технический прорыв.

Также положительно на формирование творческого потенциала хорошо влияет юмор. Чтобы студенты могли ненадолго отвлечься от серьезных задач и вопросов и взглянуть на ситуацию под другим углом. Часто мы включаем забавные вопросы и задания на логику в конкурсы и викторины, которые проводим в стенах учебного заведения, чтобы снять напряжение, возникающее в процессе соревнования. И какое задание может быть более творческим, чем курсовой проект? Ведь в процессе курсового проектирования по МДК 01.02 «Организация ремонтных работ промышленного оборудования и контроль за ними"студент должен самостоятельно разработать проект ремонта узла оборудования. Конечно, задание выдаваемое ему немного ограничивает его фантазию, но лишь незначительно. Ведь он сам конструктивно разрабатывает технологию ремонта, выполняет чертежи оборудования, сборочных узлов, выполняет деталировку, использует навыки поиска и обработки информации. А конструкции основных узлов станков настолько разнообразны, что студент вынужден подключать для решения поставленной задачи не только логику, но и фантазию.

Используя творческие задания в учебном процессе, мы делаем занятия не только более интересным, но и полезным. Так как работаем на формирование профессиональных компетенций студента и влияем на его мировоззрение. Качества и способности, которые мы получаем, развивая мышление:

-гибкое, беглое и оригинальное мышление;

-умение расширять интеллектуальное поле поиска, не отказываясь от необычных вариантов;

-повышение ценности интеллекта;

-самообразование и саморазвитие;

-личная и личностная свобода, способность и готовность меняться в зависимости от обстоятельств готовность к переменам.

Творческие, креативные люди первыми реагируют на перемены и не подвержены стереотипам, предубеждениям и предрассудкам. Такой человек практически всегда успешен, он легконаходит применение своим способностям. В общем, нестандартное мышление в современном мире, это прямой путь к успеху в профессии и лучшее лекарство от кризисных явлений в общественной жизни

В завершении хочу сказать, что не считаю свою систему обучения идеальной. Все время что–то изменяю, изучаю новые методы, ищу новые подходы, иногда возвращаюсь к прошлому, т. к. в истории преподавания немало интересного.


Список литературы

1. Казакова Е. Н. Творческие задачи как средство формирования профессиональных

компетенций студента // Научно-методический электронный журнал «Концепт». –2016. –Т.21.

2. Развитие креативных способностей в учебном процессе. Челябинск: изд-во Челяб. гос. ун-та, 2002.

3. Система творческих заданий как средство формирования креативности на начальном этапе становления личности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. Сидорчук Татьяна Александровна, Москва 1998.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Развитие навыков профессиональной деятельности специалиста механика

Автор: Павлова Людмила Александровна

Дата: 02.09.2019

Номер свидетельства: 518953

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Методическая разработка урока по физике:"Решение задач на применение закона сохранения энергии" "
    ["seo_title"] => string(111) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-fizikie-rieshieniie-zadach-na-primienieniie-zakona-sokhranieniia-enierghii"
    ["file_id"] => string(6) "233662"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443184153"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(234) ""Особенности преподавания английского языка для студентов образовательных учреждений  СПО социально- экономического профиля" "
    ["seo_title"] => string(139) "osobiennosti-priepodavaniia-anghliiskogho-iazyka-dlia-studientov-obrazovatiel-nykh-uchriezhdienii-spo-sotsial-no-ekonomichieskogho-profilia"
    ["file_id"] => string(6) "102043"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402476397"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Воспитательное мероприятие "Все профессии нужны, все профессии важны""
    ["seo_title"] => string(69) "vospitatielnoiemieropriiatiievsieprofiessiinuzhnyvsieprofiessiivazhny"
    ["file_id"] => string(6) "284618"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1454000610"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства