Рабочая программа профессионального модуля является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Производство и первичная обработка продукции животноводства и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Выбирать и реализовывать технологии производства продукции животноводства.
ПК 2.2. Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции животноводства.
ПК 2.3. Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья и продукции животноводства.
Место профессионального модуля в структуре образовательной программы:
профессиональный модуль входит в профессиональный учебный цикл обязательной части программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3 Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
приготовления кормов;
уметь:
производить и заготавливать корма;
проводить зоотехнический анализ кормов и оценивать их качество и питательность;
осуществлять на предприятии контроль за соблюдением установленных требований и действующих норм, правил и стандартов;
-устанавливать оптимальные режимы переработки сельскохозяйственной продукции
знать:
состав и питательность кормов, их рациональное использование;
технологии кормопроизводства;
методы оценки качества и питательности кормов;
стандарты на корма;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Специальность: 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции
Рабочая программа МДК 02.02 «Кормопроизводство»разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессиям среднего профессионального образования по профессии
35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции ».
Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»в соответствии с требованиями ФГОС СПО
Рассмотрено на заседании
цикловой комиссии агрономических
и технических дисциплин
Протокол № _____от_____августа 2018 г.
Председатель
____________________ Макеева Н.Е.
Утверждаю
Заместитель директора
по учебной работе
______________Чикильдина Н.А.
Организация-разработчик: ГБПОУ СПО «ГСХТ имени атамана М.И. Платова»
Разработчик: преподаватель высшей категории Булеков Д.В..
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ 4
ДИСЦИПЛИНЫ
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ 19
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 20
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО МОДУЛЯ ПМ 02.02
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПМ.02 МДК 02.02 КОРМОПРОИЗВОДСТВО
1.1.Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля является частью образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Производство и первичная обработка продукции животноводства и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Выбирать и реализовывать технологии производства продукции животноводства.
ПК 2.2. Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции животноводства.
ПК 2.3. Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья и продукции животноводства.
Место профессионального модуля в структуре образовательной программы:
профессиональный модуль входит в профессиональный учебный цикл обязательной части программы подготовки специалистов среднего звена.
1.3 Цели и задачи модуля - требования к результатам освоения модуля.
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
приготовления кормов;
уметь:
производить и заготавливать корма;
проводить зоотехнический анализ кормов и оценивать их качество и питательность;
осуществлять на предприятии контроль за соблюдением установленных требований и действующих норм, правил и стандартов;
-устанавливать оптимальные режимы переработки сельскохозяйственной продукции
знать:
состав и питательность кормов, их рациональное использование;
технологии кормопроизводства;
методы оценки качества и питательности кормов;
стандарты на корма;
Рекомендуемое количество часов на освоение программы междисциплинарного курса МДК 02.02 Кормопроизводство:
всего 373 часа, в том числе:
максимальной учебной нагрузки обучающегося -373 часа, включая: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 248 часов (из них теоретическое обучение - 97 часов, лабораторные и практические занятия - 151 час);
самостоятельной работы обучающегося - 125 часов;
учебной и производственной практики – 0 часов).
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Производство и первичная обработка продукции животноводства и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 2.1. Выбирать и реализовывать технологии производства продукции животноводства.
ПК 2.2. Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции животноводства.
ПК 2.3. Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья и продукции животноводства.
Технолог после изучения программы МДК 02.02 должен обладать общими компетенциями, включающими в себя:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО КУРСА
МДК 02.02
3.1. Объем междисциплинарного курса и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
373
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
248
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
152
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
125
в том числе:
-подготовить рефераты по 2 темам курса на выбор обучающихся;
-разработка презентаций по темам;
-изготовление гербария культурных и дикорастущих растений;
-доклады, сообщения.
62
18
18
27
Итоговая аттестация в формедифференцированного зачёта по междисциплинарному курсу и комплексного экзамена по модулю
3.2. Тематический план и содержание МДК 02.02 Кормопроизводство.
Наименование разделов
и тем
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работаобучающихся.
Объем часов
Уровень освоения
Часть 1. Луговое кормопроизводство
76
Раздел 1.Биологические и экологические основы луговодства.
18
Классификация луговых растений
Тема 1.1.1 Жизненные формы растений сенокосов и пастбищ.
Тема 1.1.2 Типы растений по характеру побегообразования и корневых систем.
Тема 1.1.3 Типы растений по характеру расположения листьев.
Тема 1.1.4 Типы растений по длительности жизни.
Содержание учебного материала
Луговое кормопроизводство. Классификация луговых растений по жизненным формам.
Типы растений по характеру побегообразования и типам корневых систем.
Типы травянистых растений по характеру расположения листьев.
Типы растений по длительности жизни.
4
1
Лабораторные работы .
1 Изучение луговых растений по жизненным формам, характеру побегообразования и типам корневых систем, расположению листьев и по длительности жизни.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся:-изготовление гербария однолетних культурных и дикорастущих растений
3
3
Рост и развитие многолетних трав
2
1
Тема 1.2.1 Фазы роста и развития и скороспелость.
Тема 1.2.2 Вегетативное и семенное возобновление растений. Тема 1.2.3 Отавность растений. Запасные пластические вещества.
-изготовление гербария многолетних культурных и дикорастущих растений
3
3
Экология растений
4
1
Тема 1.3.1 Растения и среда
Тема 1.3.2 Свет
Тема 1.3.3 Воздух
Тема 1.3.4 Тепло
Тема 1.3.5 Вода
Тема 1.3.6 Почвы
Тема 1.3.7 Биотические и антропогенные факторы
Содержание учебного материала
Растения и среда. Требования растений к факторам среды. Свет. Отношение растений к интенсивности освещения и длине светового дня.
Воздух. Требования растений к аэрации. Тепло. Отношение растений к теплу. Способность растений переносить низкие температуры в зимний период.
Вода. Отношения растений к влаге. Устойчивость растений лугов и пастбищ к затоплению.
Почвы. Отношение растений к почвам.
Биотические и антропогенные факторы. Взаимоотношения между растительными и животными организмами. Влияние микроорганизмов на рост и развитие растений сенокосов и пасбищ.
Лабораторные работы.
Изучение влияния факторов экологии на растения.
2
2
Самостоятельная работа обучающихся:
-собрать коллекцию семян культурных кормовых растений.
3
3
Раздел 2. Кормовые растения сенокосов и пастбищ.
18
4.
1. Кормовая характеристика растений сенокосов и пастбищ.
Тема 2.1.1 Кормовые растения семейств Злаковые и Осоковые.
Содержание учебного материала
Оценка кормовых растений. Химический состав, общая питательность кормов. Переваримость и усвояемость питательных веществ. Поедаемость кормов.Кормовая характеристика растений сенокосов и пастбищ. Семейство Злаковые. Ксерофильные злаки. Мезофильные и солончаковые злаки. Однолетние злаки. Кормовая характеристика растений семейства Осоковые.
2
1
Лабораторные работы.
1 . Изучение кормовых свойств растений сенокосов и пастбищ семейства Злаковые.
2
2
Самостоятельная работаобучающихся::
-собрать коллекцию семян дикорастущих кормовых растений.
3
3
5.
1…Кормовая характеристика растений сенокосов и пастбищ.
Тема 2.1.2 Кормовые растения семейства Бобовые и группы разнотравье
Содержание учебного материала
1 . Изучение кормовых свойств растений сенокосов и пастбищ семейства Бобовые и группы разнотравье и лишайники.
2
1
Лабораторные работы
1 . Изучение кормовых свойств растений сенокосов и пастбищ семейства Бобовые.
Изучение кормовых свойств растений сенокосов и пастбищ группы разнотравье
2
2
2
2
Самостоятельная работаобучающихся:
-изготовление гербария культурных и дикорастущих растений семейства бобовые.
3
3
6.
1. Кормовая характеристика растений сенокосов и пастбищ.
Тема 2.1.3
Вредные и ядовитые растения сенокосов и пастбищ
Содержание учебного материала:
Вредные растения сенокосов и пастбищ. Растения, затрудняющие заготовку кормов. Растения, причиняющие вред организму. Растения, отрицательно влияющие на качество животноводческой продукции.
Ядовитые растения сенокосов и пастбищ. Классификация. Ядовитых растений по воздействию на организм.
2
1
Лабораторные работы
1 .Изучение вредных растений сенокосов и пастбищ.
2. Изучение ядовитых растений сенокосов и пастбищ.
2
2
2
2
Самостоятельная работа:-подготовить презентацию на тему«ядовитые растения сенокосов и пастбищ»
3
3
Раздел 3. Кормовые угодья
6
7.
1. Классификация и инвентаризация кормовых угодий.
Тема 3.1.1Классификация и инвентаризация естественных кормовых угодий
Содержание учебного материала:
Классификация природных кормовых угодий. Направления классификации. Основные таксономические единицы классификации.
Инвентаризация природных кормовых угодий. Геоботаническое обследование. Определение урожайности. Культуртехническое обследование естественных кормовых угодий.
Самостоятельная работа: ответы на вопросы по теме–«Естественные кормовые угодья» разработка презентаций по темам
3
3
Раздел 4. Поверхностное и коренное улучшение сенокосов и пастбищ
18
8.
Поверхностное улучшение сенокосов и пастбищ
Тема 4.1.1
Поверхностное улучшение сенокосов и пастбищ
Содержание учебного материала:
Культуртехнические работы на сенокосах и пастбищах. Расчистка от древесной и кустарниковой растительности. Уничтожение кочек и мохового очёса. Очистка от мусора, хвороста и камней. Планировка поверхности. Создание защитных полос из кустарников и деревьев. Омоложение старовозрастных травостоев. Борьба с сорняками на сенокосах и пастбищах. Улучшение и регулирование водного режима. Осушение лугов. Щелевание, кротование. Снегозадержание. Лиманное орошение.
2
1
Лабораторные работы:
Разработка мероприятий по поверхностному улучшению и лиманному орошению сенокосов.
Разработка мероприятий по поверхностному улучшению пастбищ.
2
2
2
2
Самостоятельная работа:подготовить сообщение по теме «Сенокосы» по выбору, ответить на вопросы данной темы..
3
3
9.
2. Коренное улучшение сенокосов и пастбищ
Тема 4.2.1
Коренное улучшение сенокосов и пастбищ
Обработка почвы при коренном улучшении и перезалужении сенокосов и пастбищ
Залужение с предварительным посевом однолетних однолетних кормовых культур. Ускоренное залужение. Обработка почвы при коренном улучшении и перезалужении сенокосов и пастбищ. Отвальная, безотвальная, комбинированная и поверхностная обработки почвы. Известкование кислых и гипсование щелочныхных почв. Освоение солонцов. Ресурсосберегающие технологии коренного и поверхностного улучшения.
2
1
Лабораторные работы:
Разработка мероприятий по коренному улучшению пойменных лугов.
Разработка мероприятий по коренному улучшению солонцов.
2
2
2
2
Самостоятельная работа- разработка презентаций по теме «Корневое улучшение сенокосов»
3
3
10.
Агротехнические приёмы улучшения сенокосов и пастбищ
Тема 4.3.1
Агротехнические приёмы улучшения сенокосов и пастбищ
Содержание учебного материала:
Улучшение пищевого режима почв на сенокосах и пастбищах. Применение минеральных удобрений. Азотные удобрения. Виды и формы и их влияние на урожайность и питательную ценность. Фосфорно-калийные удобрения. Микроудобрения. Органические удобрения
2
1
Лабораторные работы:
Разработка системы удобрений при поверхностном улучшении природных кормовых угодий.
Разработка системы удобрений при коренном улучшении природных кормовых угодий.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
- подготовить реферат на тему «Поддержание плодородия сенокосов»
3
3
Раздел 5. Создание сеяных сенокосов и пастбищ
6
11.
1. Составление травосмесей для естественных кормовых угодий
Тема 5.1.1
Составление травосмесей
Содержание учебного материала:
Типы травосмесей по характеру и режиму использования. Подбор трав по скороспелости и длительностью использования. Пастбищные и сенокосные травосмеси. Способы и сроки посева трав. Нормы высева. Уход за посевами трав.
2
1
Лабораторные работы:
1 .Разработка технологической схемы залужения солонцовых почв после прмежуточной культуры.
2. Разработка технологической схемы коренного улучшения малопродуктивных природных кормовых угодий на каштановых солонцовых комплексах засушливой зоны.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
- подготовить реферат на тему «Влияние сроков посева трав на урожайность сенокосов»
3
3
Раздел 6. Рациональное использование сенокосов и пастбищ
12
12.
1. Пастбища.
Тема 6.1.1
Пастбища.
Содержание учебного материала:
Значение и удельный вес пастбищного корма в кормлении скота. Способы содержания скота в летний период. Системы и способы выпаса. Влияние выпаса на растительность и почву. Режим использования пастбищ. Расчёт нагрузки на пастбище. Допустимое число стравливаний. Высота стравливания. Конец осеннего стравливания. Оборудование пастбищ. Пастбищеоборот.
2
1
Лабораторные работы:
Составление пастбищеоборота для стада КРС. (Расчёт площади пастбища и количества загонов)
Расчёт количества материалов для обустройства культурных пастбищ.
2
2
2
2
Самостоятельная работа- разработка презентации по теме «Пастбища».
3
3
13.
2. Сенокосы.
Тема 6.2.1
Сенокосы.
Содержание учебного материала:
Фитоценозы сенокосов. Основные типы изменчивости. Луговая стадия дернового процесса. Изменение растительности под влиянием сенокошения. Технология использования сенокосов и особенности ухода за травостоями. Сроки скашивания. Высота скашивания. Сенокосооборот.
2
1
Лабораторные работы:
Разработка сенокосооборота для условий засушливой степи.
Разработка сенокосно-пастбищного оборота.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
- подготовить реферат по теме «Заливные луга»;
3
3
Часть 2. Полевое кормопроизводство
172
Раздел 7. Особенности биологии развития и формирования урожая полевых кормовых культур
24
14.
Биология развития и требования кормовых культур к факторам жизни
Тема 7.1.1
Биология развития кормовых культур.
Содержание учебного материала:
Полевое кормопроизводство.Биология развития и требования кормовых культур к факторам жизни. Этапы органогенеза (по Куперман, 1977). Фазы развития растений и этапы органогенеза. Связь фаз развития с этапами органогенеза.
2
1
Лабораторные работы:
Изучение фенологических фаз развития растений.
Изучение этапов органогенеза (по Куперман).
2
2
2
2
Самостоятельная работа
- разработка презентаций по темам «Биология развития кормовых культур»
3
3
15.
2. Фотосинтетическая деятельность посевов
Тема 7.2.1
Фотосинтетическя деятельность посевов.
Содержание учебного материала:
Фотосинтетическая деятельность растений в посевах как основа формирования высоких урожаев. Коэффициент полезного действия (КПД) фотосинтетически активной радиации. Фотосинтетический потенциал посевов. Единица измерения фотосинтетического потенциала. Индекс листовой поверхности. Чистая продуктивность фотосинтеза.
2
1
Лабораторные работы:
1. Определение фотосинтетического потенциала посевов.
2. Определение индекса листовой поверхности.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
- подготовить реферат по теме «Фотосинтетическя деятельность посевов.»;
3
3
16.
3. Научные основы программирования урожайности кормовых культур
Тема 7.3.1
Научные основы программирования урожаев.
Содержание учебного материала:
Агроклиматические ресурсы основных природных зон и их использование в полевом кормопроизводстве. Научные основы программирования урожая при выращивании кормовых культур. Использование основных законов земледелия при программировании урожаев кормовых культур. Управление формированием запрограммированных урожаев в интенсивном кормопроизводстве.
1
1
Лабораторные работы:
1. Изучение агроклиматических ресурсов основных природных зон России.
2. Расчёт потенциального урожая (ПУ по приходу ФАР).
3. Расчёт действительно возможного урожая (ДВУ по влагообеспеченности).
1
2
2
2
2
2
Самостоятельная работа
- подготовить реферат по теме «Научные основы программирования урожаев».;
3
3
17.
4. Расчёт доз удобрений
Тема 7.4.1
Методы расчёта доз удобрений.
Содержание учебного материала:
Балансовый метод расчёта доз удобрений. Сокращённая формула ВИУА для расчёта доз удобрений.
2
1
Лабораторные работы:
Расчёт норм внесения удобрений.
Разработка системы удобрений.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
- разработка презентации по теме «Система удобрений сенокосов»
3
3
Раздел 8. Зернофуражные культуры
36
18.
Зерновые фуражные культуры
Тема 8.1.1
Ячмень. Овёс.
Содержание учебного материала:
Зерновые фуражные культуры. Озимый ячмень.Тритикале. Овёс. Значение и распространение. Ботанические и биологические особенности. Сорта. Возделывание ячменя и овса по интенсивной технологии. Предшественники. Система обработки почвы. Удобрение. Посев. Уход. Уборка.
2
1
Лабораторные работы:
Изучение морфологии и биологии озимого озимогоячменя и овса.
Разработка агротехпланавозделывания озимого ячменя.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
- подготовить реферат по теме «Ячмень ценная кормовая культура»;
3
3
19.
2. Кукуруза
Тема 8.2.1
Кукуруза.
Содержание учебного материала:
Значение и распространение. Ботанические и биологические особенности. Сорта. Возделывание кукурузы по интенсивной технологии. Предшественники. Система обработки почвы. Удобрение. Посев, уход. Полив. Уборка.
2
1
Лабораторные работы:
Изучении морфологии и биологии кукурузы.
Разработка агротехпланавозделывания кукурузы на зерно.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
- разработка презентации по теме «Кукуруза»
3
3
20.
Сорго
Тема 8.3.1
Сорго
Содержание учебного материала:
Значение и распространение. Ботанические и биологические особенности. Сорта. Возделывание сорго по интенсивной технологии. Предшественники. Система обработки почвы. Удобрение. Посев. Уход. Полив. Уборка.
2
1
Лабораторные работы:
Изучение морфологии и биологии сорго.
Разработка агротехплана возделывания сорго на зерно.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
подготовить сообщение по «Сорго культура будущего».
3
3
21.
4. Зерновые бобовые культуры. Горох. Чечевица. Чина. Нут.
Тема 8.4.1
Зерновые бобовые культуры
Содержание учебного материала:
Значение и распространение. Ботанические и биологические особенности. Сорта. Агротехника возделывания зерновых бобовых культур. Предшественники. Система обработки почвы. Удобрение. Посев, уход. Полив. Уборка.
2
1
Лабораторные работы:
Изучение морфологии и биологии зерновых бобовых культур.
Разработка агротехплана возделывания гороха.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
- подготовить реферат по теме «Роль бобовых в кормопороизводстве»;
3
3
22.
5. Зерновые бобовые культуры. Соя.
Тема 8.5.1
Соя
Содержание учебного материала:
Значение и распространение. Ботанические и биологические особенности. Сорта. Возделывание сои по интенсивной технологии. Предшественники. Система обработки почвы. Удобрение. Посев, уход. Полив. Уборка.
2
1
Лабораторные работы:
Изучение морфологии и биологии сои.
2. Разработка агротехплана возделывания сои.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
- подготовить реферат по теме « Соя ценная белковая культура».;
3
3
23
6. Кормовые люпины. Кормовые бобы.
Тема 8.6.1
Кормовые бобы и люпины
Содержание учебного материала:
Значение и распространение кормовых люпинов. Ботанические и биологические особенности. Сорта. Агротехника возделывания кормовых люпинов. Предшественники. Система обработки почвы. Удобрение. Посев, уход. Полив. Уборка.
2
1
Лабораторные работы:
Изучение морфологии и биологии люпинов и кормовых бобов.
2. Разработка агротехплана возделывания люпина.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
подготовить сообщение по теме «Кормовые бобы».
3
3
Раздел 9. Растения для производства сочных кормов из зелёной массы
18
24.
1. Силосные культуры. Кукуруза, подсолнечник, сорго.
Тема 9.1.1
Силосные культуры
Содержание учебного материала:
Кормовая ценность зелёной массы кукурузы. Гибриды и сорта. Особенности агротехники кукурузы на силос. Подсолнечник. Ботанические и биологические особенности. Место в севообороте. Обработка почвы. Посев. Уход. Уборка. Сорго. Ботанические и биологические особенности. Место в севообороте. Обработка почвы. Посев. Уход. Уборка
2
1
Лабораторные работы:
Изучение морфологии и биологии подсолнечника.
2. Разработка агротехплана возделывания подсолнечника на силос .
2
2
2
2
Самостоятельная работа
- подготовить реферат по теме «Силосные культуры»;
3
3
25.
Новые силосные культуры
Тема 9.2.1
Новые силосные культуры
Содержание учебного материала:
Борщевик Сосновского. Ботанические и биологические особенности. Особенности агротехники. Горец Вейриха. Ботанические и биологические особенности. Особенности агротехники. Сильфия пронзённолистная. Ботанические и биологические особенности. Особенности агротехники. Козлятник восточный. Ботанические и биологические особенности. Особенности агротехники.
2
1
Лабораторные работы:
1. Изучение морфологии и биологии новых силосных культур.
2. Разработка агротехплана возделывания горца Вейриха.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
- подготовить реферат по теме «Новые силосные культуры»;
Кормовая капуста. Ботанические и биологические особенности. Особенности агротехники. Рапс яровой (Кольза). Рапс озимый. Особенности агротехники озимого рапса. Особенности агротехники ярового рапса. Горчица белая. Ботанические и биологические особенности. Особенности агротехники. Редька масличная. Биологические особенности. Особенности агротехники.
2
1
Лабораторные работы:
Изучение морфологии и биологии крестоцветных культур.
2. Разработка агротехплана возделывания озимого рапса.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
- подготовить реферат по теме «Рапс самая ранняя кормовая культура»;
3
3
Раздел 10. Корнеплоды. Клубнеплоды. Бахчевые культуры
Кормовая свёкла. Ботанические и биологические особенности. Особенности агротехники. Кормовая морковь. Ботанические и биологические особенности. Особенности агротехники. Брюква. Ботанические и биологические особенности. Особенности агротехники.
Турнепс. Ботанические и биологические особенности. Особенности агротехники.
2
1
Лабораторные работы:
Изучение морфологии и биологии корнеплодов.
2. Разработка агротехплана возделывания кормовой свёклы.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
- подготовить реферат на тему «История возделывания кормовой свёклы»;
Картофель. Ботанические и биологические особенности. Особенности агротехники. Земляная груша (Топинамбур). Ботанические и биологические особенности. Особенности агротехники.
2
1
Лабораторные работы:
Изучение морфологии и биологии клубнеплодов.
2. Разработка агротехплана возделывания картофеля.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
- подготовить реферат по теме «Клубнеплоды»;
3
3
29
Бахчевые культуры. Тыква. Кормовой арбуз. Кабачки
Тема 10.3.1
Бахчевые
культуры
Содержание учебного материала:
Кормовая тыква. Ботанические и биологические особенности. Особенности агротехники. Кормовой арбуз. Ботанические и биологические особенности. Особенности агротехники. Кормовой кабачок. Ботанические и биологические особенности. Особенности агротехники
2
1
Лабораторные работы:
1. Изучение морфологии и биологии бахчевых культур.
2. Разработка агротехплана возделывания бахчевых культур.
2
2
2
2
Самостоятельная работа.
- подготовить реферат по теме «Витаминная тыква».;
3
3
Раздел 11. Кормовые травы в полевых кормовых севооборотах
12
30.
Многолетние бобовые кормовые травы
Тема 11.1.1
Многолетние бобовые травы
Содержание учебного материала:
Клевер луговой. Люцерна синегибридная. Донник. Эспарцет. Ботанические и биологические особенности. Особенности агротехники
2
1
Лабораторные работы:
Изучение морфологии и биологии бобовых трав.
2. Разработка агротехплана возделывания бобовых трав.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
- подготовить реферат по теме «Люцерна»;
3
3
31.
Многолетние злаковые кормовые травы
Тема 11.2.1
Многолетние злаковые травы
Содержание учебного материала:
Тимофеевка луговая. Овсяница луговая. Ежа сборная. Кострец безостый. Житняк. Ботанические и биологические особенности. Особенности агротехники.
2
1
Лабораторные работы:
Изучение морфологии и биологии злаковых трав.
2. Разработка агротехплана возделывания злаковых трав.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
- подготовить реферат по теме «Доля многолетних трав в производстве сена»
3
3
Раздел 12. Пути интенсификации кормопроизводства
18
32.
Повышение эффективности использования агроклиматических ресурсов при выращивании кормовых культур
Тема 12.1.1
Повышение эффективности кормопроизводства
Содержание учебного материала:
Потребность сельскохозяйственныхкультур в тепле,влаге и свете для формирования урожая зерна и зелёной массы.Степень соответствия агроклиматических ресурсов потребностям растений.
4
2
Лабораторные работы:
1. Изучение потребностей сельскохозяйственных культур в агроклиматических ресурсах.
2
2
Самостоятельная работа
подготовить сообщение по теме «Агроклиматические ресурсы».
3
3
33.
2. Промежуточные посевы. Уплотнённые посевы.
Тема 12.2.1
Промежуточные и уплотнённые посевы
Содержание учебного материала:
Озимые промежуточные посевы. Поукосные, пожнивные посевы. Подсевные культуры. Особенности технологии возделывания озимых промежуточных культур и особенности технологии возделывания после них кормовых культур. Особенности технологии возделывания поукосных и пожнивных кормовых культур. Особенности технологии возделывания подсевных культур. Технологические программы получения двух-трёх урожаев в год. Совершенствование структуры посевных площадейи уплотнение севооборотов.
4
1
Лабораторные работы:
Разработка агротехплана возделывания промежуточных культур и уплотнённых посевов.
2
2
Самостоятельная работа
подготовить сообщение по теме «Промежуточные и уплотнённые посевы».
3
3
34.
3. Зелёный конвейер
Тема 12.3.1
Зелёный конвейер
Содержание учебного материала:
Типы зелёных конвейеров. Группы кормовых культур по времени использования. Организация зелёного конвейера в различных агроклиматических зонах.
2
Лабораторные работы:
1. Разработка схемы зелёного конвейера для условий степной зоны Ставропольского края.
4
2
Самостоятельная работа
- подготовить реферат по теме «Зелёный конвеер»;
3
3
Раздел 13. Технология заготовки и учёта кормов.
36
35.
1. Технологии заготовки сена.
Тема 13.1.1
Сено
Содержание учебного материала:
Значение сена в кормлении животных. Требования к качеству сена. Виды потерь при заготовке и хранении сена. Теоретические основы сушки трав. Способы заготовки сена. Заготовка сена с применением активного вентилирования. Прогрессивные способы заготовки кормов.
2
1
Лабораторные работы:
1. Разработка агротехплана возделывания кормовых трав для заготовки рассыпного сена.
2. Разработка агротехплана возделывания кормовых трав для заготовки прессованного сена.
2
2
2
Самостоятельная работа
подготовить сообщение по теме «Способы заготовки сена».
3
3
36.
2. Технологии заготовки сенажа
Тема 13.2.1
Сенаж
Содержание учебного материала:
Значение сенажа в кормлении животных. Требования к качеству сенажа. Виды потерь при заготовке и хранении сенажа. Зерносенаж. Способы заготовки сенажа. Заготовка сенажа в рулонах.
2
1
Лабораторные работы:
1. Разработка агротехплана возделывания кормовых трав и заготовка сенажа в рулонах.
2. Разработка агротехплана возделывания кормовых трав для заготовки сенажа в траншеях с химическим консервированием.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
подготовить сообщение по теме «Новые технологии заготовки сенажа».
3
3
37.
3. Технологии заготовки силоса
Тема 13.3.1
Силос
Содержание учебного материала:
Значение силоса в кормлении животных. Сущность силосования. Классификация кормовых растений по степени силосуемости. Технология заготовки силоса в траншеях и рулонах.
4
1
Лабораторные работы:
1. Расчёт посевных площадей и ёмкостей для силосования.
2
2
2
Самостоятельная работа
- подготовить реферат по теме «Способы заготовки силоса»;
3
3
38.
4. Технологии заготовки витаминных и концентрированных кормов в условиях хозяйства. Химическое консервирование кормов.
Тема 13.4.1
Производство кормов в хозяйстве.
Содержание учебного материала:
Травяная мука. Технология приготовления травяной муки, гранул и брикетов. Хранение искусственно высушенных кормов.
Применение химических консервантов при заготовке сена, сенажа, силоса.
4
1
Лабораторные работы:
1. Расчёт посевных площадей для заготовки кормов и площадей складских помещений для её хранения.
2
2
Самостоятельная работа
- подготовить реферат по теме «Производство кормов в вашем хозяйстве»;
3
3
39.
5. Организация полевого комплекса машин для заготовки кормов
Тема 13.5.1
Комплекс машин
Содержание учебного материала:
Организация уборочно-транспортных комплексов для заготовки сена, сенажа, силоса и витаминно- травяной муки.
4
1
Лабораторные работы:
1. Расчёт состава уборочно-транспортного комплекса для заготовки кормов.
2
2
Самостоятельная работа
подготовить сообщение по теме «Принципы составления уборочно транспортного комплекса».
3
3
40.
6. Учёт кормов
Тема 13.6.1
Учёт кормов
Содержание учебного материала:
Учёт зернофуража. Учёт грубых кормов. Формулы для расчёта объёмов стогов и скирд.Учёт сочных кормов. Учёт сенажа и силоса.
2
1
Лабораторные работы:
1. Расчёт объёмов хранящегося сена.
2. Расчёт объёмов хранящегося сенажа и силоса.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
- подготовить реферат по теме «Рациональное использование кормов»;
3
3
Раздел 14. Семеноводство трав.
10
41.
1. Семеноводство многолетних трав
Тема 14.1.1
Семеноводство многолетних трав
Содержание учебного материала:
Значение сорта в повышении продуктивности кормовых угодий. Размещение семенных посевов трав в севооборотах. Приёмы, влияющие на урожай и качество семенной культуры, сроки посева. Агротехника семенных посевов. Очистка, сушка и хранение семян.
2
1
Лабораторные работы:
1. Изучение агротехники семенных посевов многолетних трав.
2. Составление плана сортосмены и площади складских помещений для хранения семян.
2
2
2
2
Самостоятельная работа
подготовить сообщение по теме « Принципы семеноводство многолетних трав».
3
3
42.
2. Семеноводство однолетних трав
Тема 14.2.1
Семеноводство
Содержание учебного материала:
Организация семеноводства трав в хозяйстве. Линия машин для подработки вороха. Требования к складским помещениям для хранения.
2
1
однолетних трав
Лабораторные работы:
1. Организация послеуборочной подработки семян однолетних трав и закладка их на хранение.
2
2
Самостоятельная работа
- подготовить реферат по теме «Новые технологии в семеноводстве трав»;
2
2
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ МДК «Кормопроизводство»
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы междисциплинарного курса предполагает наличие лаборатории «Кормопроизводство»
Оборудование лаборатории «Кормопроизводство»
комплект бланков технологической документации;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия по ботанике, луговодству, растениеводству:
- схемы, таблицы, макеты зерновых и зернобобовых культур, гербарий сорных растений, наборы минеральных удобрений, буклеты вредителей и болезней сельскохозяйственных растений,
-справочники, плакаты, прибор для измерения влажности семян, комплекты семян (зерновые, зернобобовые, кормовые сеяные травы), учебная литература.
Лабораторные стенды: с видами сельскохозяйственных растений зерновых культур, зернобобовых культур, кормовых сеяных трав и макетами почв, мультимедийный проектор с ноутбуком и аудио-видеовизуальными материалами по темам МДК.
4.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Дополнительные источники:
А.Ф.Иванов, В.Н. Чурзин, В.И. Филин Кормопроизводство – М.: Колос, 1996. – 400 с.: ил. – (учебники и иучебные пособия)
Г.Г. Гатаулина, М.Г. Объедков, В.Е. Долгодворов «Технология производства продукции растениеводства» - М.: КолосС, 2007г.
С.С. Михалёв, М.Н. Хохлов, Н.Н. Лазарев. «Кормопроизводство с основами земледелия» - М.: КолосС, 2007.
С.М. Поспелов, М.В. Арсеньева, Г.С. Груздев. Защита растений - Л.: Колос 2003г.
Н.А. Корляков. Агрономия с основами ботаники -М.: Колос 2003г.
С.И. Дмитриева, В.Г. Игловиков, Н.С. Конюшков, В.М. Раменская. «Растения сенокосов и пастбищ» - М.: Колос 2002г.
В.А. Гулидова Ресурсосберегающая технология озимой пшеницы. – Липецк: ООО «Центр полиграфии», 2006. – 400с.
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Освоение программы МДК базируется на изучении общепрофессиональных дисциплин, охраны труда.
МДК осваивается на третьем году обучения после изучения общеобразовательных дисциплин.
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 2.1. Выбирать и реализовывать технологии производства продукции животноводства.
В результате изучения профессионального модуля обучающийся должен:
иметь практический опыт:
производства продукции животноводства;
первичной переработки продукции животноводства;
приготовления кормов;;
Текущий контроль в форме: защиты лабораторно-практических занятий; тестирование; контрольных работ по темам МДК
Решение ситуационных задач, составление схем улучшения сенокосов и пастбищ, сенокосооборотов и пастбищеоборотов.
ПК 2.2. Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции животноводства.
особенности агротехники возделывания различных кормовых сельскохозяйственных культур;
методику составления технологической карты для возделывания сельскохозяйственных культур;
закономерности роста, развития растений и формирования высококачественного урожая;
методы программирования урожаев;
первичной обработки и транспортировки урожая;
Текущий контроль в форме: защита лабораторно-практических занятий, контрольных работ по темам, работа по карточкам, зачёты по учебной практике и по разделу профессионального модуля.
ПК 2.3. Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья и продукции животноводства.
определять биологический урожай и анализировать его структуру;
выбирать способ уборки урожая;
проводить обследование сельскохозяйственных угодий по выявлению
ираспространению вредителей, болезней и сорняков;
- составлять годовой план защитных мероприятий;
Текущий контроль в форме: защиты лабораторно-практических занятий, контрольных работ по темам, тестирование, зачёты по разделам междисциплинарного курса.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
демонстрация интереса к будущей профессии
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
выбор и применение методов и способов решения профессиональных задач в области разработки и администрирования баз данных;
оценка эффективности и качества выполнения
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
решение стандартных и нестандартных профессиональных задач в области разработки и администрирования баз данных
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
эффективный поиск необходимой информации;
использование различных источников, включая электронные
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в
профессиональной деятельности.
разрабатывать, программировать и администрировать базы данных
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
самоанализ и коррекция результатов собственной работы
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
организация самостоятельных занятий при изучении профессионального модуля
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
анализ инноваций в области разработки и администрирования баз данных
Интерпретация результатов наблюдений за деятельностью обучающегося в процессе освоения образовательной программы
Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебной лаборатории кормопроизводства.
Технические средства обучения: мультимедийная система.
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: световые микроскопы, постоянные микропрепараты, таблицы, лабораторное оборудование, термостат, хим. вещества и реактивы.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
Родман Л.С. Ботаника с основами географии растений. М.: - «Колос» 2006. - 397 с.
Хржановский В.Г., Пономаренко С.Ф. Ботаника. М.: ВО «Агропромиздат» 1988. -383 с.
Андреева И.И., РодманJI.C., Чичёв А.В. Практикум по анатомии и морфологии растений. М.: КолосС, издательство Ст ГАУ «Агрус», 2005.- 156 с.
Пилыцикова Н.В. Физиология растений с основами микробиологии. М.: «Мир» 2004. - 184 с.
Третьяков Н.Н., Кошкин Е.М., Макрушин Н.М. и др. Под ред. Н.Н. Третьякова. Физиология и биохимия сельскохозяйственных растений. М.: «Колос» 1998. - 640 с.
Дополнительные источники:
Биологический энциклопедический словарь. Главный редактор Гиляров М.С. М.: «Советская энциклопедия» 1986. - 831 с.
Новиков B.C., Губанов И.А. Атлас-определитель высших растений. М.: «Просвещение», 1991.-240 с.
Фисюнов А.В. Сорные растения. М.: Колос, 1984. - 320 с.
Алешин Е.П., Пономарев А.А. Физиология растений. М.: Агропромиздат, 1985. -255 с.
Трьяков Н.Н., Карнаухова Т.В., Паничкин Л.А. и др. Практикум по физиологии растений. М.: Агропромиздат, 1990. - 271 с.
Плотникова И.В., Живухина Е.А., Михалевская О.Б.; Под ред. Иванова В.Б. М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 144 с.
3 КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
МДК 02.02 «Кормопризводство»
Контроль в оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе обучения, проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
распознавать культурные дикорастущие растения морфологическим признакам;
Анализировать физиологическое состояние растений разными методами;
Знания;
систематику растений;
морфологию и топографию органов растений,
элементы географии растений.
сущность физиологических процессов, происходящих в растительном организме;
закономерности роста и развития растений для формирования высококачественного урожая.
Устные .ответы на вопросы, защита лабораторных работ, самостоятельная работа. Экзамен
Защита лабораторных и практических работ,
Экзамен.
Тестирование,
Защита , лабораторных работ,
Защита индивидуальных творческих работ,
Защита, гербария
Экзамен
Устные ответы на вопросы,
Тестирование,
Экзамен.
Устные ответы на вопросы,
Защита лабораторных работ, Устные ответы на вопросы, Решение задач
Экзамен,
Защита лабораторных работ Устные ответы на вопросы, Решение задач.
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 2.1. Выбирать и реализовывать технологии производства продукции животноводства.
ПК 2.2. Выбирать и реализовывать технологии первичной обработки продукции животноводства.
ПК 2.3. Выбирать и использовать различные методы оценки и контроля количества и качества сельскохозяйственного сырья и продукции животноводства.
производить и заготавливать корма;
проводить зоотехнический анализ кормов и оценивать их качество и питательность;
выбирать и реализовывать технологии производства продукции животноводства;
составлять технологические схемы и проводить расчеты по первичной переработке продуктов животноводства
наблюдение, отчет студента, фронтальный опрос, тестирование, решение ситуационных задач, выполнение практических работ
наблюдение, отчет студента, фронтальный опрос, тестирование, решение ситуационных задач, выполнение практических работ
наблюдение, отчет студента, фронтальный опрос, тестирование, решение ситуационных задач, выполнение практических работ
уметь:
производить и заготавливать корма;
знать:
состав и питательность кормов, их рациональное использование;