kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая тетрадь по истории и культуре Башкортостана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая тетрадь предназначена для уроков по краеведению по истории и культуре Башкортостана. Она включает в себя дифференцированные задания, как для закрепления пройденного материала, так и для самостоятельной работы учащихся. Используется текстовые документы из Хрестоматии, заполнение таблиц, схем, зарисовка орнаментов и элементов. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«рабочая тетрадь по истории и культуре Башкортостана »


РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЕ БАШКОРТОСТАНА

ДЛЯ 5 КЛАССА



МОЙ РОДНОЙ БАШКОРТОСТАН.

  1. С какими государственными символами Республики Башкортостан вы уже знакомы? Перечислите их:__________________________________

_____________________________________________________________

  1. Раскрасьте флаг Республики Башкортостан в соответствующие цвета.




Что символизирует каждый цвет?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какой символ изображён в центре флага? ___________________________

Что он символизирует? ___________________________________________

_______________________________________________________________

  1. Кто является автором гимна Республики Башкортостан? _______________

_______________________________________________________________

  1. Опишите герб Республики Башкортостан ___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Кто является автором герба Республики Башкортостан? _______________

_______________________________________________________________

  1. Какой город является столицей Республики Башкортостан?____________

  2. Какая дата является днём рождения Республики Башкортостан?

_______________________________________________________________

  1. Кто является президентом Республики Башкортостан? ________________

_______________________________________________________________

  1. Какие области и республики граничат с Республикой Башкортостан? Нанеси их на карту.

  1. Нанесите на карту столицу Республики Башкортостан

  2. Нанесите на карту свой населённый пункт



ОБЩЕЕ ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ.

  1. Дайте определение понятию:

КУЛЬТУРА - ________________________________________________________

____________________________________________________________________

КУЛЬТУРА - ________________________________________________________

____________________________________________________________________

КУЛЬТУРА - ________________________________________________________

____________________________________________________________________

  1. Заполните схему

КУЛЬТУРА







I.

II.







  1. Приведите примеры:

I.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

II.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие культурные пласты выделяются на территории Республики Башкортостан?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Какой народ на территории края считается коренным?_________________

  3. Чем занимались коренные жители края? ____________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие народы проживают на территории края? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Приведите примеры смешения культур на территории нашего края. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. С каким событием связано появление письменности у башкир? _______________________________________________________________

  4. Каким алфавитом пользовались башкиры?___________________________

  5. Зачем нужна человеку культура? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  6. О каких обычаях или традициях вы бы рассказали гостям – туристам? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  7. Какие бы достопримечательности края вы посоветовали посетить гостям? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

БАШКОРТОСТАН В ДРЕВНОСТИ.

1. Дайте определение понятиям:

ВЕЛИКОЕ ПЕРЕСЕЛЕНИЕ НАРОДОВ - ________________________________

____________________________________________________________________ДЖАЙЛЯУ - ________________________________________________________

КЫШЛАУ - _________________________________________________________

ТАМГА - ____________________________________________________________

СЕМИРОДЦЫ - ______________________________________________________

ТОТЕМ - ____________________________________________________________

БУНЧУК - ___________________________________________________________

ОРАН - _____________________________________________________________

2.Человек впервые появился на землях Южного Урала:

А. 3 – 2,5 млн.лет назад;

Б. 2 – 1,5 млн.лет назад;

В. 200 – 100 тыс.лет назад;

Г. 40 тыс.лет назад;

Д. нет правильного ответа

3.Самый древний археологический памятник на Урале:

А. стоянка Капова пещера;

Б. стоянка Урта – Тубе (Мысовая) на берегу оз.Карабалыклы;

В. городище Аркаим;

Г. городище Синташта;

Д. нет правильного ответа

4. Первые городища – крепости на Южном Урале возникли:

А. близи водоёмов;

Б. близи действующих рудников;

В. в лесных районах;

Г. в горных районах;

Д. нет правильного ответа

5. Какие животные обитали на территории Южного Урала в период каменного века?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. В каких пещерах нашего края можно встретить наскальную живопись?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Кто впервые из учёных открыл пещеры с живописью? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Встречаются ли ещё такие пещеры где-нибудь в мире? ___________________ ________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Рассмотрите рисунки.

Какая краска использовалась в рисунках?________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

На каких животных охотились первые люди края?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Зарисуйте схематично первые городища – крепости (Аркаим, Синташташ).



















11. Какие народы оказали влияние на формирование башкирского народа?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12.Назовите семь башкирских племён. ___________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

13.Приведите примеры тотемов ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14.Прочтите документ и выпишите объяснения этнонима «башкорт»

Исследователи X IX — начала X X веков также продолжали традиции народной этимологии. …Что баш- тсорт — баш'курт происходит от баш-ка «отдельный» — йорт «жилище, становище, страна», то есть отдельная страна, отдельный народ. При этом ссылались на сообщение арабского географа Якута, что он видел башкуртов в Галебе и «слышал от них, что они живут в стране франков, называемой Венгрией, и составляют отдельное цлемя (башка юрт), населяющее до 30 значительных деревень». Предлагалось расчленить этноним на баш «голова» и up — «человек» или на баш «голова» и кир «красный» с намеком, что башкиры носили красные шапки... Иные предполагали, что волчья голова (башкурт), возможно, была тамгой башкир, полученной от золотоордынского хана, когда башкиры были под властью (частью) Золотой Орды. В 1863 году Назаровым было опубликовано башкирское предание, представляющее одну из попыток самого народа объяснить происхождение его имени. Оно сводится к следующему: «Когда-то из Бухары вышли миссионеры для распространения мусульманской веры. Они были в недоумении — в какую страну отправиться, потому что везде, куда ни оглянись, были кафры (неверные). Тут им явился волк и повел их на Уральские горы, где жили предки башкир... в язычестве. Оттого и получили они название башкурт — или волчья голова...» …Мифический волк выступал в качестве предводителя самих башкир, которые в поисках благодатных земель для заселения на пути из Бухары 32(по некоторым версиям, с Алтая или Аральского моря) встретили волка и с его помощью нашли современную родину на Урале. При этом значение этнонима переводилось как «главный волк», «волк-вожак», что более соответствовало строю башкирского языка. Такое толкование названия баш-корт стало более популярным не только в народе, но также среди исследователей. …В. И. Филоненко, обосновав ее по-своему. По его мнению, баш-корт — «главный волк», в переносном смысле, на фигуральном языке востока значило «главный, отважный грабитель»... Не менее популярной была другая версия, согласно которой конечная часть слова - корт трактовалась как «пчела», а этноним в целом значении «главная пчела», «пчелиная матка» или «главный пчеловод». И в этом случае указывали на особенности народа, одним из традиционных занятий которого было пчеловодство. В наше время число гипотез не уменьшилось. В дополнение к прежним были высказаны предположения, что башиорт происходит от биш +корт «пять волков», боз/буз+-корт «сивый волк» или от баш+-корт «главный старик», «главный аксакал»... Что касается этнонима башкорт, то, по всей вероятности, первоначально это было имя предводителя военнополитического объединения, которое стало ядром формирующегося народа. …

Из Хрестоматии по истории Башкортостана. Часть первая. – Уфа, 1996.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

БАШКИРСКИЙ ФОЛЬКЛОР.

1. Дайте определение понятиям:

ФОЛЬКЛОР - ________________________________________________________

____________________________________________________________________

СЭСЭН - ____________________________________________________________



2. Заполните схему

ВИДЫ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА



















3. Заполните схему

ЖАРНРЫ СКАЗОК



















4. Какие отличительные черты можно выделить для характеристики сказок о животных?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



5. Заполните таблицу

СКАЗКИ О ЖИВОТНЫХ.

Основные персонажи

Характер персонажа

Названия сказок




























6. Какие отличительные черты можно выделить для характеристики волшебных сказок?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие волшебные предметы, которые встречаются в сказках, вы знаете?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Какие волшебные сказки знаете вы?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Какие башкирские волшебные сказки вы читали?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Заполните таблицу

ВОЛШЕБНЫЕ СКАЗКИ

Название сказки

Герои сказки

Характер персонажа

Волшебный предмет





































11.Какие отличительные черты можно выделить для характеристики бытовых сказок? _____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12. Заполните таблицу

БЫТОВЫЕ СКАЗКИ

Название сказки

Герои сказки

Характер персонажа















13.Как вы понимаете термин «мудрость»? _______________________________

14. Какие бытовые сказки своего народа вы знаете? ________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15.Какие отличительные черты можно выделить для характеристики богатырских сказок? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

16. Назовите имена богатырей, из сказок, которые вы читали ранее.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

17. Назовите имена известных вам батыров – богатырей____________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

18. Какие черты характера батыров привлекли ваше внимание? ______________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

19. Ради чего (или кого) батыры совершают подвиги? ______________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

20. Какие отличительные черты можно выделить для характеристики шуточных сказок? _____________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

21. На какие виды делятся шуточные сказки? Объясните в чём разница.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

22. Заполните таблицу

ШУТОЧНЫЕ СКАЗКИ

Название сказки

Герои сказки

Характер персонажа

Предмет насмешки



































23. Как можно охарактеризовать кулямасы?_______________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

24. Заполните схему

Жанры кулямасов















25. Рассмотрите рисунки. Подпишите персонажей сказок









26. Какие отличительные черты можно выделить для характеристики преданий?_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

27. Какие предания вы знаете?__________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

28. Какие отличительные черты можно выделить для характеристики легенд?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

29. Что такое пословица?______________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

30. Какие пословицы вы знаете?_________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

31. Что такое поговорка?_______________________________________________

____________________________________________________________________

32. Какие поговорки вы знаете?_________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

33.Что такое загадка? _________________________________________________

____________________________________________________________________

34. Какие загадки вы знаете?____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

35. Какие жанры башкирских загадок можно выделить? Приведите примеры. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

36.Что такое эпос? ____________________________________________________

____________________________________________________________________

37. Заполните схему

Жанры эпоса











38. Что такое баиты?__________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________

39. Заполните схему.

Жанры баитов







МУЗЫКА.

  1. Заполните таблицу.

Виды музыки

Классификация видов музыки

Характеристика

Примеры

1.










































Песня










































  1. Узун кюй







  1. Кыска кюй:







  • Халмак кюй







  • Бию кюй





  • Маршевые







  1. Кыланып бию







  1. Такмаки



2.

Башкирские народные песни

  1. Лироэпические



  • Исторические

















  1. Лирические



  • Бытовые





  • Шуточные





  • Любовные





  • О женской доле










2.Какие башкирские музыкальные инструменты изображены на рисунках?

3.Какие ещё башкирские музыкальные инструменты вы знаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Какие музыкальные инструменты других народов вы знаете?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



НАРОДНЫЕ ИГРЫ.

  1. В какие игры вы играли в детстве?__________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. На основе текста учебника составьте собственную характеристику башкирских игр.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Поговорите дома с родными (родители, бабушки и дедушки), в какие игры играли они?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Сравните рассказы о играх прошлого поколения и современного поколения. Есть ли разница? Что изменилось, утратилось?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Прочтите параграф об играх. Почему игры чаще всего встречаются на народных праздниках и гуляньях?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6. На каких праздниках присутствовали вы или были участниками каких (массовых) игр?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Какие игры могли бы придумать вы сами?



КЛАССИКИ БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ - ДЕТЯМ.

  1. Заполните таблицу


Произведения

Основная идея произведений

Что прочитали вы?

Мажит Гафури

(1880 - 1934)












Зайнаб Биишева

(1908 - 1996)












Фарит Исангулов

(1928 - 1983)














2. Какой герой, из прочитанных вами рассказов вызвал у вас симпатию? Почему?



МОЙ КРАЙ.

  1. Что нового вы узнали за этот курс? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Какая история у вашего населённого пункта?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Какие достопримечательности есть в вашем населённом пункте?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Как история вашей семьи связана с историей края (составьте родословную, расскажите о профессиях вашей семьи)? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ПРИЛОЖЕНИЕ.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

  1. Азнагулов Р.Г., Аминева Ф.Х., Галямов А.А., Шагманов Т.Г. Родной Башкортостан: учебник для 5 класса. – Уфа, 2009

  2. Атлас Республики Башкортостан – Уфа, 2001

  3. Башкирские народные сказки и легенды – Уфа, 2007

  4. История Башкортостана с древнейших времён до 60-х годов XIX века. / ответственный редактор Усманов Ф.Х. – Уфа, 1997

  5. История Башкортостана. Справочник. – Уфа, 2010

  6. Культура Башкортостана. Демонстрационный материал – Уфа, 2008

  7. Культура Башкортостана в раскрасках – Уфа, 2008

  8. Мубинова З.Ф. История и культура Башкортостана с древнейших времён до конца XIX века. Методическое пособие для учителей. – Уфа, 2004

  9. Персонажи башкирских мифов и сказок – Уфа, 2008

  10. Хрестоматия по истории Башкортостана. Часть 1./ составитель Гумеров Ф.Х. – Уфа, 1996.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
рабочая тетрадь по истории и культуре Башкортостана

Автор: Баукова Юлия Владиславовна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159850

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Урок по истории и культуре Башкортостана на тему: Коллективизация сельского хозяйства "
    ["seo_title"] => string(94) "urok-po-istorii-i-kul-turie-bashkortostana-na-tiemu-kolliektivizatsiia-siel-skogho-khoziaistva"
    ["file_id"] => string(6) "240523"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445026266"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства