kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа "Фольклорная хореография"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа разработана с учётом возрастных особенностей каждого года обучения. Программа позволяет познакомить учащихся с музыкальным фольклором, историей русского народа, его обычаями, обрадами, праздниками.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа "Фольклорная хореография"»







Содержание

  1. Комплекс основных характеристик программы

    1. Цели и задачи программы

    2. Планируемые результаты

    3. Содержание программы

  2. Комплекс организационно-педагогических условий

    1. Календарный учебный график на 2023-2024 учебный год

    2. Условия реализации программы

    3. Формы аттестации

    4. Оценочные материалы

    5. Методическая литература






Раздел №1 «Комплекс основных характеристик программы»

1.1.Пояснительная записка

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».

  2. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

  3. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»

  4. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»

  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  6. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ Министерства образования и науки России, Федеральное государственное автономное учреждение «Федеральный институт развития образования», 2015 год (проект).

Программа разработана с учетом возрастных особенностей каждого года обучения (3 год обучения. 3 часа в неделю. В год 102 часа) ; (1 и 2 год обучения 3 часа в неделю. В год 102 часа.).

Программа построена по концентрическому принципу. Постоянное возвращение к отдельным темам, усложнение упражнений и заданий позволяет комплексно строить занятия, используя материал из разных тем. Таким образом, распределение материала по темам носит условный характер.

Программа позволяет познакомить учащихся с музыкальным фольклором, историей, устным народным русского народа, его обычаями, обрядами, праздниками. Тем самым можно говорить о создании условий для пробуждения генетической памяти детей, глубинного интереса и любви к истории и традициям своей Родины.

Более того, содержание программы поможет ребенку понять себя и определиться в этом мире, реализовать свои творческие возможности через развитие музыкальных и общих способностей, формировать художественный вкус через пение, танец, общение с произведениями народных мастеров, расширять кругозор, открывая детям целый мир звуков, движений, образов.

Изучение народных традиций способствует формированию творческой личности, развитию мышления, помогает активизации интереса школьников к истории и культуре своего народа.

Обрести свободу и получить радости творчества, возможность выразить себя через звук, движение; снять напряжение, скованность, зарядиться положительной энергией, стать физически и морально здоровым человеком - в этом главная концепция занятий по программе.

И в заключении хочется сказать, что путь к духовности и нравственности начинается с малой родины, с приобщения к истокам традиционной культуры, многовековой мудрости народа. Без них нам не выжить, не выстоять: они - наша опора и надежда, наша боль и радость.

Форма проведения учебных аудиторных занятий: мелкогрупповые занятия, численность группы от 6 до 15 человек, рекомендуемая продолжительность урока - 40 минут.

         Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально - психологические особенности.

Форма проведения учебных аудиторных занятий:

       Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его возможности, трудоспособность, эмоционально - психологические особенности.

Основной формой контроля является анализ результативности работы, проведённый по итогам работы за год (открытые уроки, выступления детей на концертах, на районных, городских конкурсах, фестивалях).

Школьные концерты лучше проводить с последующим обсуждением с родителями, педагогами, детьми. В конце учебного года происходит подведение итогов. На сборе каждого класса даётся объективная оценка индивидуально каждому ребёнку и всему коллективу.

Модифицированная программа "Фольклорная хореография" рассчитана для детей 9-12 лет с минимальным отбором воспитанников (с учетом состояния здоровья, готовности к данному виду деятельности). Предполагает 3 образовательных модуля (подготовительный, основной, самоопределения). По уровню освоения программа является общеразвивающей (подготовительный, основной блоки) и специализированной (блок самоопределения).

Образование детей с особыми потребностями является одной из основных задач. Необходимо дать возможность каждому ребенку, независимо от его потребностей и других обстоятельств, полностью реализовать свой потенциал, приносить пользу обществу и стать полноценным его членом. Для детей с ОВЗ важно обучение без принуждения, основанное на интересе, успехе, доверии, поэтому самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

Цель и задачи программы:

Основная цель программы: формирование творческой личности ребёнка средствами хореографии, создание условий для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков, организации их досуга путем вовлечения в кружковую деятельность.

Образовательные:
- эстетическое развитие, приобщение ребенка к искусству хореографии, раскрытие его потенциальных возможностей средствами танца;

- формирование духовно-нравственных ценностей;

- воспитание трудолюбия;

- укрепление здоровья.

  • осваивая движения русского танца, развивать силу, упругость и эластичность мышц, координацию движений, их образность и выразительность, навыки импровизации;

Дать учащимся широкое представление о фольклорном танце различных регионов России и тверской области.
Воспитательные:
- - развитие танцевальных способностей детей через систему специальных продуктивных занятий;

- развитие физических данных, координации движения, пластичности, хореографической выносливости;

- овладение свободой движения. Приобщение учащихся к культурному наследию своего народа через освоение русского танца.

Развивающие:

- формирование предметной компетентности в области хореографии: знание о мно­гообразии видов и жанров искусства хореографии, истории танцевального ис­кусства, танцевальных жанрах (классический, народный, современный танцы).

- выявление и развитие заложенных в воспитаннике способностей: музыкального слуха, памяти, чувства ритма, формирование умений говорить на языке танца через эмоции, жесты, пластику, мимику, умение двигаться грациозно.

-формирование таких качеств личности как терпение, целеустремленность, трудолюбие, умение доводить начатое дело до конца, выносливость, стремление к самосовершенствованию и творческому росту.

- формирование умений соотносить движения с музыкой;

- развитие танцевальных способностей детей через систему специальных продуктивных занятий;

.


Основная форма проведения занятия – это учебное занятие. Такая форма обеспечивает системность учебного процесса, возможность повторять,  развивать полученные умения и навыки.

Формы работы с детьми:

  • традиционные занятия с элементами интеграции дифференцированные

  • игровые

  • концерты;

  • Коллективные - хореография, игра.

  • Групповые - хореография

Методика проведения занятий предусматривает:

  • теоретическую подачу материала (словесные методы)

  • творческие встречи с другими коллективами,

  • практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации о хореографии, знакомство с народным танцем, классическим танцем. Танцами народов мира.


Наша Томская область - обладатель и хранитель сложившейся веками самобытной традиционной культуры, по праву считающейся одной из древнейших ветвей культуры великорусской. Духовная и нравственная сила этой культуры и в наши дни оказывает благотворное воспитывающее влияние на всех, кто к ней прикасается, сохраняя и оберегая наши традиционно нравственные и жизненные народные ориентиры.

Изучение самобытной уникальной культуры наших предков имеет огромное значение в выполнении задач нравственного, патриотического и эстетического воспитания подрастающего поколения.

Современная система воспитания и образования выделила детей из мира взрослых, появились пространственная и психологическая разобщенность работающих родителей и детей, разрыв между «культурой взрослых» и «культурой детей». Нет ни вечерней сказки бабушки, ни колыбельной матери. То, что утеряно обществом в отношении народности образования, необходимо восстановить и переосмыслить в духе времени, которое характеризуется не только ростом национального самосознания народов, но и обострением межнациональных конфликтов. И сегодня каждый раз, прикасаясь к самобытной уникальной культуре наших предков, мы пробуждаем генетическую память, мы закладываем в умы и сердца молодого поколения любовь к родным корням, отношение к Родине, Роду, уважение к традициям предков, понимание культуры других народов, осознание необходимости жить в гармонии со вселенной, частью которой являемся мы - человечество.

Как известно, сущность природы человека заключается в созидательном характере его деятельности. Именно эта особенность должна стать объектом постоянной заботы взрослых, ибо именно в детстве проявляется огромная естественная потребность человека в познании мира, в самостоятельном опыте. Трудно найти другой материал, столь же близкий детям по духу и одновременно содержащий огромные воспитательно- обучающие возможности, каким является фольклор. Наполненные творчеством учебные занятия, органичная связь в них пения, игры, пластики и других видов художественного самовыражения, помогает ребенку ощутить момент истинного творчества, вкусить его радость, сделать творчество такой же потребностью души, какую испытывают подлинные носители народной культуры.

Изучение традиционной народной культуры является одним из приоритетных направлений работы нашей школы. Занятия хореографии на основе фольклора объединяет содержание различных школьных предметов: народоведения, историей, литературой, русским языком, основами православной культуры, изобразительным искусством, музыкой, русским рукопашным боем. Изучая фольклор, учащиеся каждый раз могут убедиться в чистоте и мудрости нашего народа, в красоте и искренности народного танца и народной песни.

Гармоничное соединение в фольклоре танца, игры на народных инструментах и драматического действия открывает большие возможности переключения внимания учащихся с одного вида творчества на другой. Тем самым, фольклор можно рассматривать как один из видов психофизической разгрузки, способствующей физическому развитию детей. Важной частью работы учащихся является изучение и воссоздание предметов крестьянского быта: домашней утвари, народной одежды, вышивки, игрушки, народных музыкальных инструментов. В работу очень широко вовлечены родители школьников. Они становятся не только сотворцами постановок ансамбля, пламенными участниками бесед и диспутов о важности нравственного, патриотического и духовного воспитания детей средствами традиционного народного искусства, но и оказывают неоценимую помощь в проведении фольклорных экспедиций, коллективного посещения концертов, в покупке и изготовлении народных музыкальных инструментов, пошиве костюмов.

Тематика и содержание программы «Фольклорная хореография» для учеников дает возможность для развития воображения и фантазии, формирования творческого мышления у детей, их эмоциональной сферы, развития эмпатии как глубоко нравственной черты человека.


1.2.Планируемые результаты

Личностные и мета предметные результаты образовательного процесса

Метапредметные результаты:

Построение занятие танца

Представление о жанрах хореографического искусства

Основы хореографической азбуки

Личностные результаты:

Хореографический экзерсис и партер

Хореографическая разминка на середине зала

Знать репертуар танцев

Простейшие построения (фигуры и рисунки танца)

Позиции рук и ног

Иметь навыки исполнения танцевальных комбинаций и композиций

Ожидаемый результат выпускника.

Знать:

Анализ музыкального произведения

Знать репертуар танцев

Хореографическую азбуку

Уметь:

Творчески подходить к занятиям. К концертной программе. К постановочной работе

Эмоционально воспринимать, чувствовать гармонию музыки и движения

Сочетать элементы актерской техники при исполнении этюдов

Развивать творческую фантазию


1.3. Содержание программы

1 год обучения


п/п



ТЕМА


Кол-во часов

теория

практика

1.

Вводное занятие. Физические и ритмические упражнения. Постановка корпуса.


4

2.

Комплекс упражнений на середине и на полу.


4

3

Прыжковая комбинация с припаданиями и вращениями. Упражнения на силу, ритм.


4

4.

Упражнения с ложками.Прыжки.


4

5.

Народные игры- «Восточный», «Туземский» - знакомство с элементами танцев других стран для общего развития. Отработка движений.


4

6.

Изучение позиций рук в народном танце. Работа с предметом: платок, бубен, ложки и т.д. Танец: «Утушка»; «Хоровод»;

Репертуар на усмотрение педагога. Контрольный урок.


4



ИТОГО: 24 часа



24 часа


2 четверть



1.

Прыжки и припадания.

- «Черная смородина» (хоровод) - проходка.

- Танец « зимушка».

- «Все мы песни» (проходка).

- Выстукивающие движения.

Репертуар на усмотрение педагога.

Повторение пройденного.


4

2.

Танец: «Зимушка». Отработка движений.


4

3.

«Частушки с подковыркой» (импровизационный танец) сольный.

». «Я ду-ду» (проходка к песне).

- Танец: «Карагод».


4

4.

Выстукивающие движения. Танец: «Карагод».

- «При в боре» (проходка), выстукивающие движения.


6

5.

Народные игры.

Репертуар на усмотрение педагога.

- Народные игры. Репертуар на усмотрение педагога.

Контрольный урок.


6


Итого: 24 часа


24 часа



3 четверть



1.

Положение рук. Основной шаг. «Девка по саду ходила».



5

2.

Дробь на пепесекание друг друга.

«Хороводная свадебная пляска».


5

3.

Упражнения с ложками.



5

4.

Хороводы. Танец: «Карагод».


5

5.

Танец «Зимушка».



6

6.

Народные игры. Упражнение с ложками.

- Хороводы из репертуара Татьяны Устиновой: «Восьмиугольный хоровод», «Хороводная игровая».

- Народные игры.


7


Итого: 33 часа


33 часа



4 четверть



1.

Танец с ложками.



4

2.

Соединение навыков игры на ложках с танцевальными движениями.

- «Танец с ложками»: соединение навыков игры на ложках с танцевальными движениями и рисунком танца.

- «Страдания», «Русского» - экспедиционная запись . Танцевальные этюды.


4

3.

Соединение навыков игры на ложках с танцевальными движениями.

- «Танец с ложками»: соединение навыков игры на ложках с танцевальными движениями и рисунком танца.

- «Страдания», «Русского» - экспедиционная запись . Танцевальные этюды


4

4.

Музыкально-ритмические игры


4

5.

Виды танцевальных комбинаций


5


Итого: 21 час


21 час


В конце 1 года обучения дети будут:


Хореографический экзерсис у станка и на партере

Хореографическую разминку на середине зала

Знать репертуар танцев


2 год обучения



Тема


теория


практика





1 четверть






1.

Упражнения для укрепления мышц корпуса.

4




2.

Ритмический рисунок «Сяду на полу»


4




3.

« Гармошечка-говорушечка»

4




4.

Образ. Областные особенности Сибири.


2




5.

Танцевальная практика

Повторение репертуара прошлого года.

2




6.

Танец : «Сторонка русская».

Повторение репертуара прошлого года.

4.




7.

Танцевальные номера. Контрольный урок.


4





Итого: 24 часа


24 часа





2 четверть






1.

Прыжки и припадания. Выстукивания.


4




2.

Проходка. Хоровод.


4




3.

Парный танец «Сторонка русская».



4




4.

Выстукивающие движения.


6




5.

Танцевальная практика.

6






Итого: 24 часа



24 часа





3 четверть






1.

Положение рук. Основной шаг. «Девка по саду ходила».



5




2.

Дробь на пепесекание друг друга.


5




3.

Упражнения с ложками.



5




4.

Хороводы.

5




5.

Танец «Сторонка русская».

Танец « Эх, гармошечка играй»


6




6.

Народные игры.

Танцевальная практика.


7






Итого: 33 часа

33 часа





4 четверть






1.

Танец: « Эх, гармошечка играй»


4




2.

Соединение навыков игры на ложках с танцевальными движениями.

4




3.

Ритмическое, физическое и выстукивающее упражнение.


4




4.

Танцевальная практика.

4




5.

Подготовка и проведение отчетного концерта



5





Итого: 21 час


21 час





В конце 2 года обучения дети будут:


Построение занятия танца

Представление о жанрах хореографического искусства

Историю возникновения и развития танца

Предполагает:

- Постановка корпуса.

- Знакомство с «поклоном», его виды.

- Позиции рук.

- Позиции ног.

- Основные хороводные проходки.

- Основные плясовые проходки.

- Основные кадрильные проходки.

- Знать репертуар танцев



















3 год обучения



Тема

практика

теория


1 четверть



1.

Упражнения для укрепления мышц корпуса.

4

2.

Танец: «Сторонка русская»

Хороводные рисунки.

4

3.

«Гармошечка». Танцевальный этюд.


4

4.

Образ. Областные особенности. Руки.

6

5.

Повторение репертуара прошлого года.


6



Итого: 24 часа



24 часа



2 четверть



1.

Ритмические упражнения.


4.

2.

«Молоковская кадриль». Работа над корпусом, характером.


4

3.

Упражнения с «дробями» (укрепление мышц ног).


4

4.

Образ. Проходка «Мы ранешенько вставали».



6

5.

Работа над импровизацией. Танцевальная практика.


6



Итого: 24 часа


24 часа



3 четверть




1.

Творческая работа.


5

2.

Хороводные особенности Сибири. Масленичные заклички.

5

3.

«Карогод». Танцевальный этюд.



5

4.

Танцевальная практика.



5

5.


Танцевальные движения (тройной шаг с подставкой с одной ноги, рисунок танца начинает заводящий).



6

6.

Танцевальные этюды.


7



Итого: 33 часа




33 часа



4 четверть




1.

«Молоковская кадриль».



4

2.

Работа рук «Жнивная».



4

3.

Ритмическое , физическое и выстукивающее упражнение.


4

4.

Танцевальные этюды.



4

5.

Подготовка и проведение отчетного концерта.


.

5



Итого: 21час




21 час






В конце 3 года обучения дети будут:

Хороводные рисунки. Круг как основа хоровода. - Знакомство с группой выстукивающих движений.

- Самостоятельная работа - хороводный рисунок.

- Освоение игры на деревянных ложках.

- Знать репертуар танце


Раздел №2 « Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Календарный график программы на 2022 – 2023 учебный год

п/п

Учебный период

Количество учебных недель, дней

Даты начала/окончания учебного периода

Продолжительность каникул

1

1 четверть

8 недель

1 сентября – 27 октября

28 октября – 5 ноября

2

2 четверть

8 недель

8 ноября – 29 декабря

30 декабря – 8 января

3

3 четверть

11 недель

9 января – 22 марта

23 марта – 31 марта

4

4 четверть

7 недель

1 апреля – 25 мая

26 мая – 31 августа



2.2.Условия реализации программы

Минимально необходимый для реализации программы «Фольклорная хореография»

перечень учебных аудиторий, специализированных кабинетов и материально-технического обеспечения включает в себя:

  • пригодное для танца напольное покрытие (деревянный пол или специализированное пластиковое (линолеумное) покрытие),

  • наличие музыкального инструмента (рояля/фортепиано, баяна);

  • учебные аудитории для групповых, мелкогрупповых и индивидуальных занятий;

  • помещения для работы со специализированными материалами (фонотеку, видеотеку, фильмотеку, просмотровый видеозал);

  • костюмерную, располагающую необходимым количеством костюмов для учебных занятий, репетиционного процесса, сценических выступлений;

2.3. Формы аттестации и контроля:

Основной формой контроля является анализ результативности работы, проведённый по итогам работы за год (открытые уроки, народные праздники и обряды, выступления детей на концертах, и пр.)

2.4. Оценочные материалы

Основной формой контроля является анализ результативности работы, проведённый по итогам работы за год (открытые уроки, народные праздники и обряды, выступления детей на концертах, и пр.)

2.5 Список литературы:


  1. Актуальные проблемы художественного воспитания детей: Сборник­М., 1983.

  2. Алексеев Э. Фольклор в контексте современной культуры. - М., Советский композитор, 1988.

  3. Аникеева З.П. Воспитание игрой. - М., 1987.

  4. Аникин В.П. Детский фольклор. - Русское народное поэтическое творчество. - Л.: Просвещение, 1983.

  5. Асафьев Б.В. О народной музыке / Сост. И.Земцовский. - Л.: Музыка,1987.

  6. Богатырев п.г. Вопросы теории народного искусства. _о. М.: Искусство, 1971.

  7. Богоявленская Л.Б. Пути к творчеству. - М., 1981.

  8. Василенко В.А. Детский фольклор. Русское поэтическое творчество. ­М.: Педагогика, 1969.

  9. Васильцова З.П. Мудрые заповеди народной педагогики. - М.: Педагогика, 1988.

  10. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребенка. - М.: Просвещение,1988.

  11. Виноградов Г. Русский детский фольклор. Кн.1.- Иркутск, 1930.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа "Фольклорная хореография"

Автор: Кузнецова Юлия Валерьевна

Дата: 15.01.2024

Номер свидетельства: 643967

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(27) "Рождение танца"
    ["seo_title"] => string(17) "rozhdieniietantsa"
    ["file_id"] => string(6) "293275"
    ["category_seo"] => string(3) "mhk"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455449363"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства