Программа элективного курса Основы научно - исследовательской деятельности учащихся 5-7 классов"
Программа элективного курса Основы научно - исследовательской деятельности учащихся 5-7 классов"
Программа предназначена для внеурочной деятельности по предмету.Помогает учителю организовать исследовательскую деятельность, сформировавать у учащихся мета предметные и личностные результаты.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа элективного курса Основы научно - исследовательской деятельности учащихся 5-7 классов"»
Программа элективного курса
«Основы научно-исследовательской деятельности»
для учащихся 5-7 классов
Исследовательская деятельность учащихся в данном курсе рассматривается как новая педагогическая технология, которая может быть использована как основа элективного курса или компонент рабочей программы по биологии из часов резервного времени.
Исследовательская деятельность учащихся – это процесс совместной деятельности учащихся, педагога куратора и родителей, каждый из субъектов выполняет свою функцию, в процессе работы , результатом которой является формирование мировоззрения.
Исследовательская деятельность учащихся не может быть абстрактной, необходимо понимание сути проблемы.
Задача учителя – найти совместное решение с учеником, в формуле сотрудничества должен быть заложен принцип «равноправия».
Задача родителя – помощь в выборе темы,организации работы и подборе теоретического материала.
При постановке проблемы особое внимание необходимо уделять ее актуальности для данного возраста, сфере интересов конкретного ученика.
Научный подход к процессу творческой деятельности учащихся требует реализации ряда принципов:
Принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес – не искусственный, а настоящий)
Принцип осознанности (понимание как проблемы, цели и задачи творческой деятельности, так и хода и ее результата)
Принцип самодеятельности (можно овладеть ходом исследования только через собственный опыт)
Принцип наглядности и культуросообразности (традиции миропонимания, которые существуют в данной культуре, и традиции взаимодействия, характерные только для данной социальной общности)
Научно-исследовательская работа учащихся является особым видом педагогической деятельности, учитель находит приёмы мотивации для организации исследовательской деятельности группы учащихся, увлечённых изучением биологии, и других смежных дисциплин БУП.
Для более успешной организации этого процесса представляется перспективным введение элективного курса НИД (Научно-исследовательская деятельность).
Цели курса:
Приобщение учащихся, мотивированных на проведение собственных исследований и реализацию проектов к исследовательской и проектной деятельности.
Задачи:
Познакомить учащихся с теоретическими основами научно-исследовательской деятельности;
Научить учащихся работать с различными источниками информации.
Отработать навыки публичного выступления, защиты своей работы перед аудиторией.
Организовывать разнообразную, творческую, общественно значимую исследовательскую деятельность детей
Развивать проектные и исследовательские навыки учащихся.
Новизна программы заключается в подходе – соединении основного, дополнительного и индивидуального обучения с проектной и исследовательской деятельностью обучающихся. Поиск решения проблемы на стыке разных наук является мощным фактором демонстрации межпредметных связей. Расширяется кругозор учащихся, совершенствуется техника их речи, опыт публичных выступлений и навыки работы в творческих коллективах.
Программа элективного курса НИД рассчитана на 10ч (1 час в неделю), в период первой недели октября по вторую неделю декабря текущего года. Количество часов на конкретную тему можно варьировать в зависимости от уровня подготовленности учащегося, наличия материала, его доступности. Часы индивидуальных консультаций в программе не предусмотрены.
Результативность занятий отслеживается по результатам участия в научно-практических конференциях разного уровня с учётом многолетнего алгоритма, заданного школой. Исследовательская работа, или проект проходит защиту на школьной НПК (февраль). Следующий этап – это участие в муниципальной НПК на базе школы №120 (март), участие в муниципальной НПК на базе школы №6 «Буду здоровым, буду успешным» (март). Заключительный этап – это региональные конференции «Муравьишка» и «Первые шаги» на база агропромышленного колледжа (апрель).
По окончании курса учащийся будет знать понятийный аппарат для ведения научной работы; сущность и виды научно-исследовательской работы; методы и принципы исследования; требования к написанию и оформлению реферата или проектной работы.
Учащийся научится:
методам обработки информации из различных источников;
методам решения экспериментальных задач;
методам рационального запоминания;
навыкам публичных выступлений.
Получит возможность:
работать с разными источниками;
определять объект и предмет, методы исследования;
определять цели, задачи, гипотезу исследования, анализировать, обобщать. делать выводы,
проводить конкретизацию по определению новизны, теоретической и практической значимости освещаемой проблемы;
Разрабатывать гипотезу, цель и задачи исследования.
работать с программой Microsoft Office Power Point.
Требования к реализации данной программы: компьютерный класс, сеть Интернет, мельтимедиапроектор, научно-методическая литература.
Элективный курс рассчитан на учащихся 5- 7 классов. Занятия проводятся в смешанных возрастных группах. При необходимости старшие консультируют младших.
Тематическое планирование элективного курса НИД
№
Тема.
Кол-во часов
Форма
1.
Цели и задачи научного исследования школьника. Сущность и виды научной работы: доклад, тезисы, реферат, статья, исследование, проект. Выбор темы исследования. Точность формулировки темы. Обоснование актуальности темы.
1
Беседа. Обсуждение.
2
Определение объекта и предмета исследования. Методы исследования:
понятие о методах исследования;
эмпирические методы;
теоретические методы.
1
Лекция.
Практическая работа в мини-группах с каталогом библиотеки, поиск информации в Интернет,
3
Разработка гипотезы, целей и задач исследования, их формулировка.
1
Лекция.
Практическая работа.
4.
Структура научно-исследовательской, проектной работы.
1
Лекция.
Практическое занятие
5
Работа с программой Power Point
1
Практическая работа в компьютерном классе.
6
Представление собственных презентаций.
1
Демонстрация презентаций с обсуждением.
7
Требования к оформлению работы (титульный лист, содержание, оформление библиографического списка, основные части работы, приложения, , схемы, диаграммы, способ и техника печати, эстетика, грамотность оформления)
1
Лекция.
Практическая работа
8
Составление плана прочитанного, ксерокопирование, сканирование, вставление в текст рисунков, фотографий, тезисов, сносок.
1
Практическая работа «Пишем реферат в Worde ».
9
Представление мини-исследования.
2
Защита. Обсуждение.
20
Итого
10
Список литературы
Счастная Т.Н. Подготовка к написанию научно-исследовательской работы и накопление информации. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
Брыкова Е. Самостоятельная исследовательская деятельность школьников //Народное образование. – 2000. – № 9. – С.188–191.
Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. / М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999. – 144с.
Волков А.В. Модели в учебных исследованиях школьников. /Дополнительное образование. – 2000. – № 9. – Стр. 9–11.
Гузеев В. Образовательные технологии: от приема до философии. М: Просвещение, 1996–114с.
Леонтович А. В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся. // Исследовательская работа школьников.– 2003.– № 4.
Обухов А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: что и как развивать. // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4.
Паршуков В.Г. Развитие исследовательских способностей учащихся в условиях гимназического образования (управленческий аспект): Научно-методическое пособие. – Салехард: ЯНОИПКРО, 2004.