Просмотр содержимого документа
«Профилактика наркомании (материал для педагогов и их воспитанников)»
4. ПРОФИЛАКТИКА НАРКОМАНИИ И ТОКСИКОМАНИИ
Вопросы профилактики потребления психоактивных веществ в организованных коллективах несовершеннолетних представляют собой одну из актуальнейших проблем современной наркологии и педагогики. В настоящее время эта деятельность представлена преимущественно стихийно организованными тематическими лекциями либо врачей психиатров-наркологов, либо работников органов внутренних дел. Подобный подход не отвечает основным требованиям к профилактической деятельности по нескольким причинам. Во-первых, в этой работе отсутствует последовательность, непрерывность, не учитывается реальная ситуация. Во-вторых, вопросы профилактики затрагивают деятельность наркологической службы только в рамках профессиональной компетенции врачей психиатров-наркологов.
Целесообразней вопросы своевременного и постоянного информирования учащихся школ и средних специальных учебных заведений о вреде наркотиков и токсикантов возложить на педагогов и школьных психологов, т. е. на тех специалистов, которые имеют постоянный и непосредственный контакт с несовершеннолетними.
Вопросы подготовки педагогов и психологов для такой работы заключаются в предоставлении им комплексной информации по тем или иным вопросам наркологии, оптимальной тактике поведения с детьми и подростками, имеющими склонность к наркомании, мерам первой помощи при отравлении психоактивными веществами и некоторым другим аспектам. Настоящее пособие содержит краткий объем сведений, необходимых педагогам и психологам, работающим с детьми и подростками.
В детском и подростковом возрасте происходит формирование личности, становление характера. От того как сложится этот период в жизни человека, в значительной степени зависит вся его дальнейшая жизнь. Организм несовершеннолетнего обладает повышенной чувствительностью к негативному действию наркотических и иных токсических веществ. Наступающие вследствие потребления различных химических веществ повреждения головного мозга и внутренних органов зачастую оказываются необратимыми.
В Н ИМАНИЕ!
До каждого несовершеннолетнего
необходимо довести информацию о пагубном влиянии
наркотических и токсических веществ на организм,
о возможности заражения такими страшными
заболеваниями, как СПИД, гепатиты, сифилис.
Последнее может послужить дополнительным аргументом
против начала или продолжения употребления,
особенно внутривенного, психоактивных веществ.
4.1. ВОЗМОЖНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И МОТИВЫ ПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ И ТОКСИКАНТОВ
1. Социальные:
неблагополучная семья (алкоголизм или наркомания родителей, низкий материальный уровень, отсутствие эмоционального контакта, неполная семья);
широкое распространение злоупотребления психоактивными веществами в данной местности;
активная пропаганда в средствах массовой информации (СМИ) направлений молодежной субкультуры, связанных с потреблением наркотиков и токсикантов, клубная культура, некоторые стили музыки (рейф, «кислотные направления», джангл и т. п.), завуалированная пропаганда легализации наркотиков, проводимая отдельными СМИ;
неадекватная молодежная- политика, отсутствие реальной программы досуга, занятости несовершеннолетних;
проживание в районах с низким имущественным цензом (районы «городского дна»).
2. Конституционально-биологические:
наследственная отягощенность психическими и (или) наркологическими заболеваниями.
3. Традиционные:
потребление психоактивных веществ в данной местности как элемент культуры.
4. Индивидуально-психологические:
подражание более старшим или авторитетным сверстникам;
попытка нейтрализовать отрицательные эмоциональные переживания;
стремление соответствовать обычаям значимой для подростка группы сверстников;
аномальные черты личности (гедонизм, авантюризм, возбудимость, завышенная или заниженная самооценка, повышенная конформность, неустойчивость характера);
реакции протеста, направленные против старших (родителей, педагогов);
самодеструктивное поведение;
любопытство;
подчинение давлению и угрозам.
ВНИМАНИЕ!
Решающим признаком употребления подростком психоактивных средств
является выявление состояния наркотического одурманивания,
установленного врачом, в частности психиатром-наркологом или психиатром.
Тактичность и осторожность
в работе с несовершеннолетними, имеющими
наркологические проблемы, являются обязательным
правилом, так как необоснованные подозрения
могут сами по себе оказаться психотравмирующим
фактором и, в свою очередь, подтолкнуть
к их реальному употреблению
4.2. ОБЩИЕ ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ ПОДРОСТКАМИ
Снижение интереса к учебе, обычным увлечениям.
Появление отчужденности, эмоционально-«холодного» отношения к окружающим, усиление таких черт, как скрытность и лживость.
Нередко возможны эпизоды агрессивности, раздражительности, которые сменяются периодами неестественного благодушия.
Компания, с которой общается подросток, зачастую состоит из лиц более старшего возраста.
Эпизодическое наличие крупных или небольших сумм денег непонятного происхождения, не соответствующих достатку семьи.
Стремление занять деньги или отобрать их у более слабых.
Тенденция общаться по преимуществу с подростками, которые употребляют наркотики и (или) другие психоактивные вещества.
Повышенный интерес к детям из обеспеченных семей, назойливое стремление подружиться с ними.
Наличие таких атрибутов наркотизации, как шприцы, иглы, небольшие пузырьки, облатки из-под таблеток, небольшие кулечки из целлофана или фольги, тюбики из-под клея, пластиковые пакеты от резко пахнущих веществ, специфический химический запах от одежды и изо рта.
Изменение аппетита — от полного отсутствия до резкого усиления, обжорства. Периодические тошнота, рвота.
Наличие следов от инъекций в области локтевых сгибов, предплечий, кистей рук, раздражений на коже, слизистых.
Беспричинное сужение или расширение зрачков.
4.3. ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА И АДМИНИСТРАЦИИ УЧЕБНОГО ЗАВЕДЕНИЯ ПРИ ПОДОЗРЕНИИ НА УПОТРЕБЛЕНИЕ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ НАРКОТИКОВ
1. Предоставить подростку достаточную информацию о негативных последствиях потребления одурманивающих веществ. Целесообразно при первом контакте избегать репрессивной и осуждающей тактики, постараться убедить ребенка в необходимости обращения за медицинской помощью. Указать на недопустимость появления в школе в состоянии одурманивания, вовлечения сверстников и потребление психоактивных веществ, сообщить, что в этом случае администрация учебного заведения будет действовать в установленном для такой ситуации порядке.
2. Предложение помощи подростку должно быть корректным, и если ситуация позволяет, то желательно ненавязчивым.
3. Недопустимо разглашение информации о заболевании подростка, поскольку это приводит к полному прекращению продуктивного контакта и может иметь вредные последствия для несовершеннолетнего.
4. Необходимой представляется информированность педагогов об учреждениях, оказывающих наркологическую помощь несовершеннолетним, и основах ее организации. Следует знать о возможности анонимного лечения. Целесообразна информация о реально работающих с этой проблемой общественных организациях.
5. При работе с несовершеннолетним потребителем психоактивных веществ надо точно знать, какова ситуация в семье подростка, могут ли родители реально влиять на поведение своего ребенка, каково его микросоциальное окружение по месту жительства.
6. Необходимы просветительно-пропагандистская работа среди детей и подростков, введение обязательных антинаркотических программ обучения, занятий и семинаров для педагогов, распространение научно-популярной информации среди родителей и прочие формы противодействия молодежному наркотизму.
4.4. ЕСЛИ У ВАС ВОЗНИКЛИ ПОДОЗРЕНИЯ,
ЧТО ПОДРОСТОК УПОТРЕБЛЯЕТ НАРКОТИКИ,
ТО НАИБОЛЕЕ ОПРАВДАННЫ СЛЕДУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ:
1. Корректно сообщить о своих подозрениях родителям или опекунам подростка.
2. При подозрении на групповое потребление наркотиков необходимо провести повторные беседы с родителями всех членов «наркоманической» группы. В ряде случаев это целесообразно осуществить в виде собраний с приглашением врача психиатра-нарколога, работника правоохранительных органов.
3. Организовать индивидуальные встречи подростков и (или) их родителей с врачом подросткового медико-психологичского центра наркологии Старооскольской ЦРБ.
4. Предоставить подросткам и их родителям информацию о возможности анонимного обследования и лечения, указать адреса и телефоны организаций, работающих в таком режиме.
Наркологическая служба
Наш адрес: ул. Хмелева, 1-а
Телефон: 22-72-86
4.5. ЕСЛИ У ВАС ВОЗНИКЛИ ПОДОЗРЕНИЯ,
ЧТО ПОДРОСТОК НАХОДИТСЯ В СОСТОЯНИИ
НАРКОТИЧЕСКОГО ОПЬЯНЕНИЯ, НЕОБХОДИМО:
1. Удалить учащегося из класса, отделить его от одноклассников.
2. Немедленно поставить в известность руководителей школы..
3. Срочно вызвать медицинского работника школы.
4. В случае, когда состояние подростка может быть расценено как состояние наркотического опьянения, немедленно известить о случившемся родителей или опекунов подростка.
5. Нецелесообразно проведение немедленного разбирательства о причинах и обстоятельствах употребления алкоголя или наркотиков.
6. При совершении подростком хулиганских действий целесообразно прибегнуть к помощи правоохранительных органов.
4.6. ПЕРЕДОЗИРОВКА ПСИХОАКТИВНЫХ ВЕЩЕСТВ
Самым грозным осложнением употребления наркотиков и токсических средств является передозировка. В этом случае может наступить смерть от остановки дыхания, сердца или перекрытия рвотными массами дыхательных путей. Важно вовремя оказать первую помощь и вызвать «скорую медицинскую помощь». Признаками передозировки являются: потеря сознания, резкая бледность, неглубокое и редкое дыхание, плохо прощупывающийся пульс, отсутствие реакции на внешние раздражители, рвота.
Этапы оказания первой помощи при передозировке наркотиков:
1. Вызвать «скорую помощь».
2. Повернуть на бок.
3. Очистить дыхательные пути от слизи и рвотных масс.
4. Следить за характером дыхания до прибытия врачей.
5. При частоте дыхательных движений меньше 8—10 в минуту — искусственное дыхание