Просмотр содержимого документа
«Применение ИКТ в учебном процессе»
Применение ИКТ в учебном процессе
Сегодня у любого преподавателя имеется в распоряжении многочисленные возможности применения в процессе обучения средств ИКТ — это информация из сети Интернет, электронные учебники, словари и справочники, презентации, программы, различные виды коммуникации — чаты, форумы, блоги, электронная почта, телеконференции, вебинары и многое другое. Благодаря этому, актуализируется содержание обучения, происходит быстрый обмен информацией между участниками образовательного процесса. При этом преподаватель не только образовывает, развивает и воспитывает студента, но с внедрением новых технологий он получает мощный стимул для самообразования, профессионального роста и творческого развития. Помимо этого, использование ИКТ в обучении помогает педагогу решить такие дидактические задачи, как:
формирование устойчивой мотивации;
активизация мыслительных способностей учащихся;
привлечение к работе пассивных учеников;
повышение интенсивности учебного процесса;
обеспечение живого общения с представителями других стран и культур;
обеспечение учебного процесса современными материалами; - приучение учащихся к самостоятельной работе с различными источниками информации;
реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению;
активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
обеспечение гибкости процесса обучения.
В современных условиях педагогу недостаточно быть только пользователем, необходимо говорить о повышении компетентности педагога в области ИКТ, являющейся его профессиональной характеристикой, составляющей педагогического мастерства. В педагогической практике предлагается двухуровневая модель информационно-коммуникационной компетентности учителя:
уровень функциональной грамотности (подготовленность к деятельности):
владение компьютерными программами обработки текстовой, числовой, графической, звуковой, видеоинформации;
умение работать в сети Интернет, пользоваться ее сервисами;
умение использовать такое оборудование, как сканер, принтер и т. д.
2.деятельностный уровень (реализованная деятельность) — эффективное и систематическое использование функциональной грамотности в сфере ИКТ в образовательной деятельности для достижения высоких результатов. Деятельностный уровень можно разделить на подуровни:
внедренческий — включение в образовательную деятельность специализированных медиаресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию и методике того или иного учебного предмета;
творческий — разработка собственных электронных средств учебного назначения.
В настоящее время активно осуществляется модернизация российского образования, которая предполагает стремительное развитие глобальной информационной сети, использование технологий дистанционного образования, обеспечение образовательных учреждений средствами информационно-коммуникационных технологий. В связи с этим значительная часть российских СПО активно разрабатывает и реализует названные технологии, которые существенно изменяют характер приобретения, развития и распространения знаний.
Использование информационно - коммуникационных технологий в среднем профессиональном образовании имеет ряд серьезных преимуществ по сравнению с традиционной системой обучения. Так, применение данных технологий обучающимися значительно повышает уровень доступности образования, предоставляет возможность студентам обращаться к размещенному на сервере учебно-методическому комплексу дисциплины. Благодаря широкому доступу к УМКД, студенты полностью обеспечены учебно-методическими и дидактическими материалами для изучения дисциплины.
Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет максимально удобно для пользователя выстраивать индивидуальную траекторию обучения. Студент сам определяет время и последовательность изучения дисциплины, кроме того, у обучающихся есть возможность неоднократно выполнять лабораторные работы, осуществлять практические опыты, что в реальных условиях обучения практически невозможно. Немаловажным является тот факт, что использование информационно - коммуникационных технологий в обучении позволяет студенту осуществлять опосредованное общение с преподавателем в удобное для себя время, используя для этого форум, чат, электронную почту.
Кроме очевидной привлекательности для обучающихся, применение данных технологий дает возможность преподавателю постоянно обновлять содержание образования; реализовать любой вид занятия, в том числе осуществлять контроль и самоконтроль за результатами учебной деятельности студентов.
Несмотря на неоспоримые достоинства информационно-коммуникационных технологий, их применение в большинстве СПО нашей страны имеет ряд серьезных проблем, обусловленных, во-первых, слабым ресурсным обеспечением и недостаточной материально-технической оснащенностью высшей школы; во-вторых, как слабая дидактическая составляющая электронных образовательных ресурсов обусловливает отсутствие технологического подхода к обучению во многих дистанционных учебных курсах, а так же ориентацию учебного процесса в основном на репродуктивный характер деятельности. Еще одной из актуальных проблем профессионального образования является низкий уровень информационных компетенций преподавателей, который не позволяет им активно и достаточно эффективно использовать в образовательном процессе информационно-коммуникационные технологии. Немаловажной проблемой является отсутствие комплексной системы оценки и разработанных критериев качества электронных образовательных ресурсов.
Нам видятся следующие наиболее важные решения названных проблем. Во-первых, необходима поддержка и стимулирование на уровне государства организаций и вузов, занимающихся разработкой и реализацией информационно-коммуникационных технологий в образовании. Во-вторых, разработка электронных образовательных ресурсов должна осуществляться на основе требований к технологически организованному процессу обучения. Содержание электронных образовательных ресурсов должно быть ориентировано на разные уровни освоения учебной дисциплины (репродуктивный, алгоритмический, эвристический, исследовательский). Проблема, связанная с недостаточно сформированным уровнем информационных компетенций преподавателей может быть разрешена посредством программ повышения квалификации, с помощью сотрудников владеющих информационно-коммуникационными технологиями. Что касается проблемы комплексной оценки электронных образовательных ресурсов, то ее необходимо осуществлять с учетом педагогических, психологических требований.
Решение названных проблем использования информационно-коммуникационных технологий позволит выйти образованию на качественно новый уровень.