Просмотр содержимого документа
«Презентация: Опера "Русалка" А. С. Даргомыжского.»
А.С.Даргомыжский
Опера «Русалка»
(1856)
В основе оперы – пьеса А.С.Пушкина социально - обличительного характера.
Изменения:
Некоторые герои оперы получили имена: Наташа – дочь мельника, Ольга – подруга княгини.
Композитор досочиняет конец сюжета для оперы (Пушкин не успел окончить драму)
Мельник …
Наташа …
Князь (тенор)
Княгиня (меццо-сопрано)
Ольга (сопрано)
Сват (баритон)
Ловчий (баритон)
Запевала (тенор)
Русалочка (не поет)
«Русалка» - первая русская опера в жанре психологической бытовой музыкальной драмы.
Даргомыжский стремился раскрыть душевный мир героев.
Под воздействием драматических событий меняются характеры героев.
Наташа– дочь мельника, нежная и любящая (в начале оперы) превращается в надменную русалку.
Мельник– весельчак и балагур под влиянием пережитого горя сходит с ума. Его образ поражает своим трагизмом.
Опера состоит из четырех действий.Сценическое действие начинается сувертюрывсонатной форме, в которой звучаттемы:величального свадебного хора из второго действия (тема вступления), мелодия ариозо Наташи из первого действия (побочная партия)
В первом действии даны музыкальные характеристики главных героев. В нем же происходит и развязка драмы – Наташа от отчаяния бросается в Днепр и перестает существовать как реальная девушка, превращаясь в надменную русалку.
Первое действие.
Мельница на берегу Днепра. Наташа и молодой князь полюбили друг друга.
Ария Мельника характеризует его как веселого, но немного ворчливого отца.
Терцет Наташи , Князя и Мельника свободно переходит в диалог, прерванный песнями крестьян («Ах ты, сердце», «Заплетися, плетень», «Как на горе мы пиво варили»). Несколько непрерывно чередующихся номеров образуют развернутую сцену, завершающуюся дуэтом . Князь дарит Наташе ожерелье сообщает ей о разлуке - он должен жениться на знатной девушке. Наташа с горя бросается в воды Днепра.
Второе действие.
Богатая свадьба в доме Князя. Хор гостей славит молодых. Заздравный хор сменяется славянскими и цыганскими танцами. Хор девушек поет шуточную песню «Сватушка».
В разгар веселья внезапно звучит полная скорби песня Наташи «По камушкам, по желтому песочку», написанная в жанре русской протяжной песни.
Слышится горький стон Наташи в тот миг, когда Князь целует молодую жену.
Третье действие.
В тереме Княгини. Женитьба не принесла счастья. Княгиня тоскует одна. Напрасно подруга Ольга пытается её развеселить.
Князь часто уходит из дома, приходя на берег Днепра, где встречался раньше с Наташей. На месте мельницы теперь одни развалины .
На берегу русалки водят хороводы.
С появлением Князя они скрываются.
Князь полон раскаяния, он не может позабыть Наташу. В своей каватине он вспоминает о счастливых днях. Встреча с мельником потрясает Князя. Мельник от горя лишился рассудка и вообразил себя вороном. Из разговора с ним Князь узнает, что Наташа стала русалкой, царицей здешних вод и у неё растет маленькая дочка-русалочка.
Несчастный старик вдруг вспоминает о страшной гибели дочери и гневно восклицает: «Заманишь, а там, пожалуй, удавишь ожерельем». В припадке ярости бросается на Князя.
Четвертое действие.
Подводное царство русалок. Близится вечер. Наташа – царица днепровских вод отпускает русалок на берег и просит дочку-русалочку заманить Князя – её отца.
Напрасно Княгиня с Ольгой пытаются удержать Князя.
Из Днепра раздается призывающий голос Наташи, русалочка увлекает его. Раздается злорадный смех русалок.
В эпилоге русалки кладут мертвое тело Князя к ногам своей царицы.
Так отомстила Русалка за обманутую девушку Наташу.
Вопросы
1) Назовите автора либретто оперы «Русалка»
2) Какими голосами в опере поют Наташа и ее отец Мельник?