kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Потенциал наставничества в системе среднего профессионального образования

Нажмите, чтобы узнать подробности

Наставничество как педагогическое явление возрождается вновь в системе             профессионального образования.

В статье подчеркивается роль наставничества в подготовке молодых специалистов в современных условиях в системе профессионального образования.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Потенциал наставничества в системе среднего профессионального образования»

ПОТЕНЦИАЛ НАСТАВНИЧЕСТВА В СИСТЕМЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кузьмова Е. Н., социальный педагог ГАПОУ КО «ККСД»

Аннотация

Наставничество как педагогическое явление возрождается вновь в системе профессионального образования.

В статье подчеркивается роль наставничества в подготовке молодых специалистов в современных условиях в системе профессионального образования.

Ключевые слова: наставник, программа наставничества, среднее профессиональное образование.



Наставничество как педагогическое явление возрождается вновь в системе профессионального образования. Наставник, передающий не только опыт, но и традиции, культуру профессии, снова востребован, и его роль в подготовке молодых специалистов очень важна. Наставничество сегодня это одна из эффективных форм профессионального обучения.

Особую значимость в этой связи приобретает качество разрабатываемых программ наставничества в профессиональных образовательных организациях, поскольку именно программа наставничества как стратегический документ позволяет решить ряд насущных проблем в подготовке кадров.

Программа наставничества рассматривается как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий гарантированный, результативный, экономичный и своевременный переход наставничества в новое качественное состояние, и одновременно – инструмент, обеспечивающий управление им.

При этом программа наставничества предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач: зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятельности профессиональной образовательной организации (далее – ПОО) и тем самым определить точку отсчета для дальнейших шагов к развитию; определить желаемое будущее состояние ПОО, параметры его строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям ПОО и социума; определить стратегию и тактику перехода от достигнутого состояния ПОО к планируемому результату: внедрение эффективных моделей наставничества могло бы снизить, во-первых, существенные финансовые потери, во- вторых, сократить период адаптации молодых специалистов, их закрепляемость на рабочем месте, а в конечном итоге повысить эффективность производства.

Потенциал наставничества в последнее время признается все большим числом людей. Многие государственные и общественные организации, предприятия и учреждения запускают различные инициативы в сфере наставничества. Поэтому необходимо как распространять имеющиеся программы, действующие в соответствии с апробированными практиками, так и разрабатывать новые, инновационные модели.

В современном потоке данных и информации в условиях дефицита времени для человека часто отсутствует возможность получать только явные, письменные знания, но возникает стремление прибегнуть к помощи человека – носителя знаний, сумевшего аккумулировать и передать информацию о них, то есть своего рода наставнику. Наиболее явным этот процесс можно наблюдать при освоении новой техники. В настоящее время в России реализуется несколько программ наставничества, поддерживаемых государством. Наиболее полно и содержательно насыщенные программы направлены на поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, и детей в семьях, которые столкнулись с трудной жизненной ситуацией.

Наставничество осуществляется также и в процессе профессиональной подготовки студентов.

В целом, реализуемые программы основаны на индивидуальном наставничестве и, как правило, дают хорошие практические результаты. Причиной такого результата является реализация личностно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов во взаимодействии наставника и обучающегося.

В настоящее время наставничество можно рассматривать как «ряд модернизированных принципов (добровольность, принятие статусной роли, наличие объединительных факторов, готовность к наставническому взаимодействию); целую палитру моделей открытого взаимодействия и типов наставничества, органично включенных на всех стадиях профессиональной подготовки студента.

Наставничество должно осуществляться в течение всего срока профессиональной подготовки студента в рамках нескольких моделей и с разными наставниками. Авторитарный характер наставничества должен быть трансформирован в партнерский или лидерский.

Студент имеет право на выбор наставников, каждый из которых способствует решению тех или иных профессионально-образовательных задач по формированию его конкурентоспособности.

Сегодня, в рамках организованного управления мы понимаем такую систему обучения персонала, при которой передача знаний происходит непосредственно на рабочем месте в реальной рабочей обстановке, когда более опытный сотрудник передает свои навыки новичку. Но это не единственная форма наставничества, поскольку экономическая целесообразность этого способа передачи опыта порождает множественность его видов. Так, в нашей стране реализуется несколько программ наставничества, поддерживаемых государством. Наставничество осуществляется на таких принципах как добровольность, принятие статусной роли, наличие объединительных факторов и готовность к наставническому взаимодействию.

Работа педагогов и наставников закладывает основу кадрового потенциала и технологического суверенитета страны.

Как отметил В. В. Путин, вопросы обучения, наставничества – это всегда обращение к будущему.

Список литературы


  1. Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент// Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - №3. - С. 4-18.

  2. Дуброва Т.И. Модель профессионального наставничества в подготовке рабочих кадров// «Среднее профессиональное образование» - 2020. -№ 5(297). С. 27-31



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Потенциал наставничества в системе среднего профессионального образования

Автор: Кузьмова Екатерина Николаевна

Дата: 06.06.2023

Номер свидетельства: 633222

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Методическая работа в ОУ в условиях введения ФГОС ООО "
    ["seo_title"] => string(62) "mietodichieskaia-rabota-v-ou-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "134499"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416755408"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "ПОЛОЖЕНИЕ   О ШКОЛЕ МОЛОДОГО УЧИТЕЛЯ"
    ["seo_title"] => string(42) "polozhieniie-o-shkolie-molodogo-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "263551"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449569809"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства