В статье подчеркиваетсяроль наставничества в подготовке молодых специалистов в современных условиях всистемепрофессиональногообразования.
Ключевые слова: наставник, программа наставничества, среднее профессиональное образование.
Наставничество как педагогическое явление возрождается вновь в системе профессионального образования. Наставник, передающий не только опыт, но и традиции, культуру профессии, снова востребован, и его роль в подготовке молодых специалистов очень важна. Наставничество сегодня это одна из эффективных форм профессионального обучения.
Особую значимость в этой связи приобретает качество разрабатываемых программ наставничества в профессиональных образовательных организациях, поскольку именно программа наставничества как стратегический документ позволяет решить ряд насущных проблем в подготовке кадров.
Программа наставничества рассматривается как потенциально мощный и действенный инструмент, обеспечивающий гарантированный, результативный, экономичный и своевременный переход наставничества в новое качественное состояние, и одновременно – инструмент, обеспечивающий управление им.
При этом программа наставничества предполагает взаимосвязанное решение трех крупных задач: зафиксировать достигнутый уровень жизнедеятельности профессиональной образовательной организации (далее – ПОО) и тем самым определить точку отсчета для дальнейших шагов к развитию; определить желаемое будущее состояние ПОО, параметры его строения и функционирования, соответствующие потребностям, ценностям и возможностям ПОО и социума; определить стратегию и тактику перехода от достигнутого состояния ПОО к планируемому результату: внедрение эффективных моделей наставничества могло бы снизить, во-первых, существенные финансовые потери, во- вторых, сократить период адаптации молодых специалистов, их закрепляемость на рабочем месте, а в конечном итоге повысить эффективность производства.
Потенциал наставничества в последнее время признается все большим числом людей. Многие государственные и общественные организации, предприятия и учреждения запускают различные инициативы в сфере наставничества. Поэтому необходимо как распространять имеющиеся программы, действующие в соответствии с апробированными практиками, так и разрабатывать новые, инновационные модели.
В современном потоке данных и информации в условиях дефицита времени для человека часто отсутствует возможность получать только явные, письменные знания, но возникает стремление прибегнуть к помощи человека – носителя знаний, сумевшего аккумулировать и передать информацию о них, то есть своего рода наставнику. Наиболее явным этот процесс можно наблюдать при освоении новой техники. В настоящее время в России реализуется несколько программ наставничества, поддерживаемых государством. Наиболее полно и содержательно насыщенные программы направлены на поддержку детей, оставшихся без попечения родителей, и детей в семьях, которые столкнулись с трудной жизненной ситуацией.
Наставничество осуществляется также и в процессе профессиональной подготовки студентов.
В целом, реализуемые программы основаны на индивидуальном наставничестве и, как правило, дают хорошие практические результаты. Причиной такого результата является реализация личностно-деятельностного и личностно-ориентированного подходов во взаимодействии наставника и обучающегося.
В настоящее время наставничество можно рассматривать как «ряд модернизированных принципов (добровольность, принятие статусной роли, наличие объединительных факторов, готовность к наставническому взаимодействию); целую палитру моделей открытого взаимодействия и типов наставничества, органично включенных на всех стадиях профессиональной подготовки студента.
Наставничество должно осуществляться в течение всего срока профессиональной подготовки студента в рамках нескольких моделей и с разными наставниками. Авторитарный характер наставничества должен быть трансформирован в партнерский или лидерский.
Студент имеет право на выбор наставников, каждый из которых способствует решению тех или иных профессионально-образовательных задач по формированию его конкурентоспособности.
Сегодня, в рамках организованного управления мы понимаем такую систему обучения персонала, при которой передача знаний происходит непосредственно на рабочем месте в реальной рабочей обстановке, когда более опытный сотрудник передает свои навыки новичку. Но это не единственная форма наставничества, поскольку экономическая целесообразность этого способа передачи опыта порождает множественность его видов. Так, в нашей стране реализуется несколько программ наставничества, поддерживаемых государством. Наставничество осуществляется на таких принципах как добровольность, принятие статусной роли, наличие объединительных факторов и готовность к наставническому взаимодействию.
Работа педагогов и наставников закладывает основу кадрового потенциала и технологического суверенитета страны.
Как отметил В. В. Путин, вопросы обучения, наставничества – это всегда обращение к будущему.
Список литературы
Блинов В.И., Есенина Е.Ю., Сергеев И.С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент// Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - №3. - С. 4-18.
Дуброва Т.И. Модель профессионального наставничества в подготовке рабочих кадров// «Среднее профессиональное образование» - 2020. -№ 5(297). С. 27-31