Просмотр содержимого документа
«Памятка «Аспекты девиантного поведения»»
П амятка «Аспекты девиантного поведения»
А. С. Белкин раскрывает взаимосвязь педагогической запущенности как стойкого, отчетливо выраженного искажения нравственных представлений, невоспитанности чувств и навыков общественного поведения с соответствующими возрастными особенностями и доминирующими факторами нравственного развития ребенка.
Четвертая стадия характерна для старших подростков (7- 9 классы), проявляется через возникновение устойчивых признаков асоциального поведения: существует как итог неблагоприятного развития предшествующих стадий в результате промахов педагогического воздействия семьи и школы. Проступки преднамеренны, имеют социальную направленность, могут осуществляться как предпосылки правонарушений и даже преступлений.
Третья стадия возникает у младших подростков (4 -6 классы), проявляясь как стабилизация неблагоприятных тенденций в поведении школьников; проступки, связанные с нарушением норм жизни коллектива, носят ситуативный, а в отдельных случаях преднамеренный характер.
Вторая стадия возникает у учащихся младших классов и проявляется как начальная форма отклонений в поведении. Доминирующие отклонения: отсутствие ситуации успеха в учебной и общественной работе, неумение выполнять требования педагога, слабость внутригрупповых отношений, ситуативный характер проступков.
Первая стадия соответствует дошкольному периоду и определяется как стадия возникновения предпосылок педагогической запущенности, Доминирующие отклонения на этой стадии: недостаточное развитие индивидуально-психологических качеств, слабая подготовка к школе.
Прослеживая психолого-педагогическую закономерность отклоняющегося поведения, исследователи выделяют четыре группы трудных детей:
1) трудновоспитуемые дети;
2) педагогически запущенные подростки;
3) подростки-правонарушители - трудновоспитуемые или педагогически запущенные подростки;