kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Особенности закаливания детей дошкольного возраста в ДОУ и его значение.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Особенности закаливания детей дошкольного возраста в ДОУ и его значение.»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Особенности закаливания детей дошкольного возраста в ДОУ и его значение.»»



 


















тема: «Особенности закаливания детей дошкольного возраста в ДОУ и его значение.»
























Содержание

 

Введение..................................................................................................................3

Глава I. Теоретические аспекты закаливания......................................................5

1.1. Физиологические механизмы закаливания  организма......................5

1.2. Принципы закаливания.......................................................................11

1.3. Основные виды закаливания детей…………………………………..13

Глава II. Роль закаливания в оздоровлении детей дошкольного возраста.......18

2.1. Особенности закаливания детей  дошкольного возраста..................19

2.2. Организация закаливания в условиях  ДОУ с целью оздоровления

детей..............................................................................................................23

Заключение.............................................................................................................29

Список  литературы................................................................................................31























Введение


Закаливание — это система специальной тренировки терморегуляторных процессов организма, включающая в себя процедуры, действие которых направлено на повышение устойчивости организма к переохлаждению или перегреванию.
Организм человека непрерывно подвергается разнообразному воздействию  внешней среды, наиболее длительное и непрерывное воздействие на организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация и вода.
Чем младше ребенок, тем хуже проходят в его организме процессы терморегуляции, тем быстрее при  неблагоприятных условиях среды  он может переохладиться или перегреться  из-за малой приспособленности детей  младшего возраста передача раздражений  к центрам и ответная реакция  у них протекают замедленно и  не в полную силу. Их организм часто  не успевает отреагировать и защитить себя от холода или жары. Поэтому  детей приходится искусственно ограждать  как от воздействия холода, так  и от перегревания, чтобы предупредить возникновение у них различных  заболеваний.
Закаливание следует рассматривать  как важнейшую составную часть  физического воспитания детей. Лучшими  средствами закаливания являются естественные силы природы: воздух, солнце и вода.
Целью закаливания является выработать способность организма  быстро изменять работу органов и  систем в связи с постоянно  меняющейся внешней средой.
Актуальность темы «Закаливание как средство оздоровления детей дошкольного возраста» обусловлена тем, что ребенок нуждается в охране здоровья со стороны взрослых.
Научная разработка проблемы закаливания стала возможной  лишь благодаря физиологическим  исследованиям. У истоков этого  направления стоял крупный отечественный  физиолог И.Р. Тарханов. Данная проблема рассматривалась в трудах по адаптации человека французским физиологом Клодом Бернаром, канадским исследователем Г. Селье и советским физиологом П.К. Анохиным. Клинические исследования по проблеме закаливания в нашей стране проводились Е.Г. Леви-Гориневской, Г.Н. Сперанским Е.Д. Заблудовской, Е.К. Талановой и многими другими.
Таким образом, закаливание является научно обоснованным систематическим использованием естественных факторов природы для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды. При правильном проведении закаливающих процедур, ребенка можно закалять довольно длительное время и получить хороший результат - крепкое здоровье.
Объект исследования – система закаливания.
Предмет исследования – закаливание как средство оздоровления детей дошкольного возраста.
Цель работы – выяснить роль закаливания детского организма в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста.
В процессе исследования были поставлены следующие задачи:

Проанализировать научно-теоретическую литературу по теме закаливания детей дошкольного возраста. Определить роль закаливания как средства оздоровления детей дошкольного возраста.Сделать выводы по результатам проведенного теоретического исследования.









Глава I. Теоретические аспекты закаливания
1.1. Физиологические  механизмы закаливания организма


Единственным и  самым  эффективным средством тренировки и совершенствования защитных механизмов человеческого организма, повышения  его  устойчивости  к холоду является закаливание. Не поздно закалять свой организм в любом возрасте, но лучше  начинать с самого раннего возраста. У многих людей отношение к  холоду неверное в принципе. Необходимо устранить психологический барьер  исторически  программируемого  страха  перед  холодом, снять  негативный настрой против него. Этому  способствует закаливание,  оно  не только повышает устойчивость к  холоду,  но и является могучим  средством, обеспечивающим нормальное протекание развития ребенка. Поэтому  оно может занять прочное место  в ритме жизни всех детей и  подростков. Особенно велика роль закаливания  в профилактике простудных заболеваний, причина которых в основном - страх:  смелые закаленные люди,  как правило,  не простужаются. Что же  такое  закаливание?  Закаливание  холодными  воздействиями  характеризуется следующими положениями.

Во-первых, закаливание - это система закаливающих  моментов в ритме дня, а не только какая - либо одна закаливающая процедура.  Это процесс, закладывающийся на всю жизнь, определяющий формирование мышления и деятельности.
Во-вторых, закаливание - это активный процесс. Он  предполагает  намеренное  использование естественных холодовых воздействий с целью тренировки всех защитных механизмов организма, и в частности, тренировку физиологических механизмов терморегуляции,  обеспечивающих поддержание температуры тела  на  относительно постоянном уровне, независимо от внешней среды (воздуха и воды).
В-третьих, закаливание  холодом  вызывает в организме два вида эффектов:  специфический и неспецифический. Специфический эффект заключается в повышении устойчивости организма именно к холоду, т.е. к тому воздействию, которое использовалось в процессе  закаливания. Неспецифический эффект заключается в одновременном повышении устойчивости  и  к  некоторым  другим  воздействиям,  например,  к недостатку кислорода. Помимо естественного равновесия с природой, идет устойчивость к действиям  и против нее, противоестественных (это техническое, химическое и прочее искусственное искажение самой природы).
В-четвертых, специальное  закаливающее действие, например, обтирание только груди холодной водой,  вырабатывает  специфическую устойчивость к охлаждению. В данном случае устойчивость к холоду проявляется в полной мере при охлаждении  груди:  при охлаждении других участков тела ее проявление будет менее значительно. При охлаждении тела или частей тела, например, рук, желательно знать определенные стадии в реакции кожи. Это уровень нашей готовности, так сказать, свободы в природе. У незакаленных  и ослабленных  взрослых, и особенно у детей, вторая стадия может не появиться,  а сразу наступить третья - переохлаждение  со  всеми вытекающими из  этого негативными последствиями. Что касается растирания кожи и выполнения физических упражнений (после воздействия холодной водой), то необходимо сказать,  что они повышают температуру кожи,  сокращают время действия  охлаждения  и растягивают процесс становления закаливания.  Следовательно,  использование растирания кожи до ее  потепления,  интенсивного самомассажа и выраженных по теплопродукции физических упражнений после охлаждающих процедур должно быть ограничено.  Их применение может быть рациональным в начальном периоде закаливания при появлении первичного озноба,  «гусиной кожи», а при наличии устойчивости к холоду - при возникновении вторичного озноба, т.е. для срочного прекращения охлаждения .
Установлено, что в большей  мере главной причиной  возникновения  простудных  заболеваний  является не сильное,  резкое действие холода, а замедление, слабое охлаждение части  кожной поверхности,  короткие,  но  резкие перепады температур (10-15°С) приводят к быстрому восстановлению температуры охлаждаемого  участка.  Чем быстрее осуществляются материальные траты органа,  системы или организма при  деятельности,  тем  скорее протекают восстановительные процессы в них. Для воспитания оптимальной  устойчивости организма к  различным  охлаждениям, тренировку желательно производить  к возможно более широкому диапазону  перепадов температур по времени  и силе воздействия.
Недостаточная интенсивность  и  непродолжительное   время  воздействия  холода не приводят к  выработке устойчивости к охлаждениям  у человека.  Психологически это  должен быть  барьер, который нужно  преодолеть. Появление волнения перед  воздействием уже хорошо.  Если появляется момент перехода одного состояния в  другое,  то, согласно психологической  диалектике, задача решена. Зная все  вышеуказанные  закономерности формирования процессов  закаленности в организме, становится понятно, почему не срабатывали  много  лет предлагаемые «методики» закаливания  детей с постепенным снижением температуры воды на 1°С в течение одной недели. Влияние холода и состояние  гипотермии затрагивает практически  все  системы организма.  У обнаженного  человека в покое прирост обменных процессов при понижении  внешней  температуры на  1°С составляет 10%,  а при интенсивном охлаждении они могут возрасти в 3-4 раза в сравнении с уровнем основного обмена. Академик В.В. Парин,  изучая организмы местных термических  воздействий на работу сердца человека установил, что вода температурой 6-8°С, в которую опускали кисть или стопу, увеличивала  минутный  объем сердца на 25-30%,  и это увеличение сохранялось в течение часа,  постепенно снижаясь. Оно происходило только за счет возрастания ударного объема,  т.к. сердечный ритм во время опыта не меняется.
Физическая тренировка   приводит  к  повышению  холодовой  чувствительности.  Эти изменения  противоположны  тем,  которые  наблюдаются при вхождении в  холодную природную атмосферу. Поэтому  физические нагрузки с выраженной теплорегуляцией,  каждое последующее  охлаждение,  осуществляемое  при  повышающейся, по сравнению с исходной, температурой тела, не сопровождается усилением  устойчивости к холоду. Учитывая эти  закономерности,  не следует при  закаливающих процедурах  выполнять  физические упражнения  со значительными  физическими нагрузками. Регулярное закаливание  охлаждениями благоприятно сказывается  не  только на холодовой устойчивости,  но и на состоянии положительных  неспецифических иммунных реакций  организма. Происходит  увеличение  секреции  гормонов  коры и мозгового  слоя надпочечников,  а также гормонов щитовидной железы с  одновременным  повышением  утилизации  этих  гормонов тканями.  Более высокая активность гормонов успешно позволяет  бороться  организму  с различными инфекционными заболеваниями.  Это в равной степени и параллельно относится  к  психологическим  инфекциям: агрессии, ложной идее, обману и т.п.
Часто у многих возникает  боязнь, что обливание всего тела холодной водой приведет к переохлаждению всего организма.  Однако еще И.П. Павлов писал, что организм человека можно представить  себе состоящим  из «сердцевины» с постоянной температурой и «оболочки»,  меняющей свою температуру  в зависимости от температурных   условий  внешней  среды.  Постоянная  температура «сердцевины» (ее колебания  36,5-37,5°С) поддерживается химической  терморегуляцией.  Увеличение  тепла в 3 раза может происходить за счет непроизвольных мышечных  сокращений  (дрожи).  У закаленного человека увеличение теплообразования к холоду больше,  чем у незакаленного. Поэтому кратковременное обливание  холодной водой и последующая регуляция временного интервала пребывания на воздухе в обнаженном виде  до  появления заметной  дрожи не может приводить к переохлаждению «сердцевины». В то же время появляющаяся в этой фазе еле заметна микровибрация  мышц,  согласно  открытию Аринчина о «периферических сердцах»,  является тем  физиологическим  механизмом,  который влияет на перераспределение крови в сосудистой системе,  ведущей к увеличению венозного притока крови к сердцу и увеличению его минутного объема на 25-30%. Если рассмотреть процесс  глубже, то возникает генерирующий  эффект,  происходит  увеличение электрической активности.  Организм из потребителя  энергии  становится  ее  генератором.  Рождается  не  только чисто физическая энергия - идет рождение творчества, идейной, поэтической, мыслительной деятельности. П.К. Иванов в  своей  системе  оздоровления указывает,  что обливаться холодной водой нужно 2 раза в день, а при заболевании обливаться надо каждые 3-4 часа. Почему? В природе любой переход  из одного состояния в другое сопровождается выделением или поглощением энергии.  Если рассмотреть это с точки  зрения  состояния  человека,  то  эмоциональное переживание,  например,  переход  от страха к  радости,  от агрессии к спокойствию  и т.п., дополнительно дает импульсы и заряды к жизни и деятельности. В нашем случае этому способствует холодная вода.
В обычном  виде вода на четверть состоит из молекул паравод (у  них протоны водорода вращаются  в одну сторону) и на три четверти - молекул ортовод (здесь вращение в разные стороны).  Это состояние воды природное,  и наш организм, если вода находится в нем именно в таком состоянии,  чувствует себя комфортно. При любом заболевании в первую очередь «расходуются» молекулы паравод. Американские ученые даже разработали теорию «Параводная оценка здоровья человека».  Так вот,  при обливаниях под действием магнитных импульсов, один из протонов водорода в молекулах ортовод мгновенно изменяет свое вращение,  становясь молекулой паравод, и при этом мгновенно выделяется большое количество тепла. В чем состоит оздоровление? Дело в том, что в течение первых полутора минут при воздействии  холода наша система  терморегуляции как бы еще не работает,  а вся  защита организма происходит за счет  бесплатной,  «протонной  энергии».  При  этом часть воды у точек  раздражения нагревается импульсивно до 42,2°С, а эта температура губительна для больных клеток. Заканчивая физиологическое  обоснование системы закаливания  по П.К. Иванову,  мы подчеркиваем,  что все  вышеприведенные крупные  исследования и открытия в науке  осуществлялись параллельно с 50-летней практикой природного оздоровления  русского самородка П.К. Иванова. Система Иванова - это не только  закаливающие  процедуры. Это новый образ жизни, новое мировоззрение. Ибо в этой простой системе содержатся ответы на многие вопросы, волнующие человечество. Здоровье - это те поступки,  которые нужно совершать каждый день, каждый час. Смысл их очень понятно и просто изложен в «Детке».  И в принципе путь к совершенству лежит в  выполнении двенадцати заповедей.  Таким образом, в настоящее  время наука - физиология,  гигиена, медицина, педагогика - располагает достаточно  объективным   материалом, свидетельствующим о необходимости закаливания детей с самого раннего возраста. Однако нужно сказать, что закаливание - не самоцель. Оно служит ценным средством сохранения и укрепления здоровья детей, способствует их всестороннему развитию.
 













1.2. Принципы закаливания 


В результате  применения системы П.К. Иванова и других методов закаливания людьми различного контингента, в том числе и  дошкольниками, сложился ряд принципов  закаливания, которые позволяют  достичь желаемых результатов.

Принцип первый - регулярность. Лучше всего ежедневные занятия,  которые проходят в одно и то же время суток. Замечено: суточные ритмы наиболее эффективны и устойчивы в нашем организме. Им подчиняется деятельность многих органов и систем.

Принцип второй - постепенность. Постепенное увеличение нагрузки,  поэтапный переход к более сильным формам закаливания позволяют, пусть  медленнее, но зато увереннее достигать желаемого результата.
Принцип третий - интенсивность. Сила воздействия должна быть выше привычных температурных норм постоянной среды обитания. Чем интенсивнее воздействие, тем ярче ответная реакция организма.  Закаливающий эффект будет выше там, где применяли более холодную воду меньшее время в сравнении с тем, когда использовали воду потеплее, но долгое время.

Принцип четвертый - сочетаемость общих и местных охлаждений.  Скажем, при обливании стоп, тело остается не закаленным, а наоборот,  обливание до пояса не обеспечивает устойчивость стоп к холоду. Оптимальная устойчивость организма - при чередовании общих закаливающих процедур с  местными, направленными на наиболее чувствительные к действию холода области (стопы, носоглотка, поясница).
Принцип пятый – не растираться после обливания. Растирание до покраснения, массаж ограничивают процесс охлаждения, прерывая  его. Не следует проводить закаливание после интенсивной физической нагрузки, которая тоже тормозит течение термовосстановительного процесса после охлаждения.
Принцип шестой – многофакторность природного воздействия, т.е.  использование солнца, воздуха, земли, снега. К тому же, обращаться с ними непосредственно в природе. Например, купаться не в бассейне, а в реке, ходить босиком не только по полу, но и по мягкой тропинке, по снегу во дворе и т.д.

Принцип седьмой- комплексность. Он означает, что процедуры закаливания должны восприниматься шире, нежели просто обливание водой. Это и прогулки, и бег, и сон на свежем воздухе, и баня.
Наконец, принцип восьмой - закаливание должно проходить на фоне  положительных эмоций.  Конечно, приходится проявлять настойчивость.  Однако, как бы велико не было это усилие, ощущение процедуры должно оставаться на грани приятного. Здесь также важно учитывать  индивидуальность ребенка и состояние его здоровья. Исходя из вышеперечисленных  принципов закаливания строится вся основная работа в дошкольных учреждениях. Учитывается индивидуальность каждого ребенка и подбирается  подход к работе с ним. Так же к  работе активно привлекаются сотрудники дошкольного учреждения, родители, врачи.












1.3. Основные виды закаливания детей


К основным видам закаливания  детей относятся: закаливание воздухом, солнцем и водой. Рассмотрим их подробнее. Закаливание воздухом
Воздух  - наиболее доступное  средство закаливания в любое  время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе помогает организму  выработать способность быстро адаптироваться к новым температурным условиям. Закаливание воздухом начинается с хорошей вентиляции помещения, в котором находятся дети. Оздоровительный  эффект его тем больше, чем большая  поверхность кожи подвергается влиянию  воздуха, поэтому необходимо постепенно приучать детей ходить в облегченной  одежде. С детьми первого года жизни  воздушные ванны можно проводить  спустя 30-40 минут после еды, а старше года – через 1-1,5 часа. Воздушные  ванны хорошо сочетать с массажем, пассивной и активной гимнастикой, подвижными играми, работой в саду и на огороде. Во время движений и  трудовой деятельности в организме  образуется тепло, предохраняющее ребенка  от переохлаждения и простудных заболеваний. Младших детей (первый год  жизни) во время воздушной ванны  на несколько минут оставляют       в одних распашонках, а затем  и полностью раздевают. Дети старше 1 года вначале принимают воздушные  ванны в майках, трусах и легкой обуви, по мере закаливания — в  трусах и, если позволяют условия, босыми.
Хождение босиком —  хорошее средство для закаливания, укрепления и формирования свода  стопы. В летнее время детей надо приучать ходить босиком по хорошо очищенному грунту (трава, гравий, песок). Начинать ходить босиком следует  в жаркие, солнечные дни, постепенно увеличивая время с 2—З мин до 10— 12 мин и более. Минимальная температура  воздуха, при которой детям разрешается  ходить босиком, 20—22 °С.
Оздоровляющее действие воздуха  необходимо также использовать при  организации дневного сна и прогулок. Воздушные ванны начинают проводить с детьми двухмесячного  возраста. В теплую погоду их сон  организуют в местах, защищенных от ветра и прямых солнечных лучей  на открытых верандах, террасах, специально оборудованных площадках под  навесом или в тени деревьев, в  лесу, на берегу реки или моря, в ненастные  дни и зимой — на верандах или  в комнатах при открытых форточках.
Закаливание солнцем. Под воздействием солнечных  лучей химические и биологические  процессы в клетках и тканях ускоряются, общий обмен веществ повышается, слой эпидермиса утолщается, особенно за счет увеличения количества пигментных клеток, которые при этом начинают усиленно вырабатывать красящее вещество меланин. Солнечные лучи оказывают  благоприятное влияние на организм только при правильном их использовании, в противном случае они могут  причинить вред, вызвать тяжелые  ожоги, заболевание глаз, обострение некоторых болезней (туберкулез легких, токсический диффузный зоб, желудочно-кишечные расстройства).
Облучение прямыми солнечными лучами не рекомендуется всем детям  первого года жизни и детям  старшего возраста с резким отставанием  в физическом развитии, страдающим малокровием, с повышенной нервной  возбудимостью, в острый период заболевания. В этих случаях используется облучение  рассеянным светом и отраженными  солнечными лучами.
В дошкольных учреждениях  закаливание солнцем осуществляется на прогулке, особенно в весенне-летнее время, при обычной разнообразной  деятельности детей. Начинают со световоздушных ванн в тени деревьев, затем переходят  к местным солнечным ваннам, для  чего детям оголяют руки и ноги (на голове при этом должна быть светлая  шапочка). Для проведения солнечных  ванн игры детей организуют под прямыми  лучами солнца на 5—6 мин, а затем  ребят вновь уводят в тень. По мере появления загара солнечные  ванны становятся общими, для этого детей раздевают, оставляя их в трусах и майках, а затем в одних трусах. Непрерывное пребывание детей под прямыми солнечными лучами вначале составляет 5 мин, постепенно его доводят до 10 мин.В течение дня продолжительность солнечных ванн может быть 40—50 мин.
Эти процедуры являются не только оздоровительным мероприятием, но и хорошей профилактической мерой  против заболеваний детей рахитом, а также простудными и другими болезнями. Закаливание водой
Водные процедуры могут  быть местными (умывание, ножные ванны, обтирание или обливание до пояса) и общими (обтирание и обливание  всего тела, купание в бассейнах, открытых водоемах). Используют воду такой  температуры, которая не вызывает большого напряжения терморегуляционных механизмов ребенка (28—36°С), и проводят тогда, когда  тело его не переохлаждено и не перегрето. Умывание, которое ежедневно проводят по утрам с гигиенической целью, при определенной организации может оказать на детей и закаливающее влияние. Для этого температуру воды при умывании постепенно (через каждые 2—3 дня) снижают на 1 °С и доводят ее для детей от 1 года до 2 лет с 28 до 20 °С, от 2 до 3 лет — до 16 °С, для детей 3 лет и старше — до 14°С.
Детям до 2 лет обычно моют лицо и кисти рук, 2—3 лет, кроме  этого, шею и руки до локтя, от 3 лет  и старше при умывании можно обмывать и верхнюю часть груди.
Ножные ванны являются хорошим средством закаливания.Ножные ванны способствуют закаливанию всего организма. Кроме того, ежедневные ножные ванны снижают потливость ног, являются профилактикой плоскостопия.
Местное обливание ног проводят из ковша вместимостью 0,5 л при температуре воздуха в помещении не ниже 20 °С. Во время процедуры смачивают нижнюю половину голени и стопы. Сосуд с водой держат на близком расстоянии от тела (4—5 см). На каждое обливание расходуется 2—3 л воды соответствующей температуры. Собственно обливание продолжается 15—20 с, затем ноги ребенка обтирают сухим полотенцем до легкого порозовения кожи. Следует помнить, что эффект закаливания будет только в том случае, если прохладную воду лить на теплые ноги ребенка. В связи с этим обливание ног проводят обычно после дневного сна. Летом целесообразно обливание ног сочетать с их мытьем после прогулки: ноги моют теплой водой с мылом и обливают водой соответствующей температуры. При обливании ног детей  первых лет жизни используют воду начальной температуры 30 °С, а затем  ее снижают через каждые 1—2 дня  на 2 °С и постепенно доводя до 18—16°С, а в дошкольных группах (4—7 лет) до 16— 14 °С. Контрастное обливание может быть щадящим: вначале ноги обливают теплой водой (35—3б°С), а затем сразу прохладной (24—25°С), после чего вновь теплой водой (35—36°С). Постепенно температуру теплой воды повышают до 40 °С, а прохладной снижают до 18 °С. Заканчивают процедуру сухим растиранием. Такой метод обливания рекомендуется ослабленным детям или перенесшим болезнь. Закаленным и редко болеющим детям эту процедуру лучше проводить в обратном порядке, начиная с холодной воды (24—25 С) и переходя к воде температуры 35—36°С, а затем вновь к холодной с таким же постепенным изменением температуры. После обливания — сухое растирание. Общие водные процедуры (обтирание, обливание, купание) проводятся не раньше чем через 30—40 мин после приема пищи. Обтирание можно начинать с 3-месячного возраста. Детям первого  года жизни, а также ослабленным  воспитанникам старшего возраста перед  обтиранием водой в течение 1 —2 недель следует проводить сухое растирание кожи чистой мягкой материей до слабого  покраснения ее. Детям грудного возраста сначала  обтирают руки и ноги, затем шею, грудь, живот и только после этого  спину. Ноги и руки обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к туловищу (это предупреждает застой крови в венах и капиллярах). Детей, умеющих хорошо стоять, обтирают в положении стоя: сначала верхнюю, а затем нижнюю часть тела. С 5—7 лет дошкольников приучают обтираться самостоятельно, помогая  им смачивать рукавичку и обтирать спину. Обливание всего тела проводят при температуре воздуха не ниже 23 °С. Воду льют из лейки на плечи, грудь, спину (расход воды 1,5—2,0 л), при этом сосуд с водой держат на 6—8 см над ребенком. После обливания  сразу следует сухое растирание. Длительность процедуры увеличивают  с 15 до 35 с. Температуру воды снижают  через 3—4 дня на 2°С душевые установки (смесители) используют при закаливании  водой только в том случае, если они обеспечивают ее постоянную температуру. Купание в открытых водоемах (бассейн, река, озеро, море) — одна из любимых детьми закаливающих процедур. На организм ребенка одновременно действуют воздух, солнце, вода (ее температура, состав). Все это в сочетании с движениями, которые ребенок производит, плавая или играя в воде, активизирует работу нервной, сердечно-сосудистой, эндокринной и других систем. Купание в открытых водоемах вызывает значительное напряжение теплорегуляционных механизмов ребенка и поэтому  должно строго контролироваться. В  условиях дошкольных учреждений к купанию  в открытых водоемах допускают только здоровых детей (1-я группа по здоровью) старше 3 лет.
Дошкольникам можно начинать купаться в безветренную погоду при  температуре воздуха не ниже 25 ?C и воды 23 ?C. Закаленным детям можно  позволять купаться и в более  прохладной воде, сокращая время купания. Нельзя купать детей натощак или  раньше чем через 1,5 ч после приема пищи. Купаются дети 1 раз в день. Продолжительность первых купаний  не должна превышать 3 мин, в дальнейшем ее постепенно увеличивают: для детей 3—5 лет до 5 мин, 6—7 лет — до 8—10 мин. Купать детей надо в утренние часы после солнечных ванн. После купания всех детей  быстро обтирают индивидуальными полотенцами, организуют подвижные игры в тени. Принимать солнечные ванны после  купания не рекомендуется.
Хорошим средством закаливания  полости рта и носоглотки является систематическое их полоскание водой  комнатной температуры.



Глава II. Роль закаливания в оздоровлении детей дошкольного возраста

2.1. Особенности закаливания детей  дошкольного возраста

Закаливание детей необходимо для того, чтобы повысить их устойчивость к воздействию низких и высоких  температур воздуха и за счет этого  предотвратить частые заболевания.

Основные эффекты закаливающих процедур:

  • укрепление нервной системы,

  • развитие мышц и костей,

  • улучшение работы внутренних органов,

  • активизация обмена веществ,

  • невосприимчивость к действию болезнетворных факторов .

Основные задачи закаливания - укрепление здоровых детей, развитие выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды, повышение  его сопротивляемости к различным  заболеваниям. Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью физического воспитания детей, как в дошкольном учреждении, так и дома.

Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций  организма, основывается на тренировке - систематическом повторении воздействия  определенных факторов, начиная с  кратковременных и слабых их воздействий  и постепенно нарастающих по силе и длительности.

Средства закаливания  просты и доступны. Главное отбросить  многие укоренившиеся предрассудки бабушек и родителей и не кутать детей, не бояться свежего воздуха .

При закаливании детей  следует придерживаться таких основных принципов:

  • проводить закаливающие процедуры систематически,

  • увеличивать время воздействия закаливающего фактора постепенно,

  • учитывать настроение ребенка и проводить процедуры в форме игры,

  • начинать закаливание в любом возрасте,

  • никогда не выполнять процедуры, если ребенок замерз, то есть не допускать переохлаждения ребенка,

  • избегать сильных раздражителей: продолжительного воздействия холодной воды или очень низких температур воздуха, а также перегревания на солнце,

  • правильно подбирать одежду и обувь: они должна соответствовать температуре окружающего воздуха и быть из натуральных тканей и материалов,

  • закаливаться всей семьей,

  • закаливающие процедуры сочетать с физическими упражнениями и массажем,

  • в помещении, где находится ребенок, никогда не курить .

Основные факторы закаливания - природные и доступные «Солнце. Воздух и Вода». Закаливание проводится при непременном соблюдении следующих условий:

  • учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания;

  • комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур;

  • постепенность в увеличении силы воздействия природного фактора;

  • систематичность закаливания - оно осуществляется круглый год, но виды его и методики меняются в зависимости от сезона и погоды;

  • cпокойное, радостное настроение ребенка во время закаливающей процедуры .

Для оздоровления детей всех возрастов очень полезна во всех отношениях ходьба босиком, хотя бы потому, что она является профилактикой  плоскостопия и деформации стопы (искривление  большого пальца стопы с последующими негативными проявлениями этой патологии) .

Чтобы достичь хорошего общего физического развития детей и  устойчивости к заболеваниям, ученые рекомендуют приучать детей к  систематическому хождению босиком (дома, во дворе, на даче и даже в парках, садах, на улице).Начинать нужно в  летний период, а затем в прохладное время продолжать это полезное для  здоровья занятие. Детям раннего  возраста свойственно естественное стремление ходить босиком, если им не запрещают родители, особенно по лужам  после дождя .

Многие люди, приученные с  детства ходить босиком, сохраняют  эту привычку на всю жизнь и  не имеют проблем с плоскостопием, деформацией стоп и др. Кроме того, они реже болеют простудными заболеваниями. Как уже было сказано, во всех случаях  нужно придерживаться «золотых правил»  закаливания — постепенности  и систематичности. Ребенка нужно  приучать к хождению босиком вначале  на ковре, а в теплые летние дни - на траве или нагретом песке .

Детям от 1 года и старше, прошедшим  такой курс закаливания, можно разрешить  побегать босиком по крашеному деревянному  или паркетному полу, а летом - по траве или по песку не более 30 минут в день; затем время постепенно увеличивают. Закаленный таким образом  ребенок дошкольного возраста может  с пользой для здоровья круглый  год дома, а в теплое время и  во дворе ходить без обуви. Полезны  после хождения босиком ножные ванны  с постепенным понижением температуры  воды.

Поскольку стопы рефлекторно  связаны с верхними дыхательными путями, детям, как и взрослым, полезно  одновременно с хождением босиком  полоскать горло и нос водой, постепенно снижая температуру воды от 20 до 8° С. .

Начинать закаливание  ребенка можно в любом возрасте после осмотра малыша врачом-педиатром.

Ослабленным и больным  детям назначают главным образом  частичные водные процедуры: умывание, влажное обтирание тела по частям, обливание стоп тепловатой водой. Температуру  воды, от исходной (35-36°), снижают очень  медленно. И лишь после улучшения  общего состояния ребенка доводят  до температуры, рекомендованной для  здоровых детей. У детей, страдающих экссудативным диатезом, водой обтирают только непораженные участки кожи. При острых заболеваниях, сопровождающихся повышением температуры тела, закаливающие процедуры прекращают и назначают  снова после выздоровления с  учетом индивидуальных особенностей организма  ребенка .

По интенсивности воздействия  на организм водные процедуры располагаются  в следующем порядке: влажное  обтирание, обливание, душ, ножные ванночки. При закаливании ослабленных  детей, перенесших тяжелое заболевание, необходима осторожность. Вначале, в  течение первых 2-3 дней обтирают только руки, затем столько же - руки и  грудь, далее руки, грудь и спину  и т.д. Потом уже, не торопясь, постепенно переходят и к другим методам  закаливания .

Закаливание следует проводить  систематически, а не от случая к  случаю. Длительные перерывы ведут  к ослаблению или полной утрате приспособительных  защитных реакций организма .

Самым распространенным видом  закаливания является закаливание  водой. Его необходимо проводить  в комплексе с другими методами, в частности, со световоздушными  ваннами и закаливанием солнцем. Закаливание водой может проводиться как местные или общие процедуры. К местным процедурам относят умывание, обтирание, обливание, ванны. Закаливание только тогда эффективно, когда холодной водой обливают теплого ребенка .К интенсивным методам  закаливания относят те методы, при  которых происходит хотя бы кратковременный  контакт тела со снегом, ледяной  водой или морозным воздухом. Промежуточное  место между традиционным и интенсивным  закаливанием занимают контрастные  процедуры. При хронических заболеваниях верхних дыхательных путей у  детей, тонзиллите, аденоидах предпочтительнее применять контрастные процедуры .

Основные виды контрастных закаливающих процедур:

  • контрастные ножные ванны,

  • контрастное обтирание,

  • контрастный душ,

  • сауна,

  • русская баня .

Итак, все процедуры, по закаливанию детей, не должны им приносить отрицательных эмоций и дискомфорта. Надо помнить и о том, что для детей с хроническими заболеваниями к закаливанию необходима и соответствующая терапия. В совокупности с лечением, закаливание принесет положительный результат, укрепит здоровье ребенка, позволит ему расти крепким, адаптированным к неблагоприятным воздействиям, человеком.

 

































2.2. Организация  закаливания в условиях ДОУ  с целью оздоровления детей

Важно отметить, что проводя  закаливание в условиях ДОУ, следует постоянно помнить об индивидуальном подходе и состоянии здоровья детей. Воспитатель группы ведет дневник закаливания, в котором ежедневно отмечается самочувствие  ребенка и применяемые моменты закаливания. Если ребенок по какой - либо причине, в том числе и по болезни, пропустил посещение детского сада, то он по возвращении в первое время получает более слабые холодовые нагрузки. И 2-3 дня после болезни с ребенком  не проводится интенсивное закаливание.

Закаливание в группе проводит воспитатель, инструктор по физическому воспитанию или закаливанию, помощник воспитателя в присутствии медицинской сестры, которая предварительно оценивает состояние здоровья детей.

Проводится закаливание  на хорошем эмоциональном фоне, в  игровой форме, с обязательным подбадриванием детей, радуясь вместе с ними победами над собой.

Основную роль в организации  закаливания должна взять на себя заведующая дошкольным учреждением. Если руководитель сам занимается по системе, верит в ее пользу и добро, своим примером и здоровым образом жизни он может увлечь воспитателей и сотрудников  детского сада, и, конечно же родителей. В дошкольном учреждении должна царить атмосфера взаимопонимания, доброжелательности, стремления делать одно общее дело, нужное всем, и большим и маленьким.

Радость и восторг вызывает у детей момент, когда любимая  воспитательница у них на глазах выливает на себя ведро холодной воды, да еще на улице зимой! У некоторых  детей тут же возникает желание  делать то же самое. И нет сомнения, что такой яркий пример вызовет  у детей  желание рассказать об этом родителям, которые, возможно, задумаются о своем образе жизни, а в  сознании ребенка будет посеяна крупица  нового мышления.

Закаливая тело и дух, здороваясь со всеми  людьми,  хотя бы мысленно, занимая свое место в природе, не нарушая равновесия в ней, побеждая человеческие пороки, становясь добрым, внимательным, отзывчивым по отношению к людям, человек  достигает не только физического, но и нравственного здоровья.

И как важно, чтобы такими людьми были работники дошкольных учреждений, которые  формируют базу будущей  жизненной позиции подрастающего  человека. И если педагоги приняли  всем  сердцем  и душою систему  П.К. Иванова, они  сделали  шаг  к новому образу мысли и  жизни,  который  поможет  обрести истинную радость, счастье, душевный покой. Это  они передадут  детям, нашему будущему, помогут сохранить наш прекрасный мир.

Основные задачи закаливания  -  укрепление здоровых детей, развитие   выносливости организма при изменяющихся факторах внешней среды,   повышение его сопротивляемости к различным заболеваниям.

Это система мероприятий, которая является неотъемлемой частью  физического воспитания детей как  в дошкольном учреждении, так и дома.

Организация и методы использования  факторов внешней среды (воздух, вода, солнце) с целью закаливания должны обязательно учитывать   состояние здоровья детей каждого коллектива, их предшествующую закаленность, уровень подготовки в этих вопросах персонала дошкольного учреждения (медицинского и педагогического) и родителей .

Закаливание, как средство совершенствования защитных реакций организма, основывается на тренировке – систематическом повторении воздействия определенных факторов, начиная с кратковременных и слабых их воздействий и постепенно нарастающих по силе и длительности.

В качестве основных средств  закаливания в ДОУ используются естественные  природные факторы: воздух, вода, солнечный свет - при непременном соблюдении следующих условий:

1.  Учет индивидуальных особенностей ребенка при выборе метода закаливания.

2.  Комплексное использование всех природных факторов и закаливающих процедур.

3.  Постепенность  в   увеличении  силы воздействия  природных факторов.

4.  Систематичность закаливания  - оно осуществляется круглый год, но  виды  его и методики меняются в зависимости от сезона и погоды.

5.   Спокойное, радостное  настроение ребенка во время закаливающей процедуры.

Закаливающие  мероприятия в ДОУ особенно важны в период повышенной заболеваемости, карантинов и после перенесенных заболеваний. При этом система закаливания должна сохраняться, но сила воздействующего фактора снижается. Должен быть усилен контроль врача в этот период и строгий индивидуальный подход к каждому ребенку.

Медицинских отводов от закаливания не должно быть. Исключение должны составлять лишь острые заболевания. Нужно помнить, что методы и средства закаливания подбираются индивидуально в зависимости от возраста, состояния ребенка и условий окружающей среды.

Закаливание свежим воздухом показано всем детям, но в зависимости  от состояния ребенка нужно проводить или общие, или частичные воздушные ванны. То же относится к водным мероприятиям - используют  местные или общие процедуры и температура воды подбирается индивидуально.

Имеется ряд противопоказаний к использованию солнца в целях закаливания. Облучение прямыми солнечными лучами не рекомендуется всем детям первого года жизни и детям более старшего возраста, страдающим резким отставанием физического развития, малокровием, повышенной нервной возбудимостью, в острый период заболевания. В этих случаях используется облучение рассеянным и отраженным солнечными лучами.

Ответственность за правильную организацию работы по закаливанию   детского организма несет заведующий ДОУ и врач, обслуживающий дошкольное учреждение .

Заведующая:

1.  Осуществляет контроль за работой медицинского, педагогического и обслуживающего персонала по закаливанию детей всех возрастных групп детского коллектива и отдельных детей.

2.  Организовывает обучение  воспитателей и обслуживающего персонала методике проведения всех мероприятий по закаливанию, регулярно проверяет, как выполняются указания врача.

3.  Устанавливает контакт  с родителями, добиваясь согласованной  единой системы закаливания детей в дошкольном учреждении и в семье.

4.  Обеспечивает оборудование и все необходимые условия для осуществления всего комплекса мероприятий по закаливанию детского организма.

Врач:

1.  Разрабатывает план мероприятий по закаливанию детей в разные   сезоны года на основе данных тщательного изучения здоровья каждого ребенка, его физического воспитания в семье и в детском саду.

2.  Дает конкретные указания  для медицинского и педагогического персонала по организации и методике проведения всех мероприятий по закаливанию детей в каждой возрастной группе данного дошкольного учреждения.

3.  Обучает медицинский,  педагогический и обслуживающий персонал методике проведения закаливавших процедур.

4.  Проводит беседы с родителями о значении закаливания для укрепления здоровья детей, обучает их методике проведения разных мероприятий по закаливанию ребенка в семье.

5.  Осуществляет систематический  контроль за работой персонала по  закаливанию детей в каждой возрастной группе, за соблюдением врачебно-медицинских указаний по отношению к детскому коллективу и каждому ребенку в отдельности.

6.  Посещает, в соответствии  с планом работы, все возрастные группы  дошкольного учреждения (каждую группу не реже 1 раза в месяц),  регулярно наблюдает за влиянием системы закаливания на состояние здоровья каждого ребенка.

7.  Знакомит воспитателей с результатами влияния закаливающих  мероприятий на состояние здоровья детей и, при необходимости, вносит  соответствующую коррекцию (в зависимости от степени закаленности детей,  эпидемической обстановки, заболевания  ребенка,  изменения  погодных условий, сезона года и т.д.).

Медицинская сестра:

1. Участвует в организации всей работы по закаливанию детей в соответствии с разработанным  врачом планом.

2.  Составляет и контролирует режим проветривания, график проведения специальных процедур.

3.   Ежедневно проверяет четкость и тщательность их проведения, следит за самочувствием и реакцией детей.

4.   Регулярно информирует врача о ходе и результатах закаливания, о своих наблюдениях за детьми.

Воспитатели:

1.  При помощи помощника  воспитателя, руководствуясь назначениями врача,  осуществляют весь комплекс мероприятий по закаливанию детского организма в своей группе.

2.  Продумывают организацию детского коллектива и взрослых при проведении закаливающих процедур.

3.  Следят за самочувствием детей, воспитывая у них положительное отношение к закаливанию.

4.  Ведут учет проведения специальных закаливающих процедур, отмечая в табеле, кто из детей их получил и в какой дозировке.

Таким образом, при организации  закаливания в детском саду задействованы  весь персонал учреждения и все без  исключения дети. Для детей важен  положительный фон проводимых процедур, поэтому вся работа проводится в атмосфере взаимопонимания и положительных эмоций, что является не маловажной частью организации закаливания.

Заключение



Повышение устойчивости человека к различным неблагоприятным  факторам окружающей среды - основная задача современной медицины. В этом именно и заключается её профилактическая направленность.

Закаливание организма - это формирование и совершенствование функциональных систем, направленных на повышение иммунитета организма, что в конечном итоге приводит к снижению «простудных» заболеваний.

Плюсы заключаются в том, что человек получает возможность жить в условиях, ранее несовместимых с жизнью и решать задачи, прежде неразрешимых. Повышается устойчивость к заболеваниям. Закаливание благоприятно действует на весь организм: повышают тонус нервной системы, улучшают кровообращение и обмен веществ, пи облучении поверхности тела в организме возникает ряд фотохимических реакций, влекущих за собой сложные физико-химические превращения в тканях и органах (эти реакции обуславливают благоприятное действие на весь организм).

К минусам можно отнести  лишь невыполнение принципов закаливания, в результате чего наступают различные нарушения в организме.

С давних времен использовались и сейчас остаются основными и  самыми действенными средства закаливания естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Наибольший эффект наблюдается от контрастного закаливания, которое включает ножные ванны, обтирание, душ, закаливание в парной.

Закаливание чаще всего рассматривается  как процесс приспособления организма к меняющимся условиям погоды и климата. Но, говоря о закаливании как средстве физического воспитания,  имеется в виду не только приспособление организма, происходящее под влиянием неблагоприятных условий. Закаливание надо рассматривать как сознательное применение в определенной системе мероприятий, повышающих сопротивляемость организма, воспитывающих способность быстро и без вреда для здоровья применяться к различным условиям внешней среды.

Закаливание следует начинать с самого раннего детства и продолжать в течение всей жизни, видоизменяя формы и методы его применения в зависимости от возраста. Оздоровительное значение воздушных, солнечных ванн, водных процедур, несомненно. Закаленные люди меньше болеют, легче переносят заболевания. Доступность средств закаливания заключается в том, что они всегда под рукой, главное в том, что можно использовать в том или ином виде, в любое время года, в любых условиях. Они не требуют сложной аппаратуры и специальных кабинетов; способы их применения в умелых руках не представляют затруднений.

















Список литературы

  1. Апарин В., Крылов В. О пользе хождения босиком // Наука и жизнь. – 2014. – №3 – с.40-43

  2. Артюхов Ю.А. Как закалить свой организм. - Минск: Харвест, 2013. – 224с.

  3. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. - М.: Физкультура и спорт, 2015. – 198с.

  4. Барабанов А.Г. Высшее физкультурное образование: проблемы и решения: Автореф. монографии на соиск. уч. ст. д-ра пед. наук. М., 2016. – 47с.

  5. Белопольский Ю.В., Оленич В.Б. Педиатрия. – М.: Эксмо, 2017. – 512 с.

  6. Валеологические подходы в формировании здоровья учащихся./Под ред. В. И. Харитонова, М. В. Бажановаа, А. П. Исаева, Н. З. Мишарова. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2015. – 360с.

  7. Воронцова И.М., Беленький Л.А. Закаливание детей с применением интенсивных методов. Метод. рекомендации. - С.-Петербург: Медицина, 2013. – 324с.

  8. Гориневский В.В. Гигиена физических упражнений и спорта. - М.: Высш., и Моск. сов. физкультуры, 2015. – 212с.

  9. Иванченко В.Г. Тайны русского закала.– М., 2004. – 188 с.

  10. Колгушкин А.Н. Целебный холод воды. – М., 2012. – 365с.

  11. Колгушкин А.Н., Короткова Л.И. Лекарства от простуды // Физкультура и спорт. – 2014. – № 2. – С.95-168.

  12. Концепция физического образования детей и подростков// Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 2016 – №1. – С. 5-10.

  13. Лаптев А.П. Закаливайтесь на здоровье. – М.: Медицина, 2012. – 159с.

  14. Малахов Г.П. Закаливание и водолечение. – М.: Сталкер, 2017. – 105с.

  15. Методические рекомендации по закаливанию детей в дошкольных учреждениях. – М., 2017. – 45с.

  16. Мирзоев О.М. Применение восстановительных средств в спорте. – М.: Изд. Физкультура и спорт, 2014. – 230с.

  17. Онучин Н.А. Закаливание. Массаж. Гимнастика / Н.А. Онучин. – М.: АСТ, 2015. – 158 с.

  18. Попов С.Н. Лечебная физическая культура. - М.: Физкультура и спорт, 2015. – 325с.

  19. Праздников В.П. Закаливание детей дошкольного возраста - М.: Медицина, 2010. – 220с.

  20. Толкачев Б.С. Физкультурный заслон ОРЗ. - М.: Педагогика, 2014. – 253с.

  21. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей: Материалы конференции. – Дубна, 2012– 134с.

  22. Трешутин В.А., Щепин В.О. Региональная система мониторинга здоровья населения и эффективность здравоохранения / Под ред. академика РАМН О.П. Щепина. М., 2015. – 256с.

  23. Традиционные и нетрадиционные методы оздоровления детей. Материалы конф.- Дубна, 2016. – 115с.

Чернышенко Ю.К. Организационно-методические и медико-биологические основы физкультурного воспитания учащихся в специальных медицинских группах / Ю.К. Чернышенко, В.И. Осик, Т.А. Банникова; Краснодарская гос. акад. физ. культуры. – Краснодар : [б.и.], 2012. – 63с


15



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
«Особенности закаливания детей дошкольного возраста в ДОУ и его значение.»

Автор: Галина Геннадьевна Ушакова

Дата: 11.04.2023

Номер свидетельства: 629348

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Психологическое здоровье детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(61) "psikhologhichieskoie-zdorov-ie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "256870"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448216797"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Психологическое здоровье детей дошкольного возраста"
    ["seo_title"] => string(63) "psikhologhichieskoie-zdorov-ie-dietiei-doshkol-nogho-vozrasta-1"
    ["file_id"] => string(6) "256871"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448216804"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Консультация для родителей "Как закаливать детей дома" "
    ["seo_title"] => string(58) "konsul-tatsiia-dlia-roditieliei-kak-zakalivat-dietiei-doma"
    ["file_id"] => string(6) "245780"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446211742"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Формирование ЗОЖ у детей школьного возраста во время прогулок» "
    ["seo_title"] => string(70) "formirovaniie-zozh-u-dietiei-shkol-nogho-vozrasta-vo-vriemia-proghulok"
    ["file_id"] => string(6) "176025"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424350997"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(186) "Исследование на тему: "Физическая подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе" "
    ["seo_title"] => string(116) "issliedovaniie-na-tiemu-fizichieskaia-podghotovka-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-k-obuchieniiu-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "203036"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429377907"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства