Просмотр содержимого документа
«"Олени - основа жизни"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Дом детского творчества
Олени – основа жизни.
Разработала тьютор
Полищук Марина Александровна.
2019 г.
Тема занятия: олени – основа жизни.
Цель занятия: формирование представления об особенностях промысла, жизни и быта ненцев.
Задачи:
1.Дать детям представление о промысле, одежде, быте, жилище ненцев.
2.Пробудить интерес к изучению родного края.
3.Воспитывать бережное отношение к природе и толерантное отношение к коренному населению Ямала.
Возраст: средняя группа дошкольного возраста.
Наглядные пособия: фотографии с изображением предметов промысла и быта, одежды, модель чума.
Реквизит для игры: карточки с описанием предметов и одежды, мех оленя.
Форма учебного занятия: беседа, игровая деятельность.
Форма учебного процесса: групповая.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Здравствуйте, дети!
2. Теоретическая часть.
В начале нашего занятия загадаю вам загадку.
Словно царскую корону, Носит он свои рога, Ест лишайник, мох зелёный, Любит снежные луга.
- Кто это? (Ответы детей)
- Правильно - олень. И именно об оленях мы сегодня поговорим. Коренным населением Ямала были и остаются ненцы. Природная зона обитания и ненцев, и наша с вами, тундра. Климат суровый, вырастить, что-то в вечной мерзлоте невозможно. Зато есть главная ценность в тундре, у нас под ногами.
В тундре мёрзлой он растёт,
Среди северных болот –
Кустик вовсе не засох,
И зовут "олений мох"-
Там пасут олений лагерь
А растение то - ...
- Правильно – ягель. Питаются им северные олени. Ягель не нужно как то добывать или выращивать. Олени сами его находят, зимой копытом разрывают под снегом.
Вся жизнь ненцев была тесно связана с оленями. Олени давали ненцам еду, одежду, предметы быта. Из оленьей кожи и меха шили одежду.
- Давайте посмотрим с вами, какую одежду носили ненцы. Малица (Педагог показывает фотографию одежды).
- Это верхняя мужская одежда. Ненцы говорили: «По одному отверстию войдёт, по трём местам выйдет». Как думаете, что это значит? (Ответы детей).
- Малица глухая, без разреза спереди. Шили ее мехом внутрь, обязательно с капюшоном. К рукавам пришивали меховые рукавицы. Летний вариант малицы шили из сукна, тоже с капюшоном и рукавицами из сукна. Как вы думаете, почему на летней малице тоже были рукавицы, ведь летом нет морозов? (Ответы детей).
- В сильные метели или пургу поверх малицы одевали совик. Это глухая, без разреза впереди одежда, тоже с капюшоном, но мехом наружу. Совик считался уличной одеждой. (Педагог демонстрирует фотографию одежды).
- Женская одежда называется ягушка, выглядела она как шуба, с разрезом впереди. Шилась из оленьих шкур, и обязательно имела подклад мехом внутрь, подвязывали ее ремешком, сплетенным из шерстяных нитей. (Педагог демонстрирует фото одежды).
- Женщины носили шапки в виде капора, украшенные мехом из песца, цветными полосками сукна. (Педагог демонстрирует фото капора).
- Традиционная обувь ненцев – кисы. Шили такую зимнюю обувь из оленьего меха (Педагог демонстрирует фото капора).
- Суровые условия тундры, 9 месяцев лежит снег. Передвигались ненцы по бескрайним снежным просторам на легких санях, которые назывались нарты. Как вы думаете, кого запрягали в нарты? (Ответы детей). (Педагог демонстрирует фото нарт).
- Ребята, а где же живут ненцы? (Ответы детей)
- Правильно, в чуме. Посмотрите, перед нами модель чума. (Педагог демонстрирует модель чума).
- Давайте внимательно посмотрим на модель чума. Какую фигуру он вам напоминает? (Ответы детей)
- Правильно – конус. Жилище такой формы остается устойчивым даже при очень сильном ветре.
- Олени давали не только одежду, но и жилье, из их шкур шили нюки, покрышки, которыми покрывали чум зимой. (Педагог демонстрирует фото нюк).
- Ребята, вы хоть раз трогали настоящий олений мех? (Ответы детей)
- Посмотрите, перед нами кусочек настоящего оленьего меха. Передавайте его друг другу, можно потрогать, погладить. (Педагог демонстрирует олений мех).
3. Практическая часть.
Сейчас мы поиграем в игру «Угадай слово». Я буду говорить описание предмета, а вы должны назвать его.
1.У него есть мех и рога (олень)
2.Зеленый мох, покрывает всю землю в тундре (ягель)
3.Жилище ненцев в форме конуса (чум)
4.Ее шьют из меха оленей, носят мужчина, на концах рукавов пришивают рукавицы (малица)
5.Ее шьют из меха оленей, носят женщины, посередине разрез, как у шубы (ягушка)
6.Обувь, которую шьют из меха оленей, они высокие, доходят до верха ног, и на конце имеют завязки (кисы)
4. Рефлексия.
- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? (О том, что олень был основой жизни ненцев)
- Что давал олень людям? (Жилище – покрышки для чума, одежду).
- Как использовали оленей для передвижения по тундре? (Запрягали в нарты).
- Сегодня мы с вами узнали, что олени давали ненцам все – покрышки для жилища, одежду, обувь, возможность передвижения по тундре. Это позволяет нам лучше понять особенности уклада жизни ненцев в суровых условиях Ямала. Наше занятие закончено, спасибо за внимание.