kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Олени - основа жизни"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена разработка тематического занятия по краеведению. 

Просмотр содержимого документа
«"Олени - основа жизни"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Дом детского творчества










Олени – основа жизни.






















Разработала тьютор

Полищук Марина Александровна.








2019 г.


Тема занятия: олени – основа жизни.

Цель занятия: формирование представления об особенностях промысла, жизни и быта ненцев.

Задачи:

1.Дать детям представление о промысле, одежде, быте, жилище ненцев.

2.Пробудить интерес к изучению родного края.

3.Воспитывать бережное отношение к природе и толерантное отношение к коренному населению Ямала.

Возраст: средняя группа дошкольного возраста.

Наглядные пособия: фотографии с изображением предметов промысла и быта, одежды, модель чума.

Реквизит для игры: карточки с описанием предметов и одежды, мех оленя.

Форма учебного занятия: беседа, игровая деятельность.

Форма учебного процесса: групповая.


Ход занятия.


1.Организационный момент.

Здравствуйте, дети!


2. Теоретическая часть.

В начале нашего занятия загадаю вам загадку.

Словно царскую корону,
Носит он свои рога,
Ест лишайник, мох зелёный,
Любит снежные луга.

- Кто это? (Ответы детей)

- Правильно - олень. И именно об оленях мы сегодня поговорим. Коренным населением Ямала были и остаются ненцы. Природная зона обитания и ненцев, и наша с вами, тундра. Климат суровый, вырастить, что-то в вечной мерзлоте невозможно. Зато есть главная ценность в тундре, у нас под ногами.

В тундре мёрзлой он растёт,

Среди северных болот –

Кустик вовсе не засох,

И зовут "олений мох"-

Там пасут олений лагерь

А растение то - ...

- Правильно – ягель. Питаются им северные олени. Ягель не нужно как то добывать или выращивать. Олени сами его находят, зимой копытом разрывают под снегом.

Вся жизнь ненцев была тесно связана с оленями. Олени давали ненцам еду, одежду, предметы быта. Из оленьей кожи и меха шили одежду.

- Давайте посмотрим с вами, какую одежду носили ненцы. Малица (Педагог показывает фотографию одежды).

- Это верхняя мужская одежда. Ненцы говорили: «По одному отверстию войдёт, по трём местам выйдет». Как думаете, что это значит? (Ответы детей).

- Малица глухая, без разреза спереди. Шили ее мехом внутрь, обязательно с капюшоном. К рукавам пришивали меховые рукавицы. Летний вариант малицы шили из сукна, тоже с капюшоном и рукавицами из сукна. Как вы думаете, почему на летней малице тоже были рукавицы, ведь летом нет морозов? (Ответы детей).

- В сильные метели или пургу поверх малицы одевали совик. Это глухая, без разреза впереди одежда, тоже с капюшоном, но мехом наружу. Совик считался уличной одеждой. (Педагог демонстрирует фотографию одежды).

- Женская одежда называется ягушка, выглядела она как шуба, с разрезом впереди. Шилась из оленьих шкур, и обязательно имела подклад мехом внутрь, подвязывали ее ремешком, сплетенным из шерстяных нитей. (Педагог демонстрирует фото одежды).

- Женщины носили шапки в виде капора, украшенные мехом из песца, цветными полосками сукна. (Педагог демонстрирует фото капора).

- Традиционная обувь ненцев – кисы. Шили такую зимнюю обувь из оленьего меха (Педагог демонстрирует фото капора).

- Суровые условия тундры, 9 месяцев лежит снег. Передвигались ненцы по бескрайним снежным просторам на легких санях, которые назывались нарты. Как вы думаете, кого запрягали в нарты? (Ответы детей). (Педагог демонстрирует фото нарт).

- Ребята, а где же живут ненцы? (Ответы детей)

- Правильно, в чуме. Посмотрите, перед нами модель чума. (Педагог демонстрирует модель чума).

- Давайте внимательно посмотрим на модель чума. Какую фигуру он вам напоминает? (Ответы детей)

- Правильно – конус. Жилище такой формы остается устойчивым даже при очень сильном ветре.

- Олени давали не только одежду, но и жилье, из их шкур шили нюки, покрышки, которыми покрывали чум зимой. (Педагог демонстрирует фото нюк).

- Ребята, вы хоть раз трогали настоящий олений мех? (Ответы детей)

- Посмотрите, перед нами кусочек настоящего оленьего меха. Передавайте его друг другу, можно потрогать, погладить. (Педагог демонстрирует олений мех).


3. Практическая часть.

Сейчас мы поиграем в игру «Угадай слово». Я буду говорить описание предмета, а вы должны назвать его.

1.У него есть мех и рога (олень)

2.Зеленый мох, покрывает всю землю в тундре (ягель)

3.Жилище ненцев в форме конуса (чум)

4.Ее шьют из меха оленей, носят мужчина, на концах рукавов пришивают рукавицы (малица)

5.Ее шьют из меха оленей, носят женщины, посередине разрез, как у шубы (ягушка)

6.Обувь, которую шьют из меха оленей, они высокие, доходят до верха ног, и на конце имеют завязки (кисы)



4. Рефлексия.

- Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили? (О том, что олень был основой жизни ненцев)

- Что давал олень людям? (Жилище – покрышки для чума, одежду).

- Как использовали оленей для передвижения по тундре? (Запрягали в нарты).

- Сегодня мы с вами узнали, что олени давали ненцам все – покрышки для жилища, одежду, обувь, возможность передвижения по тундре. Это позволяет нам лучше понять особенности уклада жизни ненцев в суровых условиях Ямала. Наше занятие закончено, спасибо за внимание.



Использованные источники.

http://zagadki1.ru/zagadka/slovno-carskuyu-koronu.htm

https://aromatyschastya.ru/zagadki-pro-rasteniya
































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
"Олени - основа жизни"

Автор: Полищук Марина Александровна

Дата: 25.04.2019

Номер свидетельства: 508376

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Тематическое занятие "Олени - основа жизни ненцев""
    ["seo_title"] => string(50) "tematicheskoe_zaniatie_oleni_osnova_zhizni_nentsev"
    ["file_id"] => string(6) "501754"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1551355038"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(28) "Северный олень "
    ["seo_title"] => string(16) "sieviernyi-olien"
    ["file_id"] => string(6) "223141"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1437310408"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "тема урока: Сложное предложение"
    ["seo_title"] => string(37) "tiema-uroka-slozhnoie-priedlozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "268580"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450641894"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "конспект урока химии Металлы в жизни человека. Металлургия Выксы "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-khimii-mietally-v-zhizni-chielovieka-mietallurghiia-vyksy"
    ["file_id"] => string(6) "210539"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431450683"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Разработка  урока химии Металлы в жизни человека. Металлургия Выксы "
    ["seo_title"] => string(74) "razrabotka-uroka-khimii-mietally-v-zhizni-chielovieka-mietallurghiia-vyksy"
    ["file_id"] => string(6) "210542"
    ["category_seo"] => string(6) "himiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431450961"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства