Просмотр содержимого документа
«Общий курс флейта»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ
МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР»
программа по учебному предмету
В.03.УП.01.ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (ФЛЕЙТА)
Архангельск 2019
Одобрено
Педагогическим советом
МБУ ДО «ДШИ № 48»
«___»____________2019 г.
Утверждаю
Директор МБУ ДО «ДШИ № 48»
______________
(подпись)
«___»___________2019 г.
Программа учебного предмета «Дополнительный инструмент (флейта)» разработана на основе Федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
Организация-разработчик:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей муниципального образования «Город Архангельск» «Детская школа искусств № 48»
Разработчик:
Рейникс Анастасия Андреевна
преподаватель МБУ ДО «ДШИ № 48»
Рецензент:
Жемчугова Е.М., преподаватель высшей квалификационной категории
МБУ ДО «Детская школа искусств №48» г. Архангельск
Рецензент:
Малишава О.В.., преподаватель высшей квалификационной категории ГБПОУ Архангельской области "Архангельский музыкальный колледж"
Структура программы учебного предмета
I. Пояснительная записка
- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
- Срок реализации учебного предмета;
- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного
учреждения на реализацию учебного предмета;
- Форма проведения учебных аудиторных занятий;
- Цель и задачи учебного предмета;
- Обоснование структуры программы учебного предмета;
- рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся.
VI. Материально-технические условия реализации программы
VII. Списки методической и учебной литературы
- список нотной литературы;
- список методической литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Характеристикаучебногопредмета,егоместоироль в образовательном процессе
Программа учебного предмета «Дополнительный инструмент (флейта)» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительным предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства «Музыкальный фольклор».
Учебный предмет « Дополнительный инструмент (флейта)» направлен на ознакомление с музыкальным инструментом флейта, приобретение детьми знаний, умений и начальных навыков игры на флейте, знакомство с класической музыкой.
Учебный предмет «Дополнительный инструмент (флейта)» расширяет представления учащихся об исполнительском искусстве, формирует начальные исполнительские умения и навыки.
Обучение игре на флейте включает в себя музыкальную грамотность, начальные навыки чтения с листа и необходимые навыки самостоятельной работы. Обучаясь в школе, дети приобретают опыт творческой деятельности, знакомятся с высшими достижениями мировой музыкальной культуры.
Предмет « Дополнительный инструмент (флейта)» наряду с другими предметами учебного плана является одним из звеньев музыкального воспитания и предпрофессиональной подготовки учащихся.
Срокреализации учебногопредмета
В соответствии с ФГТ рекомендуемый срок реализации учебного предмета предпрофессиональной программы «Дополнительный инструмент (флейта)» составляет 1 год ( 4 класс).
Объем учебноговремени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета
«Дополнительный инструмент (флейта)»
На освоение предмета «Дополнительный инструмент (флейта)» по учебному плану предлагается 0,5 часа аудиторных занятий в неделю. Программа предмета «Дополнительный инструмент (флейта)» предусматривает обязательную самостоятельную работу учащегося, что предполагает наличие дома инструмента. Домашняя работа должна строиться в соответствии с рекомендациями педагога, быть регулярной и систематической, контролироваться на каждом уроке.
На самостоятельную работу отводится 1 час в неделю.
Формапроведенияучебных аудиторныхзанятий
Учебный предмет «Дополнительный инструмент (флейта)» проводится в форме индивидуальных занятий.
Индивидуальная форма позволяет преподавателю лучше узнать ученика, его музыкальные возможности, трудоспособность, эмоционально-психологические особенности.
Цель и задачи учебного предмета
Цель: развитие музыкально-творческих способностей учащегося на основе приобретенных им начальных знаний, умений и навыков в области исполнительства на флейте.
Задачи:
развитие общей музыкальной грамотности ученика и расширение его музыкального кругозора в области музыкального искусства, а также воспитание в нем любви к классической музыке и музыкальному творчеству;
овладение основными видами исполнительства на флейте;
формирование комплекса исполнительских навыков и умений игры на флейте с учетом возможностей и способностей учащегося; овладение основными видами штрихов - non legato, legato, staccato;
развитие музыкальных способностей: ритма, слуха, памяти, музыкальности, эмоциональности;
овладение основами музыкальной грамоты, необходимыми для владения инструментом флейта в рамках программных требований;
обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом, чтению с листа нетрудного текста;
владение средствами музыкальной выразительности: звукоизвлечением, штрихами, фразировкой, динамикой;
Обоснование структурыучебного предмета
Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.
Программа содержит следующие разделы:
- сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
- описание дидактических единиц учебного предмета;
- требования к уровню подготовки обучающихся;
- формы и методы контроля, система оценок;
- методическое обеспечение учебного процесса.
В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы "Содержание учебного предмета".
Методыобучения
При работе с учащимся педагог использует следующие методы:
- словесные (объяснение, беседа, рассказ);
- наглядно-слуховой метод (показ с демонстрацией флейтовых приемов, наблюдение);
- практические методы обучения (работа на инструменте над упражнениями, чтением с листа, исполнением музыкальных произведений).
II. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Сведения озатратахучебноговремени
Продолжительность учебных занятий (в неделях)
33
Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)
0,5
Количество часов на внеаудиторные занятия (в неделю)
1
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Дополнительный инструмент (флейта)» распределяется с учетом общего объема аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет ФГТ.
Объем времени на самостоятельную работу обучающихся по каждому учебному предмету определяется с учетом сложившихся педагогических традиций, методической целесообразности и индивидуальных способностей ученика.
Виды внеаудиторной работы:
- выполнение домашнего задания;
- посещение учреждений культуры (филармоний, театров, концертных залов и др.).
Требованияк обучению
Аудиторная нагрузка по учебному предмету «Дополнительный инструмент (флейта)» распределяется в соответствии с дидактическими задачами, стоящими перед педагогом.
Ознакомление с инструментом «флейта», основными приемами игры, знакомство со штрихами non legato, legato, staccato. Знакомство с нотной грамотой, музыкальными терминами. Подбор по слуху музыкальных попевок, песенок. Упражнения на постановку рук, упражнение для развития дыхания, развитие пальцевой техники, приемов звукоизвлечения, владения основными видами штрихов.
Разучивание в течение года 10-12 разнохарактерных произведений из Золотая библиотека педагогического репертуара «Нотная папка флейтиста» составитель и редактор профессор Ю.Н.Должиков, сборник пьес для 1-2 класса ДМШ составитель В.И. Симонова или других сборников для 1-го года обучения игре на флейте.
Примерные репертуарные списки
Этюды
Ю.Должиков «Нотная папка флейтиста №1»
И.Станкевич «Этюды»
Пьесы
Лёгкие пьесы для флейты и фортепиано 1-2 класс ДМШ
Е.Тиличеева «Вальс»
С.Аллерн «Вальс-мюзетт»
Н.Потоловский «Охотник»
В.Симонова «Сборник пьес для блок флейты 1-2 классы ДШМ»
В.Симонова «Начинаем играть»
РНП «Как под горкой, под горой»
РНП «У кота»
А.Березняк «Белка»
М.Красев «Топ-Топ»
В.Симонова «Вальс танцуют дети»
Ю.Должиков «Нотная папка флейтиста №1»
Ю.Должиков «Пьеса»
Ю.Должиков «Танец»
Ю.Должиков «Бим-Бом»
Д.Бортнянский «Колыбельная»
Ансамбль с педагогом
Р.н.п. «Во саду ли в огороде»
Р.н.п. «Во поле береза стояла»
Р.н.п. «Как пошли наши подружки»
В. Калинников «Тень-тень»
М. Красев «Елочка»
Примеры программ контрольного урока
вариант 1
Р.н.п. « Две Тетери»
Укр.н.п. «Лиса»
вариант 2
Д.Бортнянский «Колыбельная»
Ю.Должиков «Биб-бом»
вариант 3
Ю.Должиков «Пьеса»
Р.н.п. «У кота»
Вариант 4
Е. Тиличеева «Вальс»
Ю.Должиков «Мишка»
III.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ
ОБУЧАЮЩИХСЯ
Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Дополнительный инструмент (флейта)» и включает следующие знания, умения, навыки:
- знание инструментальных и художественных особенностей и возможностей флейты;
- владение основными видами флейтовой техники;
- знания музыкальной терминологии;
- умения грамотно исполнять несложные пьесы на флейте;
- умения самостоятельного разбора и разучивания на флейте несложного музыкального произведения;
- умения использовать теоретические знания при игре на флейте;
- навыки чтения с листа легкого музыкального текста;
- первичные навыки в области теоретического анализа исполняемых произведений.
IV.ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
Аттестация:цели,виды,форма,содержание
Оценка качества реализации программы «Дополнительный инструмент (флейта)» включает в себя текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся.
Текущий контроль направлен на поддержание учебной дисциплины, на ответственную подготовку домашнего задания, правильную организацию самостоятельной работы, имеет воспитательные цели, носит стимулирующий характер. Текущий контроль над работой ученика осуществляет преподаватель, отражая в оценках достижения ученика, темпы его продвижения в освоении материала, качество выполнения заданий и т. п. Формой текущего контроля является урок. На основании результатов текущего контроля выставляется четвертная отметка. Текущая аттестация проводится за счет времени аудиторных занятий.
Промежуточная аттестация проводится в конце второго полугодия также за счет аудиторного времени. Формой ее проведения является контрольный урок с приглашением комиссии и выставлением оценки. Обязательным условием является методическое обсуждение результатов выступления ученика, оно должно носить аналитический, рекомендательный характер, отмечать успехи и перспективы развития ребенка. Промежуточная аттестация отражает результаты работы ученика за данный период времени, определяет степень успешности развития учащегося на данном этапе обучения. На промежуточную аттестацию выносится два произведения. По итогам проверки успеваемости выставляется оценка с занесением ее в журнал, ведомость, индивидуальный план, дневник учащегося.
Оценки за работу в классе и дома выставляются педагогом по четвертям.
Итоговая оценка выводится из годовой оценки с учетом оценки за контрольный урок.
Критерииоценок
Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы и средства контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.
По итогам исполнения программы на контрольном уроке выставляется оценка по пятибалльной шкале:
Оценка
Критерии оценки исполнения
5 («отлично»)
предусматривает исполнение программы наизусть, выразительно; отличное знание текста, владение необходимыми штрихами; хорошее звукоизвлечение
, понимание стиля исполняемого произведения; использование художественно оправданных технических приемов, позволяющих создавать художественный образ, соответствующий авторскому замыслу
4 («хорошо»)
грамотное исполнение программы с наличием мелких технических недочетов, небольшое несоответствие темпа, неполное донесение образа исполняемого
произведения
3 («удовлетворительно»)
при исполнении программы обнаружено плохое знание нотного текста, технические ошибки, характер произведения не выявлен
2 («неудовлетворительно»)
незнание наизусть нотного текста, слабое владение навыками игры на инструменте, подразумевающее плохую посещаемость занятий и слабую самостоятельную работу
Согласно ФГТ, данная система оценки качества исполнения является основной. В зависимости от сложившихся традиций ДШИ №48 и с учетом целесообразности оценка качества исполнения может быть дополнена системой «+» и «-», что дает возможность более конкретно отметить выступление учащегося.
Фонды оценочных средств призваны обеспечивать оценку качества приобретенных знаний, умений и навыков.
В критерии оценки уровня исполнения должны входить следующие составляющие:
- стабильность исполнения;
- выразительность исполнения.
Текущий и промежуточный контроль знаний, умений и навыков учащихся несет проверочную, воспитательную и корректирующую функции, обеспечивает оперативное управление учебным процессом.
V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
Методическиерекомендациипреподавателям
Предлагаемые репертуарные списки, требования по технике, программы контрольных уроков являются примерными, предполагают дополнение, варьирование со стороны преподавателей в соответствии с их методическими установками, а также с возможностями и способностями конкретного ученика.
В зависимости от желания педагога и способностей учащегося репертуар может изменяться и дополняться.
В работе с учащимися используется основная форма учебной и воспитательной работы – индивидуальный урок с преподавателем. Он включает совместную работу педагога и ученика над музыкальным материалом, проверку домашнего задания, рекомендации по проведению дальнейшей самостоятельной работы с целью достижения учащимся наилучших результатов в освоении учебного предмета. Содержание урока зависит от конкретных творческих задач, от индивидуальности ученика и преподавателя.
Работа в классе должна сочетать словесное объяснение материала с показом на инструменте фрагментов изучаемого музыкального произведения. Преподаватель должен вести постоянную работу над качеством звука, развитием чувства ритма, средствами выразительности.
Работа с учащимся включает:
- решение технических учебных задач - координация рук, пальцев, наработка аппликатурных навыков;
- работа над приемами звукоизвлечения;
- тренировка художественно-исполнительских навыков: работа над фразировкой, динамикой, нюансировкой;
- разъяснение учащемуся принципов оптимально продуктивной самостоятельной работы над музыкальным произведением.
В работе с учащимися преподавателю необходимо придерживаться основных принципов обучения: последовательности, постепенности, доступности, наглядности в изучении предмета. В процессе обучения нужно учитывать индивидуальные особенности учащегося, степень его музыкальных способностей и уровень его подготовки на данном этапе.
Важнейшим фактором, способствующим правильной организации учебного процесса, повышению эффективности воспитательной работы и успешному развитию музыкально-исполнительских данных учащегося является планирование учебной работы и продуманный подбор репертуара. Основная форма планирования - составление преподавателем индивидуального плана на каждого ученика в начале учебного года и в начале второго полугодия. В индивидуальный план включаются разнохарактерные по форме и содержанию произведений народной, русской и зарубежной классической и современной музыки с учетом специфики преподавания предмета. Основной принцип работы: сложность изучаемых произведений не должна превышать возможности ученика.
В работе над разнохарактерными пьесами педагогу необходимо пробуждать фантазию ученика, рисовать яркие образы, развивать эмоциональную сферу его восприятия музыки.
Большая часть программы разучивается на аудиторных занятиях под контролем педагога. Часто необходим показ - игра нового материала, разбор и объяснение штрихов, аппликатуры, нюансов, фразировки, выразительности музыкальной интонации и т.п.
Самостоятельные занятия должны быть построены таким образом, чтобы при наименьших затратах времени и усилий, достичь поставленных задач и быть осознанными и результативными.
Объем времени на самостоятельную работу определяется с учетом методической целесообразности, минимальных затрат на подготовку домашнего задания, параллельного освоения детьми программ общего образования. Рекомендуемый объем времени на выполнение самостоятельной работы учащимися с учетом сложившихся педагогических традиций - 1 час в неделю.
Роль педагога в организации самостоятельной работы учащегося заключается в необходимости обучения ребенка эффективному использованию учебного внеаудиторного времени. Педагогу следует разъяснить ученику, как распределить по времени работу над разучиваемыми произведениями, указать очередность работы, выделить наиболее проблемные места данных произведениях, посоветовать способы их отработки.
Результаты домашней работы проверяются, корректируются и оцениваются преподавателем на уроке.
Проверка результатов самостоятельной работы учащегося должна проводиться педагогом регулярно.
VI. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОГРАММЫ
Для реализации данной программы созданы следующие условия: класс для индивидуальных занятий с наличием инструмента «флейта», а также доступ к нотному и методическому материалу (наличие нотной библиотеки).
Помещение для занятий имеет звукоизоляцию, соответствует противопожарным и санитарным нормам. Музыкальные инструменты настроены.
VII. СПИСКИ НОТНОЙ И МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Список нотной литературы
Альбом ученика-флейтиста для 1-3 классов ДМШ (составитель Д. Гречишников). – Киев: Музична Украина, 1969.
Альбом ученика-флейтиста: Учебно-педагогический репертуар для ДМШ. – Киев: Музична Украина, 1969
Альбом ученика-флейтиста: Для ДМШ (составитель Д. Гречишников). – Киев: Музична Украина, 1977
Альбом ученика-флейтиста: Учебно-педагогический репертуар для ДМШ. – Киев: Музична Украина, 1973.
Альбом юного флейтиста вып.2/сост. Я. Мориц - М.: Советский композитор, 1987.
Г.Гендель Сонаты для флейты. - М.: Музыка, 2007.
Должиков Ю. «Нотные папки флейтистов» М.: Дека-Вс 2004
Должиков Ю. Начальные упражнения на развитие дыхания
Должиков Ю. Нотная тетрадь флейтиста №1 Упражнения и Этюды
Должиков Ю. Нотная тетрадь флейтиста №2 Пьесы
Избранные произведения для флейты (составитель Н. Платонов). - М., Л.: Музгиз, 1946
Кискачи А. « Блокфлейта .Школа для начинающих»
Легкие пьесы для флейты. – Будапешт: Editio musica 1982
Легкие пьесы зарубежных композиторов. – СПб.: Северный Олень, 1993
Оленчик И. «Хрестоматия для блокфлейты» - М.: Соременная музыка 1998
Педагогический репертуар для флейты ДМШ 1-5 кл. Этюды (сост. Ю.Должиков). - М. Музыка, 1989
Педагогический репертуар для флейты (составитель Ю. Должиков). - М.: Музгиз, 1956
Педагогический репертуар для флейты (составитель Ю. Должиков). - М.: Музыка, 1982
ПлатоновН. Тридцать этюдов для флейты. - М.: Музыка, 1978.
Платонов Н. Школа игры на флейте. - М.: Музгиз, 1983
Покровский А. Начальные уроки игры для блокфлейты: Пособие для 1-4 классов ДМШ. - М.: Музыка, 1982
Попп В. Сборник Этюдов и Упражнений
Пушечников И. « Азбука начинающего блокфлейтиста»
Пьесы для начинающих для флейты. (сост. Н. Семенова и А. Новикова). - СПб.: Композитор, 1998
Пьесы русских композиторов для флейты (под редакцией Ю. Должикова). - М.: Музыка, 1984
Сборник пьес (под редакцией Г. Мадатова, Ю. Ягудина). - М.: Музгиз, 1950.
Станкевич Сборник этюдов для флейты и фортепиано.
Старинные сонаты (под редакцией Ю. Должикова). - М.: Музыка, 1977.
Хрестоматия для флейты: 1-2 классы ДМШ (составитель Ю. Должиков). - М.: Музыка, 1976.
«Хрестоматия для блокфлейты 1-3 классы ДМШ». М.: Музыка 1990
Цыбин В. Основы техники игры на флейте. - М.: Музыка, 1988.
Этюды для флейты 1-5 кл. (сост.Ю.Должиков). - М.: Музыка,1985.
Ягудин Ю. Легкие этюды для флейты. - М.: Музыка, 1968.
Список методической литературы
1. Болотин С. Биографический словарь музыкантов-исполнителей на духовых инструментах. Л.: Музыка, 1969.
2. Вопросы музыкальной педагогики. Вып.7. - М.: Музыка, 1986.
3. Гинзбург Л. Методический очерк «О работе над музыкальным произведением». - М.: Музыка, 1981.
4. Диков Б. Методика обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1962.
5. Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1956.
6. Инструменты духового оркестра (сост.Б.Кожевников). - М.: Музыка, 1984.
7. Исполнительство на духовых инструментах и вопросы музыкальной педагогики: Сборник трудов. Вып. 45/ Отв. ред. И. Ф. Пушечников. -М.: ГМПИ им. Гнсиных, 1979.
8. Левин С. Духовые инструменты в истории музыкальной культуры. - Л.: Музыка, 1973.
9. Баранцев А. Мастера игры на флейте-профессора Петербургской-Ленинградской консерватории 1862-1985гг – Петрозаводск: Карелия, 1990.
10. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып.1. - М.: Музыка, 1964.
11. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 2. - М.: Музыка, 1966.
12. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 3. - М.: Музыка, 1971.
13. Методика обучения игре на духовых инструментах. Вып. 4. - М.: Музыка, 1976.
14. Назаров И. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования. - Л.: Музыка, 1975.
15. Ягудин, Ю.О. О развитии выразительности звука // Методика обучения игре на духовых инструментах / Ю.О. Ягудин. – М. : Музыка, 1971.
16. Тризно Б. В. Флейта. М.: Музыка, 1964.
17. Павлов И.П. Физиология и патология высшей нервной деятельности. Полн. собр. сочинений, т.3. - М.: Академия наук СССР, 1951.
18. Платонов Н. Методика обучения игре на флейте // Методика обучения игре на духовых инструментах М.: Музыка, 1966
19. Платонов Н. Вопросы методики обучения игре на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1958.
20. Розанов С. Основы методики преподавания игры на духовых инструментах. - М.: Музгиз, 1935.
21. Должиков Ю. Артикуляция при игре на флейте // Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 10. М.: Музыка, 1991
22. Теплов Б. Психология музыкальных способностей. - М.-Л. / АПН РСФСР, 1947.
23. Усов Ю. История отечественного исполнительства на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1986.
24. Усов Ю. История зарубежного исполнительства на духовых инструментах. - М.: Музыка, 1978.
25. Федотов А. Методика обучения игре на духовых инструментах