kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«нетрадиционные формы работы, как средство развития детей с овз»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными патологиями, которых объединили в одну группу «дети с ограниченными возможностями». Это дети, с разными отклонениями психического и физического плана, которые обуславливаются нарушением общего развития, не позволяющим вести полноценный образ жизни. Они лишены предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, а это негативно сказывается на формировании высших психических функций. Зачастую преобладает агрессивность, или чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижена память и работоспособность.Работа ведется с учетом его индивидуальных особенностей, направленных на формирование навыков самостоятельности, самообслуживания, труда, культурно-гигиенических навыков. Воспитание  и обучение таких детей требует деликатного и тактичного отношения окружающих к их проблемам, и ни в коем случае не фиксировать внимание на дефекте. Очень важно воспитать оптимизм и уверенность не только в ребенке, но и у родителей.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««нетрадиционные формы работы, как средство развития детей с овз»»

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

Дом детского творчества «Городской» имени С.А. Шмакова







«НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ,

КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ»















Методичку разработала

методист

Томилина Ольга Анатольевна














Липецк 2022



Введение


Мир «особого» ребенка интересен и пуглив,

Мир «особого» ребенка безобразен и красив,

Неуклюж, порою странен, добродушен и открыт

Мир «особого» ребенка. Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен? Почему он так закрыт?

Почему он так испуган? Почему не говорит?

Мир «особого» ребенка – он закрыт от глаз чужих

Мир «особого» ребенка допускает лишь своих!



В настоящее время значительно увеличилось количество детей с различными патологиями, которых объединили в одну группу «дети с ограниченными возможностями». Это дети, с разными отклонениями психического и физического плана, которые обуславливаются нарушением общего развития, не позволяющим вести полноценный образ жизни. Они лишены предметно-практической деятельности, ограничены в игровой деятельности, а это негативно сказывается на формировании высших психических функций. Зачастую преобладает агрессивность, или чрезмерная расторможенность, повышенная истощаемость, наблюдается дефицит внимания, снижена память и работоспособность.

Каждый ребенок уникален, индивидуален и особенный. Он постоянно изучают и исследуют мир, перерабатывая поступающую к нему информацию и получает, таким образом, новые знания о мире. Ребенок живо реагирует на все новое: ему интересно учиться, пробовать, рисковать, применять полученные навыки в различных ситуациях. Ребенка по своей природе можно назвать творцом. Некоторым детям чтобы учиться и развиваться, необходима дополнительная стимуляция, помощь и поддержка взрослых. У них имеются специфические проблемы, ограничивающие их способность к развитию, и, как правило, они не могут решить эти проблемы без помощи взрослых. «Особенный» ребенок — это целый мир со своими радостями и огорчениями, со своим особенным восприятием окружающей действительности, которая не всегда добра к ним.

Педагогам достаточно трудно работать с детьми с ОВЗ, особенно если нарушение на органическом уровне. Подготовка детей к активной жизни, гражданских качеств, реализуется общими методами и приёмами, но в доступной форме и объёме, хотя порой и этого не хватает, чтобы добиться пусть даже незначительных результатов. В зависимости от нарушения выдвигаются специальные задачи, связанные с преодолением дефекта и его последствий. Работа ведется с учетом его индивидуальных особенностей, направленных на формирование навыков самостоятельности, самообслуживания, труда, культурно-гигиенических навыков. Воспитание  и обучение таких детей требует деликатного и тактичного отношения окружающих к их проблемам, и ни в коем случае не фиксировать внимание на дефекте. Очень важно воспитать оптимизм и уверенность не только в ребенке, но и у родителей. Коррекционная работа упирается в трудность или невозможность установить контакт в самом начале взаимодействия, ребёнок либо не реагирует на попытки вовлечь его в какой – либо игровой процесс, либо проявляет агрессию. Но если не пробовать их чему-то научить, то уровень их «невостребованного» интеллекта, способностей к социальной адаптации неизбежно будет снижаться.

Кому как ни педагогу не знать, что такие «особенные» дети, со своими желаниями, стремлениями, внутренним миром, желают достичь того же, что и их сверстники. Еще раз повторюсь каждый ребенок – особенный, уникальный, индивидуальный, и именно так к нему следует и относиться. Каким тогда должен быть педагог для таких детей? Особый!

Педагог должен зажечь огоньки Веры и Любви в сердцах детей, и тогда, может быть исчезнут все современные «эпидемии». Но чтобы зажечь, необходимо «гореть» самому. Увлекать, увлекаясь. Зажигать, и в тоже время, самому светло сверкать. Поэтому моя позиция по отношению к «особенному» ребёнку такова: он – мой союзник, соратник, соавтор, имеющий право на несогласие, сомнение и ошибку. И цель своей работы я вижу в том, чтобы создать условия для поиска, обретения и принятия ребёнком своего «я».

Вся жизнь ребенка – игра. И поэтому процесс обучения не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре.

Работа с ребенком должна быть игровой, динамичной, эмоционально приятной, неутомимой, и разнообразной. А это объективно подталкивает к поискам как традиционных, так и не традиционных игровых приемов и методов в логопедической работе.

Нетрадиционных методик коррекции достаточно много, они не входят в основной учебный план и направлены на исправление недостатка здоровья, который отделяет ребенка от остальных.

В основе нетрадиционных методов обучения лежит в большей степени комфорт, контакт и хорошее настроение. От воспитателя зависит, то будет ли ребенок получать знания с большими усилиями или с удовольствием.

Так как, для детей с ОВЗ характерны различные речевые патологии, нарушение общей и мелкой моторики, дыхание зачастую поверхностное. Одни дети гиперактивные, порой даже агрессивные, другие пассивные, вялые – это обуславливается слабой нервной системой, парезом мышц, иннервирующих дыхание, органы артикуляции, мимику, поэтому нетрадиционные методы использую во всех направлениях:

-развитие общей и мелкой моторики;

-основные фонематические процессы;

-устранение общего недоразвития речи;

-нормализацию психических процессов.



Основные правила использования нетрадиционных методов


Нетрадиционные методы коррекции и обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья, в большей степени направлены на исправление недостатка, по причине которого ребенка относят к данной группе.

Существует ряд правил, которым подчиняются абсолютно все нетрадиционные методы. В большей степени они относятся ко всем участникам процесса:

независимо от вида занятий они должны нравиться ученику, если через две-три попытки ему оно не подошло, надо от него отказаться;

обязательна регулярность посещений и дисциплина;

всем должно быть комфортно, как на занятии, так и при выполнении домашних заданий;

абсолютно все, что используется на «уроках» должно быть максимально безопасным.

Нетрадиционных методик коррекции достаточно много, они не входят в основной учебный план и направлены на исправление недостатка здоровья, который отделяет ребенка от остальных.

Принимаясь за такие методы, родители обычно работают в паре с педагогом или тренером. Необязательно ежедневное посещение занятий или тренировок, но вот выполнение заданий и дисциплина каждый день важны. Если мать будет только водить ребенка на занятия, не будет подкреплять с ним полученное дома, то все усилия будут бесполезны. Обычно педагоги сами предлагают домашнее задание, чтобы он не терял тонус между занятиями.

Немаловажна и ритуальность в этом вопросе – специальное время, традиции, вещи для интересного занятия. Ребенок должен осознавать куда идет, готовиться к этому.

Основные нетрадиционные методики коррекции


Все виды коррекционной терапии, разрабатываются исходя из особенностей основного заболевания. Наиболее сложные из них созданы для детей с нарушениями психического, психологического и неврологического характера, существуют и для обладателей имеющих патологии физического и физиологического характера.



Примеры методов нетрадиционной работы

Название

Что лежит в основе?

канис-терапия

общение с собаками

иппотерапия

общение с лошадьми

дельфинотерапия

общение с дельфинами

музотерапия, танцевальная терапия

музыка

танец

мануальная терапия

массажи

спортивные методики

методики, основанные на видах спорта

арт-терапия

рисование и творчество

психотерапия

общение с психологом

гидротерапия

плавание



Практически все методики имеют приставку «терапия», это их в большей степени приближает к медицине, так как они достаточно хорошо воздействуют на здоровье.

Некоторые из них включают в себя общение с животными. Это могут быть как наиболее распространенные собаки, лошади, дельфины, так и менее распространенные коты, грызуны и даже жители фермы. Эта методика включает в себя общение со специально обученными животными, нельзя их путать с обычными. Конечно, если ребенок проявит желание общения с собакой или кошкой на занятии, если это позволяет семейная обстановка будет целесообразно завести такого питомца и дома, это благотворно влияет на психическое развитие.

Методики, основанные на физическом и физиотерапевтическом воздействии на тело – массажи, плавание, спорт. Также могут помочь ребенку не только психологически, но и физически, но они должны проводиться только квалифицированным персоналом.

Отдельной группой можно выделить занятия, основанные на музыке, рисовании и других творческих занятиях. Здесь не только преподаватель, но и родитель может принимать участие в процессе. Главное при выборе такого увлечения убедиться в том, что оно нравится ребенку.

Основная задача любого нетрадиционного метода подтолкнуть к развитию. Поэтому родителям имеет смысл заниматься с ребенком в специализированной группе, потому что:

  • придется придерживаться дисциплины;

  • квалифицированный персонал каждый раз продумывает правильный план занятий;

  • коррекция, происходящая в группе более эффективна, так как ребенку есть на что ориентироваться;

  • близкое общение с похожими детьми укрепляет веру в себя и повышает коммуникабельность.

Каждый родитель может и самостоятельно заниматься дома, но без общения с окружающими, все может быть малоэффективно. А вот параллельное занятие в группе и дома принесет максимальную эффективность. Главное все делать регулярно, придерживаться правил и дисциплины и не заставлять делать что-либо через силу.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«нетрадиционные формы работы, как средство развития детей с овз»

Автор: Томилина Ольга Анатольевна

Дата: 07.02.2023

Номер свидетельства: 625038

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "«Эффективные средства, формы и инновационные методы работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья»"
    ["seo_title"] => string(80) "effektivnye_sredstva_formy_i_innovatsionnye_metody_raboty_s_detmi_s_ogranichenny"
    ["file_id"] => string(6) "536383"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1579423636"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Использование логопедического тренажёра «Дэльфа – 142»  на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ "
    ["seo_title"] => string(110) "ispol-zovaniie-loghopiedichieskogho-trienazhiora-del-fa-142-na-loghopiedichieskikh-zaniatiiakh-s-diet-mi-s-ovz"
    ["file_id"] => string(6) "125109"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414914477"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства