kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нарушение зрения у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

нарушение зрения у детей, какие факторы влияют

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Нарушение зрения у детей»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


КУРСОВАЯ РАБОТА


по дисциплине

«Теория и методика физической культуры»


на тему:

«Физическое воспитание учащихся с нарушениями зрения»



Выполнила: Цымбалова Анастасия Дмитриевна, студентка 2 курса группы ФЗК-б-о-131 факультета физической культуры, 034300.62-физическая культура очной формы обучения ________________________

(подпись)


Руководитель работы:

Ворожбитова Александра

Леонидовна, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры


Работа допущена к защите ____________________ _____________________

(подпись руководителя) (дата)

Работа выполнена и

защищена с оценкой ___________________ Дата защиты _________________


Члены комиссии: ___________________ ________________ _______________

(должность) (подпись) (И.О. Фамилия)

_________________________________ ___________________________ __________________________



__________________________________ ___________________________ _________________________


Ставрополь, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Анализ научных источников по теме исследования
1.1. Причины и основные разновидности нарушений зрения у детей дошкольного и школьного возраста 5
1.2. Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения 9
1.3. Цели, задачи и содержание традиционных методик физического воспитания детей с нарушениями зрения 14

Глава 2. Анализ передового педагогического опыта по теме исследования 21
Заключение
27
Список литературы
28

















Введение

Перед обществом поставлена благородная задача - найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время более 500 млн человек (т.е. каждый десятый человек на Земле) относятся к лицам с ограниченными возможностями. Среди них не менее 150 млн детей.

Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры и спорта.

"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия внешнего мира.

В настоящее время процесс физического воспитания с традиционным подходом к обучению не решает проблемы улучшения показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста с нарушением зрения. В основном исследования проводились на "здоровых" детях [1].

Объект – дети школьного возраста с нарушение зрения.


Предметом исследования является физическое воспитание учащихся с нарушением зрения.

Цель исследования - рассмотреть виды физических упражнений для детей дошкольного и школьного возраста с нарушением зрения.

Задачи:
1. Изучить причины и основные разновидности нарушений зрения у детей дошкольного и школьного возраста

2. Изучить особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения

3. Проанализировать цели, задачи и содержание традиционных методик физического воспитания детей с нарушениями зрения

4. Проанализировать передовой педагогический опыт по физическому воспитанию учащихся с нарушениями зрения.




















Глава 1. Анализ научных источников по теме исследования
1.1. Причины и основные разновидности нарушений зрения у детей дошкольного и школьного возраста

Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными.

Естественная слепота определена дефектами либо заболеваниями плода в момент внутриутробного формирования либо является результатом наследственной передачи определенных дефектов зрения.

Приобретенная слепота как правило бывает результатом болезни органов зрения - сетчатки, роговицы и болезней основной нервозной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений уже после общих болезней организма (корь, грипп, скарлатина), травматических дефектов мозга (ранения головы, ушибы) либо глаза.

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора. При нарастающих визуальных изъянах совершается постепенное осложнение визуальных функций под воздействием болезненного процесса. К примеру, присутствие глаукоме увеличивается внутриглазное давление, и совершаются перемены в материях взгляд. Глаза уменьшается присутствие возникновении медуллярных опухолей. При несоблюдении санитарно-гигиеничных обстоятельств письма и чтения прогрессирует близорукость и дальнозоркость.

К не прогрессирующим повреждениям визуального анализатора относят многие врожденные его пороки, такие, как астигматизм, катаракта. Факторами данных недостатков могут быть кроме того результаты определенных болезней и офтальмологических операций [18].

Итак, нарушения функций визуального анализатора смогут появиться у ребенка, как в период внутриутробного формирования, таким образом и уже после появления на свет. По этой причине имеются подобные группы ребенка с нарушениями зрения, равно как слепорожденные, заблаговременно ослепшие, потерявших зрения уже после 3-х года существования. Подобная разделение базируется в этом, что время потери зрения содержит весьма большое значение с целью дальнейшего формирования детей. К примеру, слепорожденные никак не имеют зрительных образов в памяти, какими в различной мере и объеме обладают ослепшие.

Наиболее распространенные формы нарушений зрения

Более частыми конфигурациями нарушений зрения в младенческом возрасте считаются близорукость, гиперметропия, аметропия и косоглазие.

Близорукость (миопия) - как правило, приобретенное заболевание, когда в период активной визуальной перегрузки (чтение, письмо, кинопросмотр TV-передач, игр в компьютере) из-за нарушения кровообращения, совершаются перемены в офтальмологическом яблоке, погружающие к его растяжению (удлинению). В следствии подобного растяжения усугубляется глаза на почтительное расстояние, а присутствие наиболее значительной уровня - и вблизи. Тут смогут посодействовать очки либо контактные линзы.

Первые свойства близорукости - данное снижение зрения вдаль, которое улучшается при прищуривании либо надавливании в офтальмологическое яблоко [14].

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, взаимосвязанное с характерной чертой строения глазного яблока.

Первые свойства проявления дальнозоркости - осложнение остроты зрения вблизи, желание отодвинуть текст от себя. В наиболее проявленных и запоздалых вариантах - снижение зрения вдаль, стремительная астеничность глаза, краснота и боли, связанные с визуальной работой.

Астигматизм - особенный тип зрительного постройки глаза. Явления данного врожденного либо полученного характера определено, чаще всего неправильностью кривизны роговицы. Аметропия проявляется в снижении зрения как вдаль, в частности и вблизи, уменьшении визуальной трудоспособности, стремительной утомляемости и страдальческих чувствах в наблюдениях присутствие труде в тесном дистанции.

Косоглазие - состояние глаза, присутствие котором визуальная тенденция одного глаза ориентирована в рассматриваемый объект, а другого - отклонена в сторону. Несоответствие в сторону носа именуется сходящимся косоглазием, к виску - расходящимся, наверх либо вниз - вертикальным. Формируется болезнь из-за патологии слаженной деятельность мускул взгляд. Присутствие данном функционирует только лишь один здоровый глаз, косящий ведь глаза почти бездействует, то что со временем проводит к стоическому снижению зрения.

Причины, активизирующие несоблюдение визуальной функции, случаются природные и полученные. Полученные отклонению зрения распространены больше, чем врожденные.

Врожденные патологии визуального анализатора смогут являться обусловлены влиянием в него разных болезнетворных агентов в период зачаточного формирования либо генетических условий (наследственная передача определенных недостатков зрения). К аномалиям развития потомственного возникновения принадлежит микро тальм (сокращение объемов одного либо двух глаз), в редчайших вариантах попадается отсутствие (безглазые). Наиболее популярной конфигурацией естественного изменения зрения считается помутнение (замутнение хрусталика). К естественным болезням причисляются: пигментная гиалиноз сетчатки (уменьшение поля зрения вплоть до абсолютной его утраты) и аметропия (отклонение рефракции).Порой попадаются патологии зрения, предопределенные природными высококачественными мозговыми опухолями, сопровождающиеся высокой утомляемостью и головными болями. Полученные отклонению зрения считаются результатом вынесенных младенческих заболеваний: корь, скарлатина, дифтерия и др. внутричерепное и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы из-за осложненных родов, различные травматические дефекты мозга (ушибы и ранения головы) и глаза в послеродовой промежуток смогут привезти к нарушению зрения. Обретенная катаракта нередко бывает травматического возникновения. К полученным болезням относятся: глаукома (увеличение внутриглазного давления и перемены в материях взгляд) гемиатрофия визуального нерва (несоблюдение взаимосвязи среди сетчаткой и визуальными центрами) менингит, менингоэнцефалит (болезни ЦНС), осложнение уже после гриппа и др [2].

Как определить нарушение зрения

Наилучший метод избежать офтальмологических заболеваний у детей - это регулярное проведение лечебных осмотров (в возрасте 3-х лет - 1 раз в полугодие, а с 4-7 лет - 1 раз в год). Не забывайте, что чем раньше выявлен этот либо другой тип визуальных патологий, тем прогноз исцеления благоприятнее. Но между посещениями доктора вы сможете сами определить 1-ые свойства патологии зрения у детей. Направьте интерес, как смотрит ваш ребенок, особенно после дневного сна. В случае если один его глаза раскрывается не полностью, если для того, для того чтобы взглянуть на вас, он крутит голову, в случае если он медленно моргает, прежде чем брать игрушку, которую попросил, - у вас есть основания для беспокойства о состоянии его зрения. В теплое время года последите, с какой стороны лица ребенок получил загар больше. Как правило, если 1 глаз меньше иного, дошкольник с этой стороны подставляет лицо солнцу, и оно больше загорает с стороны слабого глаза [5].

Рекомендации как носить очки при близорукости формируются доктором-офтальмологом персонально в любом определенном случае: присутствие близорукости слабой степени и довольно значительной остроте зрения в отсутствии очков (наиболее 6 строк в таблице в каждый глаз) очки в большинстве случаев не назначаются. Присутствие близорукости типичною уровня (вплоть до 3,0 диоптрий) очки, как правило, назначаются только лишь для дали, а присутствие близорукости наиболее 4,0-5,0 диоптрий смогут определяться двухфокусные очки либо 2 пары очков: одни - для дали, другие, наиболее слабенькие в 2,0-3,0 диоптрии, - с целью близи.

Рекомендации согласно ношению очков при дальнозоркости также формируются доктором-офтальмологом персонально, согласно свидетельствам, в любом определенном случае. Равно как принцип, данное очочки с целью непрерывного ношения, зачастую двухфокусные либо 2 двойки очков: одни - с целью предоставили, прочие, наиболее мощные в 2,0-3,0 диоптрии, - с целью близ.

Для профилактики осложнений косоглазия очочки назначаются с преждевременного года, в буквальном смысле слова с 1-ый годы существования, и с целью непрерывного ношения. В случае если у детей 1 глаза меньше иного и ему предписано врачом для профилактики и лечения косоглазия ношение повязки поверх сильного глаза, в таком случае старайтесь, для того чтобы дошкольник никак не ощущал себе неполноценным. Натаскивайте повязку только в конкретные часы, если у вам имеется период поиграть с ним, а сама игра никак не потребует с него высокой остроты зрения. Наилучшее период с целью подобных игр - уже после раннего туалета и обеденного сна.

В случае астигматизма кроме того нужна корректировка очками, и зарядка с целью глаза. Наравне с очками для корректировки зрения в линии ситуации смогут применяться контактные линзы. В простом варианте контактные линзы - это очки, которые надеваются около веки напрямую в роговицу, то что формирует очевидные удобства. Но, ошибочное вынашивание, плохая гигиена и непереносимость линз, а кроме того воспалительные заболевания глаза смогут стать предпосылкой своеобразных офтальмологических болезней [14]. По этой причине проблема о подборе способа зрительной корректировки нужно утвердить с доктором профессионалом. В классе ребята с преступленным зрением обязаны находиться достаточно близко от доски, в первом ряду от окон, для того чтобы глаза не напрягались (и, если это возможно, в отсутствии очков). Попросите также педагога, для того чтобы чаду дозволили время от времени глядеть в окошко, перемещая взор с близкого объекта в далекий.

1.2. Особенности психического развития детей с нарушением зрения
Неудачи и проблемы, с какими малыш встречается в обучении, в игре, в овладении моторными умениями, пространственной ориентировке, вызывают трудные волнение и отрицательные взаимодействия, проявляющиеся в нерешительности, пассивности, самоизоляции, неполном действии и в том числе и злости И Большинству ребятам с патологией зрения характерно астеническое состояние, характеризующееся существенным понижением стремления исполнять, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Необходимо иметь в виду, что дети с депривацией зрения становятся в напряженных моментах чаще, Нежели их нормально видящие ровесники[4]. Всегда высочайшее эмоциональное напряжение, Ощущение дискомфорта смогут в единичных вариантах спровоцировать чувственные расстройства, патологии равновесия действий возбужденности и торможения в коре головного мозга. А. Г. Литвак (1998) подмечает, что из числа ребят с патологией зрения допускается повстречать владеющих отличными волевыми качествами, и наравне с данным прослеживаются такие дефекты воли, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм.
Особенности внимания. Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (небольшой резерв познаний и взглядов). Уменьшение свободного интереса обуславливается патологией чувственно-с характером сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. не целенаправленности, переходу с одного вида деятельности к иному, либо, наоборот, к заторможенности ребят: инертности, невысокому уровню переключаемости внимания. Внимание Нередко переходит на второстепенные объекты. Невнимательность ребят зачастую поясняется переутомлением из-за долгого влияния слуховых раздражителей. В следствии этого у ребят с патологией зрения усталость начинается скорее, Нежели у естественно видящих ровесников. Особенности памяти. Рассматривая специфические особенности памяти слабовидящих, А.Г. Литвак (1998) отмечает, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание! Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии [3].

У детей с патологией зрения возрастает значимость словесно-логической памяти. Выявлена невысокая сохранность зрительных образов и понижение объема долговременной памяти. Размер временной акустический памяти у абсолютно всех категорий ребенка с патологией зрения большой. Образы памяти слепых при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к стремительному угасанию. Важность словесной данных для детей с патологией зрения представляет особенную значимость в его сохранении. С годом совершается трансформация от непроизвольного типа памяти к произвольному. Осложнение моторной памяти прослеживается у мальчиков в 10—11 и 14—15 лет, у девочек 12—15 лет.

Характерные черты восприятия. У ребенка с депривацией зрения обессилены визуальные чувства, а понимание внешнего мира ограничено. Данные затруднения сказываются на степени неограниченности, единства ролей отображаемых объектов и операций, однако они имеют все шансы только лишь поменять вид восприятия, однако никак не оказывают большое влияние в физический система восприятия. В зависимости от степени поражения визуальных функций нарушена целостность восприятия [4]. У слабовидящих преобладает визуально-двигательно-слуховое понимание. Объем внимания у младших школьников малый. Они готовы в то же время принимать один-два перемещения либо единичные компоненты процессов. У слепых и ребенка с исчезающим зрением главные формы восприятия — значительно-моторная и визуально-двигательно-слуховая. Необходимо выделить, то что поздно ослепшие имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться моторные умения и способности. Вследствие им они стремительнее и адекватнее принимают академический материал. Их перемещения смотрятся наиболее убежденными, четкими, однако в случае если способности существовали недостаточно зафиксированы, дети их утрачивают. Несоблюдение визуального анализатора приводит к формированию новейших межанализаторных взаимосвязей, изменению доминирования других воспринимающих концепций.

Особенности мышления. Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию. На уроках физкультуры ученики Больше пользуются наглядно-образным и словесно-логическим мышлением, если цель решается в вербальной (словесной) форме. Применяется кроме того фактически-эффективный вид мышления, если мыслительные операции исполняются в ходе манипулирования с объектами (физкультурный инвентарь) и исполнения физических упражнений. Данный тип оказывается необходимым в этих вариантах, если разрешение мыслительной задачи обязано проходить параллельно с фактической работой (Солнцева Л. И., 2000). У единичных учеников способен доминировать этот либо другой вид мышления [14].

Особенности физического формирования и двигательных нарушений. Нарушение зрения усложняет пластическую ориентировку, тормозит развитие моторных умений, проводит к уменьшению моторной и познавательной инициативности. У отдельных ребят замечается существенное запаздывание в физиологическом формировании [6]. В взаимосвязи с проблемами, появляющийся рядом визуальном воспроизведении, овладении пластическими понятиями и моторными поступками, срывается верная позиция при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, срывается организация и достоверность процессов.

Индивидуальные отклонения обусловлены рядом причин:
- расстройством функций зрения в основании органических нарушений, сопровождаемых проблемами развития физических качеств;
- ограничением перспектив визуального воспроизведения, порождающим искаженное понятие о находящейся вокруг реальности;
- неблагоприятным этапом дошкольного обучения (у ребят, никак не навещающих младенческие дошкольные учреждения), тормозящим развитие познавательной и двигательной активности;- снижением иммунитета к инфекционным и простудным заболеваниям, и как следствие, к пропускам академических занятий, снижению успеваемости учащихся [8].

Установлено, что ведь предельный регуляционный результат исследования детей с проблемами в создании находится в зависимости с подбора оптимального возрастного периода. Минимальный школьный возраст является наиболее превосходным, восприимчивым с целью исследования различных видов деятельность, формирования у молодых людей привычки к постоянным делам физиологическими процедурам, привития мастерства разумного вида жизни, какой гарантирует реализацию личных, жизненных потенциалов детей с патологией зрения [20]. В младшем школьном возрасте создаются мышечно-моторные чувства, улучшается визуальный и осязательный контроль из-за исполнением действий, улучшается предприятие между зрительными эмоциями и осуществлением процессов. И.М. Сеченов подмечал, то что ведь согласованность действий рук и глаз человека разучивается с раннего возраста. Каждый раз рука представляет значимость хватательного орудия и без управления глаза (являться аналогичным прибором никак не способен. Степень физиологического формирования и физиологической подготовленности /детей младшего и среднего школьного возраста с депривацией зрения существенно отстает от нормально видящих сверстников: в весе / (с 3 вплоть до 5%), росте (с 5 вплоть до 13 см), в признаках окружности / грудной клетки у детей младшего и среднего возраста отставание является у слабовидящих вплоть до 4,7 см.

У детей с патологией зрения отвечается нарушение координации движений. В возрасте 8—9 лет оно составляет 28 %,.а к 16 годам достигает 52%. Школьники испытывают трудности в выполнении согласованных движений рук и ног. Сопоставление результатов скоростно-силовых качеств показывает, что незрячие дети в 7—9 лет обладают самым низким уровнем прыжковой способности [21].

С возрастом показатели физического развития у детей со зрительной депривацией увеличиваются, но более медленно по сравнению с нормально видящими. У незрячих и слабовидящих отмечаются наиболее выраженные отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем на всех возрастных этапах развития. Возрастная динамика физического развития у этих детей сохраняется такой же, как и в норме, но уровень физического развития значительно ниже. Например, если в норме формирование быстроты движений завершается к 15 годам, то у детей с депривацией зрения развитие быстроты движений продолжается и после 16 лет. У школьников с нарушением зрения отмечается задержка статической выносливости. В норме развитие этой функции завершается к 14 годам, у слабовидящих продолжает развиваться до 17 лет.Наиболее выраженные отклонения у детей с нарушением зрения в старшем школьном возрасте: длина тела у них меньше на 5—5,5 см по сравнению с нормально видящими сверстниками, масса тела на 6—7% ниже, окружность грудной клетки в среднем на 4 см меньше, чем у нормально видящих (Касаткин Л. Ф., 1980). Мышечная сила значительно ослаблена, движения угловаты, медленны и нерешительны, наблюдается нарушение статического и динамического равновесия[22].
Основной особенностью ребенка дошкольного возраста является его интенсивный рост и развитие, но формирование систем и их функций еще не закончилось и это определяет высокую ранимость организма.Исследования Л.И. Солнцевой, В.А. Феоктистовой и др. показали, что в принципе возрастная периодизация формирования двигательных функций сохраняется, но, учитывая особенности детей с нарушениями зрения, растягивается во времени. Успешное формирование функций обеспечивается на полисенсорной основе, компенсаторной по своему характеру, когда в регуляции по самоконтролю движений наряду со зрением учитываются все виды чувствительности. По мере овладения двигательными умениями полисенсорная основа суживается, становясь бисенсорной. Нарушения зрения ограничивают движения детей в первые годы жизни, по сравнению со зрячими сверстниками. Слепые дети испытывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приводит к дефициту движения[20].
1.3. Цели, задачи и содержание традиционных методик физического воспитания детей с нарушениями зрения

Основными задачами физического воспитания дошкольников с нарушением зрения являются: охрана и укрепление здоровья, нервной системы, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным ребенку видам деятельности, формирование нравственных и личностных качеств [7].

Наряду с общими задачами физического воспитания, предусмотренными программой для массовых детских садов, в специальном (коррекционном) дошкольном учреждении решаются специальные задачи с учетом познавательной деятельности детей и предшествующего двигательного опыта: -- повышение двигательной активности детей путем создания специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ограниченность, недостаточность движений, боязнь передвижения в пространстве;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов; коррекция и компенсация недостатков физического развития; - формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности. Решение общих и специальных задач, обеспечивается реализацией специальной программы по физическому воспитанию [9].

К общедидактическим задачам физического воспитания относятся:

Образовательные задачи: привитие навыков личной и общественной гигиены; формирование умений и навыков, жизненно необходимых движений; развитие двигательных качеств, способностей, особенно координационных, скоростных и общей выносливости; формирование первоначальных знаний, связанных с занятием физическими упражнениями и освоение культурно-гигиенических навыков [10].

Воспитательные задачи: воспитание морально-волевых качеств; содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Оздоровительные задачи: охрана жизни, борьба с заболеваниями, закаливание; содействие правильному и своевременному развитию всех систем организма, расширение их функциональных возможностей, формирование правильной осанки и стопы [11].

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами незаменимы для развития зрительного восприятия и ориентировки. Надо отметить, что каждый из выбранных предметов оказывает своеобразное воздействие. Предметы подбираются в зависимости от поставленных коррекционных задач на занятии [17].

В решении задачи закрепление представления о цвете, форме предметов, ориентировки на собственном теле мы используем в комплексах такие предметы как яркие погремушки, флажки (у которых ткань закреплена на палочках из разного материала), кубики разного размера, мячи резиновые, обручи, ленты, султанчики, гимнастическая палка и т.д.

Погремушка - это первый предмет, который можно дать детям. Погремушка сама по себе вызывает у детей радость, интерес к ней оказывает комплексное воздействие не только на зрительный анализатор, но и слуховой, тактильно-двигательный. Погремушку удобно удерживать в руке, что помогает ребенку преодолеть моторную неловкость. С погремушкой удобно выполнять движения руками в разные стороны, выполнение пружинок, в сочетании с движениями рук, повороты корпуса. Звук, издаваемый погремушкой служит сигналом ритмичности выполнения движений с другими детьми, что способствует развитию координации и скоростных качеств движений. Закрепление поставленных задач происходит уже на стадии раздачи предметов, когда ребенку предлагается задание взять погремушки заданного цвета.

Флажки - этот предмет также хорошо знаком детям и они себя чувствуют с ним комфортно. В процессе упражнений с флажками (если в каждую руку ребенка раздать флажки разного цвета) совершенствуется представление о правой и левой стороне тела. Выполняя поднятие рук, ребенок может проконтролировать правильность выполнение задания в соответствии со счетом (этапом упражнения). Действия с флажками способствует координации движения кисти и ориентировки в предмете по отношению к своему телу. Флажок может служить продолжение руки ребенка или может удерживаться в руке вертикально, в зависимости от этого меняется возможность выполнения упражнений и зрительные образы предмета ( когда флажок вертикально руке ткань видно не всю, в отличии от положения продолжения руки когда они вытянуты в сторону и т.д.) «Указывание» флажками в разных направлениях способствует развитию макроориентировки в пространстве зала.

Кубики - по характеру и влиянию сходны с предыдущими предметами, но требуют более точных движений кистей рук, моторных усилий. При выполнении упражнений с кубиками, ребенок знакомится с формой предметов, закрепляя зрительные представления моторными - кубик (объемная геометрическая форма) находится в руке и ребенок тактильно её воспринимает. Общеразвивающие упражнения в которых необходимо перемещать кубики вокруг своего тела, совершенствуется умение ориентировки «от себя», ребенок меняет положение кубиков по отношению к своему телу. Данные упражнения выполняются стоя, с наклонами (расположить кубик перед собой, слева, справа), сидя, с поворотом корпуса, лежа: например - и.п.: стоя, ноги слегка расставлены, кубики вниз, на раз - наклон, кубики кладутся по бокам; на два - выпрямится; на три - наклониться, взять кубики; четыре - выпрямится, руки с кубиками внизу и т.п.

Ленты с палочками (без палочек), султанчики (пучок лент) - выполняя упражнения данными предметами у ребенка происходит не только развитие зрительного восприятия, но у ребенка появляется стремление выполнять движение красиво. Ленты и султанчики помогают более отчетливо выделять характер движения - плавность, мягкость или стремительность. Пестрота лент активизирует зрительное восприятия. Передвижение разноцветной точки в контрастном пространстве заинтересовывает глаз и вызывает у самого ребенка положительные эмоции.

Мячи резиновые - мяч постоянный спутник игр ребенка, он удовлетворяет активное стремление детей к движениям. По нашему мнению это самый удачный и функциональный предмет для развития движения ребенка и коррекции развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве [12].

В общеразвивающих упражнениях мы используем мячи разного размера, веса, цвета. На этапе подготовки к выполнению общеразвивающих упражнений, когда необходимо отобрать нужные мячи, ребенок тренируется в дифференцировки по признакам - цвет, размер, форма. Ребенку приходится делать выбор, например, из трех предметов разных по величине, стимулируя тем самым зрительную оценку, которую он может затем подкрепить тактильным сравнение, формирую тем самым способы бисенсорного восприятия. С мячом выполняются разнообразные действия перекатывание (из руки в руку, за спиной), перебрасывание, перекладывание Действия с мячом, в процессе общеразвивающим упражнений, способствует развитию глазомера (при прокатывании мяча или его подбрасывании), ориентировочных действий, глазодвигательных функций (удерживание и прослеживание мяча) [14].

Гимнастическая палка, шест - в упражнениях с ними увеличивается мышечное напряжение, лучшее осознание «смысла» движения, что способствует развитию ориентировки на собственном теле, определять свое положение в пространстве и соответственно умение располагать тело в пространстве в соответствии с заданием. Тренируется мышечная память, которая играет немаловажную роль в ориентировки в пространстве. Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой и шестом конкретизируют движения и параллельно с этим помогают правильно его выполнить ребенку, что дает ощущение успешности в своих действиях и движениях.

Обручи - упражнения с этим предметом влияют на развитие координации, пространственных ориентировок. Расположение обруча в пространстве по отношению к своему телу и к пространству зала, закрепляют ориентировка «от себя» и «от других предметов». Использование меток на обручах помогает ребята сосредотачивать и перемещать взгляд в заданных направлениях.

Скакалки, веревки - общеразвивающие упражнения с этими предметами развивают координацию движений, ритмичность (при подскоках). Наверное после мяча это самые любимые предмет у детей. Работая с ними ребенок познает свойства материалов из которых они изготовлены, по средствам непосредственного контакта и зрительной оценки. Например, тонкая скакалка из резины легче поднимается и выглядит как узкая полоска, а веревка тяжелее и выглядит как неровная, волнистая линия [12].

Выполняя упражнения с предметами, ребенок непроизвольно прослеживает их траекторию движения, тем самым тренируя глазодвигательные функции, функцию сосредоточения и прослеживания, то есть варьирование формы, цвета, размера, яркости, контраста пособий способствует выработки адаптационных механизмов зрения, создает условия для стимулирования зрительного восприятия [19].

В общеобразовательных упражнениях прослеживается тесная связь и с лечебно-восстановительной работы. Например, давая детям с расходящимся косоглазием упражнения с опусканием предметов, рук вниз, выполнение упражнений на полу (прокатывание мяча), мы сводим зрительные оси, а упражнения с поднимание рук при сходящимся косоглазии, оси разводит.

Очень часто в общеразвивающих упражнениях мы используем карточки-схемы движений, кукол, проволочных человечков. Выполнение задания, с которыми, направлены на развитие зрительных представлений о движении, переносе образа движения на другие предметы, развитие бинокулярного зрения и ориентировки на собственном теле и теле другого человека, схемы, куклы [15]. Детям можно предлагать следующие задания:
- Выполни движение по карточке-схеме, проволочному человечку;
- Найди карточку-схему с движением, которое я сейчас выполнил или выполнил твой друг; - Смоделируй на кукле, проволочном человечке [19];

Общеразвивающие упражнения и принятие исходного положения в процессе упражнений, являются хорошим средством для связи движений и словесный обозначений, для активизации в словаре пространственных терминов (определяющих направление, расположение)

И наконец, самым эффективным средством для развития зрительного восприятия, навыков ориентировки в пространстве является задания, когда сами ребята проводят комплексы общеразвивающих упражнений. По тому удается ли это ребенку, можно судить об общем физическом развитии ребенка и степень коррекции и компенсации вторичных отклонений.
























Глава 2.

2. Анализ передового педагогического опыта по теме исследования

Опираясь на исследования, представленные в работах Сековец Л.С., при выполнение общеразвивающих упражнений, с целью организации зрительного восприятия и ориентировки в пространстве необходимо:

- Создавать установку на восприятие (усвоение нового движения, действия в пространстве, изучения приспособления или оборудования, с которым выполняется действие);

- Формировать умение наблюдать. Наблюдение действий – более осмысленные процесс, чем простое восприятие (смотрение). В процессе наблюдения ребенка следует учить наблюдать: вычленять наиболее важные моменты в движении, переключать внимание с одних элементов движения на другие, выполнять их в определенной последовательности.

- Предъявлять оптимальный объем информации. Слишком большой объем в движениях рассеивает внимание, создает напряженность при восприятии;

- Учитывать индивидуальные возможности детей (острота зрения, характер патологии, сопутствующие заболевания) при восприятии предметов и действий;

- Регулировать в процессе восприятия словесную и наглядную информацию об объектах и действиях;

- Обеспечивать страховку при выполнении упражнений, так как боязнь снижает точность восприятия, его полноту;

- Обеспечивать организованность места для занятий и выбор пособий. Место для занятия должно быть хорошо освещено, иметь контрастность сочетаний объектов пространства при восприятии детьми. Приспособления и пособия должны быть расположены в местах доступных для восприятия [2].

При построении комплексов исходят из коррекционно – педагогических задач, учитывают особенности возраста, физическую подготовленность детей, формы работы. В выборе и проведении последовательности упражнений руководствуются следующими методическим положениями:

- Подбираются упражнения для разных частей тела, необходимые для развития разных физических качеств;

- Особое внимание уделяется на формирование правильной осанки, укрепления свода стопы и дыхание;

- Каждое предыдущее упражнение облегчает выполнение последующего. Поэтому упражнения для разных мышечных групп чередуются, иначе быстро наступает утомление местного характера. Например: после упражнений для туловища (повороты в стороны) следует упражнение для ног и брюшного пресса, затем опять для туловища, но другого характера (наклоны вперед). В работу последовательно включаются разные части тела с постепенным увеличением нагрузки. Из двух однотипных упражнений одно подбирается простое, другое сложное. Упражнения сложные по координации, требующие внимания, предшествуют тем, которые просты по структуре и выполняются со значительным мышечным усилием (приседания, упражнения из исходного положения лежа) [14].

Примерные комплексы общеразвивающих упражнений для детей с нарушением зрения

В коррекционно-преподавательской практики создано и применяется немало различных комплексов общеразвивающих упражнений. И в дальнейшем еще будет создано столько же, таким образом как вариации движений, начальных положений, объектов, обстоятельств имеют все шансы быть разнообразны в зависимости от поставленных коррекционно-педагогических проблем. В деятельностях, проводя общеразвивающие процедуры, мы зачастую применяем те, которые моделируют перемещения животных, птиц. Данное может помочь внести в совокупность элемент заинтересованности, забавы, а кроме того содействует расширению визуальных взглядов о находящемся вокруг, фиксирование визуального вида о реалиях находящейся вокруг действительности. Присутствие исполнении процедур возможно пользоваться предметными, силуэтные и прерывистые иллюстрациями, с мишенью активизации визуального восприятия, формирования бинокулярности и занятия амблиопичного глаза [15]. Вот некоторые из упражнений:

1. Имитация ходьбы слона - спина прямая, руки на поясе, ходьба большими шагами (впередистоящая нога согнута в коленном суставе, сзади стоящая нога - прямая).

2. Имитация ходьбы пингвина - спина прямая, ходьба частыми мелкими шагами.3. Имитация движений птиц (петуха, страуса, цапли). При выполнении упражнения бедро выносимой вперед ноги должно быть высоко поднято, спина прямая, плечи развернуты, смотреть вперед-вверх.
4. Имитация движений гуся. Выполнять упражнение из и.п. в приседе, руки на поясе, спина прямая.

5. Имитация полета птиц. Выполняют движения руками вверх и вниз (взмах крыльев птиц) в беге.

6. Имитация движения черепахи. Из и.п. в приседе, руками сзади опереться о пол, передвигаться с помощью рук и ног: а) выполнять упражнение лицом вперед; б) выполнять упражнение спиной вперед.

7. Имитация движений животных (кошки, собаки и т.д.). Опираясь о пол на прямые руки и ноги, высоко поднять таз, опустив голову.

8. Имитация прыжков зайца. Прыжки выполняются в полуприседе. И.п.: ноги вместе, руки на поясе, спина прямая, отталкиваться двумя ногами одновременно.
9. Имитация прыжков лягушки. Прыжки - из полного приседа. И.п.: ноги врозь, спина прямая, отталкивание выполнять двумя ногами одновременно, выпрыгивать вверх из полного приседа.

10. Прыжки на одной ноге: чередуя по два прыжка на каждой ноге определенное число раз [16].

Общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движением глаз. При выполнении этих упражнений голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.

1. И. п. - лёжа на спине, руки в стороны, в правой руке яркий мяч. Руки соединить впереди (по отношению к туловищу), передать мяч в левую руку. Вернуться в и. п. смотреть на мяч. Повторить 10 -12 раз (в зависимости от возраста).
2. И. п. - лёжа на спине, руки в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Выполнять 15 - 20 сек. Дыхание произвольное.

3. И. п. - сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять ими скрестные движения 15 - 20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.
4. И. п. - то же. Одна нога несколько поднимается, другая опускается, затем наоборот. Смотреть на носок одной ноги. Выполнять 15 - 20 сек.
5. И. п. - сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх - влево. То же левой ногой вверх - вправо. Смотреть на носок. Повторить 6 - 8 раз каждой ногой (на носки ног одеваются цветные толстые резинки для волос).
6. И. п. - то же, прямая нога слегка поднята (резинки одеты). Выполнять ею круговые движения в одном и другом направлении. Смотреть на носок. То же другой ногой. В течение 10 - 15 сек. каждой ногой.

7. И. п. - стоя, держать гимнастическую палку вверх, прогнуться - вдох, опустить палку - выдох. Смотреть на палку. Повторить 6 - 8 раз.
8. И. п. - стоя, держать кубики впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении 15 - 20 сек. Смотреть то на один, то на другой кубик. Выполнять круговые движения 5 сек. в одном направлении, затем в противоположном направлении.

9. И. п. - стоя, рука впереди держит обруч. Вращать обруч в одном и противоположном направлении 20 - 30 сек. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой [19].

Комплексы упражнений при близорукости.

Упражнения для укрепления мышц шеи и спины. У многих близоруких детей наблюдается сутулость, что говорит о слабости мышц задней поверхности туловища, которая может способствовать появлению и прогрессированию близорукости. Поэтому рекомендуем выполнять приведённые ниже физические упражнения, включая их по 3 - 4 в каждый комплекс.
1. Ходьба обычная, на носках, с небольшой подушечкой (наполненной песком) на голове.

2. И. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Наклоны, вперёд прогнувшись, спина прямая, лопатки соединить, смотреть вперёд.
3. И. п. - сидя на стуле, держаться руками за спинку внизу. Подать грудь вперёд, прогнуться, затем вернуться в и. п.

4. И. п. - сидя на стуле (гимнастической скамейке), кисти на затылке. Наклонить голову вперёд, затем отводить её назад, оказывая руками небольшое сопротивление.

5. И. п. - стоя, руки сзади в замок. Отводить руки назад, прогибаться.
6. И. п. - стоя, гимнастическую палку держать сзади. Отводить её назад, прогибаться.
7. И. п. - лёжа на спине, ноги согнуты, локти на кровати полу. Опираясь затылком, локтями и стопами, поднять туловище (таз); вернуться в и. п.[16]

Специальные упражнения для наружных мышц глаз

Приведённые ниже специальные физические упражнения(или их варианты) необходимо выполнять с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости). Для повышения интереса детей к этим упражнения они имеют образные названия.

. «Закрываем двери»: И. п. - сидя. Крепко зажмурив глаза на 3 - 5 сек., а затем открыть глаза на 3 - 5 сек. Повторить 6 - 8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз и улучшает кровообращение в них.

2. «Крылья бабочки»: И. п. - сидя. Быстро моргать в течение 1 мин. (с перерывами). Способствует улучшению кровообращения.

3. «Катаемся по горке»: И. п. - стоя. Смотреть прямо перед собой 2 - 3 сек., держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 - 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 - 5 сек., опустить руку. Повторять 10 - 12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4. «Качели» И. п. - стоя. Вытянуть вперёд руку, смотреть на кончик пальца, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 - 8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
5. «Моем окно» И. п. - сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

6. «Красим забор» И. п. - сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторять 8 - 12 раз.
7. «на колесе обозрения» И. п. - сидя. Медленные круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении (4 - 6 раз) [16].














Заключение

Опираясь на современные исследования, мы видим, что особая роль в развитии детей с нарушением зрения, в коррекции отклонений, которые им вызваны, и компенсации особая роль принадлежит физическому воспитанию. Так как общеразвивающие упражнения являются неотъемлемой частью физического воспитания, то они, в сочетании педагогическими и медицинским средствами, направлены на комплексное развитие личности ребенка - развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, овладении мелкой и крупной моторикой, овладении двигательными умениями.

Результаты работы с детьми по развитию зрительного восприятия и ориентировки в пространстве при выполнении комплексов общеразвивающих упражнений зависит от ряда условий:

Создание комфорта для зрительных функций;
- Правильное построение комплекса с учетом особенностей детей с нарушением зрения;

-Индивидуально - дифференцированный подход;

-Использование пропедевтического обучения;

-Создание у детей эмоционально - положительного отношения к упражнениям (игровые и сюжетные моменты)

-Учет состояния здоровья ребенка;

-Учитывая необходимые требования и создавая оптимальные условия (подбор пособий, их унификация, например метки на атрибутах), учитывая особенности зрительного заболевания, мы можем оказать прямое воздействие на орган зрения и способствовать улучшению отдельных его функций.



Список литературы:

1. Азарян Р.Н. Урок физкультуры как важное средство воспитания пространственных и личностных качеств у слепых и слабовидящих школьников // Дефектология. - 1984. - № 6. - С.53-59.
2. Астапов.М.В.Коррекционная педагогика

3. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.
4. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. - 1998. - №5.
5. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика, 1976.
6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
7. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1990. - 222 с.
8. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.

9.Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов. Методические рекомендации / Под ред. А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986. - 16 с.
10. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения. - СПб., 1991.
11. Литвак А.Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика? // Дефектология. - 1991. - № 6. - С.9-11.
12. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. - М., 1992.
13. Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. - М.: Медицина, 1987. - С.5-32.

14. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения: Методич. рекомендации / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 2001. - 96 с.
15. Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения / Под ред. А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983. - 112 с.

16. Петров Ю.И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве. - М., 1988.

17. Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 1995.

18. Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. - 2000. - № 4. - С.3-8.

19. Сташевский С.В. Использование наглядно-действенной методики для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения //Дефектология. - 1990. - № 1.- С.16-21.

20. Частные методики адаптивной физической культуры. Под редакцией Л.В. Шапковой. – М., 2003

21. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. – М., 1996
22. Шмельков И.И. Пути реабилитации слепых школьников средствами физической культуры. – М., 1981






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нарушение зрения у детей

Автор: Цымбалова Анастасия Дмитриевна

Дата: 07.12.2018

Номер свидетельства: 489405

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья "Особенности пространственной ориентировки детей с нарушением зрения" "
    ["seo_title"] => string(85) "stat-ia-osobiennosti-prostranstviennoi-oriientirovki-dietiei-s-narushieniiem-zrieniia"
    ["file_id"] => string(6) "162493"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422362833"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Профилактика нарушений зрения у детей: как сберечь детские глазки?"
    ["seo_title"] => string(75) "profilaktika-narushienii-zrieniia-u-dietiei-kak-sbieriech-dietskiie-ghlazki"
    ["file_id"] => string(6) "277894"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453018361"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "специальное образование лиц с нарушениями зрения"
    ["seo_title"] => string(52) "spietsialnoieobrazovaniielitssnarushieniiamizrieniia"
    ["file_id"] => string(6) "270869"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451297980"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Методические разработки по работе с нарушением зрения у детей"
    ["seo_title"] => string(73) "mietodichieskiie_razrabotki_po_rabotie_s_narushieniiem_zrieniia_u_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "427959"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1505223770"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Консультация - практикум для родителей: "Профилактика нарушения зрения у дошкольников""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_praktikum_dlia_roditieliei_profilaktika_narushieniia_zrieniia_u_d"
    ["file_id"] => string(6) "442933"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1512712775"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1590 руб.
2440 руб.
1580 руб.
2430 руб.
1530 руб.
2350 руб.
1370 руб.
2110 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства