kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Нарушение зрения у детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

нарушение зрения у детей, какие факторы влияют

Просмотр содержимого документа
«Нарушение зрения у детей»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«СЕВЕРО-КАВКАЗСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ОБРАЗОВАНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК

КАФЕДРА ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ


КУРСОВАЯ РАБОТА


по дисциплине

«Теория и методика физической культуры»


на тему:

«Физическое воспитание учащихся с нарушениями зрения»



Выполнила: Цымбалова Анастасия Дмитриевна, студентка 2 курса группы ФЗК-б-о-131 факультета физической культуры, 034300.62-физическая культура очной формы обучения ________________________

(подпись)


Руководитель работы:

Ворожбитова Александра

Леонидовна, канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры


Работа допущена к защите ____________________ _____________________

(подпись руководителя) (дата)

Работа выполнена и

защищена с оценкой ___________________ Дата защиты _________________


Члены комиссии: ___________________ ________________ _______________

(должность) (подпись) (И.О. Фамилия)

_________________________________ ___________________________ __________________________



__________________________________ ___________________________ _________________________


Ставрополь, 2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
Глава 1. Анализ научных источников по теме исследования
1.1. Причины и основные разновидности нарушений зрения у детей дошкольного и школьного возраста 5
1.2. Особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения 9
1.3. Цели, задачи и содержание традиционных методик физического воспитания детей с нарушениями зрения 14

Глава 2. Анализ передового педагогического опыта по теме исследования 21
Заключение
27
Список литературы
28

















Введение

Перед обществом поставлена благородная задача - найти пути повышения качества жизни лиц с ограниченными возможностями. В настоящее время более 500 млн человек (т.е. каждый десятый человек на Земле) относятся к лицам с ограниченными возможностями. Среди них не менее 150 млн детей.

Все более широкое распространение получает точка зрения, согласно которой забота общества о лицах с ограниченными возможностями является мерилом его культурного и социального развития, а также нравственного здоровья. Исходя из этого специалисты многих стран ведут поиск эффективных программ укрепления здоровья лиц с ограниченными возможностями, особенно детей, восстановления их работоспособности, социальной реабилитации, адаптации, активного участия в жизни. Задача эта достаточно сложная, и чтобы решить ее, нужны комплексные научные исследования, объединение усилий медиков, педагогов, специалистов в области физической культуры и спорта.

"Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать" - гласит народная мудрость. Зрение играет большую роль в онтогенетическом развитии человека. С помощью зрительного анализатора осуществляется 90% восприятия внешнего мира.

В настоящее время процесс физического воспитания с традиционным подходом к обучению не решает проблемы улучшения показателей физического развития и повышения уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста с нарушением зрения. В основном исследования проводились на "здоровых" детях [1].

Объект – дети школьного возраста с нарушение зрения.


Предметом исследования является физическое воспитание учащихся с нарушением зрения.

Цель исследования - рассмотреть виды физических упражнений для детей дошкольного и школьного возраста с нарушением зрения.

Задачи:
1. Изучить причины и основные разновидности нарушений зрения у детей дошкольного и школьного возраста

2. Изучить особенности психического и физического развития детей с нарушениями зрения

3. Проанализировать цели, задачи и содержание традиционных методик физического воспитания детей с нарушениями зрения

4. Проанализировать передовой педагогический опыт по физическому воспитанию учащихся с нарушениями зрения.




















Глава 1. Анализ научных источников по теме исследования
1.1. Причины и основные разновидности нарушений зрения у детей дошкольного и школьного возраста

Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными.

Естественная слепота определена дефектами либо заболеваниями плода в момент внутриутробного формирования либо является результатом наследственной передачи определенных дефектов зрения.

Приобретенная слепота как правило бывает результатом болезни органов зрения - сетчатки, роговицы и болезней основной нервозной системы (менингит, опухоль мозга, менингоэнцефалит), осложнений уже после общих болезней организма (корь, грипп, скарлатина), травматических дефектов мозга (ранения головы, ушибы) либо глаза.

Различают прогрессирующие и непрогрессирующие нарушения зрительного анализатора. При нарастающих визуальных изъянах совершается постепенное осложнение визуальных функций под воздействием болезненного процесса. К примеру, присутствие глаукоме увеличивается внутриглазное давление, и совершаются перемены в материях взгляд. Глаза уменьшается присутствие возникновении медуллярных опухолей. При несоблюдении санитарно-гигиеничных обстоятельств письма и чтения прогрессирует близорукость и дальнозоркость.

К не прогрессирующим повреждениям визуального анализатора относят многие врожденные его пороки, такие, как астигматизм, катаракта. Факторами данных недостатков могут быть кроме того результаты определенных болезней и офтальмологических операций [18].

Итак, нарушения функций визуального анализатора смогут появиться у ребенка, как в период внутриутробного формирования, таким образом и уже после появления на свет. По этой причине имеются подобные группы ребенка с нарушениями зрения, равно как слепорожденные, заблаговременно ослепшие, потерявших зрения уже после 3-х года существования. Подобная разделение базируется в этом, что время потери зрения содержит весьма большое значение с целью дальнейшего формирования детей. К примеру, слепорожденные никак не имеют зрительных образов в памяти, какими в различной мере и объеме обладают ослепшие.

Наиболее распространенные формы нарушений зрения

Более частыми конфигурациями нарушений зрения в младенческом возрасте считаются близорукость, гиперметропия, аметропия и косоглазие.

Близорукость (миопия) - как правило, приобретенное заболевание, когда в период активной визуальной перегрузки (чтение, письмо, кинопросмотр TV-передач, игр в компьютере) из-за нарушения кровообращения, совершаются перемены в офтальмологическом яблоке, погружающие к его растяжению (удлинению). В следствии подобного растяжения усугубляется глаза на почтительное расстояние, а присутствие наиболее значительной уровня - и вблизи. Тут смогут посодействовать очки либо контактные линзы.

Первые свойства близорукости - данное снижение зрения вдаль, которое улучшается при прищуривании либо надавливании в офтальмологическое яблоко [14].

Дальнозоркость. В отличие от близорукости, это не приобретенное, а врожденное состояние, взаимосвязанное с характерной чертой строения глазного яблока.

Первые свойства проявления дальнозоркости - осложнение остроты зрения вблизи, желание отодвинуть текст от себя. В наиболее проявленных и запоздалых вариантах - снижение зрения вдаль, стремительная астеничность глаза, краснота и боли, связанные с визуальной работой.

Астигматизм - особенный тип зрительного постройки глаза. Явления данного врожденного либо полученного характера определено, чаще всего неправильностью кривизны роговицы. Аметропия проявляется в снижении зрения как вдаль, в частности и вблизи, уменьшении визуальной трудоспособности, стремительной утомляемости и страдальческих чувствах в наблюдениях присутствие труде в тесном дистанции.

Косоглазие - состояние глаза, присутствие котором визуальная тенденция одного глаза ориентирована в рассматриваемый объект, а другого - отклонена в сторону. Несоответствие в сторону носа именуется сходящимся косоглазием, к виску - расходящимся, наверх либо вниз - вертикальным. Формируется болезнь из-за патологии слаженной деятельность мускул взгляд. Присутствие данном функционирует только лишь один здоровый глаз, косящий ведь глаза почти бездействует, то что со временем проводит к стоическому снижению зрения.

Причины, активизирующие несоблюдение визуальной функции, случаются природные и полученные. Полученные отклонению зрения распространены больше, чем врожденные.

Врожденные патологии визуального анализатора смогут являться обусловлены влиянием в него разных болезнетворных агентов в период зачаточного формирования либо генетических условий (наследственная передача определенных недостатков зрения). К аномалиям развития потомственного возникновения принадлежит микро тальм (сокращение объемов одного либо двух глаз), в редчайших вариантах попадается отсутствие (безглазые). Наиболее популярной конфигурацией естественного изменения зрения считается помутнение (замутнение хрусталика). К естественным болезням причисляются: пигментная гиалиноз сетчатки (уменьшение поля зрения вплоть до абсолютной его утраты) и аметропия (отклонение рефракции).Порой попадаются патологии зрения, предопределенные природными высококачественными мозговыми опухолями, сопровождающиеся высокой утомляемостью и головными болями. Полученные отклонению зрения считаются результатом вынесенных младенческих заболеваний: корь, скарлатина, дифтерия и др. внутричерепное и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы из-за осложненных родов, различные травматические дефекты мозга (ушибы и ранения головы) и глаза в послеродовой промежуток смогут привезти к нарушению зрения. Обретенная катаракта нередко бывает травматического возникновения. К полученным болезням относятся: глаукома (увеличение внутриглазного давления и перемены в материях взгляд) гемиатрофия визуального нерва (несоблюдение взаимосвязи среди сетчаткой и визуальными центрами) менингит, менингоэнцефалит (болезни ЦНС), осложнение уже после гриппа и др [2].

Как определить нарушение зрения

Наилучший метод избежать офтальмологических заболеваний у детей - это регулярное проведение лечебных осмотров (в возрасте 3-х лет - 1 раз в полугодие, а с 4-7 лет - 1 раз в год). Не забывайте, что чем раньше выявлен этот либо другой тип визуальных патологий, тем прогноз исцеления благоприятнее. Но между посещениями доктора вы сможете сами определить 1-ые свойства патологии зрения у детей. Направьте интерес, как смотрит ваш ребенок, особенно после дневного сна. В случае если один его глаза раскрывается не полностью, если для того, для того чтобы взглянуть на вас, он крутит голову, в случае если он медленно моргает, прежде чем брать игрушку, которую попросил, - у вас есть основания для беспокойства о состоянии его зрения. В теплое время года последите, с какой стороны лица ребенок получил загар больше. Как правило, если 1 глаз меньше иного, дошкольник с этой стороны подставляет лицо солнцу, и оно больше загорает с стороны слабого глаза [5].

Рекомендации как носить очки при близорукости формируются доктором-офтальмологом персонально в любом определенном случае: присутствие близорукости слабой степени и довольно значительной остроте зрения в отсутствии очков (наиболее 6 строк в таблице в каждый глаз) очки в большинстве случаев не назначаются. Присутствие близорукости типичною уровня (вплоть до 3,0 диоптрий) очки, как правило, назначаются только лишь для дали, а присутствие близорукости наиболее 4,0-5,0 диоптрий смогут определяться двухфокусные очки либо 2 пары очков: одни - для дали, другие, наиболее слабенькие в 2,0-3,0 диоптрии, - с целью близи.

Рекомендации согласно ношению очков при дальнозоркости также формируются доктором-офтальмологом персонально, согласно свидетельствам, в любом определенном случае. Равно как принцип, данное очочки с целью непрерывного ношения, зачастую двухфокусные либо 2 двойки очков: одни - с целью предоставили, прочие, наиболее мощные в 2,0-3,0 диоптрии, - с целью близ.

Для профилактики осложнений косоглазия очочки назначаются с преждевременного года, в буквальном смысле слова с 1-ый годы существования, и с целью непрерывного ношения. В случае если у детей 1 глаза меньше иного и ему предписано врачом для профилактики и лечения косоглазия ношение повязки поверх сильного глаза, в таком случае старайтесь, для того чтобы дошкольник никак не ощущал себе неполноценным. Натаскивайте повязку только в конкретные часы, если у вам имеется период поиграть с ним, а сама игра никак не потребует с него высокой остроты зрения. Наилучшее период с целью подобных игр - уже после раннего туалета и обеденного сна.

В случае астигматизма кроме того нужна корректировка очками, и зарядка с целью глаза. Наравне с очками для корректировки зрения в линии ситуации смогут применяться контактные линзы. В простом варианте контактные линзы - это очки, которые надеваются около веки напрямую в роговицу, то что формирует очевидные удобства. Но, ошибочное вынашивание, плохая гигиена и непереносимость линз, а кроме того воспалительные заболевания глаза смогут стать предпосылкой своеобразных офтальмологических болезней [14]. По этой причине проблема о подборе способа зрительной корректировки нужно утвердить с доктором профессионалом. В классе ребята с преступленным зрением обязаны находиться достаточно близко от доски, в первом ряду от окон, для того чтобы глаза не напрягались (и, если это возможно, в отсутствии очков). Попросите также педагога, для того чтобы чаду дозволили время от времени глядеть в окошко, перемещая взор с близкого объекта в далекий.

1.2. Особенности психического развития детей с нарушением зрения
Неудачи и проблемы, с какими малыш встречается в обучении, в игре, в овладении моторными умениями, пространственной ориентировке, вызывают трудные волнение и отрицательные взаимодействия, проявляющиеся в нерешительности, пассивности, самоизоляции, неполном действии и в том числе и злости И Большинству ребятам с патологией зрения характерно астеническое состояние, характеризующееся существенным понижением стремления исполнять, нервным напряжением, повышенной утомляемостью. Необходимо иметь в виду, что дети с депривацией зрения становятся в напряженных моментах чаще, Нежели их нормально видящие ровесники[4]. Всегда высочайшее эмоциональное напряжение, Ощущение дискомфорта смогут в единичных вариантах спровоцировать чувственные расстройства, патологии равновесия действий возбужденности и торможения в коре головного мозга. А. Г. Литвак (1998) подмечает, что из числа ребят с патологией зрения допускается повстречать владеющих отличными волевыми качествами, и наравне с данным прослеживаются такие дефекты воли, как импульсивность поведения, внушаемость, упрямство, негативизм.
Особенности внимания. Из-за недостатка зрения нарушено непроизвольное внимание (небольшой резерв познаний и взглядов). Уменьшение свободного интереса обуславливается патологией чувственно-с характером сферы и ведет к расторможенности — низкому объему внимания, хаотичности, т. е. не целенаправленности, переходу с одного вида деятельности к иному, либо, наоборот, к заторможенности ребят: инертности, невысокому уровню переключаемости внимания. Внимание Нередко переходит на второстепенные объекты. Невнимательность ребят зачастую поясняется переутомлением из-за долгого влияния слуховых раздражителей. В следствии этого у ребят с патологией зрения усталость начинается скорее, Нежели у естественно видящих ровесников. Особенности памяти. Рассматривая специфические особенности памяти слабовидящих, А.Г. Литвак (1998) отмечает, что дефекты зрительного анализатора, нарушая соотношение основных процессов возбуждения и торможения, отрицательно влияют на скорость запоминания. Быстрое забывание усвоенного материала объясняется не только недостаточным количеством или отсутствием повторений, но и недостаточной значимостью объектов и обозначающих их понятий, о которых дети с нарушением зрения могут получить только вербальное знание! Ограниченный объем, сниженная скорость и другие недостатки запоминания детей с нарушением зрения имеют вторичный характер, т.е. обусловлены не самим дефектом зрения, а вызываемыми им отклонениями в психическом развитии [3].

У детей с патологией зрения возрастает значимость словесно-логической памяти. Выявлена невысокая сохранность зрительных образов и понижение объема долговременной памяти. Размер временной акустический памяти у абсолютно всех категорий ребенка с патологией зрения большой. Образы памяти слепых при отсутствии подкрепления имеют тенденцию к стремительному угасанию. Важность словесной данных для детей с патологией зрения представляет особенную значимость в его сохранении. С годом совершается трансформация от непроизвольного типа памяти к произвольному. Осложнение моторной памяти прослеживается у мальчиков в 10—11 и 14—15 лет, у девочек 12—15 лет.

Характерные черты восприятия. У ребенка с депривацией зрения обессилены визуальные чувства, а понимание внешнего мира ограничено. Данные затруднения сказываются на степени неограниченности, единства ролей отображаемых объектов и операций, однако они имеют все шансы только лишь поменять вид восприятия, однако никак не оказывают большое влияние в физический система восприятия. В зависимости от степени поражения визуальных функций нарушена целостность восприятия [4]. У слабовидящих преобладает визуально-двигательно-слуховое понимание. Объем внимания у младших школьников малый. Они готовы в то же время принимать один-два перемещения либо единичные компоненты процессов. У слепых и ребенка с исчезающим зрением главные формы восприятия — значительно-моторная и визуально-двигательно-слуховая. Необходимо выделить, то что поздно ослепшие имеют в арсенале своей памяти успевшие сформироваться моторные умения и способности. Вследствие им они стремительнее и адекватнее принимают академический материал. Их перемещения смотрятся наиболее убежденными, четкими, однако в случае если способности существовали недостаточно зафиксированы, дети их утрачивают. Несоблюдение визуального анализатора приводит к формированию новейших межанализаторных взаимосвязей, изменению доминирования других воспринимающих концепций.

Особенности мышления. Дети с нарушением зрения не имеют возможности воспринимать окружающую ситуацию в целом, им приходится анализировать ее на основании отдельных признаков, доступных их восприятию. На уроках физкультуры ученики Больше пользуются наглядно-образным и словесно-логическим мышлением, если цель решается в вербальной (словесной) форме. Применяется кроме того фактически-эффективный вид мышления, если мыслительные операции исполняются в ходе манипулирования с объектами (физкультурный инвентарь) и исполнения физических упражнений. Данный тип оказывается необходимым в этих вариантах, если разрешение мыслительной задачи обязано проходить параллельно с фактической работой (Солнцева Л. И., 2000). У единичных учеников способен доминировать этот либо другой вид мышления [14].

Особенности физического формирования и двигательных нарушений. Нарушение зрения усложняет пластическую ориентировку, тормозит развитие моторных умений, проводит к уменьшению моторной и познавательной инициативности. У отдельных ребят замечается существенное запаздывание в физиологическом формировании [6]. В взаимосвязи с проблемами, появляющийся рядом визуальном воспроизведении, овладении пластическими понятиями и моторными поступками, срывается верная позиция при ходьбе, беге, в естественных движениях, в подвижных играх, срывается организация и достоверность процессов.

Индивидуальные отклонения обусловлены рядом причин:
- расстройством функций зрения в основании органических нарушений, сопровождаемых проблемами развития физических качеств;
- ограничением перспектив визуального воспроизведения, порождающим искаженное понятие о находящейся вокруг реальности;
- неблагоприятным этапом дошкольного обучения (у ребят, никак не навещающих младенческие дошкольные учреждения), тормозящим развитие познавательной и двигательной активности;- снижением иммунитета к инфекционным и простудным заболеваниям, и как следствие, к пропускам академических занятий, снижению успеваемости учащихся [8].

Установлено, что ведь предельный регуляционный результат исследования детей с проблемами в создании находится в зависимости с подбора оптимального возрастного периода. Минимальный школьный возраст является наиболее превосходным, восприимчивым с целью исследования различных видов деятельность, формирования у молодых людей привычки к постоянным делам физиологическими процедурам, привития мастерства разумного вида жизни, какой гарантирует реализацию личных, жизненных потенциалов детей с патологией зрения [20]. В младшем школьном возрасте создаются мышечно-моторные чувства, улучшается визуальный и осязательный контроль из-за исполнением действий, улучшается предприятие между зрительными эмоциями и осуществлением процессов. И.М. Сеченов подмечал, то что ведь согласованность действий рук и глаз человека разучивается с раннего возраста. Каждый раз рука представляет значимость хватательного орудия и без управления глаза (являться аналогичным прибором никак не способен. Степень физиологического формирования и физиологической подготовленности /детей младшего и среднего школьного возраста с депривацией зрения существенно отстает от нормально видящих сверстников: в весе / (с 3 вплоть до 5%), росте (с 5 вплоть до 13 см), в признаках окружности / грудной клетки у детей младшего и среднего возраста отставание является у слабовидящих вплоть до 4,7 см.

У детей с патологией зрения отвечается нарушение координации движений. В возрасте 8—9 лет оно составляет 28 %,.а к 16 годам достигает 52%. Школьники испытывают трудности в выполнении согласованных движений рук и ног. Сопоставление результатов скоростно-силовых качеств показывает, что незрячие дети в 7—9 лет обладают самым низким уровнем прыжковой способности [21].

С возрастом показатели физического развития у детей со зрительной депривацией увеличиваются, но более медленно по сравнению с нормально видящими. У незрячих и слабовидящих отмечаются наиболее выраженные отклонения в деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем на всех возрастных этапах развития. Возрастная динамика физического развития у этих детей сохраняется такой же, как и в норме, но уровень физического развития значительно ниже. Например, если в норме формирование быстроты движений завершается к 15 годам, то у детей с депривацией зрения развитие быстроты движений продолжается и после 16 лет. У школьников с нарушением зрения отмечается задержка статической выносливости. В норме развитие этой функции завершается к 14 годам, у слабовидящих продолжает развиваться до 17 лет.Наиболее выраженные отклонения у детей с нарушением зрения в старшем школьном возрасте: длина тела у них меньше на 5—5,5 см по сравнению с нормально видящими сверстниками, масса тела на 6—7% ниже, окружность грудной клетки в среднем на 4 см меньше, чем у нормально видящих (Касаткин Л. Ф., 1980). Мышечная сила значительно ослаблена, движения угловаты, медленны и нерешительны, наблюдается нарушение статического и динамического равновесия[22].
Основной особенностью ребенка дошкольного возраста является его интенсивный рост и развитие, но формирование систем и их функций еще не закончилось и это определяет высокую ранимость организма.Исследования Л.И. Солнцевой, В.А. Феоктистовой и др. показали, что в принципе возрастная периодизация формирования двигательных функций сохраняется, но, учитывая особенности детей с нарушениями зрения, растягивается во времени. Успешное формирование функций обеспечивается на полисенсорной основе, компенсаторной по своему характеру, когда в регуляции по самоконтролю движений наряду со зрением учитываются все виды чувствительности. По мере овладения двигательными умениями полисенсорная основа суживается, становясь бисенсорной. Нарушения зрения ограничивают движения детей в первые годы жизни, по сравнению со зрячими сверстниками. Слепые дети испытывают страх передвижения в незнакомом пространстве, что приводит к дефициту движения[20].
1.3. Цели, задачи и содержание традиционных методик физического воспитания детей с нарушениями зрения

Основными задачами физического воспитания дошкольников с нарушением зрения являются: охрана и укрепление здоровья, нервной системы, совершенствование функций организма, полноценное физическое развитие, воспитание интереса к различным доступным ребенку видам деятельности, формирование нравственных и личностных качеств [7].

Наряду с общими задачами физического воспитания, предусмотренными программой для массовых детских садов, в специальном (коррекционном) дошкольном учреждении решаются специальные задачи с учетом познавательной деятельности детей и предшествующего двигательного опыта: -- повышение двигательной активности детей путем создания специальных условий, позволяющих преодолевать скованность, ограниченность, недостаточность движений, боязнь передвижения в пространстве;
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков на основе деятельности сохранных анализаторов; коррекция и компенсация недостатков физического развития; - формирование личностных качеств, воспитание положительной мотивации и самостоятельной двигательной деятельности, преодоление ложного стыда, неуверенности в своих силах, коммуникативных свойств личности. Решение общих и специальных задач, обеспечивается реализацией специальной программы по физическому воспитанию [9].

К общедидактическим задачам физического воспитания относятся:

Образовательные задачи: привитие навыков личной и общественной гигиены; формирование умений и навыков, жизненно необходимых движений; развитие двигательных качеств, способностей, особенно координационных, скоростных и общей выносливости; формирование первоначальных знаний, связанных с занятием физическими упражнениями и освоение культурно-гигиенических навыков [10].

Воспитательные задачи: воспитание морально-волевых качеств; содействие умственному, нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию.

Оздоровительные задачи: охрана жизни, борьба с заболеваниями, закаливание; содействие правильному и своевременному развитию всех систем организма, расширение их функциональных возможностей, формирование правильной осанки и стопы [11].

Общеразвивающие упражнения занимают значительное место в общей системе физического воспитания детей дошкольного возраста с нарушением зрения и необходимы для своевременного развития организма, сознательного управления движениями, являются средством для развития зрительного восприятия и пространственной ориентировки.

Комплексы общеразвивающих упражнений с предметами незаменимы для развития зрительного восприятия и ориентировки. Надо отметить, что каждый из выбранных предметов оказывает своеобразное воздействие. Предметы подбираются в зависимости от поставленных коррекционных задач на занятии [17].

В решении задачи закрепление представления о цвете, форме предметов, ориентировки на собственном теле мы используем в комплексах такие предметы как яркие погремушки, флажки (у которых ткань закреплена на палочках из разного материала), кубики разного размера, мячи резиновые, обручи, ленты, султанчики, гимнастическая палка и т.д.

Погремушка - это первый предмет, который можно дать детям. Погремушка сама по себе вызывает у детей радость, интерес к ней оказывает комплексное воздействие не только на зрительный анализатор, но и слуховой, тактильно-двигательный. Погремушку удобно удерживать в руке, что помогает ребенку преодолеть моторную неловкость. С погремушкой удобно выполнять движения руками в разные стороны, выполнение пружинок, в сочетании с движениями рук, повороты корпуса. Звук, издаваемый погремушкой служит сигналом ритмичности выполнения движений с другими детьми, что способствует развитию координации и скоростных качеств движений. Закрепление поставленных задач происходит уже на стадии раздачи предметов, когда ребенку предлагается задание взять погремушки заданного цвета.

Флажки - этот предмет также хорошо знаком детям и они себя чувствуют с ним комфортно. В процессе упражнений с флажками (если в каждую руку ребенка раздать флажки разного цвета) совершенствуется представление о правой и левой стороне тела. Выполняя поднятие рук, ребенок может проконтролировать правильность выполнение задания в соответствии со счетом (этапом упражнения). Действия с флажками способствует координации движения кисти и ориентировки в предмете по отношению к своему телу. Флажок может служить продолжение руки ребенка или может удерживаться в руке вертикально, в зависимости от этого меняется возможность выполнения упражнений и зрительные образы предмета ( когда флажок вертикально руке ткань видно не всю, в отличии от положения продолжения руки когда они вытянуты в сторону и т.д.) «Указывание» флажками в разных направлениях способствует развитию макроориентировки в пространстве зала.

Кубики - по характеру и влиянию сходны с предыдущими предметами, но требуют более точных движений кистей рук, моторных усилий. При выполнении упражнений с кубиками, ребенок знакомится с формой предметов, закрепляя зрительные представления моторными - кубик (объемная геометрическая форма) находится в руке и ребенок тактильно её воспринимает. Общеразвивающие упражнения в которых необходимо перемещать кубики вокруг своего тела, совершенствуется умение ориентировки «от себя», ребенок меняет положение кубиков по отношению к своему телу. Данные упражнения выполняются стоя, с наклонами (расположить кубик перед собой, слева, справа), сидя, с поворотом корпуса, лежа: например - и.п.: стоя, ноги слегка расставлены, кубики вниз, на раз - наклон, кубики кладутся по бокам; на два - выпрямится; на три - наклониться, взять кубики; четыре - выпрямится, руки с кубиками внизу и т.п.

Ленты с палочками (без палочек), султанчики (пучок лент) - выполняя упражнения данными предметами у ребенка происходит не только развитие зрительного восприятия, но у ребенка появляется стремление выполнять движение красиво. Ленты и султанчики помогают более отчетливо выделять характер движения - плавность, мягкость или стремительность. Пестрота лент активизирует зрительное восприятия. Передвижение разноцветной точки в контрастном пространстве заинтересовывает глаз и вызывает у самого ребенка положительные эмоции.

Мячи резиновые - мяч постоянный спутник игр ребенка, он удовлетворяет активное стремление детей к движениям. По нашему мнению это самый удачный и функциональный предмет для развития движения ребенка и коррекции развития зрительного восприятия и ориентировки в пространстве [12].

В общеразвивающих упражнениях мы используем мячи разного размера, веса, цвета. На этапе подготовки к выполнению общеразвивающих упражнений, когда необходимо отобрать нужные мячи, ребенок тренируется в дифференцировки по признакам - цвет, размер, форма. Ребенку приходится делать выбор, например, из трех предметов разных по величине, стимулируя тем самым зрительную оценку, которую он может затем подкрепить тактильным сравнение, формирую тем самым способы бисенсорного восприятия. С мячом выполняются разнообразные действия перекатывание (из руки в руку, за спиной), перебрасывание, перекладывание Действия с мячом, в процессе общеразвивающим упражнений, способствует развитию глазомера (при прокатывании мяча или его подбрасывании), ориентировочных действий, глазодвигательных функций (удерживание и прослеживание мяча) [14].

Гимнастическая палка, шест - в упражнениях с ними увеличивается мышечное напряжение, лучшее осознание «смысла» движения, что способствует развитию ориентировки на собственном теле, определять свое положение в пространстве и соответственно умение располагать тело в пространстве в соответствии с заданием. Тренируется мышечная память, которая играет немаловажную роль в ориентировки в пространстве. Общеразвивающие упражнения с гимнастической палкой и шестом конкретизируют движения и параллельно с этим помогают правильно его выполнить ребенку, что дает ощущение успешности в своих действиях и движениях.

Обручи - упражнения с этим предметом влияют на развитие координации, пространственных ориентировок. Расположение обруча в пространстве по отношению к своему телу и к пространству зала, закрепляют ориентировка «от себя» и «от других предметов». Использование меток на обручах помогает ребята сосредотачивать и перемещать взгляд в заданных направлениях.

Скакалки, веревки - общеразвивающие упражнения с этими предметами развивают координацию движений, ритмичность (при подскоках). Наверное после мяча это самые любимые предмет у детей. Работая с ними ребенок познает свойства материалов из которых они изготовлены, по средствам непосредственного контакта и зрительной оценки. Например, тонкая скакалка из резины легче поднимается и выглядит как узкая полоска, а веревка тяжелее и выглядит как неровная, волнистая линия [12].

Выполняя упражнения с предметами, ребенок непроизвольно прослеживает их траекторию движения, тем самым тренируя глазодвигательные функции, функцию сосредоточения и прослеживания, то есть варьирование формы, цвета, размера, яркости, контраста пособий способствует выработки адаптационных механизмов зрения, создает условия для стимулирования зрительного восприятия [19].

В общеобразовательных упражнениях прослеживается тесная связь и с лечебно-восстановительной работы. Например, давая детям с расходящимся косоглазием упражнения с опусканием предметов, рук вниз, выполнение упражнений на полу (прокатывание мяча), мы сводим зрительные оси, а упражнения с поднимание рук при сходящимся косоглазии, оси разводит.

Очень часто в общеразвивающих упражнениях мы используем карточки-схемы движений, кукол, проволочных человечков. Выполнение задания, с которыми, направлены на развитие зрительных представлений о движении, переносе образа движения на другие предметы, развитие бинокулярного зрения и ориентировки на собственном теле и теле другого человека, схемы, куклы [15]. Детям можно предлагать следующие задания:
- Выполни движение по карточке-схеме, проволочному человечку;
- Найди карточку-схему с движением, которое я сейчас выполнил или выполнил твой друг; - Смоделируй на кукле, проволочном человечке [19];

Общеразвивающие упражнения и принятие исходного положения в процессе упражнений, являются хорошим средством для связи движений и словесный обозначений, для активизации в словаре пространственных терминов (определяющих направление, расположение)

И наконец, самым эффективным средством для развития зрительного восприятия, навыков ориентировки в пространстве является задания, когда сами ребята проводят комплексы общеразвивающих упражнений. По тому удается ли это ребенку, можно судить об общем физическом развитии ребенка и степень коррекции и компенсации вторичных отклонений.
























Глава 2.

2. Анализ передового педагогического опыта по теме исследования

Опираясь на исследования, представленные в работах Сековец Л.С., при выполнение общеразвивающих упражнений, с целью организации зрительного восприятия и ориентировки в пространстве необходимо:

- Создавать установку на восприятие (усвоение нового движения, действия в пространстве, изучения приспособления или оборудования, с которым выполняется действие);

- Формировать умение наблюдать. Наблюдение действий – более осмысленные процесс, чем простое восприятие (смотрение). В процессе наблюдения ребенка следует учить наблюдать: вычленять наиболее важные моменты в движении, переключать внимание с одних элементов движения на другие, выполнять их в определенной последовательности.

- Предъявлять оптимальный объем информации. Слишком большой объем в движениях рассеивает внимание, создает напряженность при восприятии;

- Учитывать индивидуальные возможности детей (острота зрения, характер патологии, сопутствующие заболевания) при восприятии предметов и действий;

- Регулировать в процессе восприятия словесную и наглядную информацию об объектах и действиях;

- Обеспечивать страховку при выполнении упражнений, так как боязнь снижает точность восприятия, его полноту;

- Обеспечивать организованность места для занятий и выбор пособий. Место для занятия должно быть хорошо освещено, иметь контрастность сочетаний объектов пространства при восприятии детьми. Приспособления и пособия должны быть расположены в местах доступных для восприятия [2].

При построении комплексов исходят из коррекционно – педагогических задач, учитывают особенности возраста, физическую подготовленность детей, формы работы. В выборе и проведении последовательности упражнений руководствуются следующими методическим положениями:

- Подбираются упражнения для разных частей тела, необходимые для развития разных физических качеств;

- Особое внимание уделяется на формирование правильной осанки, укрепления свода стопы и дыхание;

- Каждое предыдущее упражнение облегчает выполнение последующего. Поэтому упражнения для разных мышечных групп чередуются, иначе быстро наступает утомление местного характера. Например: после упражнений для туловища (повороты в стороны) следует упражнение для ног и брюшного пресса, затем опять для туловища, но другого характера (наклоны вперед). В работу последовательно включаются разные части тела с постепенным увеличением нагрузки. Из двух однотипных упражнений одно подбирается простое, другое сложное. Упражнения сложные по координации, требующие внимания, предшествуют тем, которые просты по структуре и выполняются со значительным мышечным усилием (приседания, упражнения из исходного положения лежа) [14].

Примерные комплексы общеразвивающих упражнений для детей с нарушением зрения

В коррекционно-преподавательской практики создано и применяется немало различных комплексов общеразвивающих упражнений. И в дальнейшем еще будет создано столько же, таким образом как вариации движений, начальных положений, объектов, обстоятельств имеют все шансы быть разнообразны в зависимости от поставленных коррекционно-педагогических проблем. В деятельностях, проводя общеразвивающие процедуры, мы зачастую применяем те, которые моделируют перемещения животных, птиц. Данное может помочь внести в совокупность элемент заинтересованности, забавы, а кроме того содействует расширению визуальных взглядов о находящемся вокруг, фиксирование визуального вида о реалиях находящейся вокруг действительности. Присутствие исполнении процедур возможно пользоваться предметными, силуэтные и прерывистые иллюстрациями, с мишенью активизации визуального восприятия, формирования бинокулярности и занятия амблиопичного глаза [15]. Вот некоторые из упражнений:

1. Имитация ходьбы слона - спина прямая, руки на поясе, ходьба большими шагами (впередистоящая нога согнута в коленном суставе, сзади стоящая нога - прямая).

2. Имитация ходьбы пингвина - спина прямая, ходьба частыми мелкими шагами.3. Имитация движений птиц (петуха, страуса, цапли). При выполнении упражнения бедро выносимой вперед ноги должно быть высоко поднято, спина прямая, плечи развернуты, смотреть вперед-вверх.
4. Имитация движений гуся. Выполнять упражнение из и.п. в приседе, руки на поясе, спина прямая.

5. Имитация полета птиц. Выполняют движения руками вверх и вниз (взмах крыльев птиц) в беге.

6. Имитация движения черепахи. Из и.п. в приседе, руками сзади опереться о пол, передвигаться с помощью рук и ног: а) выполнять упражнение лицом вперед; б) выполнять упражнение спиной вперед.

7. Имитация движений животных (кошки, собаки и т.д.). Опираясь о пол на прямые руки и ноги, высоко поднять таз, опустив голову.

8. Имитация прыжков зайца. Прыжки выполняются в полуприседе. И.п.: ноги вместе, руки на поясе, спина прямая, отталкиваться двумя ногами одновременно.
9. Имитация прыжков лягушки. Прыжки - из полного приседа. И.п.: ноги врозь, спина прямая, отталкивание выполнять двумя ногами одновременно, выпрыгивать вверх из полного приседа.

10. Прыжки на одной ноге: чередуя по два прыжка на каждой ноге определенное число раз [16].

Общеразвивающие упражнения, которые можно сочетать с движением глаз. При выполнении этих упражнений голову не поворачивать, движения глазами выполнять медленно.

1. И. п. - лёжа на спине, руки в стороны, в правой руке яркий мяч. Руки соединить впереди (по отношению к туловищу), передать мяч в левую руку. Вернуться в и. п. смотреть на мяч. Повторить 10 -12 раз (в зависимости от возраста).
2. И. п. - лёжа на спине, руки в стороны. Выполнять скрестные движения прямыми руками. Следить за движением кисти одной, затем другой руки. Выполнять 15 - 20 сек. Дыхание произвольное.

3. И. п. - сидя на полу, упор руками сзади, прямые ноги слегка подняты. Выполнять ими скрестные движения 15 - 20 сек. Смотреть на носок одной ноги. Голову не поворачивать. Дыхание не задерживать.
4. И. п. - то же. Одна нога несколько поднимается, другая опускается, затем наоборот. Смотреть на носок одной ноги. Выполнять 15 - 20 сек.
5. И. п. - сидя на полу, упор руками сзади. Мах правой ногой вверх - влево. То же левой ногой вверх - вправо. Смотреть на носок. Повторить 6 - 8 раз каждой ногой (на носки ног одеваются цветные толстые резинки для волос).
6. И. п. - то же, прямая нога слегка поднята (резинки одеты). Выполнять ею круговые движения в одном и другом направлении. Смотреть на носок. То же другой ногой. В течение 10 - 15 сек. каждой ногой.

7. И. п. - стоя, держать гимнастическую палку вверх, прогнуться - вдох, опустить палку - выдох. Смотреть на палку. Повторить 6 - 8 раз.
8. И. п. - стоя, держать кубики впереди. Круговые движения руками в одном и другом направлении 15 - 20 сек. Смотреть то на один, то на другой кубик. Выполнять круговые движения 5 сек. в одном направлении, затем в противоположном направлении.

9. И. п. - стоя, рука впереди держит обруч. Вращать обруч в одном и противоположном направлении 20 - 30 сек. Смотреть на кисть. Выполнять одной и другой рукой [19].

Комплексы упражнений при близорукости.

Упражнения для укрепления мышц шеи и спины. У многих близоруких детей наблюдается сутулость, что говорит о слабости мышц задней поверхности туловища, которая может способствовать появлению и прогрессированию близорукости. Поэтому рекомендуем выполнять приведённые ниже физические упражнения, включая их по 3 - 4 в каждый комплекс.
1. Ходьба обычная, на носках, с небольшой подушечкой (наполненной песком) на голове.

2. И. п. - стоя, ноги врозь, руки на поясе. Наклоны, вперёд прогнувшись, спина прямая, лопатки соединить, смотреть вперёд.
3. И. п. - сидя на стуле, держаться руками за спинку внизу. Подать грудь вперёд, прогнуться, затем вернуться в и. п.

4. И. п. - сидя на стуле (гимнастической скамейке), кисти на затылке. Наклонить голову вперёд, затем отводить её назад, оказывая руками небольшое сопротивление.

5. И. п. - стоя, руки сзади в замок. Отводить руки назад, прогибаться.
6. И. п. - стоя, гимнастическую палку держать сзади. Отводить её назад, прогибаться.
7. И. п. - лёжа на спине, ноги согнуты, локти на кровати полу. Опираясь затылком, локтями и стопами, поднять туловище (таз); вернуться в и. п.[16]

Специальные упражнения для наружных мышц глаз

Приведённые ниже специальные физические упражнения(или их варианты) необходимо выполнять с целью профилактики появления и прогрессирования близорукости). Для повышения интереса детей к этим упражнения они имеют образные названия.

. «Закрываем двери»: И. п. - сидя. Крепко зажмурив глаза на 3 - 5 сек., а затем открыть глаза на 3 - 5 сек. Повторить 6 - 8 раз. Упражнение укрепляет мышцы век, способствует расслаблению мышц глаз и улучшает кровообращение в них.

2. «Крылья бабочки»: И. п. - сидя. Быстро моргать в течение 1 мин. (с перерывами). Способствует улучшению кровообращения.

3. «Катаемся по горке»: И. п. - стоя. Смотреть прямо перед собой 2 - 3 сек., держать палец правой руки по средней линии лица на расстоянии 25 - 30 см от глаз, перевести взгляд на кончик пальца и смотреть на него 3 - 5 сек., опустить руку. Повторять 10 - 12 раз. Упражнение снижает утомление, облегчает зрительную работу на близком расстоянии.

4. «Качели» И. п. - стоя. Вытянуть вперёд руку, смотреть на кончик пальца, расположенный по средней линии лица, медленно приближать палец, не сводя с него глаз до тех пор, пока палец не начнёт двоиться. Повторить 6 - 8 раз. Упражнение облегчает зрительную работу на близком расстоянии.
5. «Моем окно» И. п. - сидя. Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальца. Повторять в течение 1 мин. Упражнение расслабляет мышцы и улучшает кровообращение.

6. «Красим забор» И. п. - сидя. Медленно переводить взгляд с пола на потолок и обратно, голова неподвижна. Повторять 8 - 12 раз.
7. «на колесе обозрения» И. п. - сидя. Медленные круговые движения глазами в одном, а затем в другом направлении (4 - 6 раз) [16].














Заключение

Опираясь на современные исследования, мы видим, что особая роль в развитии детей с нарушением зрения, в коррекции отклонений, которые им вызваны, и компенсации особая роль принадлежит физическому воспитанию. Так как общеразвивающие упражнения являются неотъемлемой частью физического воспитания, то они, в сочетании педагогическими и медицинским средствами, направлены на комплексное развитие личности ребенка - развитие зрительного восприятия, ориентировки в пространстве, овладении мелкой и крупной моторикой, овладении двигательными умениями.

Результаты работы с детьми по развитию зрительного восприятия и ориентировки в пространстве при выполнении комплексов общеразвивающих упражнений зависит от ряда условий:

Создание комфорта для зрительных функций;
- Правильное построение комплекса с учетом особенностей детей с нарушением зрения;

-Индивидуально - дифференцированный подход;

-Использование пропедевтического обучения;

-Создание у детей эмоционально - положительного отношения к упражнениям (игровые и сюжетные моменты)

-Учет состояния здоровья ребенка;

-Учитывая необходимые требования и создавая оптимальные условия (подбор пособий, их унификация, например метки на атрибутах), учитывая особенности зрительного заболевания, мы можем оказать прямое воздействие на орган зрения и способствовать улучшению отдельных его функций.



Список литературы:

1. Азарян Р.Н. Урок физкультуры как важное средство воспитания пространственных и личностных качеств у слепых и слабовидящих школьников // Дефектология. - 1984. - № 6. - С.53-59.
2. Астапов.М.В.Коррекционная педагогика

3. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих: Сб. науч. трудов / Под ред. А.Г. Литвака. - Л., 1981. - 122 с.
4. Григорьева Г.В. Особенности владения невербальными средствами общения дошкольниками с нарушениями зрения // Дефектология. - 1998. - №5.
5. Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой, А.И. Каплан, М.С. Певзнер.- М.: Педагогика, 1976.
6. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Основы тифлопедагогики: Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: ВЛАДОС, 2000. - 240 с.
7. Ермаков В.П., Якунин Г.А. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1990. - 222 с.
8. Земцова М.И. Учителю о детях с нарушениями зрения. - М.: Просвещение, 1973. - 159 с.

9.Зрительная и интеллектуальная работоспособность слепых и слабовидящих школьников младших классов. Методические рекомендации / Под ред. А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1986. - 16 с.
10. Кручинин В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения. - СПб., 1991.
11. Литвак А.Г. Пути коррекции и интеграции инвалидов по зрению: коррекция или профилактика? // Дефектология. - 1991. - № 6. - С.9-11.
12. Маллаев Д.М. Игры для слепых и слабовидящих. - М., 1992.
13. Матвеев В.Ф. Психические нарушения при дефектах зрения и слуха. - М.: Медицина, 1987. - С.5-32.

14. Особенности психологической помощи детям с нарушением зрения: Методич. рекомендации / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 2001. - 96 с.
15. Особенности учебной и трудовой деятельности при глубоких нарушениях зрения / Под ред. А.Г. Литвака. - Л.: Изд-во ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1983. - 112 с.

16. Петров Ю.И. Организация и методика обучения слепых ориентировке в пространстве. - М., 1988.

17. Психолого-педагогические вопросы обучения детей с нарушением зрения / Под ред. Л.И. Солнцевой. - М., 1995.

18. Солнцева Л.И. Некоторые особенности психического развития детей с нарушениями зрения в современных условиях // Дефектология. - 2000. - № 4. - С.3-8.

19. Сташевский С.В. Использование наглядно-действенной методики для развития зрительного восприятия детей с нарушением зрения //Дефектология. - 1990. - № 1.- С.16-21.

20. Частные методики адаптивной физической культуры. Под редакцией Л.В. Шапковой. – М., 2003

21. Шебеко В.Н. Физическое воспитание дошкольников. – М., 1996
22. Шмельков И.И. Пути реабилитации слепых школьников средствами физической культуры. – М., 1981






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Нарушение зрения у детей

Автор: Цымбалова Анастасия Дмитриевна

Дата: 07.12.2018

Номер свидетельства: 489405

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Профилактика нарушений зрения у детей: как сберечь детские глазки?"
    ["seo_title"] => string(75) "profilaktika-narushienii-zrieniia-u-dietiei-kak-sbieriech-dietskiie-ghlazki"
    ["file_id"] => string(6) "277894"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453018361"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Статья "Особенности пространственной ориентировки детей с нарушением зрения" "
    ["seo_title"] => string(85) "stat-ia-osobiennosti-prostranstviennoi-oriientirovki-dietiei-s-narushieniiem-zrieniia"
    ["file_id"] => string(6) "162493"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422362833"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "специальное образование лиц с нарушениями зрения"
    ["seo_title"] => string(52) "spietsialnoieobrazovaniielitssnarushieniiamizrieniia"
    ["file_id"] => string(6) "270869"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1451297980"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Методические разработки по работе с нарушением зрения у детей"
    ["seo_title"] => string(73) "mietodichieskiie_razrabotki_po_rabotie_s_narushieniiem_zrieniia_u_dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "427959"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1505223770"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Консультация - практикум для родителей: "Профилактика нарушения зрения у дошкольников""
    ["seo_title"] => string(80) "konsul_tatsiia_praktikum_dlia_roditieliei_profilaktika_narushieniia_zrieniia_u_d"
    ["file_id"] => string(6) "442933"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1512712775"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства