Методические рекомендации «Дорожная разметка» предназначены для обучающихся практическому вождению. Задачей этого пособия является подготовка учащихся к безопасному и безаварийному движению как в городе, так и за его пределами.
В процессе обучения важны не только знания, но и развитие у учащихся необходимых качеств, таких, как внимание, память, мышление, координация движений, реакция на опасность. Правильное истолкование и соблюдение разметки, дорожных знаков и пунктов правил дорожного движения (ПДД) необходимо не только для уверенного вождения автомобиля, но и позволяет принять правильное решение в критической ситуации на дороге, и, что гораздо важнее, это помогает зачастую избегать таких ситуации.
Наличие дорожных знаков, дорожной разметки, средств регулирования вносят неоспоримый вклад в безопасность дорожного движения, так же как и техническое состояние транспортного средства, и профессиональные качества самого водителя. Исходя из этого, выбранная тема является актуальной.
Важно также формирование мотивации на максимально серьезное и ответственное обучение, построение стратегии эффективного обучения в автошколе для каждого конкретного курсанта, создание внутренней психологической установки на получение удовольствия от безопасного, культурного вождения, от экономичного и эффективного использования автомобиля, вежливого, тактичного отношения к другим участникам дорожного движения.
Дорожная разметка
Дорожная разметка (маркировка) — маркировка на покрытии автомобильных дорог. Она служит для сообщения определённой информации участникам дорожного движения.
Изобретателем дорожной разметки считается Эдвард Н. Хайнз, член дорожной комиссии в штате Мичиган (США). Он в 1911 году предложил нанести на первую бетонную дорогу мира в Детройте центральную линию для разделения полос движения. 10 лет спустя (1921) в английском пригороде Бирмингема появилась первая маркировка Великобритании. Этот эксперимент для повышения безопасности на дорогах был таким успешным, что впоследствии белая маркировка дорог стала стандартом в Великобритании и множестве других государств.
Наряду с дорожными знаками дорожная разметка играет не последнюю роль в обеспечении безопасности на дороге. Но если уж так по большому счету, ее отсутствие не должно поставить водителя в тупик, ведь в подавляющем большинстве случаев разметка дублирует соответствующие знаки, да и по ГОСТам разметку должны наносить не на всех видах дорог. Самое важно в наличии разметки – удобство, а удобно – значит, безопасно.
Вся дорожная разметка делится на две группы: горизонтальную (наносится на дорожное покрытие) и вертикальную (наносится на сооружения и бордюрные камни).
Горизонтальная дорожная разметка
Как уже было сказано выше, горизонтальная дорожная разметка наносится непосредственно на дорожное полотно. Для этого применяют краситель трех цветов: белый, желтый и оранжевый.
Горизонтальная разметка (линии, стрелы, надписи и другие обозначения на проезжей части) устанавливает определенные режимы и порядок движения. Горизонтальная разметка может быть постоянной или временной.
Разметка оранжевого цвета – временная, например, на время каких-либо работ на дороге. Также как и временные знаки, временная разметка отменяет действие постоянной, а значит, при наличии оранжевой разметки руководствоваться нужно именно ей.
В последнее время у нас стали применять светоотражающие маячки, встроенные в покрытие дороги. Используются они в совокупности с разметкой для улучшения видимости осевой линии разметки на скоростных дорогах.
Исключительно для удобства изложения материала мы поделим всю горизонтальную разметку на продольные линии, поперечные линии, надписи и стрелки, а также желтые линии.
Разметка с продольным расположением
Все продольные линии разметки могут встретиться в двух вариантах: сплошные полоски и прерывистые. Сразу стоит оговориться, все сплошные линии разметки (за очень редким исключением) пересекать нельзя, более того, на них нельзя даже заезжать!
Рис. 1 «Разметка, наносимая продольно к проезжей части»
Сплошная линия 1.1
Этот вариант разметки применяется в следующих случаях для разделения:
v встречных потоков (осевая линия) на дорогах с числом полос не более 3-х;
v попутных полос перед перекрестками, пешеходными переходами и железнодорожными переездами;
v полосы для маршрутных транспортных средств;
v стояночных мест.
Сплошная линия 1.2.1
Эта разметка несколько шире предыдущей, применяется для обозначения края проезжей части. Это единственный вариант продольной белой сплошной линии, которую можно пересекать, но только в том случае, когда она обозначает правый край проезжей части (для заезда на обочину или выезда с нее).
Двойная сплошная линия 1.3
Применяют такую разметку для разделения потоков противоположных направлений (осевая линия) на участках дорог, имеющих четыре и более полос движения в обоих направлениях, включая переходно-скоростные и дополнительные полосы для движения.
Прерывистая линия 1.2.2
Такую линию применяют, как и разметку 1.2.1, для обозначения края проезжей части, но в отличие от нее наносится она на дорогах с числом полос в обоих направлениях не более двух.
Прерывистая линия 1.5
Прерывистую линию, у которой длина штриха в три раза меньше, чем расстояние между штрихами применяют:
v для разделения транспортных потоков противоположных направлений (осевая линия) на дорогах, имеющих две полосы движения в обоих направлениях;
v для обозначения границ попутных полос движения при их числе две или более для одного направления.
Прерывистая линия 1.6
Такую разметку, у которой длина штриха в три раза больше, чем расстояние между штрихами, называют еще "линией приближения", применяют для предупреждения о приближении к сплошной линии разметке.
Прерывистая линия 1.7
У этой разметки длина штриха равна расстоянию между штрихами. Применяется для обозначения границ полос движения в пределах перекрестка в случаях, когда необходимо показать траекторию движения транспортных средств или обозначить границы полосы движения.
Прерывистая линия 1.8
Применяется для обозначения границы между полосой разгона или торможения и основной полосой движения.
Двойная прерывистая линия 1.9
Двойную прерывистую линию ("реверсивная линия") применяют для:
v обозначения границ полос, направление движения по которым меняется на противоположное;
v разделения потоков транспортных средств противоположных направлений (при выключенных реверсивных светофорах) на участках дорог, где используется реверсивное регулирование.
Разметка с перпендикулярным расположением
Поперечно расположенные варианты разметки дублируют соответствующие знаки, такая разметка может применяться как со знаками, так и без них. Именно разметка конкретизирует расположение границ того или иного объекта.
Рис. 2 «Разметка, наносимая перпендикулярно к проезжей части»
Стоп-линия 1.12
Этот вид разметки применяют перед перекрестком при наличии дорожного знака 2.5 «Движение без остановки запрещено», в местах, где движение регулируется светофором, и перед железнодорожными переездами. Также стоп-линия применяется перед пешеходными переходами. Сама по себе разметка не требует обязательного прекращения движения, она лишь обозначает место, далее которого нельзя проехать при необходимости уступать дорогу.
Стоп-линия 1.13
Разметка в виде треугольников, обращенных вершинами против движения, является разновидностью стоп-линии, применяется она исключительно перед перекрестками со стороны второстепенной дороги.
Пешеходный переход 1.14.1; 1.14.2
Дорожная разметка «Пешеходный переход», наверное, самая известная, в народе попросту "зебра".
Пересечение с велосипедной дорожкой 1.15
Вариант разметки в виде квадратов обозначает границы велосипедной дорожки, пересекающей проезжую часть. Пересечение с велосипедной дорожкой не является перекрестком (в случае, если велосипедная дорожка не входит в состав проезжей части) и, соответственно, на такое пересечение не действуют правила проезда перекрестков.
Искусственная неровность 1.25
Применяется такая разметка для обозначения искусственных неровностей, предназначенных для принудительного снижения скорости. Разметку наносят в начале и конце неровности на наклонном участке. Если искусственная неровность имеет ширину, недостаточную для нанесения разметки на ее поверхности, разметку наносят на проезжую часть с двух сторон от неровности.