kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическое пособие "Использование предмета в танцевальной постановке"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическое пособие для педагогов-хореографов "Использование предмета в танцевальной постановке" повествует о том какова  история возникновения предмета в танце, для чего нужен предмет в танце и как правильно его использовать.

Просмотр содержимого документа
«Методическое пособие "Использование предмета в танцевальной постановке"»

У каждого народа есть свои особенности и свой национальный танец. У поляков – полька, у бразильцев самба, у украинцев гопак, у ирландцев чечётка, у грузин лезгинка… Танцевальное искусство с незапамятных времен занимало в жизни человека важное место. Уже в наскальных рисунках, созданных несколько тысяч лет тому назад, встречаются изображения пляшущих людей. Танец возник тогда, когда чувства, выраженные в движении и жесте, подчинились ритму или музыке.

В основе первых плясок наших предков лежали движения. Связанные с трудом первобытного человека: ловлей рыбы, сбором плодов охотой. В

Танцы древних греков можно разделить на священные, военные, сценические и общественно-бытовые. Большую роль в воспитании мужества, патриотизма и чувства долга у юношей Древней Греции играли военные танцы. Обычно их исполняли двое мужчин, но существовали и массовые пиррихии, в которых танцевали одни юноши, а иногда вместе с ними плясали и партнерши. Эти пляски воспроизводили бои и боевые построения. Это были достаточно сложные хореографические композиции.

В руках у танцующих были луки, стрелы, щиты, мечи, копья, дротики, зажженные факелы и т.п.

Сценические танцы, как правило, это части театральных представлений. Каждому жанру соответствовали свои танцы. Во время танцев исполнители отбивали такт ногами, для этого надевались специальные деревянные или железные сандалии, иногда такт отбивали руками с помощью надетых на средние пальцы своеобразных кастаньет.

Из самых древние танцевальных руководств наиболее понятны египетские изображения, на которых демонстрируются позы. Все эти позы обладали своим значением, поэтому считается. Что именно они и были своеобразными фразами танцевального искусства. Распространены они были не только в ранний период, но и значительно позже. Возникнув за три тысячи лет до новой эры, они «прижились» и передавались из века в век последующим поколениям.

Приведенные иллюстрации из Египта и Древней Греции дают нам представление об истинном положении вещей и развитии искусства хореографии того времени. Древнейшим аккомпанементом танцующим было хлопанье в ладоши, звуки простейших духовых и струнных инструментов (дудки, гитары, тамбурины, кастаньеты, цимбалы, барабаны и т.п.).

Есть мнение, что именно в танце раскрывается душа народа.

Если в России любого иностранца обязательно сажают пить водку (такая у нас система распознавания "свой-чужой"), то в Греции чужеземца ведут танцевать. В Греции особенностью греческого национального характера проявляется ещё и в привычке танцевать национальные греческие танцы даже на дискотеках. Понять греческую музыку, значит почувствовать душу Греции. Музыка и танец – это психея греческого народа. Понять греческий танец, уловить ритм в чужой для непривычного уха музыке, – значить соприкоснуться с греческой душой, которая, как это ни удивительно, во многом родственна русской душе.

Греческим танцам учатся сегодня, и не только в Греции.

У нас тоже есть школы русских народных танцев. Но где вы видели, чтобы в ресторане принялись танцевать русские народные танцы? А в Греции это принято.

Если мы спросим, что отличает греков от других народов, то нам ответят – умение и желание танцевать греческие народные танцы. Всех туристов, посещающих Грецию, учат танцевать греческие народные танцы, и прежде всего всемирно известный Сиртаки. Греческие танцы очень напоминают украинские, молдавские, румынские. Сирта́ки – популярный танец греческого происхождения, созданный в 1964 году для голливудского фильма «Грек Зорба». «Сиртаки» — уменьшительная форма греческого слова сиртос, которое является общим названием для нескольких критских народных танцев. Он не является народным греческим танцем, однако представляет собой сочетание медленных и быстрых версий хасапико — старинного танца мясников. Танец сиртаки, а также музыку к нему, написал греческий композитор Микос Теодоракис. Один из основных ритмов, на котором основаны народные песни, – сиртос. Это самый древний и основной групповой танец, который греки исполняют на свадьбах. Сиртос – самый патриотический танец. Большинство греческих народных мелодий танцевальные (95 песен из 100). Дело в том, что профессиональные музыканты играли на праздниках, свадьбах, в музыкальных кофейнях, тавернах, ресторанах. И в интересах исполнителей было, чтобы людям нравилась музыка, чтобы они вставали, танцевали, заказывали любимые мелодии и соответственно за них платили. Кто-то насчитал, что существовало более 200 танцев, и даже разделил их на пять групп: священные, гражданские, обрядовые, домашние и сценические. По преданию, священные танцы были перенесены в Грецию из Египта Орфеем. Он переложил их на греческий лад. Священные танцы исполнялись во время жертвоприношений и мистерий. Гражданские танцы исполнялись во время общественных праздников и церемоний на площадях и улицах. Человек античности остро ощущал гармонию Божественного и земного. Он находил её и в танце тоже. Древние греки считали танец прекрасным даром богов, в котором заключено единство душевной и физической красоты. Танец для них был общением с Божественным, а сами боги сходили на землю, чтоб поучаствовать в праздниках, сопровождаемых танцами. Муза танца Терпсихора, спутница бога гармонии Аполлона, учит душу правильно сочетаться с телом. Пляски были обязательным учебным предметом в гимназиях. Единство чувства и мысли, танца, музыки и пения, это гармония, которую греки считали проявлением божественности.

На западе принято считать, что диковинные прыжки и ужимки традиционного русского танца являются следствием холодного климата нашей северной страны, и были придуманы русскими, исключительно чтобы согреться. Первое официальное упоминание о русском народном танце относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. На торжественном приёме для гостей выступали 16 танцоров, ряженых медведями, и четыре медведя, одетых танцорами. Танцы с медведями на Руси считаются традиционными. Так же как в Японии в танцах раскрывается образ дракона, так на Руси образ петуха, а в Сибири – медведя. В 1113 году Владимир Мономах, приглашённый киевлянами на царство, чтобы унять беспредел, проезжал вечером со своей свитой по городу. Он сразу заметил странную пляску и указал митрополиту Никифору на танцующего молодца. Им оказался каменщик Петро Присядка. Уже через несколько дней Петро плясал для самого великого князя всея Руси каждый его завтрак, обед и ужин. Каменщик Петро Присядка много работал, сидя на корточках с тяжелыми камнями и инструментами в мозолистых руках. Каждый вечер после своего трудового подвига он выходил на Крещатик и, приняв ковш вина и калач, принимался подскакивать, разминая затёкшие за день ноги. Танцевать как Присядка или Под-Присядку вскоре стало модным в зажиточном Киеве. Жирные скоморохи худели и учились танцевать "В присядку", ломая свои кривые ноги об скверные средневековые тротуары. В 1937 году появился первый в России профессиональный ансамбль народного танца под управлением Игоря Моисеева – лучший в мире академический ансамбль, исполняющий народные танцы. Постановки, трюки и идеи коллектива используют чуть ли не все хореографы мира, кроме самых необразованных и ленивых. Однажды меня попросили развлечь иностранного гостя, и я пригласил его на концерт ансамбля танца Бориса Моисеева. В восторге отказался не только мой иностранный гость, но и я сам. Он таких русских танцев просто дух захватывает! Сегодня народные танцы переживают второе рождение. Не в последнюю очередь и потому, что именно народные танцы служат источником новых хореографических изысков в балете. Одной из составных частей обучения русскому танцу (народно-характерному танцу) является работа танцевальной постановки с предметом или предметами. Самой важной частью этой работы является то, чтобы предмет, выбранный для работы, был действительно необходим. Предмет берется только тогда, когда без него выбранная постановка теряет смысл.

Яркий пример использования предмета в профессиональном коллективе - это хоровод с платками ансамбля «Березка», постановка Н. Надеждиной. В момент исполнения танца цвет платка меняется 4 раза. В этом заключается основная находка постановщика. В детском танцевальном коллективе педагог учит ребенка обладать пластикой корпуса и рук, силой и легкостью ног для того, чтобы ученик мог использовать все многообразие движений человеческого тела, воссоздать средствами танца свой духовный мир. Педагог должен проявить определенную гибкость в подходе к каждой конкретной группе детей, когда готовит для них концертный номер. С первых дней жизни для каждого ребенка важное значение имеет игрушка. Когда вводится предмет в хореографический номер для маленьких танцоров, предмет начинает выполнять роль игрушки, помогающей детям понять смысл и задачи постановки.

Еще одни интересный ход и, пожалуй, самый сложный в предметной режиссуре – это метафорическое использование предмета. Когда предмет, имеющий свое функциональное назначение, используется не в прямом, а в переносном смысле. Тот же зонтик в танце «Зонтики» превращается в цветок, в чашу для росы и т.д. Эти предметы уже не имеют первоначального значения, и в заключении номера могут выполнять роль совершенно другого предмета или явления. В этом и заключается метафора. В танце «Паучки» обыкновенная веревка служит паутиной, при этом движения решены так, что складывается ощущение, будто паутину сплели исполнители на глазах у зрителя. Трюковые элементы на веревке решены так, будто паучки соревнуются друг с другом в технике передвижения по тонким нитям своего творения. Предмет настолько оригинален, что обогащает танец и делает его неповторимым. Во многих танцах разных народов используются ударные инструменты: ложки, трещотки, кастаньеты, тамбурины и т.д. Они создают яркий, ритмический рисунок, восхищающий зрителя. Поэтому же принципу поставлен танец «Тарантелла». Наложение ритма бубна на мужские движения и женские или использование их в перекличке дают богатую полифонию ритмов. Танец лишен простых акробатических элементов, а использование предмета в их исполнении подчеркивает оригинальность техники. Такая работа требует долгих репетиций. Но результат очень весом. С помощью цветных фонариков дети создают на сцене рисунок в танце. Светящиеся огоньки на костюмах исполнителей, искрящиеся огни в их руках творят имитацию вечернего города. В танце «Ноты», например, в качестве нотного стана используются широкие черные резинки, которые дети растягивают и становятся перед ними, изображая ноты на нотном стане. В танцевальной постановке «Прогулка с воздушным змеем» - воздушный змей используется для того, что бы предать номеру легкости и оригинальности исполнения. В хореографической композиции «Метель» используются тканевые веера для придания образа ветра или вихря в танце. Чем старше дети в коллективе, тем сложнее ставятся перед ними задачи. Тем богаче творческие идеи постановщика – работа с воображаемым предметом.

Безграничное использование предметов в хореографии украшает и обогащает номера. Очень много уже придумано, но творческая мысль безгранична и дает силы для следующих оригинальных и ярких решений. Хореография – это знаковое искусство, искусство образов, символов, метафор. Поэтому важно научиться именно метафорическому использованию предметов. Это обогащает фантазию не только балетмейстера, но и зрителей, и самое важное – детей, для которых мы все работаем. Занятия с различными предметами создают благоприятные условия для функционального совершенствования зрительного и кожного анализаторов. Они развивают такие физические качества как быстрота, прыгучесть, ловкость. Выполняя движения с предметами различной формы, веса, объема и фактуры дети приобретают опыт, не имеющий аналогий в других группах упражнений. Занятия с предметами прекрасно развивают мелкую моторику рук и кистей и таким образом значительно влияют на развитие речи ребенка, а также позволяют быстрее освоить необходимые трудовые и учебные навыки. Танцы с предметами широко распространены в народной танцевальной культуре и привлекают внимание исследователей оригинальностью и своеобразием. У изучаемых народов такие танцы представлены довольно широко. В число используемых в них предметов входят: погремушки, палки, стружки, ветки. Характерная особенность этих танцев состоит в том, что они чаще всего строятся на основе одного-двух традиционных движений.

В своей работе в ансамбле «Эдельвейс» давно начала использовать на занятиях предметы, которые позволяют совершенствовать технику работы с предметом, чувствовать его, что безусловно, обогащает внутренний мир и технику танцора. Используем это в танцевальных этюдах, русских танцах, танцах-импровизациях.

Русский танец танцуем с ложками, платками, совершенствуя при этом чувство ритма и умение слушать музыку, создавая красивый рисунок танца.

В танцевальных этюдах с лентами, цветами, зонтиками ребёнок учится владеть предметом под музыку, создавая выразительные пластичные движения, используем пластику и актёрское мастерство, чтобы создавать особую атмосферу номера и передавать эмоции и чувства танцора, например, в конце этюда с цветами дети должны изобразить как они рвут цветы на поляне и под конец музыки должны изобразить как пахнут их цветы, передавая эмоции: радость, счастье и восторг.

Танцы с предметами возникли на основе художественной гимнастики с одной стороны и танцевального искусства – с другой. Такой синтез, на мой взгляд, обеспечивает разностороннее гармоничное развитие ребенка. Движения здесь не является самоцелью, их освоение тесно увязывается с музыкой и каким-либо образом. Дети овладевают различными движениями не механически в результате многократного повторения, а через образ, в котором осваиваемое движение находит свое логическое и эмоциональное оправдание. Такой путь, как показывает практика, оказывается более эффективным. Он позволяет ребенку с меньшими энергетическими затратами и в короткий срок качественно освоить то или иное движение. В силу возрастных особенностей ребенок зачастую не может воспринимать движение в деталях, удерживать их в памяти, концентрировать внимание на правильном их исполнении. Сама задача, которую ставит перед ним педагог, в этом случае может оказаться сложной. Ребенок плохо понимает, что и как он должен делать. Включение двигательной активности ребенка через образ значительно облегчает эту задачу. Театрализация осваиваемых движений заключается в том, что практически все движения ребенка имеют логическое и эмоциональное оправдание и, развиваясь во времени, создают двигательно-эмоциональный образ. Так танец с платочком в русском характере и танец с платочком под музыку «Синий платочек» (отображая военную тематику) очень отличался друг от друга и я считаю большой удачей и победой в мастерстве.

В тоже время, использование в танцах различных предметов, таких как мяч, скакалка, лента вносят разнообразие в арсенал осваиваемых движений, повышают динамику танца, открывают новые возможности для воплощения танцевального образа. В танцах с предметами ребенок не просто держит предметы в руках, а выполняет с ними различные манипуляции. При этом сам предмет, его форма, фактура и специфика движения должны органично вплетаться в музыку и образ танца. Базой для овладения манипуляцией предметами служат различные методы и приемы, широко используемые в художественной гимнастике, которые должны быть адаптированы к целям и задачам танцевальных занятий с предметами. Это продиктовано тем, что в художественной гимнастике овладение предметами нацелено на все более и более сложные, трюковые, способы выполнения, тогда как манипуляции предметами в танцах должны выполнять, в первую очередь, развивающую и оздоровительную функцию




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическое пособие "Использование предмета в танцевальной постановке"

Автор: Гумирова Светлана Николаевна

Дата: 06.09.2019

Номер свидетельства: 519171

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) ""Инновационные технологии в хореографическом искусстве.""
    ["seo_title"] => string(60) "innovatsionnyietiekhnologhiivkhorieoghrafichieskomiskusstvie"
    ["file_id"] => string(6) "292121"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455216087"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства