kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка «Развития навыков самостоятельной работы у учащихся ДМШ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной методической рекомендации заключается в  воспитании подлинного музыканта, широко образованного, сочетающего отличное владение инструментом с высокой музыкальной культурой, вполне подготовленного к самостоятельной творческой деятельности.

  Без умения самостоятельно работы невозможны ни успешное продвижение ученика, ни получение им прочных знаний и навыков.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка «Развития навыков самостоятельной работы у учащихся ДМШ»»

Пояснительная записка.


Тема «Развития навыков самостоятельной работы у учащихся ДМШ» является рекомендацией для преподавателей детских музыкальных школ.

Цель данной методической рекомендации заключается в воспитании подлинного музыканта, широко образованного, сочетающего отличное владение инструментом с высокой музыкальной культурой, вполне подготовленного к самостоятельной творческой деятельности.

Без умения самостоятельно работы невозможны ни успешное продвижение ученика, ни получение им прочных знаний и навыков.
















РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ У УЧАЩЕГОСЯ ДМШ


Основные проблемы воспитания самостоятельности учащегося.

Для того, чтобы подготовить учащегося к самостоятельной практической работе, каждый педагог стремится приобщить его к искусству, приучить внимательно вслушиваться в музыкальную культуру, проникать в ее смысл и строение.

Игра учащегося, как и музыканта – профессионала должна быть содержательной и логичной. Но довольно часто учащиеся, хорошо подготовленные в техническом отношении, недостаточно развиты музыкально, недостаточно самостоятельны в работе.

Это явление случается довольно часто. Если учащийся обладает необходимыми музыкальными способностями, то приходится предполагать, что причина чаще всего кроется в недостатках работы педагога. К таким недостаткам можно отнести неумение педагога отобрать и постоянно акцентировать в работе самые необходимые навыки, которые должны приобрести учащиеся.

По словам Б. Л. Кременштейн – «сила чувства и глубина понимания музыки вместе с живостью воображения определяют художественный уровень воплощения любой музыкально - исполнительской задачи». Из этого можно сделать вывод, что эмоциональность и интеллект учащегося является важнейшими качествами, которые необходимо воспитывать в первую очередь.

Развитие эмоциональности и умение слушать себя нельзя отождествлять, но их взаимосвязь очевидна: слушание музыки рождает эмоциональный отклик.

Становление интеллекта происходить постоянно путем познания закономерностей музыки. Педагог путем обобщений подводит учащегося к познанию закономерностей музыки. Важно, чтобы обобщения осуществляется планомерно, а не как попутные замечания от случая к случаю. Воспитание слушать себя, умение делать обобщения можно отнести к наиболее важным, необходимым в решении любой музыкальной задачи, в поисках каждого оттенка, преодоления технических трудностей и т.д.


Понятие о самостоятельности учащегося


В музыкальной школе дети знакомятся с новой для них областью познания, в которой на каждом шагу возникают явления, вызывающие интерес. Необходимо, чтобы учащийся с самого начала мог получить ответ на свои многочисленные вопросы, чтобы он и впредь задавал их себе и педагогу. Это является залогом развития его самостоятельности потому, что первые вопросы ученика – это первые попытки познать и осмыслить встречающегося явления.

Например: Учащиеся, недопонимания чего-либо в объяснении или показе преподавателя, умалчивают об этом. Причины здесь могут быть самые разные: замкнутость ученика, боязнь показаться несмышленым и т.д. Поэтому педагогу необходимо добиться в работе с учеником взаимного доверия, на все вопросы отвечать доходчиво, ясно, спокойным тоном, чтобы и впредь ученик не стеснялся задавать вопросы. Иногда, чаще в старших классах, вместо ответа можно рекомендовать ученику почитать литературу и после этого проверить правильно ли он понял ответ на свой вопрос. Таким образом, ученик будет привыкать читать литературу, чтобы расширить свой кругозор.

Педагог направляет активность ученика в нужном направлении, содействует воспитанию самостоятельности, задачи которой сводиться к следующему:

  1. Воспитание самостоятельной мысли;

  2. Воспитание умения самостоятельно применять свои знания в учебной работе;

  3. Воспитание умения самостоятельно работать над самообразованием и воспитывать умения самостоятельно отстаивать свои принципы и убеждения (из сборника «Вопросы воспитания и обучения)

Педагогу необходимо всячески развивать и направлять природную любознательность ученика от понимания простых вопросов к более сложным.

В процессе обучения учащийся знакомится с большим количеством разнохарактерных произведений. Происходить постоянное усвоение закономерностей музыкального искусства, особенностей музыкального языка, строения музыкальных произведений, приемов исполнения и т.д.

В начале обучения идет количественное накопление музыкальных однородных явлений и закономерностей.

Например: В репертуаре возможно наличие однотипных произведений, а также сходных элементов выразительности, однородных технических задач. От учащегося можно требовать «узнавания музыкального материала, близкого по характеру какому-то из пройденных произведений, знакомому по типу изложения. По степенно образуется почва для восприятия обобщающихся указаний педагога, а также для самостоятельных выводов. Поэтому, чем больше музыки знает учащийся, тем шире круг явлений, которые он может осознать. Форма обобщения зависит от уровня подвинутости ученика. Важнейшее значение имеет учет способностей и склонностей учащегося. Например: ученик не умеет делать выводы из отдельных указаний педагога, не видит главного в работе, постоянно повторят одни и те же ошибки. В этом случае желательно сконцентрировать внимание ученика на главном, не отвлекаясь излишней детализацией указать ученику цель и способ его достижения (достижения главного).

Содержанием обобщающих указаний является закономерности музыкального искусства: особенности музыкального способа выражения, строения произведений, принципы работы и т.д.

Обобщение указания педагога имеют своей целью музыкальное и техническое развитие ученика. А чтобы процесс развития учащегося не был односторонним, необходимо стремиться связывать оба «направления» так, чтобы они дополняли друг друга и стимулировали. Таким образом, постоянно воспитывается отношение к технике, как к средству достижения музыкальной цели. Например: первые технические упражнения проходят не только ради достижения узкотехнической цели, а должны преследовать и цель выразительного исполнения простейших мотивов.

Постепенно процесс накопления навыков дает учащемуся возможность выбора средств исполнения, его уже интересует некоторые вопросы мастерства: компактность звучания аккордов. Не просто беглость, а четкость и ровность – все это в связи с художественным содержанием исполняемого произведения. Эти проблемы сами по себе музыкальны, а не узкотехнические.


Пути воспитания умения слушать себя.


Особое значение для развития самостоятельности учащегося имеет активизация его слухового внимания. Необходимость слушать себя при игре очевидна. При воспитании навыков слушания педагог встречается со многими трудностями. Главная трудность заключается в том, что слушание своей игры требует постоянного активного внимания, собранности, а такая собранность дается ученикам нелегко. При усталости внимания учащегося рассеивается, а при выполнении домашней работы это, к сожалению, происходит раньше, чем он успевает, выполнит задание. Слушание своей игры нетрудно при условии, что оно привычно, поэтому ученика с первых уроков следует приучить слушать себя, следить за развитием этого умения постоянно, на всех ступенях музыкального образования, так как усложнение музыкального материала влечет за собой и усложнение задач слушания.

Наилучших результатов работы добиваются те педагоги, которые высокую профессиональную требовательность сочетают с объяснением роли и важности умения слушать себя. Баян – инструмент с богатым музыкально – выразительными возможностями. Сочным, певучий звук, сила, красочность сочетаются в этом инструменте с динамической гибкостью и возможностью тончайшей филировки. Податливость клавишей к различным видам туше в сочетание соответствующими движениями меха позволяет достигать большого разнообразия нюансов. Специфика слушания для баяниста в отличие от пианистов заключается в том, что баянисту необходимо начать звукоизвлечение, продолжить его и проследить характер окончание звучания. Большую трудность в процессе освоения инструментом вносит наличие двух клавиатур. В процессе работы над произведением баянист добивается наиболее полного раскрытия содержания с помощью всех имеющихся средств инструмента. Очень важно учащихся постоянно знакомить со всем разнообразием художественных средств, используемых баянистами.


Систематизация слухового выучивания произведения.

Работу над музыкальном произведением условно можно разделить на несколько этапов.

  • Вначале – ознакомление;

  • Затем – работа над текстом;

  • Работа над целым произведением;

  • Окончательная доработка пьесы.

На практике, к сожалению, наблюдается такая картина: нередко ученики почти не следят за звуком на первом этапе изучения произведения. Их внимание всецело поглощается «нотами», ритмом и «пальцами». Это как раз один из самых распространенных недостатков их работы, слабое участие в ней слуха. Процесс сознательного и направленного слушания откладывается на последний этап работы. Поэтому многое в произведении оказывается незамеченным.

Очевидно, что сознательное и целеустремленное слушание должно начинаться одновременно с разбором музыкального произведения. Поэтому необходимо сначала концентрировать внимание на отдельных элементах: слушание мелодии, слушание подголосков, равноправных голосов, сопровождения и т.д. Существует определенные средства активизации слухового внимания; вот некоторые из них:

Для того , чтобы ученик мог слушать себя, ему необходимо ясно понимать какую художественную роль преследует указания педагога. С другой стороны, педагог должен заставить ученика слушать, как он играет в действительности; т.е. обратить его внимание непосредственно на особенности данного произведения – мелодический оборот, подголосок, характер звучания. Очень важным условием является высокая профессиональная требовательность педагога, его непримиримость к недостаткам игры учащегося.

Параллельно с проникновением в идейно – эмоциональное содержание произведения идет работа над достижением нужного характера звука, фразировки, над преодолением фактурных и иных трудностей. Успешное выполнение этих задач возможно лишь тогда, когда учащийся имеет представление не только о том, к чему ему стремиться, но и что ему не удается, между тем на практике бывает, что проигрывая сочинение в известной степени уже знакомое, ученики часто не могут точно указать, в каком месте они ошиблись или не сумели выполнить стоявшие передними задачи. Необходимо поэтому с детских лет приучать их тщательно слушать свое исполнение, запоминать его в малейших деталях т отдавать себе отчет в том, что удалось сделать и что не удалось. Направлять внимание ученика в этом отношении следует путем соответствующих вопросов после прослушивания произведения на уроке. Необходимо приучать ученика не только констатировать неудачу, но и выявлять ее причину. Для этого полезно разъяснять ему в доступной форме, в чем существо встречающихся трудностей, чтобы он сам привыкал к их анализу. Это сильно способствует успеху работы. После того, как ученик выяснит характер трудностей, он должен уметь найти наиболее рациональный путь для ее преодоления.

В работе баяниста над произведением есть такие стороны, которые, вызывая слуховую активность, служат тем самым специальной задачей воспитания слуха баяниста. Например: Перед моментом смены движения меха баянист должен слышать все составные части длительности предшествующей смене направления. Другим примером может служить соединение аккордов. В этом случае необходимо одновременное окончание звучания предыдущего аккорда и одновременное извлечение последующего. Все это вызывает слуховую активность.

Некоторые примеры органично связаны с данным произведением, непосредственно вытекают из особенностей музыки, характера, фактуры, технических трудностей.

В постановке конкретных целей для слушания главное – своевременность и очередность: необходимо выбирать те, которые в данный момент нужнее других. Полезным способом активизации слухового внимания учащегося является выучивание произведения по элементам музыкальной ткани (мелодия, сопрождение и т.д.). Можно использовать специальные приемы, которые заставляют ученика собраться, а педагог тут же направляет его слуховое внимание на конкретную цель.

Определенное значение для активизации слухового внимания имеет подготовленность учащегося к занятиям, собранность, подтянутость, взаимоотношение учащегося с педагогом. Важно, чтобы учащийся как можно больше получал ярких художественных впечатлений. Неотождествляя слушание своей игры с эмоциональным отношением к музыке, очевидно, что слушание музыки рождает эмоциональный отклик, а активизация эмоционального восприятия музыки влечет за собой активизацию слухового внимания. Итак: развивая эмоциональное начало в отношении учащегося к музыке. Следует, прежде всего, воспитывать это умение слушать себя.


Воспитание любви к музыке, трудовое воспитание.


Пробуждать глубокий интерес к музыке – одна из самых важных задач педагога. Занимаясь интересующим их делом, учащиеся преображаются, делаются сосредоточенными, проявляют инициативу, усиливается их слуховой контроль.

А как сказывается повышение интереса к музыке на художественной стороне исполнителя – оно сразу становится более осмысленным, выразительным, ярким. Насколько важно вовлечь ученика в сферу подлинного искусства, настолько же необходимо воспитывать у него отрицательное отношение к сочинениям безвкусным, пошлым, к формалистическому экспериментаторскому модернистов. Много зависит от умения педагога увлечь, создать подлинно художественную атмосферу в классе. Хорошо, когда педагог свое словесное объяснение подтверждает иллюстрацией на инструменте. Это заметно стимулирует любовь к музыке, к инструменту. Пробуждению интереса к музыке способствует посещение экранизированных опер, биографических фильмов о композиторах, концертов, слушание радио, рассказов педагога и чтение книг об авторах разучиваемых сочинений – словом все то, что расширяет кругозор в области искусства. «Развитие любви к музыке тесно связано с интересом к занятию ею. Задача педагога состоит в том, чтобы заинтересовать учащегося вначале, быть может, и не увлекающей его работой, чтобы – приучить вызывать в себе интерес к тому труду, какой он выполняет» - А.Д.Алексеев.

Ставя перед собой эту задачу, педагог должен развивать интерес к занятию музыкой вообще, умело показывать к каким художественным результатам приводит хорошо проделанная работа, поощрять за успешное выполнение задания и т.д.

Долг педагога – не только пробудить интерес к музыке и привить любовь к ней. Он должен, что гораздо труднее, привить интерес и любовь к тому серьезному труду, которого требует занятия музыкой. Если педагогу удается этого добиться, то этим будет решаться задача воспитания определенных черт характера ученика: самостоятельность, ответственность, терпение, воля, дисциплина, что в свою очередь ведет к более эффективной работе над музыкальным произведением. Необходимо с детства приучать ученика к тому, что искусство требует постоянного и упорного труда, что совершенство в исполнении рождается лишь в процессе большой и длительной работы. Некоторые педагоги считают, что не все в учебной работе может увлечь, да и не следует пытаться всем его заинтересовывать. «Учитель, вовсе не должен стремиться к тому, чтобы всякая школьная работа, на уроке или дома была непосредственно увлекательной и интересной для ребенка. Мы полагаем, что это вообще невозможно и , самое главное, в этом нет необходимости», - А.В. Веденов. Эта точка зрения является ошибочной. Конечно, не всегда труд заинтересовывает, но стремиться к тому, чтобы увлек, очень важно.

Одной из прекрасных демократических традиций русской педагогики было призвание трудовой деятельности источником радости для человека. К.Д. Ушинский в статье «Труд и его психическом и воспитательном значении» писал: «Самое воспитание, если оно желает человеку счастья. Должно воспитывать его не для счастья, а приготовлять к труду жизни».

Одна из насущнейших задач педагога – воспитать в учениках любовь к работе за инструментом, интерес к самому процессу упражнения, к «ремеслу» исполнителя. Это особенно важно, когда занимаешься с теми, кто собирается стать впоследствии профессионалом – музыкантом, иначе ремесло будет всю жизнь им «мстить» : они никогда не смогут подняться до уровня настоящего художника. Воспитать любовь к работе за инструментом крайне важно и при занятиях с учениками, которые останутся любителями. Лишь у тех любителей сохраняется после окончания школы действительная связь с инструментом, кого влечет сам процесс занятий, изучения произведения.


Индивидуальный подход к учащимся.


Индивидуальный подход к учащимся – особая область педагогического искусства. Учитывая индивидуальные способности каждого ученика, необходимо стремится всесторонне развивать его дарование. Успех работы зависит от того, насколько глубоко и всесторонне педагог познакомился со склонностями учащегося. Педагогу необходимо систематически изучать личность ученика, знать, чем он живет и интересуется, какова окружающая его среда. Желательно использовать все возможности всестороннего изучения ученика: беседы на какую-то определенную тему, привлечение к высказыванию своего отношения к спорному вопросу, Знакомство его с увлечениями и так далее.

Всесторонне изучив индивидуальные способности учащегося, педагог намечает перспективы его развития. Решающее значение в осуществлении намеченной педагогом линии развития имеет подбор художественного и инструктивного материала.

Хорошо продуманный рабочий план должен соответствовать как технической, так и общей подготовленности каждого учащегося в отдельности. Пьесы по трудности должны соответствовать уровню развития учащегося, тогда после объяснения преподавателя учащийся сможет самостоятельно работать над выполнением домашнего задания.

В результате прохождения музыкальных произведений, подобранных педагогом, должны развиваться не только сильные, но и слабые стороны, недостающие навыки и т.д. Например: будет ошибкой, если педагог, зная, что ученик слабо развит технически, будет работать только над развитием технических навыков, мало уделяя внимания тому более ценному самобытному, что есть в индивидуальности ученика. В результате с течением времени часто происходит известное нивелирование личности ученика. К концу обучения у него, может быть, уже не обнаруживается тех недостатков, которые, прежде всего, бросались в глаза, но он не выделяется более и теми ценными чертами, которые раньше в нем привлекали. Полезно работать с учеником над произведениями, которые представляют для него уже пройденный этап. Исполнение таких произведений нужно доводить до высокой степени исполнения. С некоторыми учениками педагоги уж очень долго работают над одним произведением. Здесь может быть несколько причин: произведение не соответствует уровню исполнительского мастерства учащегося, желанием на одной пьесе научить всему. Это тормозит развитие учащегося, ведет к сокращению индивидуального плана.

Полезно подобрать произведения для самостоятельной работы. Трудность этих пьес должна соответствовать возможностям учащегося, проходятся они в определенный срок, прослушиваются: все ученики слушают друг друга, а затем проводят обсуждение, в котором участвуют исполнители – слушатели и педагог. В этом случае присутствуют: критическое отношение к своему исполнителю и исполнению товарищей, а это в свою очередь. Оказывает стимулирующее влияние на учащегося. Изучая личность учащегося педагогу необходимо учитывать возрастные особенности. Возраст – это не только количество прожитых лет, это время и накопление опыта жизни, опыта отношений с людьми и приобретения знаний окружающей среды. Условия и воздействия их на учащегося очень индивидуальны. Путь развития индивидуальности лежит через развитие интересов, потребностей, склонностей, способностей учащегося.

На раннем этапе обучения учащийся воспитывается на материале доступном и интересном. С этой целью лучше всего использовать детские и массовые песни. Разучивая песни, необходимо учащегося постепенно приучать к осмыслению, обращать внимание на элементы выразительности, помогающие раскрыть характер пьесы, на однородность технических задач. Репертуар для начинающих должен быть, возможно, более разнообразным, чтобы заинтересовать ученика новыми заданиями, быстро расширить круг его музыкальных представлений и развивать разнообразные двигательные навыки.

В работе над пьесами от учащегося можно требовать «узнавания» материала близкого по характеру, по типу изложения. Обобщения должно быть понятны ученику, они должны быть связаны с доступным для него музыкальным содержанием. Например: «Мелодия должна звучать ярко, аккомпанемент – тише», - общее положение безусловное при самом примитивном понимании. Таким образом, будет происходить постепенное накопление музыкальных однородных явлений. В старших классах учащийся должен получить знания и навыки, которые дали бы ему возможность после окончания школы не порывать с музыкой и активно участвовать в самодеятельности или продолжать музыкальное образование.

Важное значение среди воспитания самостоятельности учащихся имеет необходимость исполнительской практики: это внешкольная музыкальная работа – концертные выступления. «Именно здесь, при соприкосновении с профессионально неподготовленной аудиторией, становится ощутимым, что значит помочь людям приблизиться к сокровищам художественного творчества, как благодарна каждая попытка такого рода и какое удовлетворение может принести ее осуществление» - А.Д. Алексеев.

Концертные выступления стимулируют заинтересованность и ответственность за качество своей работы. Повышение общего уровня развития выдает изменение характера педагогической работы. Возникает необходимость больших обобщений, связанных с самими произведениями и их исполнением. Учеников старших классов надо больше знакомить с творчеством композитора, раскрывать присущие ему стилевые особенности. По мере музыкального развития учащегося использование различных приемов технической работы все более связывать с музыкальным замыслом.

Индивидуальный подход проявляется в сообщениях педагога на уроке, в требованиях, предъявляемых к ученику, в оценке его знаний при составлении рабочих планов. Например: ученик средних способностей; добросовестный, добился вполне приемлемого исполнения трудного раздела произведения, то оценка его знаний будет хорошей, достойной похвалы. А если способный ученик приносит каждый раз одно и то же (вполне приемлемое исполнение, но выполненное формально, без должной инициативы, без глубокого проникновения в содержание произведения), то здесь педагог на ряду с указанием на недостаток должен проявить требовательность и настойчивость к ученику, спросить с него и оценка должна помочь ему в этом. Возьмем, к примеру требования, предъявляемые к ученику смелому, общительному и к ученику скрытому, легкоранимого самолюбия. Если первого необходимо встряхнуть в случае отклонения от норм поведения, качества знаний, то ко второму нужен более осторожный подход, иначе впечатление может быть сильным, что приведет к ухудшению контакта «ученик – педагог».

Успех педагога в воспитании учащегося в очень большой мере определяется умением педагога индивидуально подойти к каждому ученику. Систематическую работу над устранением недостатков ученика педагог должен проводить на основе развития сильных сторон его дарования. Чем более одарен ученик, тем чаще приходится сталкиваться с яркими и зачастую неожиданными проявлениями его индивидуальности.

«Настоящие таланты встречаются не так часто, поэтому надо особенно внимательно относиться к их воспитанию. Важно создать им условия для быстрого продвижения вперед, не задерживать их развития программными требованиями, рассчитанными на учащихся менее одаренных. Талантливыми учениками. С ярко выраженными исполнительскими данными, должна быть предоставлена возможность много и систематически упражняться за инструментом» - А.Д. Алексеев.



Роль окружающей среды в воспитании самостоятельности

(школа, семья)


При работе с учащимся ДМШ приходится учитывать некоторые специфические трудности, которые заключаются в следующим:

  1. в музыкальной школе по специальности они занимаются с педагогом два часа в неделю, поэтому основную работу ученик выполняет в виде домашнего задания;

  2. при выполнении уроков общеобразовательной школы ученику могут помочь родители, а при выполнении домашнего задания по музыкальным дисциплинам, зачастую родители оказать помощь не могут, поэтому вопрос о самостоятельности выполнения задания для учащихся ДМШ приобретает важное значение;

  3. ученик ежедневно по 5- 6 часов находится на уроках в общеобразовательной школе, кроме того, он по три часа и более использует для выполнения домашнего задания.


В работе с учениками педагог должен учитывать эти специфические особенности. Необходимо помочь учащемуся правильно составить режим дня. Важно учитывать рациональную смену труда и отдыха. Основная задача правильно построенных домашних занятий – получить наилучшие результаты при наименьшей затрате времени. Домашняя работа ученика является одним из основных условий его продвижения вперед. Работа за инструментом требует большого физического и умственного напряжения, поэтому лучше всего заниматься в утренние часы. Если же это невозможно, то лучше часы занятия с музыкой – это время прихода из школы. Немного отдохнув и освежившись, ребенок садится за инструмент и таким образом отдыхает от напряжения, которого требовали от него школьные уроки. Такой порядок переключения внимания способствует также более быстрому приготовлению школьных заданий. Более распространенный порядок, при которым игра на баяне откладывается на конец дня, дает плохие результаты: потому что затягивается приготовление школьных уроков, ученик либо садиться за баян утомленный, сонный и тогда занятия музыкой, кроме вреда, ничего не приносят. Ввиду ограниченности времени, которого ученик уделить занятиям музыкой, продуктивность их приобретает особое значение. Продуктивность зависит от планомерности, целенаправленности и рациональности работы ученика. На первых порах педагог совместно с ним устанавливает порядок распределения домашних заданий и помогает ему найти способ усвоения из них в отдельности. Для большей продуктивности работы следует чередовать задания. Хорошие результаты будут налицо в том случае, если ученик, ознакомившись с заданием, в целом, и поняв его характер, установит на уроке наиболее трудные места, которые ему следует усвоить в первую очередь. Определив имеющиеся в них трудности, педагог дает указания каким средствами следует пользоваться для преодоления их. Работая над отдельными местами, ученик сам должен постоянно контролировать себя, устанавливать, насколько он приближается к намеченной цели, и при каждом повторении выправляется, и улучшать исполнение. Такое критическое отношение к своему исполнению вырабатывает нужные ему настойчивость и усидчивость. Увлекаясь доступным результатом и новым качеством звучания заданного материала, ученик не замечает затраченного им времени и не следит за движением стрелки часов. При составлении режима дня необходимо учитывать и то, что учащемуся необходимо всесторонне развиваться (посещение концертов, чтение книг, спорт и т.д.).

Чтобы успешно развивать навыки самостоятельной работы учащегося, педагог должен всесторонне и глубоко изучать каждого ученика. Очень важно, поэтому связь педагога с родителями. Опираясь на помощь родителей в деле контроля за качеством выполнения домашних заданий, педагог должен четко указать, на что именно следует обратить внимание, а что не входит в их компетенцию. Так, если родители с успехом могут следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел ха инструментом, вспомнить с ним, над чем он должен работать, понаблюдать, чтобы ребенок не играл механически, то совершенно недопустимо их вмешательство во все, что связано с элементами постановки и методики обучения, а также вопросы, связанные с идейным содержанием произведения, элементами стиля.

И еще вопрос , мимо которого не может пройти педагог в своей работе с родителями по организации домашних занятий ученика – это отношение родителей к оценкам. Часто а определении родителей бытует неправильное суждение по поводу отметок. Им кажется, что если их ребенок – отличник в общеобразовательной школе, то он обязан быть отличником и в музыкальной школе. Педагог должен разъяснить им, что это совсем не так, что параллелизма здесь быть не может, так как способности к музыке – это особые способности. Бывают случаи, когда ребенок наказывают за плохие отметки, не понимая, что он не может быть отличником по музыкальным предметам, так как не обладает для этого достаточными природными данными.

Для правильного решения многих вопросов, связанных ч организацией, контролем, педагогу необходимо иметь представление: в каких условиях живет ученик, кто его родители, где они работают, какой круг интересов, кто, в основном, занимается дома воспитанием ребенка, какова в семье обстановка и взаимоотношения.

Педагог должен постоянно наблюдать, как ребенок учится в общеобразовательной школе, по каким предметам он отстает, какие дисциплины его больше увлекают и к чему он проявляет большие наклонности, и какими предметами интересуется. Необходима связь с общеобразовательной школой. Классные руководители не всегда учитывают, что ребенок учится в других школах, и как способного ученика стараются привлечь его к всевозможной общественной работе. В этом отношении также необходимо нагрузки скоординировать.

Очень важно, чтобы в семье ученика живо интересовались искусством: слушание музыки, посещение театров, концертов и т.д. Важно, чтобы родители проявляли постоянный интерес к занятиям ребенка. Все это, несомненно, очень важно в воспитании учащегося.

Педагогу необходимо систематически изучать личность ученик, знать, чем он живет и интересуется, какова окружающая его среда.


Организация учебной работы учащегося.

Работа учеников в классе.


Для того, чтобы урок прошел целенаправленно, интересно, в хорошем контакте между учеником и педагогом, педагог должен тщательно изучить репертуар учащегося, уметь качественно его исполнения. Успешное проведение урока также во многом зависит от того, насколько творчески занимается педагог. Творческое состояние во время педагогической работы характеризуется высшей степенью увлечения процессом занятий и максимальной концентрацией на ней внимания. В это время у педагога наблюдается повышенное острое ощущение достоинств и недостатков исполнения ученика и ясное осознание путей для достижения цели. Каждый урок должен быть спланирован, ибо само его планирование является творческим процессом. Интересно и полезно вести записи результатов каждого урока: дал ли урок новый импульс к самостоятельной творческой работе, повысил ли он его увлечение музыкой, волю к преодолению исполнительских трудностей.

Роль педагога в деле воспитания навыков самостоятельности у учащегося велика. Нельзя ограничиваться словесными объяснениями того, как необходимо работать дома, на уроке. Значительная часть работы на уроке должна быть организованно так, как ученик должен работать дома. Полезно предлагать ученику работать в классе так, как он работает над выполнением домашнего задания. В этом случае педагог осторожно вмешивается в его работу, но не с целью указать на фальшивый звук или невыполненный нюанс, а лишь для того, чтобы внести те коррективы, которые заставят ученика думать, обнаружить свои ошибки.

Чтобы учащийся продуктивно и целенаправленно использовал свое время в домашней работе, педагогу необходимо в классе научить ученика определить главное и строго выполнять правила элементарной грамотности: бережное отношение к тексту, выполнение точных штрихов, нюансов и других указаний автора.

Полезно разбирать пьесы на уроке, ставя перед учеником задачу верного прочтения текста, знаков динамики, артикуляции. Важно умение учащегося самостоятельно избирать аппликатуру.

Все это возможно только после выработки определенных навыков. Педагог может задавать небольшие задания на расстановку аппликатуры, а потом проверить эту работу и объяснить целесообразность или нецелесообразность того или иного варианта.

Объяснить ученику, что бывают случаи, когда необходимо изменить аппликатуру, поставленную в тексте, особенно в настоящее время, когда применяется новая система пальцев (1, 2, 3, 4, 5).

Исходя из этого, ученик должен критически и творчески относиться к расстановке аппликатуры.

Немаловажную роль в развитии самостоятельности у учащихся имеет способность играть на слух. Она будет стимулировать интерес к занятиям, увлеченность и т.д. Учащийся –баянист должен получить в ДМШ навыки и подбора по слуху и транспонировки несложных песенок и пьес. Для этого, начиная с 4-го класса, ученикам надо давать задания по подбору на слух знакомой мелодии, записи ее, а затем и транспонировать – игре в тональностях на остальных двух рядах клавиатуры.

Часто встречаются ученики очень слабо читающие «с листа», что является тормозом в их практической работе и затрудняет дальнейшее развитие самостоятельности.

Уже с первого года обучения можно давать ученику играть с листа отдельно каждой рукой небольшие пьесы, упражнения. При чтении нот с листа исполнитель стремится, прежде всего, охватить сочинение в целом. Поэтому обращается внимание на самое существенное. Некоторые же детали – второстепенные голоса, менее значительные звуки в аккордах, тонкие оттенки – могут оставаться вне поля зрения. При чтении с листа надо стремиться сыграть произведение без остановок, в темпе, по возможности приближающемся к настоящему. Для воспитания навыков чтения нот с листа важно приучить предварительно, просматривать новый текст глазами. Надо осознать размер и ладотональность. Необходимо уяснить строение произведения, отдать отчет в том, где мелодия, где сопровождение, как распределяются голоса между отдельными руками. Умение «смотреть вперед» (и слышать) особенно важно при чтении с листа. Известно, что хорошо читающий ноты ученик успевает знакомиться с большим количеством произведений, накапливая музыкальные впечатления, расширяя свой кругозор и наоборот, читающий слабо, проходит мало произведений, разучивает медленно, с трудом, что, конечно, ограничивает его рост. Хорошее чтение с листа имеет важное значение в воспитании самостоятельности у учащегося.

Воспитание самостоятельности учащихся в значительной степени определяется отношением педагога к первому показу нового произведения. Проигрывать сочинение важно потому, что содержание любого, даже самого простого, произведения нельзя во всей полноте передать словами или каким-либо другим способом. Если бы это было возможно, о музыке нельзя было бы говорить как о особом виде искусства, обладающим специфическими выразительными средствами. Однако исполнение педагогом в классе изучаемых сочинений не всегда полезно. Слишком частое исполнение каждой новой пьесы может тормозить развитие инициативы ученика. Надо учитывать, как именно и в какой период работы над сочинением полезно играть его ученику. Очень важно с первых лет обучения стремиться к тому, чтобы ученик самостоятельно разбирал произведения, делал это, по возможности грамотно и добросовестно.

С начинающими приходится разбирать пьесу на уроке, объясняя ритм, проверяя аппликатуру и т.д. Но вскоре уже можно задавать разбор произведения на дому и требовать, чтобы к первому уроку ученик все, что может, выполнил сам, без помощи со стороны. Задания постепенно усложняются: определить характер музыки, понять, что главное, а что второстепенное, подумать о способах работы. Так, понемногу учащиеся привыкают не только разобрать, но и сразу учить новую пьесу без помощи педагога.

Некоторые педагоги допускают, чтобы способный ученик приносил едва разобранную пьесу. Педагог этим потакает безответственность ученика, освобождает его от необходимости думать о произведении и способах работы. Ученик в искусстве привыкает жить «чужим умом».

К условиям воспитания самостоятельности у учащихся можно отнести самостоятельное изучение произведения. Педагог подбирает такие пьесы, с которыми ученик вполне справляется. Учащиеся должны выучит их в определенный срок. Прослушивание желательно провести в определенной обстановке: ученики слушают друг друга, делятся впечатлениями. Для дальнейшего развития учащихся определенную роль играет проверка домашнего задания, хорошо организованная и тщательная. Здесь он обнаруживает степень своего музыкального развития, теоретическую подготовку, вкус, воображение, эмоциональность, качество звука и ориентировки на инструменте. Такие проверки вызывают у ученика чувство ответственности, способствуют сосредоточенности и целенаправленности в работе, вселяют уверенность в свои силы. Выполнение таких проверочных заданий кладет начало тем качествам, которые родители и педагоги, к сожалению, часто не учитывают этой особенности детской психики. Педагог, воспитавший в ученике пытливость мысли, дает ему вернейший ключ к самостоятельной творческой работе. Система занятий, бережное отношение к тексту, самоконтроль умение слушать себя – является хорошим залогом успешного выполнения домашнего задания.


Некоторые ошибки педагогов.


Воспитание самостоятельности у учащихся остается наиболее уязвимым моментом в работе педагога.

Можно выделить два типа педагогических ошибок:

  1. Резковыраженность неравномерность (дисгармония) музыкального развития (односторонность)

Увлечение, каким -нибудь элементом исполнительства за счет других. Погоня за творческими достижениями по-своему увлекательна, но она может привести к односторонности репертуара. При гармоничном развитии учащихся общее и музыкальное развитие влечет за собой и развитие технических навыков, которые дают возможность в своем исполнении воплощать все более сложные по содержанию произведения.

  1. Нельзя принимать за правило делать вместе с учеником всю работу: объяснять каждую деталь, искать и разучивать с ним каждую интонацию.

Такая проработка необходима лишь примера (обычно на небольшом отрывке произведения).

Серьезным недостатком в работе педагога, тормозящим развитие навыков самостоятельности учащихся, может, является неправильная организация и построение процесса занятий с учащимся. Бывает, что по неопытности педагог старается научить ученика сразу всему, и выложить ему все свои знания, отчего получается хаос, главное тонет «в океане» второстепенного, ученик не в силах все понять и выложить. Иногда педагоги стараются показать ученику все «мелочи» на уроке, тем самым занимаются «натаскиванием» ученика. Особенно вреден метод «натаскивания» для учащихся, готовящихся к профессиональной деятельности. Грубой ошибкой является постоянная нетерпимость ко всякого рода недостаткам. Педагог очень часто говорит ученику, что не так, старается привить ученику свой вкус, нервничает, повышает голос. Это вселяет неуверенность ученика в свои силы, сковывает инициативу, активность ученика.

Эти ошибки являются наиболее существенными.









Заключение.

Процесс развития учащегося музыканта достаточно сложен. Педагог ДМШ должен со всей серьезностью отнестись к проблеме самостоятельности и индивидуальности ученика, ибо он несет ответственность за его будущее.

Систематическая самостоятельная работа развивает настойчивость в преодолении трудностей, воспитывает волю, характер, вкус.

Много зависит от того, как была заложена основа его творческого понимания и мышления с начального периода обучения в ДМШ.

Если педагог уделял внимание развитию самостоятельности, то учащийся, закончивший музыкальную школу, будет способен применить на практике знания, которые он получил в ДМШ, быть пропагандистом музыкальной культуры среди учащихся и населении, создавать при общеобразовательных школах и других учреждениях кружки баянистов, ансамбля самодеятельности и быть инициативным достаточно грамотным слушателем музыки.






Список литературы:

  1. В.Г. Ражников « Диологи о музыкальной педагогике», ЦАПИ Москва, 1994г.

  2. В.В. Крюкова « Музыкальная педагогика», Ростов-на-Дону, 2002г.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка «Развития навыков самостоятельной работы у учащихся ДМШ»

Автор: Кулагина Галина Николаевна

Дата: 13.02.2025

Номер свидетельства: 665135

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(272) "Методическая разработка на тему: «Развитие самостоятельного мышления на уроках специального фортепиано с учащимися младших и средних классов ДШИ»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_na_tiemu_razvitiie_samostoiatiel_nogho_myshlieniia_n"
    ["file_id"] => string(6) "411409"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1493058396"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "«Работа над музыкальным образом в миниатюре «Козiмнiн карасы» в классе фортепиано, с применением традиционной и инновационной технологий»."
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_muzykalnym_obrazom_v_miniatiure_kozimnin_karasy_v_klasse_fortepiano_s"
    ["file_id"] => string(6) "491043"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1544970280"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Работа над музыкальным образом и миниатюре "Козiмнiн карасы" в классе фортепиано, с применением традиционной и инновационной технологий"
    ["seo_title"] => string(80) "rabota_nad_muzykalnym_obrazom_i_miniatiure_kozimnin_karasy_v_klasse_fortepiano_s"
    ["file_id"] => string(6) "565876"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1607351464"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства