Просмотр содержимого документа
«Мастер - класс "Роспись объёмного изделия по мотивам Городецкой росписи"»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Центр развития творчества «Народные ремесла»
Методическая разработка мастер-класса
«Роспись объемного изделия по мотивам Городецкой росписи»
Автор: Споялэ Оксана Сергеевна,
педагог дополнительного образования
первой квалификационной категории,
мастер – наставник
р.п. Чунский, 2023 г.
Пояснительная записка
Богата народными промыслами русская земля. Народные промыслы неотъемлемая часть культуры и истории нашей страны.
Один из таких прославленных промыслов – городецкая роспись. Городецкая роспись по дереву – знаменитый народный промысел Нижегородского края, зародившийся в 19 веке в городе с созвучным названием Городец.
Городецкую роспись отличает яркость красок, четкое оформление фигурок и орнаментов, тонкая работа художника, который тщательно прорисовывает каждую деталь. Для этого вида росписи характерна контрастная обводка рисунка чёрным или белым цветом. Изделия в стиле городецкая роспись пользуются заслуженной популярностью у любителей народных промыслов.
Эта роспись получила своё развитие во второй половине XIX века в заволжских деревнях близ Городца. Жители окрестных деревень слыли искусными ремесленниками, среди которых были кузнецы, ткачи, красильщики, резчики, плотники и столяры.
Особой известностью пользовались городецкие прялки, которые в большом количестве продавались на Нижегородской ярмарке и расходились по всей России.
Вскоре такой росписью стали украшать не только прялки, но и многие предметы народного быта: стульчики, лукошки, короба, солонки и игрушки. Городецкая роспись своеобразна по своей манере, поэтому спутать её с другой достаточно трудно. Ни одно городецкое изделие не обходится без пышных гирлянд, букетов цветов, напоминающих розы и ромашки. Городецкая роспись отличается в первую очередь богатой палитрой. Чтобы показать многообразие красок русского лета с его луговым разнотравьем, пышные гирлянды цветов: городецкие розы, купавки и розаны, художники используют все цвета радуги. Однако городецкая роспись – это не только цветы. Это и тонконогие вороные кони, и огненно-жаркие петухи с павлинами, и множество жанровых сценок из русского быта. В городецкой росписи выделяют три основных мотива: цветы, конь и птица. Изображения на городецких изделиях имели своеобразный и неповторимый сюжет. Мастера изображали прогулки кавалеров с дамами, всадников на конях, сцены чаепития в богатых интерьерах, украшенных колоннами, высокими окнами, пышными занавесками, настенными часами. Но встречались и сцены из простой жизни: охотники в лесу, пряхи за работой, строительство дома. Веселье в изображениях показано сдержано, но за внешней бесстрастностью персонажей угадывается много разнообразных чувств. Раньше городецкая роспись делалась яичными красками, а в наше время используют темперные, масленые или гуашевые краски. Рисунок наносился свободными мазками графической обводкой чёрного или белого цвета. Преобладали синие, красные, белые и чёрные цвета.
Современные художники, как и прежде, расписывают всевозможные деревянные изделия: шкатулки, ларцы, декоративные панно, шкафчики, полочки, хлебницы, солонки, игрушки и мебель.
Городецкая роспись по дереву – это уникальное явление русской национальной культуры. Особенная манера украшать деревянные изделия – городецкая роспись – прославила Городец на весь мир. Искусство городецкой росписи и в наши дни пользуется заслуженным признанием. Произведения художников успешно экспонируются на отечественных и зарубежных выставках прикладного искусства.
Данная роспись не может устареть, так как возрождается на современных предметах. Роспись всегда приспосабливается «прикладывается» к новым бытовым формам - на то она и вид декоративно-прикладного искусства. Искусством росписи можно преодолеть всеобщую стандартизацию и внести в жизнь семьи и дома то уютное и человеческое, что может дать народное искусство.
Цель мастер-класса: познакомить с городецкой росписью через оформление деревянной заготовки свистульки – птички..
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с особенностью городецкой росписи;
- научить изображать элементы городецкой росписи.
Развивающие:
- развивать умение самостоятельно составлять композицию, гармонично размещая элементы на изделии;
- развивать умение наносить мелкие элементы городецкой росписи.
Воспитательные;
- воспитывать интерес к народным промыслам;
- приобщать к традициям и обычаям русского народа.
Планируемый результат деятельности: расписать изделие по мотивам городецкой росписи.
Возрастная категория участников: школьный возраст или студенты художественного направления..
Оборудование:
- темперные краски;
- кисть круглая синтетика №1, №0 и плоская синтетика №3;
- банка с водой;
- салфетки;
- палитра;
- клей ПВА;
- изделие для росписи (деревянная заготовка в форме свистульки – птички).
Наглядно дидактическое сопровождение: презентация Power Point по теме мастер-класса, изделия, расписанные в технике городецкой росписи, педагогический рисунок, карточки для упражнений, раздаточный материал (карточки с элементами городецкой росписи).
Методы обучения:
- словесный (рассказ, диалог);
- наглядный (презентация);
- практический.
Формы организации деятельности: групповая, индивидуальная.
Материальное обеспечение: м/м оборудование.
Актуальность мастер-класса:
Городецкая роспись отлично подходит для занятия с детьми любых возрастов. Для школьников больше подойдут простые цветочные узоры, которые рисуются крупными мазками, а с студентам можно уже попробовать более сложные изображения. Роспись по дереву открывает для многих новые пути познания народного творчества, обогащают их внутренний мир, позволяют с пользой провести свободное время. Изучая декоративно-прикладное искусство, ребята соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их воображению, создают не только полезные, но и красивые вещи. Именно духовная значимость предметов народного искусства особенно возрастает в наше время. В данном мастер-классе прослеживается связь современного предмета и традиции русского народного творчества
Сценарий мастер - класса
Этапы проведения мастер - класса
Вводная часть
Содержание этапа
Деятельность педагога
Деятельность участников мастер - класса
Подготовительный этап
Проведение вступительной беседы о художественной росписи
Планируемый результат деятельности: оформить подставку для телефона по мотивам мезенской росписи
- Здравствуйте, рада вас видеть на мастер-классе по художественной росписи.
- Что бы заняться творчеством надо создать отличное настроение, а что бы его создать давайте посмотрим в окно на тёплое весеннее солнышко и прислушаемся к красивому пению птиц.
- Посмотрите на изделие, как вы думаете что это? (ответ участников мастер-класса) СЛАЙД 2
- Обратите внимание, оно оформлено уникальной росписью, в которой используется много разнообразных цветов.
- Знаете ли вы, в каком виде росписи выполнено данное изделие? (ответ участников мастер-класса)
Верю, роспись мы освоем, И освоим Городец, Чтобы красоту России Донести до всех сердец!
- Давайте с вами немного познакомить с удивительной росписью по дереву, которая завораживает своей красотой (краткая история городецкой росписи). СЛАЙД 3 -5
- Подумайте, что сегодня будем выполнять? (ответ участников мастер-класса)
- Предлагаю выполннить свистульку по мотивам городецкой росписи.
Слушают педагога, организовывают рабочее место, настраиваются на творческую работу.
Вступают в диалог с педагогом
Основная часть
П рактический этап
Оформление свистульки по мотивам городецкой росписи с опорой на демонстрационный материал (презентация)
Техника безопасности при работе с красками:
- кисть не оставлять в банке с водой;
-после работы кисть тщательно промыть;
- не рисовать на теле, одежде;
-кисть не грызть;
-после работы с клеем, промыть хорошо кисть;
-после рисования убрать за собой рабочее место.
Следим за организацией рабочего места
Между этапами отдых для глаз. Можно сделать физминутку.
Подготавливаем необходимые принадлежности для росписи изделия:
- темперные краски;
- кисть круглая синтетика №1, №0 и плоская синтетика №3;
- банка с водой;
- салфетки;
- палитра;
- клей ПАВ;
-изделие для росписи (деревянная заготовка в форме свистульки – птички);
-раздаточный материал (карточки с элементами городецкой росписи). СЛАЙД 6
Анализируют этапы работы, выполняют практическую работу по слайдам
Проговаривают технику безопасности при работе с красками и клеем
Покрываем поверхность изделия клеем ПВА.
Немного ждем, чтобы высохло.
Используя плоскую кисть и палитру. Наводим необходимый цвет для поверхности изделия и покрываем. Стараемся наносить ровным слоем. По необходимости можно покрыть на два раза. СЛАЙД 7
Знакомство с элементами городецкой росписи «цветы» ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Без карандаша наносим подмалевок рисунка любыми выбранными цветами.
Подмалёвок — закрашивание всех фигур композиции в 4−5 цветов; создание ровного однотонного фона без пробелов, потёков и наплывов краски.
СЛАЙД 8- 9
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Используя круглую кисть №1, прорабатываем элементы росписи- тенёвкуТенёвка — прорисовка тонкой кисточкой контуров, для чего используются тёмные (чаще всего чёрная) насыщенные краски.