Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для родителей»
Консультация для родителей:
Профилактика дисграфии и дислексии у младших школьников с учетом их зрительного диагноза.
Главным направлением работы учителя – логопеда в начальной школе является профилактическая работа по предупреждению нарушения письменной речи и чтения. Письменная речь, формируется в условиях целенаправленного и системного обучения.
Процесс письма состоит из следующих операций:
анализ звукового состава слова,
перевод фонем в графемы, графические знаки,
перевод графемы в движения необходимые для записи.
Детям с дисграфией и дислексией, необходима специальная логопедической поддержка, специфические ошибки на письме не исправляются обычным методами. Эти нарушения значительно легче предупредить, чем потом устранить.
Целенаправленное развитие психических функций, необходимых для полноценного овладения письмом и чтением, является основным методом профилактики. Работа включает следующие направления:
1. Развитие мелкой и крупной моторики, графомоторных навыков.
Упражнения:
«Лабиринты». Лабиринты хорошо развивают мелкую и крупную моторику, внимание, безотрывную линию. Ребёнку предлагаются разные по сложности лабиринты, в зависимости от его уровня.
«Телесные буквы» – придумать каким способом можно показать букву при помощи тела, пальцев; "Обвести букву" - по контурному изображению, по точкам; "Письмо в воздухе" логопед рисует в воздухе фигуры, буквы, а ребенок должен узнать.
«Посчитай до 30» Развитие зрительного внимания. На карточке нарисовано 30 цифр, которые расположены не по порядку. Ребенок должен назвать и показать все цифры по порядку.
На подобие проводиться игра «Найди все буквы».
3. Развитие осязания, обоняния, определение различных свойств предметов.
Упражнения:
«Что за буква?». Из предложенных букв ребёнок составляет слово, ощупав буквы по порядку с закрытыми глазами.
«Нарисуй букву». Пальцем на руке нарисовать геометрическую фигуру (треугольник, круг), буквы. Ребёнок отгадывает, что нарисовали.
4. Развитие слухового восприятия, формирование умения выделять и различать звуки, развитие умения производить дифференциацию звуков, слогов, слов, словосочетаний, предложений.
Упражнения:
«Домик для звука». Развитие фонематического анализа. Нужно найти место звука в слове и количество слогов в слове, составить схему слова по картинке.
«Найди отличия?» Развитие фонематического анализа Описание: Ребёнок должен сравнить 2 слова, что изменилось в слове. Например: мишка-мышка.
«Шифровка». Развивает фонематический анализ и синтез. Ребенку из последовательно выложенных картинок необходимо выделить первый звук, чтобы получить новое слово.
«Звонкое слово». Развивает слуховое внимание и произвольную память. Ребенок с логопедом называет числительные с существительными. Нельзя назвать запретное слово "пять", а из слов "карандаш". Вместо называния запретного числа или слова нужно хлопнуть в ладоши.
5. Развитие восприятия времени и пространства, совершенствование ориентировки в своём теле, в линейном ряду, на листе, формирование умения ориентироваться в последовательности событий.
Упражнения:
«Назови букву». Стимулирует ориентировку ребенка на листе бумаги. Ребёнку предлагается карточка 3 столбика и 3 строки, в клеточках вырезные буквы. Описывается расположение буквы, ребенок находит ее и называет.
«Корректурная правка» Ученику предлагается зачеркнуть в сплошном тексте указанные буквы. Начать нужно с одной буквы, увеличивая количество букв.
«Пропущенные буквы» В тексте предлагаемом ребёнку пропущены буквы. Для этого ребёнку даётся, текст-подсказка, где пропущенные буквы на месте. Упражнение способствует развитию внимания и уверенность навыка письма.
6. Развитие речевого дыхания.
Нормализация правильного речевого дыхания. Предлагается использование речевых зарядок, скороговорок для развития дыхательной системы. Использование пособий на развитие направления и силы выдоха.
При релаксации использование дыхательных упражнений Отрабатывается речевой материал при разной силе голоса.
7. Развитие силы голоса.
Нормализация правильного дикционного произношения. Развитие всех голосовых данных с учётом индивидуальных особенностей.
8. Развитие артикуляционного аппарата.
Используются артикуляционные упражнения. Применение массажа и самомассажа.
9. Развитие импрессивной и экспрессивной речи.
Развитие звукового анализа и синтеза. Обогащение словарного запаса, развитие грамматического строя речи
Упражнения:
«Дополни предложение»
10. Развитие грамматического строя.
Ребенку предлагается выбрать для себя несколько символов — предлогов. Произносится начало предложения, а ребенок заканчивает его, используя один из своих символов. Например: Книга лежит ... столе.
«Что за слово?» Для игры используются слова-действия. Ребенок придумывает действие, используя части слова: вы-, при-, за- После этого составляет предложение. Например: Я закрываю книгу.
Профилактическая работа по предупреждению нарушения чтения и письма, позволяет полноценно овладеть письменной речью и влияет на успешность ребёнка.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(213) "Методические рекомендации для родителей " Как помочь ребенку в изучении английского языка на первом году обучения" "
["seo_title"] => string(133) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-roditieliei-kak-pomoch-riebienku-v-izuchienii-anghliiskogho-iazyka-na-piervom-ghodu-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "160850"
["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1422122670"
}
}