Просмотр содержимого документа
«Мастер-класс для родителей»
ГКОУ « Специальная общеобразовательная школа - интернат №29»
учитель – логопед Шевцова Лариса Олеговна
Консультация для родителей:
Развиваем фонематический слух.
Важный этап в подготовке к обучению чтению.
Одним из важных подготовительных этапов к обучению чтению и письму является развитие фонематического слуха. К сожалению, об этом мало говорится, и родители не уделяют развитию фонематического слуха должного внимания. Видимо, большинство родителей считает, что раз ребенок слышит хорошо, проблем со слухом нет, то и заниматься не надо.
Но ведь фонематический слух – это не просто слух. Ребенок может прекрасно слышать даже самый тихий шепот, но иметь неразвитый фонематический слух.
Сейчас я хочу предложить Вам игры для развития фонематического слуха дошкольников и младших школьников.
«Поймай звук»
Предлагаем ребенку: " Давай мы с тобой будем ловить звуки. Если в слове есть звук "С", то ты хлопай в ладоши один раз. Если нет, то молчи и не хлопай". Мы очень четко называем слова, в которых этот звук стоит в сильной позиции и его хорошо слышно и слова, в которых этого звука нет совсем. Например, суп, дуб, соль, моль, письмо, пишу, пёсик, нос, воз. В начале игры надо нужный звук произносить дольше и очень четко, делать на нем акцент. По мере развития слуха, мы все меньше и меньше делаем акцент на нужном звуке. Но это происходит ближе к 7 годам. Даже первоклассникам звук надо подчеркивать. Обратите внимание, что звук должен быть всегда только в сильной позиции и не заменяться парным. В конце слова можно называть только глухие согласные или сонорные, те, которые не оглушаются при произношении. Мы можем назвать слово «суп», если «ловим» звук П, но нельзя называть слово «зуб», если «ловим» звук Б.
Нельзя «ловить» звуки Я, Ё, Е, Ю! Эти буквы могут обозначать 2 звука и при произношении мы слышим другие звуки.
«Найди похожие»
Для этой игры нам понадобятся картинки. Это могут быть картинки из азбуки, из лото, любые предметные картинки. Мы подбираем несколько картинок, среди которых есть те, что начинаются на одну букву. И просим ребенка найти слова, которые начинаются на одну букву. Если ребенок затрудняется. то предложите назвать все картинки вслух и послушать «имена» картинок. Если трудно и так, тогда, конечно, надо помочь. Но не подсказывать, а просто назвать эти предметы, делая сильный акцент (произносить дольше и громче) на одинаковых буквах. Грамотные люди, конечно, могут заметить в моих рекомендациях ошибку. Правильно, мы произносим звук, а не букву. Но я специально так пишу, потому, что маленькому ребенку эту разницу между звуком и буквой уловить еще трудно. Ребенок мыслит наглядными образами. Букву он может увидеть и написать, а звук нет. Поэтому, дошкольникам не стоит делать упор на различиях буква-звук. Пусть называет буква, а произносит звук. Придет время, пойдет в школу и поймет разницу между буквой и звуком. Кроме того, каждая буква может обозначать разные звуки. На начальном этапе не обязательно это подчеркивать. Нам надо, чтобы ребенок научился разделять звуки, слышать в общей массе слова. В словах «лук» и «люк» буква Л обозначает разные звуки – твердый и мягкий. Но ведь буква-то одна! Пусть ребенок сначала услышит, что это звук Л, а уж потом мы обратим внимание на мягкость и твердость. Но потом, когда уже научится слышать и разделять отдельные звуки.
«Цепочка слов»
Называем по очереди слова-предметы по определенному правилу: каждое слово начинается на последнюю букву предыдущего слова. Это более трудное задание и делать его надо уже ближе к школе. Правда, некоторые дети и в 5 лет прекрасно справляются с этим заданием. Все зависит от возможностей самого ребенка. Так что пробуйте, учите и в школе малышу будет значительно легче. Кстати, хороший фонематический слух – основа успешного обучения любому языку.
«Первый - последний»
В этом упражнении мы учим ребенка определять первый или последний звук в слове на слух. Вы просто договариваетесь с ребенком, что Вы произносите слово, а он отгадывает, какой звук первый (или последний).
Вы проговариваете ребенку слово так, чтобы этот звук слышался четко и долго. А ребенок называет первый звук. Когда первый звук ребенок уже будет определять легко, то можно дать задание определить последний звук.
Это делать труднее. Очень часто на первом этапе, когда ребенок только начинает выполнять такое упражнение, он называет не звук, а целый слог-слияние, если согласная стоит перед гласной. Не стоит ругать ребенка, а тем более смеяться над ним. Надо просто еще раз, а может и не один, произнести слово и слог с очень четким разделением звуков. Например, с-а-н-и. В таком случае звук слышится в отрыве от других и ребенку легче его услышать. Но здесь существует вероятность, что, услышав слово по звукам, ребенок звук отдельный услышит, но все слово не поймет. Хорошо, если есть рядом этот предмет или картинка, которую обозначает это слово. Тогда можно попросить, чтобы ребенок показал то, что обозначает это слово. Если предмета или картинки нет, то определить, как понял ребенок слово можно с помощью вопросов. Попросите ребенка назвать какое-то свойство предмета. Например, «Из чего это сделано? Какого бывает цвета? Для чего нужно?» Задав такой вопрос, Вы поймете, понял ли ребенок смысл слова или нет. Если все-таки не понял, то произнесите слово чуть быстрее, пропойте его, проговорите слово столько раз, чтобы ребенок услышал и понял его. Как Вы думаете, сколько времени у Вас уйдет на эту игру? Раза в 2 меньше, чем ушло на чтение этой статьи. Эту игру-упражнение можно использовать между делом, когда у Вас есть 2-3 минутки ничем не занятые. Гуляете на прогулке, идете в садик, в школу, едете в транспорте – в различных ситуациях можно играть в эту игру и совершенно незаметно для себя и ребенка формировать его фонематический слух.
Очень важное дополнение. Подбирать слова для игры надо так, чтобы нужный звук – первый или последний, был в сильной позиции, т.е. четко произносился и хорошо слышался. Можно подобрать слово «суП», но нельзя слово «зуБ». Избегайте слова, заканчивающиеся на звонкую согласную, если Вы определяете последний звук в слове.
object(ArrayObject)#851 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(213) "Методические рекомендации для родителей " Как помочь ребенку в изучении английского языка на первом году обучения" "
["seo_title"] => string(133) "mietodichieskiie-riekomiendatsii-dlia-roditieliei-kak-pomoch-riebienku-v-izuchienii-anghliiskogho-iazyka-na-piervom-ghodu-obuchieniia"
["file_id"] => string(6) "160850"
["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
["date"] => string(10) "1422122670"
}
}