Занятие по дополнительному образованию лепка игрушек из глины. Игрушка "Водоноска" из серии Дымковской игрушки.Дети знакомятся с коромыслом, ведрами, способами лепки женщины.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование и материалы: памятки по технике безопасности, алгоритм выполнения работы, глина, стеки, образцы водоносок (из глины и на бумажных носителях).
Ожидаемый результат занятия:
Обучающиеся должны знать:
Дополнительные знания о вятском промысле.
Применение ЗУН на практике.
Технология изготовления водоноски.
Творческий подход к выполнению данного задания.
№ п/п
Структура занятия
Деятельность педагога
Деятельность воспитанников
1
Организационный момент
Приветствие и создание эмоционального настроя на работу. Проверка готовности учащихся к занятию, наличие необходимого материала и оборудования.
Проверяют готовность рабочего места.
2
Объяснение нового материала
Сегодня, мы с вами займемся изготовлением водоноски.
Краткий экскурс в историю дымковской игрушки (сюрпризный момент: появление живого образа дымковской водоноски).
У нас в гостях пра-пра-внучка первой дымковской мастерицы Мезриной Анны Афонасьевны (1853-1938).
Расскажите нам о своей пра- прабабушке.
-Анна Афонасьевна Мезрина родилась в деревне Дымково рядом с городом Кировым 160 лет назад в потомственной семье ремесленников. Игрушки обучалась делать у бабушки и матери. Во многом определила развитие дымковского искусства. В 1933 г. первой среди народных мастеров ей была назначена персональная пенсия. Обучила 2-х своих дочерей. В 1896 г. участвовала в Нижегородской выставке (18 глиняных кукол и игрушек по 2 копейки).
Вам в подарок я принесла фартучки для работы с глиной (материал самотканный из сундука Анны Афонасьевны).»
-Ребята, о чем хотите спросить нашу гостью?
Вопросы:
1.Что Вы держите на плечах и руках? (Коромысло с ведрами).
2.Зачем? (Коромысло-деревянная дуга с крючками на концах для облегчения переноса тяжестей, в данном случае-воды)
3.Что у Вас на голове? (Кокошник-старинный женский головной убор с высоким расшитым полукруглым щитком).
-Спасибо за фартуки, до свидания!
Слушают.
Задают вопросы
Надевают фартучки
3
Практическая часть
Лепка водоноски.
а/Вспомните, как лепили куклу из глиняного теста: шар, яйцо(конусообразный кусок глины), пережим талии, из нижней части-лепка юбки в виде колокола, из верхней_руки. Шарик-голова-примазываем к туловищу. Из колбаски делаем и прилепляем на голову кокошник.
в/Лепка украшающих элементов (налепы на кофточку и фартучек).
г/Лепка ведерок (объяснение, показ, выполнение)
д/Отглаживание изделия.
Какой путь проходит глиняная игрушка от начала до завершения?
Лепка-сушка-обжиг-побелка-роспись
Читают вслух памятки по технике безопасности . Работа детей совместно с педагогом.
Отвечают
4
Рефлексия
Заканчивая занятие, я бы хотела, чтобы вы дали оценку нашему занятию.
Аппликации из ткани – дерево, рядом лежат фрукты, они цветные, каждый цвет обозначает настроение. Выберите, пожалуйста, тот цвет настроения, с которым вы сегодня работали на занятии и повесьте его на дерево и мы все увидим с каким настроением вы работали и понравилось ли вам занятие.
Выполняют рефлексию.
5
Список литературы
Дымковская игрушка - Москва.: Планета,1971
Крупин В. Дымка - Москва.: Малыш, 1987
Федотов Г.Я. Послушная глина: Основы художественного ремесла -Москва АСТ-ПРЕСС,1999
6
Приложение
Образцы изделий водоносок, аппликация для рефлексии, инструкции по технике безопасности.