Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я танцую!» рассчитана на детей в возрасте от 6 до 8 лет. Срок реализации - 15 часов. Программа имеет художественную направленность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Краткосрочная программа "Я танцую!"»
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Дворец детского (юношеского) творчества»
РЕКОМЕНДОВАНО К ПРИНЯТИЮ
на заседании Педагогического совета МБУ ДО «ДДЮТ»
протокол от__________2021 №_____
УТВЕРЖДЕНО
приказом директора МБУ ДО «ДДЮТ»
от __________2021 №________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КРАТКОСРОЧНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Я танцую!»
Срок реализации:15 часов
Возраст детей:6-8 лет
Направленность: художественная
Составитель: педагог дополнительного образования
Секарова Евгения Андреевна
г. Новомосковск
2021
I. Пояснительная записка
Дополнительная краткосрочная общеобразовательная общеразвивающая программа «Я танцую!» рассчитана на детей в возрасте от 6 до 8 лет. Срок реализации - 15 часов. Программа имеет художественную направленность.
Содержание образования ориентировано на:
- создание необходимых условий для личностного развития обучающихся, позитивной социализации;
- удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в интеллектуальном, художественно-эстетическом, нравственном и физическом развитии;
- развитие потенциальных способностей;
- сохранение индивидуальности.
Содержание программы составлено на основании достижений мировой культуры и науки, российских традиций, культурно-национальных особенностях Тульского региона и направлено на:
- актуализацию представления о культуре движения;
- развитие умения двигаться под музыку, взаимодействовать в парах и группах;
- формирование умения импровизировать;
- формирование ценностное отношение к культуре движения и к результатам работы команды.
Программа направлена на формирование элементарных танцевальных навыков, повышение общей культуры ребенка.
Актуальность программы
Содержание программы направлено на погружение в хореографическую деятельность, профилактику асоциального поведения несовершеннолетних, оказание содействияадаптациив социальную среду временных коллективов детей.
Программа является актуальной, поскольку решаемые с ее помощью задачи непосредственно отражают стратегические ориентиры развития системы образования в Тульской области, способствуют реализации требований, обозначенных в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
Педагогическая целесообразность
Танец развивает физические данные детей, укрепляет мышцы и сообщает подвижность суставно-связочному аппарату, формирует основы правильной постановки корпуса, координацию и танцевальность. Танцы исполняются чаще всего коллективом и требуют четкого взаимодействия всех участников, что повышает дисциплину, чувство ответственности и товарищества.
Данная программа знакомит обучающихся с умением двигаться под музыку, взаимодействовать в парах и группах.
Отличительная особенность
Занятия по данной программе входят в перечень платных образовательных услуг, оказываемых учреждением.
Новизна программы
Данная программа поможет оценить уровень возможностей ребенка, погрузить в атмосферу хореографической деятельности.
Основной целью программы является развитие умения двигаться под музыку, взаимодействовать в парах и группах.
Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи различного характера:
образовательные:
- сформировать представление о танце;
- сформировать элементарные танцевальные навыки.
развивающие:
- развить музыкальность, способность воспринимать музыку как единое целое с движением;
- развить мотивацию на творческую деятельность;
- развить мышечный аппарат ребенка;
- развить умение двигаться под музыку, взаимодействовать в парах и группах.
воспитательные:
- воспитывать художественный вкус, интерес к танцевальному искусству;
- воспитывать общительность, умение входить в контакт с педагогом и детьми.
Технологии, методы и формы обучения
На занятиях применяются следующие педагогические технологии:
Здоровьесберегающая
Игровая
ИКТ
В процессе работы строго соблюдается принцип «от простого к сложному.
Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:
- словесный (объяснение, разбор, анализ);
- наглядный (качественный показ, демонстрация отдельных частей и всего движения; просмотр видеоматериалов с выступлениями выдающихся танцовщиц, танцовщиков, танцевальных коллективов);
- практический (воспроизводящие и творческие упражнения, деление целого произведения на более мелкие части для подробной проработки и последующей организации целого);
- аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);
- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).
Формы и режим занятий
Продолжительность занятия
Периодичность в неделю
Кол-во часов в неделю
135 минут
3 раза
15
Для зачисления на обучение по данной программе специальных знаний и подготовки не требуется, принимаются все желающие в возрасте 6-8 лет, данная программа максимально доступна детям с различной подготовкой и индивидуальными данными.
Особенности реализации программы
Данная программа составлена с учетом конкретных условий, наличия материально-технической базы, учитывает возрастные особенности и интересы обучающихся, способности и возможности каждого обучающегося, с учетом его потребностей. При составлении учтены возрастные, психофизиологические особенности дошкольников имладших школьников.
Структура занятия
Первая часть занятия:
выход учащихся в танцевальный зал;
построение детей в зависимости от численности групп (2 линии и более);
поклон педагогу и концертмейстеру;
игровая разминка (для туловища, рук, ног, головы).
Вторая часть занятия:
изучение музыкально-хореографического материала, тренировочных упражнений, элементов хореографической азбуки;
работа над элементами танца, отработка и постановка танцев.
Третья часть занятия:
закрепление лексического материала;
построение;
поклон педагогам;
выход из зала.
Показателями сформированности знаний к концу обучения могут являться
знания:
основных позиций рук и ног в танце;
элементарных танцевальных движений и комбинаций;
правил поведения в танцевальном классе;
исполнения танцевального этюда
работы в паре и группе
умения:
двигаться в такт музыке;
самостоятельно исполнять упражнения на середине зала;
взаимодействовать в коллективе.
В сфере личностных универсальных учебных действий будет формироваться:
установка на здоровый образ жизни;
эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им в процессе знакомства
знание основных моральных норм на занятиях хореографией и ориентации на их выполнение.
Формы отслеживания результативности обучения
Педагогическое наблюдение
Анализ ответов учащихся на вопросы проблемного характера
Выполнение практических заданий
В конце обучения готовится танцевальный этюд, где можно проследить наряду с усвоением элементов, уровень умения двигаться музыкально, формирования чувства ансамбля у детей.
Представляемая программа относится к «стартовому» уровню сложности и предполагает возможность попробовать себя в хореографическом виде деятельности и определиться с выбором направления деятельности. Для родителей – это возможность разобраться с логикой дополнительного образования, понять преемственность его ступеней, наметить общую линию индивидуального развития своего ребенка. Для педагогов – это реальный шанс сформировать контингент детей и стимул к разработке базовой программы.
II. Учебно-тематический план
№
Тема
Количество часов
Формы
контроля
п/п
Теория
Практика
Всего
1
Введение в мир хореографического искусства. Вводное занятие.
1
2
3
Педагогическое наблюдение
2
Танцевальная азбука
1
2
3
Опрос
3
Репетиционные работы
1
5
6
Педагогическое наблюдение
4
Итоговое занятие
0.5
2.5
3
Танцевальный этюд)
III. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема № 1. Введение в мир хореографического искусства. Вводное занятие - 3 часа.
Теория. Знакомство с детьми. Правила поведения на занятиях. Инструктаж по технике безопасности. Беседы о хореографии, объяснение цели программы. Знакомство с понятиями: «танец», «движение в такт музыке», «хореографическое упражнение», «танцевальная комбинация», «рисунок танца», «танцевальный этюд». Значение правильной осанки для танцора и для здоровья человека. Знакомство с понятиями: музыкальная фраза;музыкальный размер. Хореографические позиции рук и ног. Техника выполнения различных танцевальных шагов (шаг с носка, шаг на полупальцах и пятках, шаг-подскок, галоп, бег и т.п.).
Практика. Просмотр хореографических композиций ансамбля имени И.Моисеева.
Игры под музыку с движением:
ритмическая игра «Притопы-прихлопы».
Выполнение хореографических позициий рук и ног. Выполнение различных танцевальных шагов (шаг с носка, шаг на полупальцах и пятках, шаг-подскок, галоп, бег и т.п.). Выполнение упражнений на формирование правильной осанки.
Тема № 2. Танцевальная азбука – 3 часа.
Теория. Знакомство с музыкальным произведением «Родина моя». Закрепление и расширение знаний о танцевальных позициях. Техника выполнения различных танцевальных шагов (шаг с полуприседом с носка, шаг-прыжок, бег на полупальцах, шаг-удар и т.п.). Техника выполнения упражнений на формирование правильной осанки. Понятие о координации (изучение точек танцевального зала). Техника выполнения упражнений на середине танцевального зала.
Практика. Ритмические упражнения и игры:
ритмическая игра «Притопы-прихлопы».
Выполнение хореографических позиций рук и ног. Выполнение различных танцевальных шагов (шаг с полуприседом с носка, шаг-прыжок, бег на полупальцах, шаг-удар и т.п.). Выполнение упражнений на формирование правильной осанки. Изучение точек танцевального зала.
Изучение и выполнение элементарных упражнений на середине танцевального зала.
Тема № 3.Репетиционные работы - 6 часов.
Теория. Закрепление и расширение знаний о танцевальных позициях. Техника выполнения элементарных движений (хлопки, притопы, выпады, вынос ноги на пятку и т.п.) под счет и музыку. Техника выполнения рисунков танца.
Практика. Ритмические упражнения и игры:
ритмическая игра «Притопы-прихлопы» под песню «Родина моя».
хлопки, притопы, выпады, вынос ноги на пятку и т.п. Исполнение элементарных движений танцевального этюда «Я люблю тебя Россия!» с музыкальным сопровождением. Работа в паре и группе. Повторение и отработка изученных движений танцевального этюда «Я люблю тебя Россия!», их соединение в хореографические комбинации (под счет и с музыкальным сопровождением).
Тема № 4. Итоговое занятие – 3 часа.
Теория. Подведение итогов обучения.
Практика. Закрепление навыков исполнения танцевального этюда «Я люблю тебя Россия!» (сохранение правильного положения корпуса, рук, ног при исполнении танцевальных движений, работа в паре и группе под счет и музыку, сохранение рисунков). Исполнение танцевального этюда «Я люблю тебя Россия!».
IV. Методическое обеспечение программы
Приемы и методы организации образовательного процесса
Методы:
1. Метод использования слова — универсальный метод обучения. С его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:
рассказ,
беседа,
обсуждение,
объяснение,
словесное сопровождение движений под музыку и т.д.
2. Метод наглядного восприятия, способствует быстрому, глубокому и прочному усвоению программы, повышает интерес к занятиям. 3. Метод практического обучения, где в художественной работе осуществляется освоение основных умений и навыков, связанных с постановочной, репетиционной работой.
4. Игровой методиспользуется при проведении музыкально — ритмических игр.
Ведущими формами организации образовательного процесса являются практическое и репетиционное занятие. На занятиях наряду с фронтальными методами используются работа в парах, индивидуальная работа, работа в группах.
Выбор форм, методов и видов деятельности в учебной группе определяется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся.
Особое внимание уделяется постановке рук, ног, головы в упражнениях; затем изучаются простейшие движения; составляются несложные танцевальные комбинации на 8-16 тактов; после этого изучаются рисунки танца и вводятся танцевальные комбинации.
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования, имеющим профессиональное образование в области, соответствующей профилю программы, постоянно повышающим уровень профессионального мастерства. Для качественного обеспечения образовательного процесса необходимо также привлечение следующих специалистов: концертмейстер.
Материально-техническое обеспечение
Для успешной реализации программы необходима материально-техническая и методическая база:
специализированный хореографический зал (зеркала, станки, ковровые дорожки и т.д.);
музыкальное обеспечение (аккомпаниатор, музыкальный инструмент, аудио и видео кассеты);
Кукарин А.В. «Профессиональное мастерство как творческое отношение педагога-хореографа к своей деятельности в учреждениях дополнительного образования детей». – М.: Вестник МГУКИ, 2009
Литература для детей и родителей
Адеева, Л.М. «Пластика. Ритм. Гармония: самостоятельная работа учащихся для приобретения хореографических навыков: учебное пособие». - СПб.: Композитор; 2006
Боттомер П. «Танец современный и классический. Большая иллюстрированная энциклопедия». - М.: Эксмо, 2006
Игумнова, М.А. Роль хореографии в творческом развитии детей [электронный ресурс] / М.А. Игумнова. - Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/602763/
Королева Э. А. «Танец, его происхождение и методы исследования» (по работам зарубежных ученых XX века). - М.: АСТ, 2005
Мельникова, Е.П. «Хореографический коллектив как средство развития творческой самореализации личности». – М.: Вестник МГУКИ, 2011
Интернет-ресурсы
http://xoreograf.3dn.ru/
http://nsportal.ru/
http://infourok.ru/
http://terpsihora.net/
http://horeograf.ucoz.ru/
http://secret-terpsihor.com.ua/
ПРИЛОЖЕНИЕ
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
В процессе реализации программы педагог оценивает обучающихся по следующим показателям: знание хореографических позиций рук и ног, осанка, координация движений, музыкально – ритмическая координация, умение работать в паре и группе.
Критерии оценки
производит смену движений с запаздыванием; чувствует общий ритм музыки, повторяет движения по памяти, знает хореографические позиции рук и ног, умеет работать в паре и группе.