- Для того, чтобы определить причины трудности при письме, предлагаю вам разделиться на группы. Первая группа не усвоение написания букв, неправильное написание букв. Вторая группа пропуски букв, не дописывание букв, слогов. Третья группа ошибки на уровне предложения. Четвертая группа медленное чтение. Задача каждой группы написать как можно больше причин возникновения трудностей при письме. - Теперь давайте каждая группа зачитает то, что написала. Записывает на доске предположения родителей, выделяет причины возникновения трудностей при письме. - Выделяют несколько причин возникновения трудностей. В первой группе выделяют слабое развитие фонематического слуха, зрительную память и нарушение зрительно - моторных координаций. - Во второй группе причинами являются: слабое речевое развитие; недостатки произношения и слухо-звукобуквенный анализ (фонетико-фонематическая недостаточность), неправильная артикуляция звуков речи. - В третьей группе выделяют слабое речевое развитие; неумение удерживать в памяти элементы предложения, слабо развита оперативная память. - И в последней четвертой группе причинами возникновения трудностей являются: низкое речевое развитие, недоразвитие фонематического слуха, слабо развита оперативная память. - У каждого ребенка навыки формируются в разном темпе. Занятия родителям надо проводить в спокойной, доброжелательной обстановке, отмечать любые достижения ребенка. Первоклассники радуются и гордятся своими успехами, отражают уверенность в результативности своей деятельности. Успех пробуждает дальнейшее желание учиться. - К сожалению, в современных программах обучению грамоте резко сокращено время на формирование навыка письма, что резко ухудшило его качество. Причем нарушена не только графика, но и грамотность, так как форсирование письма и сокращение времени на обучение снизили возможность формирования эффективного механизма звуко-буквенного анализа, использования правил и т.п. - Грамотное письмо складывается из трёх составляющих компонентов: функциональная готовность ребёнка к школе, социально-педагогический - характер общения со взрослыми, его игровое развитие в дошкольном периоде, отношение в семье к чтению; третий аспект - психологический- то есть уровень мотивации ребёнка к занятию письмом, чтением., к обучению вообще. - Я предлагаю вам поменяться на группы: 1 группа будет 2, 2 группа будет 1. 3 группа будет 4, а 4 группа будет 3. Сейчас вам в группах нужно будет выявить пути решения преодоления трудностей при письме. - Теперь прочитайте, что у вас получилось. - Да, все верно. Для решения первой трудности можно использовать следующие методы и приемы: Обратиться за консультацией к логопеду. Применять списывание с одновременным проговариванием вслух, позднее шепотом, обязательно выделять гласные. При нарушении артикуляции – чёткое и ясное проговаривание, чистоговорки. Во время самостоятельной работы делить слова по слогам. - Во второй группе: Игры в лото «Угадай букву» (письменную или печатную), «Волшебный мешочек». Специальные упражнения и игры для развития зрительной памяти и пространственной ориентации. Лепка из пластилина и теста букв, работа с конструктором, плетение из ниток и проволоки. Чтение слогов с выделением гласных: ма – гласная а; ли – гласная и; и наоборот и - ли; - В третьей группе выделяют следующие методы и приемы решения трудностей: - И в последней группе: Составлять предложения по картинкам. Читать небольшие рассказы, учить отвечать полными ответами на вопросы. Работать с деформированным текстом, составляя правильные предложения и рассказы. |