Просмотр содержимого документа
«Комплекс диагностических методик по выявлению творческих способностей и детской одаренности»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Комплекс диагностических методик по выявлению творческих способностей и детской одаренности
Выполнила:
студентка Ш-32 группы
Мешкова Елизавета
Ейск, 2023г.
Методика оценки общей одаренности
5 - оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения;
4 - свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко;
3 - оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга;
2 - более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому;
1 - четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности;
0 - сведений для оценки данного качества нет (не имею).
Любознательность (познавательная потребность). Жажду интеллектуальной стимуляции и новизны обычно называют любознательностью. Чем более одарен ребенок, тем более выражено у него стремление к познанию нового, неизвестного.
Проявляется в поиске новой информации, новых знаний, в стремлении задавать много вопросов, в неугасающей исследовательской активности (желание разбирать игрушки, исследовать строение предметов, растений, поведение людей, животных и др.).
Сверхчувствительность к проблемам. «Познание начинается с удивления тому, что обыденно» (Платон). Способность видеть проблемы там, где другие ничего необычного не замечают, - важная характеристика творчески мыслящего человека. Она проявляется в способности выявлять проблемы, задавать вопросы.
Способность к прогнозированию - способность представить результат решения проблемы до того, как она будет реально решена, предсказать возможные последствия действия до его осуществления.
Выявляется не только при решении учебных задач, но и распространяется на самые разнообразные проявления реальной жизни: от прогнозирования последствий, не отдаленных во времени относительно элементарных событий, до возможностей прогноза развития социальных явлений.
Словарный запас. Большой словарный запас - результат и критерий развития умственных способностей ребенка.
Проявляется не только в большом количестве используемых в речи слов, но и в умении (стремлении) строить сложные синтаксические конструкции, в характерном для одаренных детей придумывании новых слов для обозначения новых, введенных ими понятий или воображаемых событий.
Способность к оценке - прежде всего результат критического мышления. Предполагает возможность понимания как собственных мыслей и поступков, так и действий других людей.
Проявляется в способности объективно характеризовать решения проблемных задач, поступки людей, события и явления.
Изобретательность - способность находить оригинальные, неожиданные решения в поведении и различных видах деятельности.
Проявляется в поведении ребенка, в играх и самых разных видах деятельности.
Способность рассуждать и мыслить логически - способность к анализу, синтезу, классификации явлений и событий, процессов, умение стройно излагать свои мысли.
Проявляется в умении формулировать понятия, высказывать собственные суждения.
Настойчивость (целеустремленность) - способность и стремление упорно двигаться к намеченной цели, умение концентрировать собственные усилия на предмете деятельности, несмотря на наличие помех.
Проявляется в поведении и во всех видах деятельности ребенка.
Требовательность к результатам собственной деятельности (перфекционизм) - стремление доводить продукты любой своей деятельности до соответствия самым высоким требованиям.
Проявляется в том, что ребенок не успокаивается до тех пор, пока не доведет свою работу до самого высокого уровня.
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Естественно, что результат будет более объективен, если эти отметки, независимо друг от друга, поставят и другие взрослые, хорошо знающие ребенка.
Методика «Интеллектуальный портрет»
Каждую характеристику потенциала ребенка будем оценивать по пятибалльной шкале:
5 – оцениваемое свойство личности развито хорошо, четко выражено, проявляется часто в различных видах деятельности и поведения.
4 – свойство заметно выражено, но проявляется непостоянно, при этом и противоположное ему проявляется очень редко.
3 – оцениваемое и противоположное свойства личности выражены нечетко, в проявлениях редки, в поведении и деятельности уравновешивают друг друга.
2 – более ярко выражено и чаще проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому.
1 – четко выражено и часто проявляется свойство личности, противоположное оцениваемому, оно фиксируется в поведении и во всех видах деятельности.
0 – сведений для оценки данного качества нет (не имею). Познавательная сфера: Сфера личностного развития
Оригинальность мышления Увлеченность содержанием задачи
Гибкость мышления Перфекционизм
Продуктивность Социальная автномность
Способность к анализу и синтезу Лидерство
Классификация и категоризация Соревновательность
Высокая концентрация внимания Широта интересов
Память Юмор
Обработка результатов
Отметки внесите в таблицу. Результат будет более объективен, если воспользоваться «методом экспертных оценок», т.е. привлечь к выставлению отметок других педагогов, хорошо знающих этих детей. Поставленные отметки (либо среднеарифметические показатели, так называемый «интеллектуальный портрет», составленный по результатам оценок нескольких педагогов) можно представить графически. «Идеальный результат» – два правильных семиугольника. Но у реального ребенка при объективной оценке обычно получается «звездочка» сложной конфигурации. График делает информацию более наглядной, дает представление о том, в каком направлении нам следует вести дальнейшую работу.
Анкета одаренности по А.И.Савенкову
На вопросы отвечать "да", "нет":
1. В сфере изобразительно-художественной одаренности:
-в рисунках нет однообразия. Ребенок оригинален в выборе сюжетов. В рисунках много разных предметов, людей и ситуаций;
-становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, прекрасно выполненную скульптуру;
-способен составлять оригинальные композиции из цветов, рисунков, камней, открыток и т.д.;
-любит использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушек, коллажей, рисунков, в строительстве детскх домиков на игровой площадке;
-охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение;
-обращается к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение;
-любит создавать объемные изображения, работать с глиной, пластилином, бумагой и клеем;
-может высказать свою собственную оценку произведениям искусства, пытается воспроизвести то, что ему понравилось в своем собственном рисунке или созданной игрушке, скульптуре.
2. В сфере музыкальной одаренности:
-прояляет большой интерес к музыкальным занятиям, пению;
--чутко реагирует на характер и настроение музыки;
хорошо поёт;
-вкладывает много энергии, чувств в игру на инструменте, в песню или танец;
-любит музыкальные записи;
-стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку;
-хорошо играет на каком-нибудь инструменте;
-в пении и музыке стремится выразить свои чувства и настроение;
-сочиняет собственные оригинальные мелодии.
3. В сфере литературной одаренности:
-любит писать и сочинять рассказы и стихи;
-может легко построить рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта;
-рассказывая о чем-то, умеет хорошо приждерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
-придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях. -Оставляет главное, наиболее характерное;
-выбирает в соих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния героев, их переживания, чувства;
-умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события (что обычно не умеют делать его сверстники), и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает;
-склонен фантазировать, старается добавить что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем;
-умеет в рассказе изобразить своих героев очень живыми, передает их характер, чувства, настроения.
4. В сфере артистической одаренности:
-легко входит в роль какого-либо персонажа: человека, животного и других;
-интересуется актерской игрой;
-меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого человека;
-разыгрывая драматическую сцену, способен понять и изобразить конфликт;
-склонен передавать чувства через мимику, жесты, движения;
-стремится вызывать эмоциональные реакции у других людей, когда о чем-то с увлечением рассказывает;
-с большой легкостью драматизирует, передает чувства и эмоциональные переживания;
-любит игры-драматизации.
5. В сфере технической одаренности:
-интересуется механизмами и машинами;
-может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов;
-любит разбираться в причинах и капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы на "поиск";
-любит рисовать чертежи и схемы механизмов, разбираться в них;
читает (любит, когда ему читают) журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов;
-любит обсуждать полезные события, изобретения, часто задумывается об этом;
-проводит много времени над конструированием и воплощением собственных "проектов" (модели летательных аппаратов, автомобилей, кораблей);
-быстро и легко осваивает компьютер.
6. В сфере лидерской одаренности:
-инициативен в общении со сверстниками;
-сохраняет уверенность в окружении незнакомых людей;
легко общается с детьми и взрослыми;
улавливает причины поступков других людей, мотивы их поведения. хорошо понимает недосказанное;
-часто руководит играми и занятиями других людей;
-склонен принимать на себя ответственность, выходящую за рамки, характерные для его возраста;
-другие дети предпочитают выбирать его в качестве партнера по играм и занятиям;
-обладает даром убеждения, способен внушить свои идеи другим.
7. В сфере спортивной одаренности:
-энергичен, производит впечатление ребенка, нуждающегося в большом объеме движений;
-любит участвовать в спортивных играх и состязаниях;
-часто выигрывает в разных спортивных играх у сверстников;
-бывает быстрее всех в детском саду, классе;
-движется легко, грациозно, имеет хорошую координацию движений;
-любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках;
-предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, футбол);
-физически выносливее сверстников.
8. В сфере интеллектуальной одаренности:
-хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
-обладает хорошей памятью;
-легко и быстро схватывает новый "учебный" материал;
-задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
-любит читать книги, причем по своей собственной "программе";
-обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является "отличником", часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
-гораздо лучше и шире своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т.д.);
-обладает чувством собственного достоинства и здавого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
-очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.