Классный час − гибкая по составу и структуре форма массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися группы с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Классный час "От идеи к действиям" »
Классный час в системе работы классного руководителя:
«от идеи к действиям»
Мастер п / о Комарова Т.В .
Классныйчас − гибкая по составу и структуре форма массовой воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися группы с целью содействия формированию, развитию классного коллектива и самоактуализации участников образовательного взаимодействия.
Основные компоненты классного часа
Целевой – целевые установки должны быть связаны, прежде всего,
с развитием индивидуальности учащегося,
с проектированием и установлением уникального
его образа жизни.
Содержательный– содержание классного часа
является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для
самореализации и самоутверждения личности учащегося.
Организационно- деятельный – обучающиеся являются полноправными
организаторами классного часа. Актуальное участие
и заинтересованность каждого ребёнка,
актуализация его жизненного опыта, проявление и развитие индивидуальности.
Оценочно-аналитический – в качестве критериев
оценки результативности классного часа
выступают проявление и обогащение
жизненного опыта ребёнка,
индивидуально-личностное значение
усваиваемой информации, влияющей на развитие
индивидуальности и творческих способностей обучающихся.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
-составление педагога совместно с учащимися и родителями тематики классных часов на новый учебный год;
- уточнение темы и цель классного часа, выбор формы проведения;
- определение времени и места проведения классного часа;
- определение ключевые моментов и разработка плана подготовки и проведения классного часа;
- определение участников подготовки и проведения классного час;
распределение заданий между участниками и
группами;
- проведение классного часа;
анализ и оценка результативности классного
часа и деятельности по его подготовке и проведению (что зачастую отсутствует в работе).
ФУНКЦИИ КЛАССНОГО ЧАСА
Просветительская. Смысл ее состоит в том, что классный час позволяет расширить у учащихся круг знаний, которые не отражены в учебных программах. Это знания о людях, событиях, которые волнуют ребят и заставляют их задумываться;
Ориентирующая. Эта функция заключается в формировании у детей и подростков определенного отношения к объектам окружающего мира и выработке у них системы ценностей;
Направляющая. Призвана переводить обсуждение того или иного явления в практический опыт учащихся. Важно, чтобы разговор о жизни направлял школьников на реальные практические дела;
Формирующая функция заключается в формировании у школьников потребности в самооценке, выработке
умений вести диалог, договариваться,
аргументировано отстаивать свое мнение.
КЛАССНЫЙ ЧАС СПОСОБСТВУЕТ РЕШЕНИЮ
СЛЕДУЮЩИХ ЗАДАЧ:
1) усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;
2) формирование и развитие эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности учащегося;
3) содействие проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию
личностного потенциала учащихся,
его творческих и других способностей;
4) формирование и развитие классного коллектива.
ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КЛАССНОГО ЧАСА
- беседа (этическая, нравственная);
- диспуты;
- классные собрания
- встречи с интересными людьми;
- викторины по различным областям знаний;
- дискуссии (дискуссии могут носить свободный характер, а могут быть дискуссии по заданной теме);
- КВНы;
- интерактивные игры;
- игры-путешествия;
- театральные премьеры;
- тренинги;
- читательские конференции
- другие
ПОДГОТОВКА И ПРОВЕДЕНИЕ КЛАССНОГО ЧАСА
ПЕРВЫЙ ШАГ
Составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на учебный год
В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъективную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов: метод социологического опроса, методика «Строим новый классный дом», методика «Мозговой штурм», журнал-эстафета «Мир общих дел» (учащиеся вместе с родителями заполняют дома отведенные для них странички журнала рассказами о своих увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель использует эту информацию при составлении тематики классных часов).
В определении классных часов педагоги учитывают индивидуальные особенности своих воспитанников: их потребности, интересы, ценностные ориентации. Классные руководители накапливают сведения об особенностях развития своих учеников, систематизируют их в специальных дневниках, а затем используют эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса.
ВТОРОЙ ШАГ
Уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению
Здесь используется методика «Куча мала». Она представляет собой блиц-опрос учащихся по проблеме организации предстоящего классного часа. В течении одной-двух минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, для кого, для чего и т.д. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, но из образуемой ими «кучи малы» опытный педагог (или актив класса) может выбрать интересные и полезные предложения.
ТРЕТИЙ ШАГ
Индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа
Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки.
ЧЕТВЕРТЫЙ ШАГ
Составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа
Здесь важно подумать и найти ответы на следующие вопросы:
что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа был обеспечен положительный эмоциональный настрой учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?
Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?
В какие моменты дети смогут проявить свои творческие способности?
Кто из учащихся сможет сыграть роль «солиста» в данном классном часе?
Каким образом необходимо подвести итоги классного часа?
Составляя план классного часа, не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий. В сценарном плане надо обязательно выделять время для действий, которые заранее не программируются, а разворачиваются в соответствии с ситуацией, непосредственно возникающей в ходе проведения классного часа.
ПЯТЫЙ ШАГ
Проведение классного часа
Во вступительной его части классному руководителю необходимо обеспечить ясное понимание всеми участниками целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Главное назначение основной части - создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий.
ШЕСТОЙ ШАГ
Анализ и оценка результативности классного часа и совместной работы по его подготовке и проведению
В процессе оценочно-аналитической деятельности целесообразно обратить внимание на такие моменты, как проявление и обогащения жизненного опыта детей, индивидуальная значимость усваиваемой информации, влияние на развитие творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе.
Завершая описание технологических аспектов подготовки и проведения личностно-ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи, принципы гуманистического воспитания поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.
Критерии самоанализа воспитательного мероприятия
1. Характеристика классного коллектива .
Оценка ситуации, в которой проводилось мероприятие.
2.Педагогическое обоснование модели мероприятия:
- педагогические идеи, технологии
- актуальность темы
- связь с жизненной ситуацией
- место мероприятия в воспитательной системе
3.Характеристика модели мероприятия:
- цели, задачи
- содержание
- организация
- формы, методы, приёмы, средства
- запасной вариант
4. Сопоставление модели мероприятия и процедуры реализации:
- взаимодействие педагога и учащихся
- технологии, методы педагога
- эффективность, результативность
- в какой степени реализовано, что не удалось осуществить, что пришлось