kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Картотека: «Развивающие задания повышенной сложности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

jjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjjj

Просмотр содержимого документа
«Картотека: «Развивающие задания повышенной сложности»»

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»


Диагностики готовности школьного обучения






Выполнила

Студентка Ш-21 группы

Калышкина Виктория

Ейск,2019

Содержание

  1. Пояснительная записка

  2. Диагностики личностная готовность к школьному обучению

  3. Диагностики развитие произвольной сферы

  4. Диагностики социально-психологической готовности к школьному обучению

  5. Диагностики физической готовности к школьному обучению

  6. Диагностики интеллектуальной готовности к школьному обучению

  7. Список использованной литературы










Пояснительная записка

В данной брошюре предложены диагностики для выявления готовности к школьному обучению.

Диагностики, представленные в работе, направлены на готовность к школьному обучению.
















































Интеллектуальная готовность к школьному обучению















Диагностика: «Да и нет»

Преподаватель обращается к детям со словами: "Сейчас мы будем играть в игру, в которой нельзя произносить слова "да" и "нет". Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить". (Ребенок их повторяет.) "Теперь будь внимателен, я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова "да" и "нет". Понятно?". (Испытуемый подтверждает, что ему все ясно.)

Вопросы:

1. Ты хочешь идти в школу?

2. Ты любишь, когда тебе читают сказки?

3. Ты любишь смотреть мультфильмы?

4. Ты хочешь остаться еще на год в детском саду?

5. Ты любишь гулять?

6. Ты хочешь учиться?

7. Ты любишь болеть?

8. Ты любишь играть?

9. Ты сейчас спишь?

10. Ночью солнышко светит?

11. Ты любишь ходить к врачу?

12. Доктор стрижет детей?

13. Коровы умеют летать?

14. Зимой бывает жарко?

15. Конфеты бывают горькими?

Обработка результатов.

Обработка экспериментального материала проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимаются только слова "да" и "нет". За каждую ошибку начисляется 1 балл. Если ребенок правильно ответил на все вопросы, то его результат равен 0. Чем хуже выполнено задание, тем выше суммарный балл. Употребление детьми просторечной лексики (слова "ага", "неа" и т.п.) не рассматривается в качестве ошибки.



Диагностика: «Чего не хватает»

Задание: Ребенку предлагаются 7 рисунков, на каждом из которых не хватает какой-то важной детали, либо что-то нарисовано неправильно. Проводящий диагностику фиксирует время, затраченное на выполнение всего задания с помощью секундомера.

Оценка результатов:

10 баллов (очень высокий уровень) - ребенок назвал все 7 неточностей менее чем за 25 секунд.

8-9 баллов (высокий) - время поиска всех неточностей заняло 26-30 секунд.

4-7 баллов (средний) - время поиска заняло от 31 до 40 секунд. 2-3 балла (низкий) - время поиска составило 41-45 секунд. 0-1 балл (очень низкий) - время поиска больше 45 секунд.









Диагностика: «Найди отличия»

Приготовьте две одинаковые картинки, отличающиеся друг от друга 5-10 деталями (такие задания встречаются в детских журналах, в развивающих книгах-прописях).

Ребенок рассматривает картинки 1-2 минуты, затем рассказывает о найденных им отличиях. Ребенок дошкольного возраста с высоким уровнем наблюдательности должен найти все отличия.































Развитие произвольной сферы

















Диагностика: «Вежливость»

Методика предназначена для диагностики уровня произвольной сферы и может применяться при определении готовности детей к школе и представляет собой известную игру, а которой команды ведущего выполняются только в том случае, если он говорит слово "пожалуйста". Содержание команд связано с физическими упражнениями: 1) "руки вперед"; 2) "руки на пояс, пожалуйста"; 3) "присядь"; 4) "руки в стороны"; 5) "руки к плечам, пожалуйста"; б) "прыгай"; 7) "прыгай, пожалуйста"; 8) "перестань прыгать, пожалуйста".

Успешность выполнения задания зависит от произвольного внимания, памяти, реализации сформированного намерения, т.е. всего того, что определяет понятие "подчинение правилу"

Обработка результатов проводится путем подсчета баллов, начисляющихся за ошибки, под которыми понимается выполнение команды без слова "пожалуйста". Каждая ошибка оценивается в один балл. Чем хуже справился ребенок с игрой, тем выше его суммарный балл.

Диагностика: «Домик»

Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

Перед ребенком кладется лист с "домиком". Педагог обращается к ребенку: "Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы рисунок был точно такой же, как этот образец. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать ластиком нельзя. Надо поверх неправильного рисунка или рядом правильно нарисовать. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе".

Ход выполнения работы:

Перед выполнением задания педагог обращается к детям со словами: "Перед вами лежит лист бумаги и карандаш". На этом листе их просят нарисовать точно такую картинку, какую они видят на рисунке.

Обработка результатов:

Обработка экспериментального материала производится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:

а) отсутствие какой-либо детали рисунка (забор, дым, труба, крыша, окно, основание домика) -- 4 балла;

б) увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (баллы начисляются за каждую деталь) - 3 балла;

в) неправильно изображенный элемент (колечки дыма, забор - правая и левая стороны, штриховка на крыше, окно, труба) - 2 балла. Элемент оценивается в целом. Если часть его скопирована верно, то начисляется 1 балл. Количество элементов в детали рисунка не учитывается;

г) неправильное расположение деталей в пространстве (забор не на общей с основанием домика линии, смещение трубы, окна и т.д.) -- 1 балл;

д) отклонение прямых линий более чем на 30° от заданного направления (перекос вертикальных и горизонтальных линий, заваливание забора) -1 балл;

е) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (за каждый разрыв) - 1 балл. В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до ее линии, 1 балл ставится за всю штриховку в целом;

ж) если одна линия заходит за другую (за каждое залезание), то ставите - 1 балл. Штриховка крыши оценивается в целом;

з) безошибочное копирование рисунка -- 0 баллов. За хорошее выполнение рисунка выставляется "0". Таким образом, чем хуже выполнено задан* тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Итак, О баллов -хорошо развито произвольное внимание; 1-2 балла -- среднее развитие произвольного внимания; больше 4 баллов -- слабое развитие произвольного внимания. Требуется учитывать возраст испытуемого. Пятилетние дети почти не получают оценку "О", если же испытуемый в 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии.













Диагностика: «Графический диктант»

Дайте ребенку карандаш и скажите: "Я буду говорить, в какую сторону и на сколько клеток провести линию. Проводи только те линии, о которых я буду говорить. Когда проведешь линию, жди, пока я не скажу, куда направить следующую. Каждую новую линию начинай там, где кончилась предыдущая, не отрывая карандаш от бумаги". (Проверьте, помнит ли ребенок, где правая рука.)

Первое задание — тренировочное. "Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуй линию: одна клетка вниз. Не отрывай карандаша от бумаги. Теперь одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжай рисовать такой же узор сам".

Подскажите ребенку, если он не понял задания, исправьте допущенные им ошибки. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается. Диктуя, нужно соблюдать достаточно длительные паузы, чтобы ребенок успевал закончить предыдущую линию.

На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты.

Последующая инструкция звучит так:

"Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Начали! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Дальше продолжай рисовать этот узор".

И заключительный узор.

"Поставь карандаш на последнюю точку. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь продолжай сам рисовать этот узор".

Проанализируйте, как ребенок выполняет задание под диктовку и самостоятельно. Первый показатель свидетельствует об умении внимательно слушать и четко выполнять указания, не отвлекаясь на посторонние раздражители. Второй — о степени самостоятельности ребенка

Если ребенок справился со вторым и третьим узорами (тренировочный узор не оценивается) практически без ошибок или в одном из узоров встречаются отдельные ошибки это говорит о хорошем уровне развития произвольной сферы.

Низкий  уровень  развития   произвольной   сферы если ни один из двух узоров не соответствует диктуемому.















Социально-психологическая готовность к школьному обучению















Диагностика: « Ступеньки»

Ребенку предлагается «лесенка» и читается инструкция. Ин­струкция ребенку: «Вот видишь, ступеньки. На самую верхнюю ступеньку мы поставим самых умных детей, а на нижнюю - самых неумных. Как ты думаешь, на какую ступеньку можно поставить тебя? На какую ступеньку тебя поставит мама? Учитель?

Далее параметры варьируются: добрый - злой, сильный - слабый, по­слушный - непослушный.

Обработка результатов: учитывается дифференцированность, аргументи­рованность, происхождение самооценки, соответствие реальным достижениям ребенка (по данным наблюдений экспериментатора)

Исходя из полученных данных ребенка относят к одной из 3-х групп:

1 группа (низкий уровень) - дети уверенно, без раздумья сразу ставят себя
на верхнюю ступеньку независимо от параметров.

2 группа (средний уровень) - дети долго обдумывают, куда себя поста­вить, и даже, если ставят себя на верхнюю ступеньку, то обязательно с коммен­тариями: «Я, правда, лучше всех решаю задачи» или «Я самый быстрый, так
как на соревновании обогнал всех». Дети меняют свое местоположение в зави­симости от параметров.

3 группа (высокий уровень) - дети, как правило, решают эту задачу по -
взрослому. Они, в основном, ставят себя не на самую верхнюю ступеньку, а на
предпоследнюю, считая справедливым, что кто-то в группе или другом месте
умеет делать это лучше его и когда он подрастет, то сумеет решать задачи и
быстрее бегать.
















Диагностика: «Цветовой тест отношений»

Для выполнения теста ребенку дается стандартный лист бумаги для рисования, карандаш  и ластики предлагается нарисовать:

1.Мама;   2. Папа;  3.Брат; 4. Сестра;  5.Воспитатель;  6. Друзья

(Цветовые психодиагностические методики относят к экспресс — методам)

«Личностные» характеристики цветов, входящих в ЦТО:
1.Синий: честный, справедливей, невозмутимый, добросовестный.
2.Зеленый: черствый, самостоятельный, невозмутимый.
3.Красный: отзывчивый, решительный, энергичный, напряженный, чувствительный, сильный, обаятельный, деятельный.
4.Желтый: разговорчивый, безответственный, открытый, общительный, энергичный, напряженный.
5.Фиолетовый: несправедливый, неискренний, эгоистичный, самостоятельный.
6.Коричневый: уступчивый, завистливый, спокойный, добросовестный, расслабленный.
7.Черный: непривлекательный, молчаливый, упрямый, замкнутый, эгоистичный, независимый, враждебный, нелюдимый.
8.Серый: нерешительный, вялый, расслабленный, неуверенный, несамостоятельный, слабый, пассивный.






















Диагностика: «Два дома»



два домика, плоских, объемных или нарисованных, один из которых - яркий, нарядный, очень привлекательный, другой - малопривлекательный. Фотографии всех детей группы (можно и взрослых группы) или какие-то символы, их обозначающие.

Ход эксперимента.

Эксперимент проводится индивидуально. Воспитатель, экспериментатор (психолог) говорит ребенку: "Мы сейчас с тобой очень интересно поиграем. Перед тобой два домика (рассмотреть их). В одном, красивом, домике будут жить такие дети, которые часто поступают хорошо и нравятся тебе, а в другом, некрасивом, - такие, которые часто, по-твоему, поступают нехорошо. Себя ты тоже можешь поселить в один из домиков". Ребенок берет фотографию или символ (по одной), раскладывает по домикам, а экспериментатор спрашивает ребенка, почему он поместил его (ее) в этот домик. Все действия и ответы ребенка подробно фиксируются, а затем анализируются: - с кем поместил себя, - почему одних поместил в красивый домик, других - в малопривлека- тельный, - характер, особенности мотиваций.

Интерпретация. Если ребенок помещает себя и многих детей в красивый домик, то можно говорить о его целостном положительном отношении к себе и другим; если в красивый домик он поместил только себя или еще 1-3 детей или взрослых, то это указывает на положительное принятие себя и весьма избирательное отношение к другим. Как правило, это закрытые, необщительные дети либо конфликтные и их рекомендуется еще протестировать методом "Маски", чтобы определить степень их удовлетворенности своим положением в группе и выявить стремление к доминированию. В случае же помещения ребенком себя в некрасивый домик можно предположить непринятие им себя. Возможно, это было ситуативное непринятие, связанное с недавней негативной оценкой ребенка взрослыми (но последнее возможно лишь в старшем дошкольном возрасте). Выявляя причины размещения ребенком себя и других по домикам, можно определить степень осознанности его отношений, а также особенности нравственного сознания дошкольника.







































Физическая готовность к школьному обучению



















Диагностика: «Выносливость»

Предварительная работа. Готовят дорожку вокруг детского сада, отмеряют дистанцию для детей 5 лет - 90м, 6 лет - 120м, 7 лет — 150м.

Методика обследования. Инструктор проводит с детьми несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног. Затем дети встают на линию старта и по команде «Марш!» вместе с взрослым стайкой бегут к линии финиша.

Диагностика: «Ловкость»

Предварительная работа. На беговой дорожке выделяют 10 - метровый отрезок: на старте - 2 мешочка с песком весом 200 г, на финише - стул. Для младшей группы дистанция не более 5 м.

Методика обследования. Инструктор дает задание - пробежать как можно быстрее между кеглями, не задев их. По команде ребенок бежит к финишу. Инструктор, находясь на финише, фиксирует количественные показатели. Предусмотрены две попытки.


Диагностика: «Равновесие»


Предварительная работа. Готовят секундомер и протокол.

Методика обследования. Инструктор предлагает игровое задание: детям 4 лет надо изобразить «Паровозик» (и.п.: стопы на одной линии, пятка правой (левой) ноги касается носка левой (правой) ноги, руки вдоль туловища); Детям 5 лет изобразить «Балерину» (и.п.: стоя на носках, руки на поясе); детям 6 лет изобразить «Цаплю» (и.п.: стоя на одной ноге, другая согнута, приставлена стопой к колену и отведена под углом 90 градусов). Предупреждает: тот, кто сойдет с места, выходит из игры.







































Личностная готовность к школьному обучению













Диагностика: «Беседа о школе»

1. «Что тебе нравится (не нравится) в школе больше
всего? Что для тебя самое-самое интересное, привлекатель­ное, любимое в школе?».

Далее экспериментатор говорит: «Я буду рассказывать тебе маленькие истории про тебя самого, но только это бу­дут истории не про то, что с тобой уже бывало или случа­лось, а про то, что могло бы случится, потому что случа­лось с другими. А ты будешь мне говорить, что бы ты ска­зал или сделал, если бы такая история произошла с тобой.

2. Представь себе, что сегодня вечером мама вдруг ска­жет: «Ребенок, ты ведь еще маленький, трудно тебе еще в школу ходить. Если хочешь, я пойду и попрошу, чтобы тебя из школы отпустили на месяц, на полгода, на год. Хочешь?» Что ты ответишь маме?

3. Представь себе, что мама так и сделала (или не по­слушалась тебя и поступила по-своему) — договорилась, и тебя отпустили из школы прямо с завтрашнего дня. Встал утром, умылся, позавтракал, в школу идти не надо, делай что хочешь... Что бы ты стал делать, чем бы стал зани­маться в то время, когда другие ребята в школе?

4. Представь себе, ты вышел погулять и встретил маль­чика. Ему тоже 6 лет, но он не ходит в школу, в детский сад. Он тебя спрашивает: «Что надо делать, чтобы хорошо подготовиться к первому классу?» Что ты посоветуешь? Что надо сделать, чтобы хорошо подготовиться к школе?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты ходил в школу, а наоборот, к тебе приходила бы каждый день учительница и учила бы тебя одного всему, чему учатся в школе. Ты согласился бы учиться дома?

6. Представь себе, что ваша учительница неожиданно уехала в командировку на целый месяц. Приходит к вам в класс директор и говорит: «Мы можем пригласить к вам другую учительницу на это время, а можем попросить ва­ших мам, чтобы каждая из них по одному дню побыла у вас в классе вместо учительницы». Как, по-твоему, будет лучше, чтобы пришла другая учительница или чтобы мамы заменили учителя?









Диагностика: «Собеседование»

  1. Ты хочешь остаться еще на год в детском саду (дома)?

  2. Ты хочешь идти в школу?

  3. Какие занятия (в детском саду) тебе больше всего нравятся? Почему?

  4. Ты любишь, когда тебе читают книжки?

  5. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?

  6. Почему ты хочешь идти в школу?

  7. Тебе нравится школьная форма и школьные принадлежности?

  8. Если тебе сейчас предложу поиграть в школу, то кем ты хочешь быть: учеником или учителем?

  9. Во время игры в школу, что у нас будет длиннее: урок или перемена?


Оценка ответов:

Учитываются все ответы, кроме 6-го и 7-го. Ответы должны быть примерно такие:

  1. Хочу идти в школу.

  2. Не хочу еще на год оставаться в детском саду (дома).

  3. Те занятия, на которых учили (буквы, цифры, и т.д.).

  4. Люблю, когда мне читают книжки.

  5. Сам прошу, чтобы мне почитали.

  6. Хочу быть учеником.

  7. Пусть урок будет длиннее.

Такие ответы свидетельствуют о сформированности внутренней позиции дошкольника.

Ключ:

7 баллов - готов к обучению в школе

4- 6 баллов - условно готов

1- 3 балла - не готов
























Диагностика: «Тестовая беседа»

Вопросы:

Ты хотел бы учиться в школе? а) да – 1 балл; б) нет –0 баллов.

Представь себе, что есть разные школы, в которых: а) дети только учатся читать, считать и писать – 1 балл; б) не учатся, а только играют в школу – 0 баллов; в) делают, что хочется, если хотят – играют – 1 балл. В какую из этих школ ты хотел бы ходить?

Представь себе, что волшебник захотел сделать тебе подарок. Какой подарок бы ты выбрал: а) вкусные конфеты – 0 баллов; б) интересную книжку – букварь, по которой можно научиться читать – 1 балл; в) игрушку, которую ты давно хотел – 0 баллов.

Представь себе, что у тебя есть два знакомых мальчика (девочки), которые учатся в школе. С кем из них ты хотел бы подружиться: а) с Сашей (Машей), который (ая) очень хорошо учится, много знает, но не умеет весело играть – 1 балл; б) с Димой (Леной), который (ая) учится не очень хорошо, но знает много игр и с ним (с ней) весело – 0 баллов; в) с обоими, или не можешь выбрать – 1 балл.

Что бы ты в первую очередь положил в новый портфель: а) азбуку, чтобы научиться читать – 1 балл; б) тетрадь или ручку, чтобы учиться писать – 1 балл; в) любимую игрушку – 0 баллов.

Обработка результатов: мотивационная готовность считается удовлетворительной, если ребёнок набрал 3 балла.

























Список использованной литературы

  1. https://multiurok.ru/index.php/files/kartoteka-razvitie-motivatsii-mladshikh-shkolnikov.html

  2. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/poleznosti/dlja-uchitelja/130903-igry-i-uprazhnenija-na-razvitie-motivacii-u-m

  3. https://infourok.ru/pamyatka-po-pedagogike-na-temu-igri-i-uprazhneniya-dlya-povisheniya-motivacii-mladshih-shkolnikov-302319.html




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Картотека: «Развивающие задания повышенной сложности»

Автор: Калышкина Виктория Викторовна

Дата: 20.12.2019

Номер свидетельства: 532930

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства